Связь специальной методики преподавания русского языка со смежными науками.
Методика русского языка в специальной (коррекционной) школе, как и любая другая методика, относится к педагогическим дисциплинам. Она исследует цели, содержание, закономерности, принципы, методы и приемы обучения русскому языку.
Методика опирается на данные и закономерности лингвистики. Лингвистика изучает языки как определенные кодовые системы. Методика изучает проблемы обучения языку, проблемы развития речи у учащихся, т. е. обучение тому феномену, который изучает лингвистика.
У методики существует тесная связь с психологией. Психологи указывают на различие между устной и письменной речью. Они отличаются каналами информации (звуковой и графический). Значительные различия наблюдаются и в структурном отношении. Так, для устной речи по сравнению с письменной характерны свои грамматические и лексические средства, что позволяет говорить о стиле устной и книжно-письменной речи. Серьезные различия эти существенны для методики. Они требуют, чтобы обучение различным видам речи строилось по-разному. Это касается как отбора материала для обучения, так и составления специальных систем упражнений. Важное значение для методики имеет различение внешней и внутренней речи, рецептивной и продуктивной.
|
|
Методика основывается на общих положениях дидактики и теории воспитания. Они формулируют принципы и правила обучения и воспитания в целом, а методика конкретизирует эти положения. Дидактика и методика обучения имеют 1 и тот же объект обучения—уч.-восп. процесс, но дидактика изучает этот процесс в целом, а мет. применительно к определенному учебному предмету.
Вопросы языка и речи изучаются психолингвистикой, нейрофизиологией, дефектологией, теорией информации.
Но лингвистика, психология, психолингвистика находятся в более тесной связи с методикой. Их называют базовыми для методики науками.
Виды работ по развитию связной речи у учащихся.
Одна из основных коррекционно-образовательных задач по развитию связной речи состоит в обучении учащихся навыкам создания текста. В частности, очень важно умение составлять описательные рассказы, что является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Работа по созданию текстов-описаний может быть разделена на три этапа: вводный, основной и итоговый.
Вводный этап посвящен знакомству с правилами речевого сообщения. Содержание этапа включает в себя сбор и систематизацию материала для будущего сочинения; специальную работу по предупреждению речевых ошибок.
|
|
На основном этапе ведется работа по развитию связного говорения по правилам смысловой и языковой организации, а также формируются речевые умения по созданию текстовых сообщений описательного характера.
Задача итогового этапа состоит в том, чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок. Совершенствование культуры речи школьников предполагает формирование у них умений и навыков редактирования письменных текстов.
Этап развития фразовой речи. Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники. Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
Самостоятельный пересказ рассказа ребенком. Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Пересказ рассказа с элементами творчества. Цель: закрепление умения связно и последовательно пересказать произведение, опираясь на наглядный материал.
Обучение устной и письменной монологической речи учащихся начальных классов с общим речевым недоразвитием.
Связная монологическая речь более сложная, чем разговорная. Она более содержательная и полная, требует хорошо развитого умения выделять существенные стороны и свойства описываемого предмета, явления или события, которые должны быть логически связаны между собой и развиваться в определенной последовательности.
Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства. Для достижения этих целей следует использовать систему упражнений, в процессе которых учитель должен:
- создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение;
- побуждать учащихся высказывать собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению;
- добиваться использования усвоенного речевого материала;
- направлять внимание учащихся на содержание высказываний;
-предусматривать формирование различных видов связной речи: сообщение, описание, повествование, рассуждения и т.п.
Особенности подготовки руки к письму у учащихся специальной (коррекционной) школы V вида.
Для успешного овладения графикой письма необходимы координация движений, пространственные представления, чувство ритма. Рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, что определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц рук, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких и точных движений условно обозначается термином «ручная готовность». Нарушение моторики руки лишает движения точности, силы и координированности, без чего невозможно правильное обозначение звуков графическими символами.
- Соблюдение гигиенических правил письма, правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме.
Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонко моторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе с этими учащимися одно из первостепенных значений.
- развитие ручной и мелкой моторики и тонких движений пальцев рук (лепка, аппликации, рисование, раскраска, обвести по контору, вырезание фигурок, нанизывать колечки);
- формирование специфических действий руки (захват щепотью мелких предметов и манипулирование ими).