Формы зрительных агнозий

Зрительная агнозия - расстройство зрительного гнозиса, возникающее при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающее при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).

Виды зрительных агнозий:


· Предметная агнозия

· Оптико-пространственная агнозия

· Прозопагнозия (лицевая агнозия)

· Цветовая агнозия

· Символическая агнозия (буквенная агнозия)

· Симультанная агнозия

· Акинетопсия


В основании этой классификации лежит нарушение восприятия различных типов объектов или их признаков. Каждая форма агнозии связывается с поражением определенных структур головного мозга. Клинические психологи соотносят нарушения зрительного гнозиса с синдромами поражений затылочных и височно-теменных отделов головного мозга.

--Предметная агнозия

Предметная агнозия — одна из самых распространенных форм нарушений зрительного гнозиса, которая в той или иной степени встречается у большинства больных с поражением затылочно-теменных отделов мозга. В грубой форме предметная агнозия наблюдается лишь при двухстороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга, то есть при двухстороннем поражении 18-го и 19-го полей. Предметная зрительная агнозия характеризуется тем, что больной видит как будто бы все, он может описать отдельные признаки предмета, но не может сказать, что же это такое. Однако в такой грубой форме предметная агнозия встречается сравнительно редко, чаще она проявляется в скрытой форме при выполнении специальных зрительных задач: например, при распознавании контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга, перевернутых изображений и т. д.

--Оптико-пространственная агнозия

Оптико-пространственные агнозии чаще всего наблюдаются при поражениях теменно-затылочных отделов правого или левого полушарий мозга. При оптико-пространственной агнозии у больных теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов. У них нарушается лево-правая ориентировка; они перестают понимать ту символику рисунка, которая отражает пространственные признаки объектов.

--Односторонняя зрительно-пространственная агнозия

Возникает при поражении глубинных или конвекситальных отделов правого полушария мозга. В наиболее выраженных формах развития этой патологии обнаруживается системный дефект в виде неспособности воспринимать те составляющие зрительной стимуляции, которые попадают в левое зрительное поле.

--Прозопагнозия или лицевая агнозия — особая форма нарушений зрительного гнозиса, при которой теряется способность узнавать реальные лица или их изображения (на фотографиях, рисунках и т. п.). Больные оказываются неспособны различить женские и мужские лица, лица детей и взрослых; не узнают лица своих родных и близких. Такие больные узнают людей (включая и самых близких) только по голосу. Лицевая агнозия возникает при поражении височно- теменно- затылочных отделов правого полушария.

---Цветовая агнозия также представляет собой самостоятельный тип зрительных гностических расстройств. Различают собственно цветовую агнозию и нарушение распознавания цветов как таковых (цветовая слепота или дефект цветоощущений). Цветовая слепота и нарушение цветоощущений могут иметь как периферическое, так и центральное происхождение, то есть быть связанными с поражением как сетчатки, так и подкорковых и коркового звеньев зрительной системы. Агнозия на цвета может быть констатирована только в том случае, если испытуемый не может ни выбрать из набора цветов цвета названных объектов, ни называть объекты, соответствующие указанным цветам.

--Символическая агнозия

Символическая или буквенная агнозия является особой формой зрительных агностических расстройств. В чистом виде буквенная агнозия проявляется в том, что больные, совершенно правильно копируя буквы, не могут их назвать. У них распадается навык чтения (первичная алексия). Подобное нарушения чтения встречается изолированно от других нарушений высших зрительных функций, что и дает основание выделить этот дефект в самостоятельную форму агнозии. такие больные правильно воспринимают предметы, правильно оценивают их изображения и даже правильно ориентируются в сложных пространственных изображениях и реальных объектах, однако они «не понимают» буквы и не могут читать.

--Симультанная агнозия

Симультанная агнозия является одной из форм нарушения зрительного гнозиса, которая возникает при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Симультанная агнозия проявляется в том, что больной не может воспринять одновременно несколько зрительных объектов или ситуаций в комплексе. Обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания пациента.

--Акинетопсия — зрительная агнозия движения, неспособность воспринимать движущиеся объекты. При этом восприятие статичных предметов ничем не отличается от здорового человека. Вызывается повреждением в области экстрастриарной коры.

17. Общая характеристика кожно-кинестетич. Чувствительности. Кинестетическая чувствительность - основа всех видов движений. Отсутствие специальных видов чувствительности совместимо с жизнью, отсутствие же общей, кожно-кинестетической чувствительности - нет. Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предметов на поверхность кожи, включая слизистую оболочку рта, носа и глаз. К ним относятся тактильные, температурные и болевые ощущения. Тактильные ощущения распадаются на ощущения прикосновения, давления, вибрации и зуда. Возникают они при раздражении особых рецепторов, расположенных в коже в виде специальных окончаний нервных сплетений, или особых нервных образований; Температурные ощущения — рецепторы раздражаются контактно и дистантно (на расстоянии) путем лучистого теплообмена. Окончаний, воспринимающих холод, значительно больше, чем окончаний, воспринимающих тепло; Болевые ощущения вызываются различными раздражителями (тепловыми, механическими, химическими), как только они достигают высокой интенсивности, большей абсолютного верхнего порога, и становятся угрожающими для разрушения организма. Боль является сигналом опасности, в связи с которым вступают в действие защитные реакции. Кинестетические (двигательные) ощущения вызываются раздражениями, возникающими в органах движения при изменении их положения в пространстве и при сокращении мышц. Двигательные ощущения вместе с работой кожных рецепторов обеспечивают осязание, являющееся комбинацией кинестетических и кожных ощущений. Без кинестетических ощущений у человека не могло бы развиться ни одного двигательного навыка. Именно из-за непрерывно идущих от двигательного анализатора импульсов мы знаем, в каком положении находится наше тело. Человек, у которого эти импульсы нарушены, не может с закрытыми глазами произвести какое-либо заданное движение.

 

18. Поражения различных отделов путей кожно-кинестетической чувствительности. Тактильные агнозии. Тактильные агнозии включают в себя симптомы нарушения осязательного восприятия предметов и их свойств. 1. Астереогноз (невозможность ощутить предмет в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков). При ощупывании предмета (ключ, ручка, наручные часы, спички, ложка и т.п.), вкладываемого в правую или левую руку больного, можно видеть затруднения, которые больной пытается устранить, подключая к процессу ощущения второй руки.2. Дермоалексия- не возможность восприятия символов (букв, цифр, знаков).Тактильные агнозии могут распространяться на отдельных свойств предмета: формы, величины, веса, материала, из которого он сделан.

19.Общая характеристика слухового анализатора. Слуховой анализатор включает в себя три основные части: орган слуха, слуховые нервы, подкорковый и корковые центры мозга. Орган слуха каждого человека состоит из 3 частей.

1) наружное ухо —ушная раковина и слуховой проход. Ушные есть с двух сторон головы человека и роли не играют, так как просто слышат звуковые волны. Слуховой проход в нём есть железы которые вырабатывают ушную серу,которая вместе с волосками защищает ухо от загрязнения.

2) барабанная перепонка- в виде овала, через который проходит звуковая волна во внутреннее ухо.

среднее ухо – находится между внешней частью органа слуха и внутренним отделом.Оно связывается с глоткой, слуховой трубой, которая являет предохранитель, балансирующая давление внутри уха и снаружи.

3) внутреннее ухо – в нём есть рецептор который улавливает звук называется «улитка». Проводящий отдел состоит из множества отростков, которые передают импульсы в периферический отдел головного мозга(отдел отвечает за органы чувств). Проводящие пути слухового анализатора осуществляют связь органа слуха с центральной нервной системой человека.

20.Виды слуховых расстройств. Кондуктивные нарушения слуха возникают вследствие блокировки какого-либо рода во внешнем или среднем ухе, что препятствует нормальному прохождению звука во внутреннее ухо. Сенсорные нарушения слуха возникают вследствие проблем с волосковыми клетками внутреннего уха. Это препятствует улитке нормально воспринимать звук. Невральные нарушения слуха происходят, когда мозг полностью не может обрабатывать импульсы или не может правильно их понять. Сенсоневральные нарушения слуха – это, когда существуют проблемы с волосяными клетками и присутствует также искажение при обработке звуковых сигналов мозгом. Стойкие нарушения слуха обычно считаются сенсоневральными т.к. сложно точно определить, каким образом улитка и мозг влияют на нарушения слуха, особенно у маленького ребенка. Смешанные нарушения слуха – это и кондуктивной и сенсоневральной потери. При этой потере слуха звук не передается нормально от внешнего или среднего уха к внутреннему уху. 21. Слуховые агнозии. Слуховая агнозия (преимущественно очаговые поражения верхней височной извилины справа). Характерны трудности узнавания звуков. Слуховые агнозии делят на субдоминантные и доминантные. Субдоминантные слуховые агнозии проявляются в неспособности освоить значение неречевых шумов, а именно: а) природных, т.е. издаваемых объектами природы; б) предметных, т.е. издаваемых звучащими предметами. Неречевые слуховые агнозии возникают при поражении правой височной доли. У определенной категории больных, отмечаются дефекты импрессивного музыкального слуха (амузия).  Доминантные слуховые агнозии являются речевыми и проявляются в трудностях дискретного анализа воспринимаемых на слух речевых единиц. 22.Общие сведения касающиеся нарушений произвольных движений. Это нарушения произвольных движений, при которых страдает их плавность и скорость, а также непроизвольные насильственные движения. Экстрапирамидные расстройства подразделяют на гипокинезию и гиперкинезы. Гипокинезию характеризует "бедность" произвольных движений - их замедленность (брадикинезия) или полное отсутствие (акинезия). Гиперкинезы - это избыточные либо непроизвольные насильственные движения. 23. Эфферентные механизмы произвольных движений К эфферентным (исполнительным) механизмам произвольных движений и действий относятся две взаимосвязанные эфферентные системы: пирамидная и экстрапирамидная, корковые отделы которых составляют единую сенсомоторную зону коры. Пирамидная система -это основной механизм, реализующий произвольные движения. Начинается от моторных клеток Беца, продолжается в виде корково-спинномозгового, или пирамидного, тракта. система нервных структур. Поддерживает сложную и тонкую координацию движений. Пирамидная система ответственна за регуляцию дискретных, точных движений, полностью подчиненных произвольному контролю. Она управляет комплексными пространственно-организованными движениями, в которых участвует все тело. Пирамидная система регулирует преимущественно фазический тип движений, т. е. движения, точно дозированные во времени и в пространстве. Функции:Осуществление и доставка импульсных волн от прецентральной извилины к скелетной мускулатуре – самые важные функции пирамидальной системы. Эти импульсы осознанны и подчиняются нашей воле. Благодаря этим функциям мы можем выполнять те или иные движения. Также с помощью пирамидальной системы дыхание подстраивается и человек может произносить слова. Экстрапирамидная система— второй эфферентный механизм реализации произвольных движений и действий. Экстрапирамидной системой называются все двигательные пути, которые не проходят через пирамиды продолговатого мозга. Экстрапирамидная система более древняя, чем пирамидная. Она очень сложна по своему составу. В экстрапирамидной системе различают корковый и подкорковый отделы. Экстрапирамидная система состоит из следующих структур головного мозга:базальные ганглии,красное ядро,интерстициальное ядро,чёрная субстанция,ретикулярная формация моста и продолговатого мозга,ядра вестибулярного комплекса,мозжечокпремоторная область коры Экстрапирамидная система осуществляет непроизвольную регуляцию и координацию движений, регуляцию мышечного тонуса, поддержание позы, организацию двигательных проявлений эмоций (смех, плач). Обеспечивает плавность движений, устанавливает исходную позу для их выполнения. Экстрапирамидная система объединяет двигательные центры коры головного мозга, его ядра и проводящие пути, которые не через пирамиды проходят продолговатого мозга; осуществляет регуляцию непроизвольных компонентов моторики (мышечного тонуса, координации движений, позы). функции: Регуляция мышечного тонуса. Известно, что мы имеем некоторый тонус мышц покоя, они никогда не являются абсолютно расслабленными, даже во сне. Тем не менее, мы сознательно никогда не думаем о том, чтобы как-то изменить или поддержать тонус, это обеспечение «готовности» к движению и включает экстрапирамидная система; Охранные рефлексы. К ним относятся моргание и вздрагивание всем телом при внезапном выстреле и громком звуке. Поддержание равновесия. Прекрасным примером такого «набора высших рефлексов» является поведение поскользнувшегося на льду человека в попытках удержать равновесие. Он может резко отклонить корпус, бессознательно взмахнуть рукой. это движение человеку было не под силу: включение резкого моторного акта, вернувшего на место центр тяжести тела, было автоматическим; Приобретение и закрепление навыков. Мы видим, как ловко может работать ювелир или резчик по дереву, музыкант – играть на инструменте, читая ноты прямо с листа, а шлифовальщик – одним движением затачивать нож, получая идеально ровную грань. При этом они разговаривают с нами, отвлекаются, и выполняют свою работу, словно шутя. Кроме того, ритмика, пластичность и темп движений, над которыми мы совершенно не задумываемся, также принадлежат экстрапирамидной системе. Экстрапирамидная система управляет также разнообразными двигательными навыками, автоматизмами. В целом экстрапирамидная система менее кортиколизована, чем пирамидная, и регулируемые ею двигательные акты в меньшей степени произвольны, чем движения, регулируемые пирамидной системой. Следует, однако, помнить, что пирамидная и экстрапирамидная системы представляют собой единый эфферентный механизм, разные уровни которого отражают разные этапы эволюции. Пирамидная система, как эволюционно более молодая, является в известной степени «надстройкой» над более древними экстрапирамидными структурами, и ее возникновение у человека обусловлено прежде всего развитием произвольных движений и действий.             24. Проблема апраксий. Апраксия– это неспособность к произвольной практической предметной деятельности, упроченной ранее. Непроизвольно действие, недоступное к выполнению по заданию, может быть легко выполнено. КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ (АФФЕРЕНТНАЯ) АПРАКСИЯ. Одно из основных звеньев праксического акта является афферентным, относящимся к зоне чувствительных проекций. Его реализация связывается с деятельностью вторичных полей теменной (постцентральной) корой, которые ответственны за реализацию (афферентацию) отдельных поз. Несостоятельность в воспроизведении единичных поз носит название кинестетической(афферентной) апраксии. Это относится и к мануальным (кистевым и пальцевым) позам, и к оральным и к артикуляционным. КИНЕТИЧЕСКАЯ (ЭФФЕРЕНТНАЯ) АПРАКСИЯ. Несостоятельность в воспроизведении серии движений обозначается как кинетическая(эфферентная) апраксия. Ее возникновение связывается с поражением вторичных полей коры премоторной (прецентральной) области. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ АПРАКСИИ. Артикуляционные апраксии являются наиболее сложными по структуре дефекта и состоят в неспособности членораздельно говорить, несмотря на отсутствие параличей или парезов органов артикуляции. 25)общее положение произвольной регуляции впф Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими; наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция; постоянный контроль над ее выполнением и за окончательным результатом деятельности. Произвольное управление возможно лишь при сохранной структуре психической деятельности. Важнейшее значение в произвольной регуляции высших психических функций имеет речевая система. Произвольная регуляция в значительной степени опирается на речевые процессы, т. е. является прежде всего речевой регуляцией. И произвольность, и опосредованность речью, и осознанность представляют собой сложные системные качества, присущие высшим психическим функциям как сложным «психологическим системам». С произвольным контролем за высшими психическими функциями связан III структурно-функциональный блок мозга — блок программирования и контроля за протеканием психических функций. Мозговым субстратом этого блока являются лобные доли мозга, их конвекситальная кора (расположена кнаружи). В лобной области коры больших полушарий выделяют моторную (агранулярную) и немоторную (гранулярную) кору. Общий моторный тип строения лобной коры отражает отношение этих отделов мозга к регуляторным процессам. У человека поражение лобных долей мозга характеризуется многими симптомами, среди которых центральное место занимают нарушения произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и целесообразности поведения в целом. У данной категории больных страдает сама структура психической деятельности. В то же время у них остаются сохранными отдельные частные операции («умственные действия»), сохранен и запас знаний (и житейских, и профессиональных), однако их целесообразное использование в соответствии с сознательно поставленной целью оказывается невозможным. Наиболее отчетливо эти симптомы проявляются у больных с массивными поражениями лобных долей мозга (двухсторонними очагами). В этих случаях больные не могут не только самостоятельно создать какую-либо программу действий, но и действовать в соответствии с уже готовой программой, данной им в инструкции. В менее грубых случаях нарушается преимущественно способность к самостоятельной выработке программ. Поражение отделов коры лобных долей мозга ведет к нарушениям произвольной (преимущественно речевой) регуляции двигательных функций — к регуляторной апраксии, проявляющейся при ее крайних степенях в виде эхопраксии (подражательных движений), а также в виде эхолалии (повторения услышанных слов). У больных с поражением лобных долей мозга можно обнаружить признаки ослабления или нарушения речевой регуляции двигательных актов, а именно:а) медленное, после нескольких повторений, включение в задание;б) частая «потеря программы» при выполнении серийных движений;в) патологическая легкость образования двигательных стереотипов при выполнении различных двигательных программ; Имеются трудности и при выполнении зрительных гностических задач. не могут выполнить задания, требующие последовательного рассматривания изображения: например, сравнить два похожих изображения и найти, в чем их отличие. В слуховом восприятии трудностей оценки и воспроизведения звуков (например, ритмов). В тактильном восприятии нарушения произвольной регуляции проявляются в трудностях опознания на ощупь серии тактильных образцов. интеллектуальной деятельности. Не могут самостоятельно проанализировать условия задачи, сформулировать вопрос и составить программу действий.Одним из важных симптомов нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности, характерных для этой категории больных, является появление интеллектуальных персевераций, т. е. инертное повторение одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях. При поражении лобных долей мозга наблюдаются нарушения всего поведение больного в целом. Лобные доли мозга являются аппаратом, обеспечивающим формирование стойких намерений, определяющих сознательное поведение человека. 26. нарушение произвольных регуляций высших психических функций Нарушения произвольных движений и действий составляют лишь сть дефектов произвольной регуляции психической деятельности горые наблюдаются у больных с локальными поражениями головного мозга. Нередко эти нарушения распространяются и на познавательные процессы, и на поведение в целом. Произвольная регуляция высших психических функций является одной из форм динамической организации психической деятельности в соответствии с общими представлениями о структуре высших ихических функций, разработанными отечественными психологами: Выготским, А.Н.Леонтьевым, А.РЛурия и др.), все высшие психические функции произвольны по способу своего осуществления. Эти представления основываются на деятельностном подходе к пониманию природы психических функций. Произвольность высших психических функций (или сложных форм психической деятельности) означает возможность сознательного управления ими (или отдельными их фазами, этапами); наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция (выработанная стоятельно или данная в виде инструкции); постоянный контроль за ее выполнением (за последовательностью операций и результами промежуточных фаз) и контроль за окончательным результами деятельности (для которого необходимо сличение реального результата с предварительно сформированным «образом результата»). Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна. Иными словами, произвольное управление возможно лишь при сохранной структуре психической деятельности. Важнейшее значение в произвольной регуляции высших психических функций имеет речевая система. Как известно, речь является центральным по своей значимости «психологическим орудием», опосредующим психические функции. В процессе формирования высших психических функций происходит все большее их опосредование речью, их «оречевление» (по выражению Л.С.Выготского). Поэтому произвольная регуляция в значительной степени опирается на речевые процессы, т.е. является прежде всего речевой регуляцией. Произвольный контроль за высшими психическими функциями тесно связан с их осознанностью. Как указывал И.М.Сеченов, произвольному контролю подчиняются только те процессы, которые достаточно отчетливо осознаются. Степень осознания, т.е. возможность дать полный речевой отчет о разных этапах (или фазах) реализации деятельности, различна. Как показали многие исследования, лучше всего осознаются цель деятельности и конечный результат, сам же процесс психической деятельности, как правило, протекает на бессознательном уровне. И произвольность, и опосредованность речью, и осознанность представляют собой сложные системные качества, присущие высшим психическим функциям как сложным «психологическим системам» (Л.С.Выготский, 1960). Поэтому нарушение произвольной регуляции высших психических функций, или сложных форм сознательной психической деятельности, тесно связанное с нарушением их речевой опосредованности и осознанности, свидетельствует о нарушении их структуры. В соответствии с концепцией А.Р.Лурия о структурно-функциональной организации мозга, с произвольным контролем за высшими психическими функциями связан III-й структурно-функциональный блок мозга – блок программирования и контроля за протеканием психических функций. Мозговым субстратом этого блока являются лобные доли мозга, их конвекситальная кора. Лобные доли представляют собой сложное образование, включающее много полей и подполей. Как уже говорилось выше, в лобной конвекситальной области коры больших полушарий выделяют моторную (агранулярную и слабо гранулярную) и немоторную (гранулярную) кору.  

 

28. Формы афазии.  Афазия- нарушения уже сформировавшейся речи, возникающие при локальных поражениях коры и ближайших подкорковых образований левого полушария (у правшей), системные расстройства различных форм речевой деятельности. Классификация А.Р. Лурия: Моторная афазия аффернетногохар-ра. Центральное расстройство – оральная апраксия (посикартикулем ). Моторная афазия эфф-гохар-ра. поражение нижних отделов премоторной зоны левого полушария (у правшей). При очаговых поражениях премоторной зоны возникает патологическая инертность артикуляторных актов, появляются персеверации, которые препятствуют свободному переключению с одной артикуляторной позы на другую. Поэтому речь становится разорванной, сопровождается застреванием на каких-либо фрагментах высказывания. Сенсорная (акустико-гностическая)афазия. Поражение верхне-височных отделов («зона Вернике»). Нарушение фонетического слуха (распад способности к акуст-му анализу звуков речи). Это приводит к грубым нарушениям импрессивной речи – понимания. Акустико-мнестическая афазия. Обусловлена поражением в средних и задних отделах височной области. Дефект проявляется в слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, проявляя тем самым сужение объема слухо-речевой памяти и наличие слабости акустических следов. Это приводитк трудности понимания развернутой речи. Семантическая афазия. Поражение теменно-затылочных областей левого доминантного полушария. Проявление-импрессивныйаграмматизм (невозможность понимания сложных логико-грамматических оборотов речи). Динамическая афазия. Поражение в заднелобных отделах левого полушария, кпереди от «зоны Брока». Отмечается речевая спонтанность. 2 варианта: первый нарушениемфункции речевого программирования (пользуются речевыми штампами), речь бедная и односложные ответы в диалоге; второй характеризуется нарушением грамматического структурирования, в речи экспрессивный аграмматизм «согласования», «телеграфный стиль». 29.Общие положения, нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Модально-специф-е нарушения памяти составляют второй тип мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга. Возникают при поражении аппаратов 2 и функциональных блоков, связаны со стимулами определенной модальности и распространяются только на раздражители, которые адресуются лишь к одному анализатору. К этим патологиям относят нарушения зрительной памяти, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной. Они отличаются тем, что эти дефекты не бывают глобальными, никогда не вызывают нарушения расстройств сознания, носят характер распада мнестической основы отдельных, модально-специфических операций.В зависимости от локализации очага поражения можно выделить следующие модально-специфические нарушения памяти:- при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария возникают нарушения слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия), заключающиеся в невозможности удержать в памяти даже несколько слов. Следует отметить, что этот дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме, у больных нет расстройства фонематического слуха;- при поражении теменно-затылочной области левого полушария возникает амнестическая афазия, проявляющаяся в невозможности удержать в памяти зрительные структуры, включающие пространственные отношения. У этих больных нарушаются зрительные представления объектов, но нет никаких гностических зрительных расстройств. 30. Типы нарушений памяти. Модально-специфические нарушения памяти - нарушения, связанные с определенной модальностью стимулов и распространяемые только на раздражители, адресующиеся какому-то одному анализатору. К ним относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др. Модально-неспецифические нарушения памяти - целая группа патологических явления, неоднородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление любой по модальности информации. 31. Общие положения, касающиеся нарушения внимания при локальных поражениях мозга. Еще недавно считалось, что внимание не связано с какими-то определенными структурами мозга, и что его нарушение (в виде ослабления, снижения объема, нарушения концентрации и т. д.) проявляется у любого больного человека, независимо от локализации поражения мозга. А. Р. Лурия рассматривал внимание как сложную функциональную систему, в организации которой принимают участие различные структуры мозга, каждая из которых вносит свой вклад в обеспечение данной функции. Нейропсихологические исследования позволили выделить два типа нарушения внимания - модально-неспецифические и модально-специфические. Первые характерны для больных с поражением неспецифических структур мозга: - нижние отделы ретикулярной формации (уровень продолговатого мозга и среднего мозга) являются основными механизмами перехода от сна к бодрствованию и обеспечивают элементарные формы внимания. При их поражении возникает быстрое истощение, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания в любом виде деятельности. Может быть компенсировано при усилении речевого контроля; - уровень диэнцефальных отделов мозга и лимбической структуры обеспечивают уровень активности. Кроме того, гиппокамп содержит нейроны, отвечающие на модально-специфические раздражения и проводящие сличение старых и новых раздражителей. В результате они обеспечивают реакцию на новые сигналы или их свойства, наряду с угашением реакции на старые, уже привычные раздражители. Поэтому гиппокамп выполняет роль "фильтрующего аппарата", который необходим для избирательных реакций на специфические раздражители; - лобные доли (медиобазальные отделы мозга) обеспечивают торможение реакции на любые побочные раздражители и сохранение направленного программированного поведения (произвольное внимание). При нарушении рассмотренных отделов мозга наступают следующие дефекты внимания: - при поражении ретикулярной формации ухудшаются все свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение). В тяжелых случаях больные находятся в полусонном состоянии, посторонние раздражители вплетаются в течение их мыслей, сознание становится спутанным; - при поражении гиппокампа нет отчетливых нарушений гнозиса и праксиса, но наблюдаются выраженные нарушения избирательности. Они проявляется в повышенной отвлекаемости больного, быстром прекращении активной деятельности, легком всплывании ассоциаций; - при поражении лобных отделов мозга ориентировочные реакции могут быть сохранны и даже патологически усилены. Налицо диссоциация между резко ослабленным произвольным вниманием и патологическим усилением непроизвольного. У такого больного нельзя вызвать устойчивое произвольное внимание по речевым инструкциям. Второй аспект нарушения внимания - модально-специфическая патология внимания, которая проявляется только по отношению к стимулам одной модальности (в зрительной, слуховой, тактильной сфере) и заключается в игнорировании тех или иных стимулов (специфические для данной модальности трудности осознания стимула). Выделяют зрительное невнимание, слуховое невнимание, двигательное невнимание. В их основе лежит изменение локальных активационных процессов, которые развиваются в корковых зонах соответствующего анализатора. Модально-специфическое внимание может избирательно нарушаться при локализации очага поражения в корковых зонах определенных анализаторных систем. 32. Типы нарушения внимания. Модально-специфическиенарушения внимания - нарушения, которые проявляются только в одной сфере - зрительной, слуховой, тактильной или двигательной. Проявляются в специфических трудностях осознания при одновременном предъявлении "двойных" стимулов. Модально-неспецифическиенарушения внимания – тип нарушений внимания, которые распространяются на любые формы и уровни внимания. Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности. 33. общее положение касающихся вопросов изучения нарушение мышления при локальных орожений мозга. Р. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения различных отделов левого полушария мозга (у правшей), выделяет несколько типов нарушения интеллектуальных процессов При поражении височных, теменно-затылочных, премоторных и префронтальных отделов мозга. рипоражении левой височной области нарушается звуковая структура речи, в то время как ее семантическая сторона остается сохранной. Поэтому у больных страдает способность выполнять последовательные вербальные операции, для осуществления которых необходима опора на речевые связи или их следы. При поражении теменно-затылочных отделов мозга страдает комплексный синтез элементов в группы. В данном случае дефект интеллектуальной деятельности связан с нарушением наглядно-образного мышления, требующего выполнения операций на пространственный анализ и синтез. У больных сохранно намерение выполнить ту или иную задачу, они могут составить план действий, но не могут выделить наглядные признаки и их пространственные отношения, например, в задачах на «конструктивный интеллект». Поражение премоторных отделов левого полушария головного мозга приводит к изменению динамики мыслительного процесса. В основе лежит дефект внутренней речи: нарушен процесс «развертывания» речевого замысла и процесс «свертывания» речевых структур, необходимый для понимания смысла текста. В обоих случаях наблюдается изменение последовательности речевых процессов и, как следствие, нарушение динамики вербально-логического мышления, распад свернутых «умственных действий», патологическая инертность интеллектуальных актов. При поражении префронтальных отделов мозга расстройства интеллектуальной деятельности носят сложный характер. Во-первых, они возникают вследствие нарушения ее структуры: у больных выпадает стадия ориентировки в условиях задачи, они импульсивно начинают выполнять случайные действия, не сличая их с исходными целями. Во-вторых, нарушаются операции с понятиями и логическими отношениями, страдает избирательность семантических связей. В-третьих, для лобных больных характерна общая интеллектуальная инактивность. 34. Типы нарушения интеллектуальных процессов при поражении височных, теменно-затылочных, премоторных и префронтальных отделов мозга. А. Р. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения различных отделов левого полушария мозга (у правшей), выделяет несколько типов нарушения интеллектуальных процессов при поражении височных, теменно-затылочных, премоторных и префронтальных отделов мозга При поражении левой височной области нарушается звуковая структура речи, в то время как ее семантическая сторона остается сохранной. По этой причине у больных страдает способность выполнять последовательные вербальные операции, для осуществления которых необходима опора на речевые связи или их следы. Но, у них сохраняется непосредственное понимание наглядно-образных и логических отношений. Οʜᴎ могут правильно оперировать пространственными отношениями элементов, выполнять арифметические операции (в письменном виде), решать задачи на поиск последовательности наглядно развертывающегося сюжета (серии сюжетных картин). При поражении теменно-затылочных отделов мозга страдает комплексный синтез элементов в группы. В данном случае дефект интеллектуальной деятельности связан с нарушением наглядно-образного мышления, требующего выполнения операций на пространственный анализ и синтез. У больных сохранно намерение выполнить ту или иную задачу, они могут составить план действий, но не могут выделить наглядные признаки и их пространственные отношения. В этих задачах элементы, на которые распадается модель, не соответствуют тем элементам, из которых должна быть составлена конструкция. Вместе с тем, у больных нарушено выполнение арифметических действий из-за первичной акалькули- потерей способности человека к осуществлению различных арифметических действий Поражение премоторных отделов левого полушария головного мозга приводит к изменению динамики мыслительного процесса. В корне лежит дефект внутренней речи: нарушен процесс ʼʼразвертыванияʼʼ речевого замысла и процесс ʼʼсвертыванияʼʼ речевых структур, необходимый для понимания смысла текста. В обоих случаях наблюдается изменение последовательности речевых процессов и, как следствие, нарушение динамики вербально-логического мышления, распад свернутых ʼʼумственныхдействийʼʼ (арифметических, вербальных и т. п.), патологическая инертность интеллектуальных актов. Но у таких больных сохранны пространственные операции и понимание логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения. При поражении префронтальных отделов мозга расстройства интеллектуальной деятельности носят сложный характер. В первую очередь, они возникают вследствие нарушения ее структуры: у больных выпадает стадия ориентировки в условиях задачи, они импульсивно начинают выполнять случайные действия, не сличая их с исходными целями. Во-вторых, нарушаются операции с понятиями и логическими отношениями, страдает избирательность семантических связей. В-третьих, для лобных больных характерна общая интеллектуальная инактивность. недостаточная интенция (направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел.) в организации поведения в выполнении.движений и действий 36.нарушение эмоций при локальных поражений мозга.В общем, признаки нарушения эмоций, возникающие при поражении левой и правой лобных долей мозга, - признаки нарушения эмоций по знаку, интенсивности и самооценке. Нарушения эмоций в клинике локальных поражений головного мозга известны давно, прежде всего при поражении лобных долей головного мозга. Нарушения эмоций при поражении лобных долей мозга описываются как "эмоциональное безразличие", "благодушие", "эйфория" или даже "эмоциональный паралич". Эти эмоциональные нарушения у "лобных" больных сочетаются с личностными изменениями в виде "некритичности", "исчезновения чувства ответственности", "нарушения системы отношений" и т. д. Большое внимание в последние годы уделяется анализу эмоциональных нарушений с точки зрения межполушарной асимметрии мозга. Так, выяснено, что эмоциональные нарушения при поражении правого полушария выражены ярче, чем при поражении левого полушария. При поражении правого полушария чаще отмечается лабильность эмоциональных реакций, неспособность к омппмпидпиыпмукпнтполю: возникают либо чрезмерные по силе аффекты, либо резкое снижение аффективного тонуса. При поражении левого полушария возникают депрессивные состояния в виде приступов тревоги, беспокойства, страха. К постоянным эмоциональным расстройствам относятся:
  • неврозоподобный синдром (на первых этапах заболевания);
  • депрессивные синдромы;
  • гипоманиакальные синдромы;
  • маниакально-подобные синдромы;
  • эмоциональные изменения в виде аспонтанности;
  • обеднения эмоций вплоть до "эмоционального паралича";
  • эмоциональные изменения на фоне массивных нарушений психики.
К пароксизмальным аффективным нарушениям относят:
  • спонтанно возникающие аффекты, не имеющие реального повода (в виде сильных приступов чувства ужаса, тоски, страха, которые сопровождаются висцерально-вегетативными реакциями и галлюцинациями);
  • аффекты, возникающие в ответ на реальную причину, но неадекватные ей (развиваются на фоне устойчивых эмоционально-личностных изменений личности).
37.основные локализации поражения мозга связанные с эмоциональными нарушениями. Поражения гипофизарно-гипоталамической области мозга. Характерно постепенное обеднение эмоций, исчезновение выразительных средств (мимики и пр.) на фоне изменений психики в целом. Поражения височной области мозга. Характерны устойчивые депрессии и яркие пароксизмальные аффекты на фоне сохранных личностных свойств. Поражения лобной области мозга. Характерно обеднение эмоций, появление "эмоциональных параличей" или эйфории в сочетании с грубыми изменениями всех психических процессов и личности больного. Поражение диэнцефальных отделов мозга, приводящее к особому нейропсихологическому синдрому, нередко сопровождается эмоциональной нестабильностью. При поражении медиальных отделов височных долей мозга возможны агрессивность, негативизм. 38. Построение нейропсихологического заключения. Традиционно нейропсихологическое заключение включает в себя следующие части:  1. Характеристика личности больного. Общая характеристика больного. 2. Дополнения к анамнезу (динамика развития отдельных психологических симптомов). 3. Данные экспериментально-психологического исследования: результаты объективного исследования различных ВПФ испытуемого с помощью нейропсихологических диагностических методик характеристика внимания;состояние гностических процессов;состояниепраксиса (пальцевого праксиса позы, пространственного, динамического, орального); характеристика речевых процессов (письма, чтения);характеристика счета;характеристикапамяти;характеристика интеллектуальной деятельности;характеристика эмоциональных реакций. 4. Оценка полученных данных. Характеристика синдрома. Указание на локализацию поражения. Итоговая оценка выявленных нарушений / особенностей. Вывод о локализации поражения мозга. 40.принципы построения коррекционных программ в нейропсихологии 1.Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы. (Сформулирован П. Я. Гальпериным). 2.Принцип системности Нейрокоррекциянаправлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом. 3.Принцип опоры на сохранные формы деятельности Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики. 4.Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка В программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций. 5.Принцип вовлечения Нейропсихолог должен создать ситуацию эмоционального включения ребёнка в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию. 6.Принцип «замещающего онтогенеза» Данный принцип заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, начиная от самого раннего. 7.Принцип комплексности Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы. 8.Принцип «от простого к сложному» Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы для ребёнка.  

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: