Рассказывание по игрушкам

В основе высказываний дет об игруш лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспит дет и разв наблюдательности. Занятия с игрушками носят творчес хар-р, на них развиваю мышление и воображение. Игрушка вызывает положит эмоции, желание высказаться. Поэтому она испол как средство обуч описанию и повествованию. Для обуч монологической речи испол след виды игрушек:· дидактич (матрешки, пирамидки,); · сюжетные (образные): куклы, машины, · наборы, составленные воспитателем или дет, – мальчик, девочка, сани, Поскольку каж новая игрушка выз у реб радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье,). Виды занятий по игрушкам.1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отнош реб к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. Описание игрушек может проводиться в виде дид игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды). Для описания след подбирать игрушки, кот бы привлекали вним дет, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах;). 2. Сюжетные рассказы (повествования).· рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить дет сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индив и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? На первых порах особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма,),.На занятии обуч описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две кошки – одна белая, другая черная, Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную,». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче разв сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Значительное место занимают дид игры на описание. Усложняются их содер и требов к речи. В игре «Магазин игрушек» реб-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Если в мл дош дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются В стар дош игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения. В подг к шк дается более полное описание признаков В ста возр продолжается работа над структурой высказывания. Реч деят- ть детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: