Вопрос №25. Клубные формирования и любительские объединения. Технология организации деятельности клубных объединений

Клубное формирование – «добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха».

Клубные формирования могут быть разных видов: кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, курсы прикладных знаний, творческие лаборатории, любительские объединения и клубы по интересам.

Клубные формирования в рамках своей деятельности:

· организуют систематические занятия в формах и видах, характерных для данных клубных формирований (репетиция, лекция, урок, тренировка и т.д.);

· проводят творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытие уроки, творческие лаборатории, мастер классы и т.п.);

· осуществляют организационно-методическую работу;

· участвуют в общих программах и акциях культурно-массового характера;

· принимают участие в городских, региональных, общероссийских фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.;

· используют другие формы творческой работы и организации досуга населения.

Термин Объединение Отличительные особенности
Кружок Группа (как правило, небольшая) людей, объединенных общими интересами и регулярной совместной деятельностью на основе этих интересов 1. Не имеет программы. 2. Состав участников фиксированный, на творческий сезон. 3. Состав участников из одной возрастной группы
Любительское объединение Клубное формирование, объединяющее людей с глубоким и устойчивым интересом к общему занятию, стремящихся обменяться его результатами и своими навыками. Характеризуется преобладанием среди учебных форм самообразования, обмена знаниями и умениями, первостепенной ролью поисков, накопления информации, изготовления предметов, имеющих культурное и прикладное значение. Ведет активную пропагандистскую работу среди населения 1. Имеет репертуар, программу по развитию, график участия в массовых мероприятиях учреждения. 2. Есть свои уникальные культурные ценности, созданные в результате творческой деятельности. 3. Существует, как правило, в художественном самодеятельном творчестве
Клуб по интересам Клубное формирование, создаваемое с целью организации общения людей с единым глубоким и устойчивым интересом к чему-либо. Характеризуется отсутствием деятельности по созданию культурных ценностей 1. Устойчивый состав - как правило, на несколько творческих сезонов. 2. Не имеет календарно-тематического плана, но возможна программа развития формирования. 3. Направлено на творческое саморазвитие личности

Клубные гостиные, литературно-музыкальные и художественные салоны как групповая форма СКД.

Любительские объединения создаются самими участниками на базе КДУ, их отличает, прежде всего, добровольность, свобода общения, свобода выбора форм работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия, привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч).

Салон как мероприятие КДУ – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов 18-19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.

Гостиная – также одна из форм культурно-досугового общения на базе КДУ. Гостиные, как и салоны, бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя их названия, мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателей, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

ВОПРОС 27. Культурно-досуговые программы. Их структура, содержание, технология разработки.

Культурно-досуговые программы. Понятие.

Это универ­сальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художест­венного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного воспри­ятия и допускает в известных ситуациях их непосредствен­ное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зри­тель. это универ­сальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художест­венного моделирования, разыгрываемая перед публикой. Она обращена к людям через механизм их чувственного воспри­ятия и допускает в известных ситуациях их непосредствен­ное вовлечение в сценическое действие. При этом каждый индивид выступает одновременно и как автор, и как зри­тель.

Структура

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть коротким и привлекательным. Визитной карточкой программы является ее, название оно должно быть коротким и привлекательным.

Структура Культурно-досуговой программы:

  • Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат, количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.
  • Целевое назначение программы, ее задачи.
  • Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.
  • Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.
  • Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.
  • Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.
  • Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).
  • Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально-техническое).
  • Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).
  • Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).

    Содержание      

Содержание культурно-досуговой программы связано с:

• приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

• овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

• развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

• постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

• воспитанием гуманности, толерантности;

• формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

• освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:

• приобщением детей к художественной культуре;

• воспитанием у них культуры общения;

• формированием культуры организации досуга;

• обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М. Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н. С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации:

  • всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями),
  • чтение вслух,
  • рисование,
  • коллекционирование,
  • драматизация,
  • праздники.


II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

  • игры на местности;
  • игры на восприятие друг друга;
  • спортивные игры, туризм;
  • вечеринки;
  • встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы);
  • система зарабатывания каких-либо благ;
  • праздники;
  • драматизация.


III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:

  • вечера современной музыки;
  • диско-шоу;
  • вечера авторской песни;
  • спортивные игры;
  • дискуссии;
  • тренинги;
  • всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).


Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов:

  • информационной насыщенности;
  • эмоциональности;
  • массовости;
  • активности;
  • диалогичности;
  • преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.

Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М. Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н. С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации:

  • всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями),
  • чтение вслух,
  • рисование,
  • коллекционирование,
  • драматизация,
  • праздники.


II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

  • игры на местности;
  • Игры на восприятие друг друга;
  • спортивные игры, туризм;
  • вечеринки;
  • встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы);
  • система зарабатывания каких-либо благ;
  • праздники;
  • драматизация.


III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:

  • вечера современной музыки;
  • диско-шоу;
  • вечера авторской песни;
  • спортивные игры;
  • дискуссии;
  • тренинги;
  • всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).


Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М. Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов:

  • информационной насыщенности;
  • эмоциональности;
  • массовости;
  • активности;
  • диалогичности;
  • преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: