Психолого-педагогические основы руководства процессами изучения, исполнения и создания художественных произведений

Во всестороннем развитии способностей видное место должно занимать развитие творческих способностей человека, в разных видах его деятельности, в том числе в области искусства.

Покажем на примере создания музыкального произведения, как происходит процесс.

при изучении процесса формирования художественного образа музыкального произведения в исполнительской деятельности ставили перед собой следующие задачи:

1) дать характеристику процессов анализа и синтеза в ходе формирования художественного образа на различных этапах музыкального развития учащихся,

2) определить значение слова в этих процессах

3) выяснить роль музыкальных обобщений и влияние теоретических знаний на процесс формирования художественного образа музыкального произведения.

Основным методом данного исследования был метод обучающего эксперимента, включавшего в себя два этапа:

1) этап работы над «обеленным» текстом

2) этап работы над «авторским» текстом.

Методика работы над «обеленным» текстом заключалась с том, что педагог давал ученикам для разучивания специально подобранный нотный текст того или иного музыкального произведения. Особенностью этого нотного текста являлось то, что в нем были сняты, автор, название произведения и все оттенки Оставлено было лишь обозначение темпа, так как без него учащимся было бы слишком трудно уловить характер музыкального произведения

Таким образом, ученик получал, выражаясь образно, «обеленный» нотный текст. В отличие от этого, обычно предъявляемый ученику нотный текст мы условно называем «авторским».

Принципы выбора работы над пейзажем.

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

·Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);

·Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.

Изучение линейной и воздушной перспективыявляется наиболее важным аспектом в обучении рисования пейзажа. Сперва учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия горизонта в рисунке - это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь. После этого знакомим детей с основными законами перспективы, которые нужно соблюдать при рисовании с натуры.Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Воздушная перспектива – это кажущееся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.Изучение природных форм. Рисование деревьев.Даже каждое дерево одной породы имеет свой характер. Последовательность рисования: от простого к сложному, от общего к частному. Рекомендуется выполнять как краткосрочные наброски, так и длительные зарисовки деревьев разных пород и отдельно ветвей, стволов, корней. Самый лучший способ изучения природных форм - это пленэр. Рисование с натуры помогает быстрее понять пластику,

конструкцию, силуэты природных форм. Также, такая практика позволит почувствовать цветовые особенности определенного состояния природы.Изучение композиции.

Главное в композиции – создание художественного образа.

Изучение тона и цвета. Методика работы над живописным изображением пейзажа включает все этапы создания живописного изображения, однако есть и свои особенности: обилие света на открытом воздухе создает сильное освещение и множество рефлексов; большая удаленность объектов пейзажа от наблюдателя, быстрая смена освещенности, различное состояние погоды и времен года - все это новые и необычные для начинающего живописца условия. Живописное изображение пейзажа создается на основе знаний законов линейной и воздушной перспективы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: