Условия развития творческого потенциала воспитанников

через приобщение их к истокам народных традиций:

- пространство социального окружения:

-эмоционально благополучная атмосфера;

-построение взаимоотношений на основе доброжелательности и взаимоуважении;

-личностно ориентированный способ общения;

-соблюдение прав ребенка на игру, досуг, национальную самобытность, свою -территорию, а также уважение права на собственность;

-предоставление права участвовать в обсуждении проблем;

-бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой -деятельности;

-упражнение в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам;

-побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий;

-самостоятельность и ответственность ребенка за выполнение взятых на себя обязанностей;

-предоставление возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;

-активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком.

Условия эффективной реализации народных традиций в процессе развития творческого потенциала воспитанников:

- взвешенный подход к конструированию содержания дополнительного образования(включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с элементами народного костюма, народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством);

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно- декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; музеи).

«Тот, кто мало знает, малому может и научить»-Я.А.Коменский

Технологии, способствующие развитию

Творческого потенциала воспитанников

-технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;

-технология диалогового обучения и воспитания;

- проектная деятельность;

- технология дифференцированного обучения и воспитания;

- технология рефлексии и самооценки деятельности;

- технология дистанционного обучения и т.д.

Применение технологий дистанционного обучения дает возможность выводить ученика в открытое образовательное пространство, учит жить и работать в информационном обществе. Дистанционное обучение ученика, сопровождаемое педагогом, ведет к эффективному качественному росту уровня образования ученика и развитие его личностных качеств, а значит развитие творчества. Для этого педагог должен умело мотивировать ученика на поиск дополнительной учебной информации, для работы в Интернет-библиотеке, к участию в дистанционных олимпиадах, конкурсах.

Все взаимосвязано: творчески работающий педагог развивает творческие способности детей.

Направления развития творческого потенциала воспитанников

через приобщение их к истокам народной культуры:

— информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

— эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления — информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

—поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета-должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

35. Уровни этнохудожественного образования.

Модель системы непрерывного этнохудожественного образования.

Совокупность педагогических условий эффективности этнохудожественного образования, представляющих систему трех взаимосвязанных групп:

а) условия, способствующие благоприятному протеканию целостного процесса этнохудожественного образования, характеризующие особенности организации образовательной среды;

б) условия, оказывающие влияние на эффективность этнохудожественного образования и отраженные в комплексном учебно-методическом обеспечении образовательного процесса;

в) условия, предопределяемые уровнем сформированности профессионально-педагогической культуры педагога, осуществляющего процесс этнохудожественного образования.

Этнохудожественное образование нацелено на освоение тех культурных традиций, в которых воплощены высшие духовные ценности, как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует, прежде всего, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов.

Таким образом, этнохудожественное и этнокультурное образование - это процесс педагогически организованного и управляемого вхождения человека в культуру с целью развития индивида и самой культуры.

36. Дошкольный уровень преемственной системы этнохудожественного образования.

Художественное-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей. Важно сохранять преемственность системы художественного образования, чтобы на протяжении становления ребенка осуществлялось формирование мировоззренчеких, эстетических, нравственных ценностей, а также творческих способностей.

В таком контексте происходящих сегодня изменений в образовании актуализируется переосмысление целей отечественного образования, функционирования и развития его подсистем, изменения традиционных представлений об их социальной сущности с учетом возрастания значения неформального образования, самообразования, повышения функциональной значимости социально-институализированных структур общества, обладающих образовательным потенциалом, расширяющем образовательную сферу: музеи, библиотеки, научно-образовательные, исследовательские и досуговые центры, лаборатории, структуры дополнительного образования и общественные подструктуры, являющиеся компонентом системы образования. Следствием этого выступают структурно-содержательные изменения в организации подсистем образования, придающие характерные особенности формированию сферы непрерывного образования: исследовательские и творческие школы (макрошколы), школьные исследовательские лаборатории, интегрированные кафедры вуза и производства, научно-исследовательские центры, научно-промышленные инновационные образовательные центры, интегративные службы инфраструктуры досуговых центров, культурно-образовательные выставочные центры, выступающие Ресурсными интегрированными центрами областного и муниципального значения и др. Такая тенденция способствует решению новой задачи педагогической науки - сделать процесс образования открытым и доступным для всех возрастных групп. В общем плане эти изменения предполагают приведение образовательных программ в их соответствие с развитием отечественного образования, согласующегося с мировыми тенденциями, по образовательным линиям общего, профессионального, дополнительного образования; организационным формам и организационно-структурным компонентам образовательного процесса.

В педагогике недостаточное внимание уделяется проблеме преемственности между детским садом, школой и вузом, тогда как современные подходы к развитию художественной культуры личности требуют соблюдения преемственности в эстетическом, художественном воспитании при переходе из одной системы образования в другую.
Воспитательная работа в школе должна опираться не только на накопленный опыт учащихся, но и ориентироваться на их будущее развитие, закрепление достигнутого уровня и предусмотреть его дальнейший рост. Для дальнейшего формирования художественной культуры личности необходимо совпадение эстетической направленности учебно-воспитательной работы в системе «дошкольное учреждение - школа», а также в системе «школа - вуз», что возможно только при строгом соблюдении принципа преемственности. В этом случае преемственность будет реализовываться как последовательная смена отдельных ступеней в рамках единой системы непрерывного образования, каждая из последующих ступеней будет опираться на предшествующую, и содержать основы знаний, умений и навыков, способов мышления, которые будут развернуты в рамках последующих ступеней.

 

37. Народная художественная культура в школе.

Актуальнейшими проблемами нашего времени являются: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия – природного мира. Российское общество начинает понимать, что важнейшей основой его саморазвития должно стать осознание каждым человеком национальных интересов России, понимание каждым своей собственной позиции как гражданина полиэтничного государства, освоение каждой личностью духовно-нравственных ценностей народа.

Прочное, основательное становление национального сознания и экологического мышления, освоение духовно-нравственных ценностей возможно только в том случае, если ребёнок с раннего детства живёт и растёт в нравственно, эстетически, интеллектуально здоровой атмосфере семьи, ближайшего её окружения, в обществе, которое знает и бережёт свои традиции и осознанно выстраивает систему наследования этих традиций от поколения к поколению.

Общество имеет два важнейших института передачи своего культурного опыта – институт семьи и систему образования.

Современная система образования представлена дошкольным, начальным, основным общим, средним (полным) общим образованием, начальным профессиональным, высшим образованием и дополнительным. В каждом из этих звеньев НХК может быть представлена в виде отдельных или интегрированных курсов.

Три основных направления в изучении НХК:

- первая группа ориентирована на народное ДПИ. Цель – возрождение народного ремесла (Дм. Хворостов «Резьба по дереву», «ДПИ в школе»; Шпикалова «Возвращение к истокам» и др.). Рассматриваются содержание и методика занятий по различным видам ДПИ.

- вторая группа ориентирована на музыкальную сторону преподавания фольклора. Цель – обучение музыкальному народному творчеству и игре на народных инструментах. (Науменко «Фольклорная азбука», Купреянова «Русский фольклор», Алексеева «Русская песня в начальной школе»).

- третья группа даёт широкий обзор материала и придерживается комплексного подхода в его изучении. Цель – через знакомство с произведениями фольклора, обрядами и обычаями приобщить детей, подростков, студентов к народной культуре (Ширяева «Русское народное творчество», Лазарев А.И. «Народоведение», Новицкая «Введение в народоведение» и др.).

38. Этнохудожественное образование в средней школе.

 

 

39. Классно-урочная система. Урок как основная форма ознакомления школьников с народной художественной культурой.

Изучение нхк в школе имеет главную цель– расширение представлений о народной культуре, подготовка школьников к дальнейшему самостоятельному изучению традиционной культуры, пробуждение интереса к ней, духовное развитие личности как основы для саморазвития. У учащихся необходимо формировать умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других культур, ориентации в современном поликультурном мире, культурного наследия и достижений других народов, изучения ценностей мировой культуры. Всё это делает необходимым обращение к целому ряду их личностных качеств, таких, как открытость, терпимость и готовность к общению.

Изучение нхк в школе предполагает знакомство с предметами и бытом прошлого. Надо приводить на уроке живые и доступные примеры, дающие возможность размышлять, убеждать, предостерегать и воспитывать на примерах прошлого. Каждый урок имеет определённые цели и задачи (образовательные, развивающие, воспитательные). Ели и задачи урока невозможно расчленить на изолированные части, как правило, они реализуются одновременно.

Формы освоения народной культуры могут быть разные. Это – экскурсии, занятии и уроки (лекция, спектакль, путешествие, викторина, конкурс, урок «открытых мыслей», урок-конференция и др.) В преподавании нхк необходим творческий подход, учёт возрастных особенностей детей, знание инновационных технологий. Каждый урок полностью зависит от личности преподавателя, его темперамента и характера.

Главное требование к уроку – достижение цели и поставленных задач. Недопустимо ограничивать урок только изложением нового материала, необходимо активизировать мыслительную и творческую деятельность школьников. В процессе занятий педагог ставит следующие задачи:

- Расширить кругозор и дать школьникам информации о народной культуре (теоретические сведения, факты и т.д.).

- Научить школьников самостоятельно получать знания (проводить собственные исследования, вести дневники, разбираться в фактах и т.д.).

- Развивать способности учащихся: самостоятельность, оригинальность мышления, творческие способности.

- Воспитывать у учащихся патриотизм, трудолюбие, нравственность.

40. Среднее специальное и высшее образование в сфере народной художественной культуры. 41. Подготовка специалистов по народной художественной культуре в средних специальных учебных заведениях.

Система образования в сфере культуры и искусства предполагает три обязательных уровня подготовки профессиональных кадров.

I уровень - детская школа искусств (по видам искусств), являющаяся необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования.

II уровень - училище или колледж искусств - образовательные учреждения среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, в частности, работать по приобретенной специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении. При этом для музыкального, хореографического и изобразительного искусств среднее профессиональное образование является необходимым уровнем образования.

Кроме того, дети, имеющие ярко выраженные способности в области музыкального, хореографического и изобразительного искусств, могут реализовать образовательные программы I и II уровней непрерывно в музыкальных, хореографических и художественных школах (колледжах) - образовательных учреждениях, являющихся средними специальными учебными заведениями и реализующих интегрированно образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

III уровень - высшее учебное заведение искусств, в котором повышается уровень профессиональных умений и навыков, уже полученных на предшествующем уровне образования.

Таким образом, особенностью образования в сфере культуры и искусства является его многоступенчатое освоение в течение 15 - 18 лет.

 

42. Методика преподавания народной художественной культуре в вузе.

Методика преподавания — это концепция конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности.

Методика преподавания включает в себя: 1.цели обучения – образовательные, развивающие, воспитывающие.2. методы обучения

Метод обучения – это путь достижения желаемого результата, способ достижения цели. В зависимости от поставленных задач различают методы словесно-наглядные, практические, репродуктивные и продуктивные, проблемные, эвристические и др. Методические приёмы – часть метода, они обеспечивают мотивацию, устойчивость запоминания, умственную и творческую активность, интерес к предмету и т.д.

В этнохудожественном образовании школьников используются следующие методы:

Метод реставрации (восстановления) этнокультурной информации позволяет воссоздать дух народной культуры, её образы, почувствовать их своеобразие, постараться интерпретировать собственные впечатления, подобрать нужные слова. Использование художественной литературы помогает подобрать необходимые приёмы работы с детьми.

Метод наблюденияза явлениями культуры (праздником, гулянием, игрой), предметами быта, произведений искусства. Этот метод помогает увидеть этнокультурный пласт в произведениях искусства, в быту; подмечать особенное, специфическое; воспринимать своеобразие форм, цвета, орнамента, понимать нхт.

Метод мотивации– создание проблемной ситуации, которую необходимо решить на занятии. Мотивация –необходимое условие для развития мышления, интереса и желания «творить». Чем меньше возраст, тем более конкретный характер должна иметь проблема.

Метод беседы. Детям предоставляется большая самостоятельность в выборе способа анализа текста: составление карты-схемы путешествий сказочных персонажей, плана; диафильм; устное рассуждение-беседа, а также сочетание этих способов. Беседа строится на основе вопросов, которые обсуждаются на уроке.

Творческий рассказ педагога. Речь педагога должна быть наполнена чувством глубокого уважения и доброжелательности к художественным текстам, предметам и к отобранному для занятий материалу. С детьми нужно проводить разные беседы о том, в каких условиях и как жили наши предки в разное время, как они преодолевали невзгоды, как относились к труду и т.д. Такие беседы учат детей понимать душевный мир своего народа, формируют патриотические и духовно-нравственные качества.

Метод обращения к оригиналу, т.е. к памятнику народной культуры или подлинным произведениям искусства или их отображениям (слайды,

видеозаписи, репродукции). Показ одновременно должен сопровождаться литературно-музыкальной, художественной или театрализованной композицией. Особенно важен личный пример педагога, его умение владеть художественным словом.

Комплексное воздействие народного искусствана ребёнка развивает воображение, художественные мысли, формирует национальные образы. Комплексное воздействие живописи, музыки, поэзии, танца, включение эмоционального опыта в практическую работу с детьми дают положительные результаты. Варьируя русскую народную мелодию, поэтическое слово, педагог эмоционально настраивает детей, создавая особую атмосферу для творческой деятельности ребёнка.

Метод проектов в этнохудожественном образовании школьников. Исследовательская практика – один из самых эффективных путей развития ребёнка, т.к. самые прочные знания не те, что усвоены усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий.

43. Лекционно-практическая система обучения в высшей школе. Лекции, их виды и содержание. Лекция – целостное, многоаспектное явление (ее компоненты: содержательный, научный, мировоззренческий, воспитательный, психологический, эстетический и др.). Цели и функции, система и структура вузовской лекции. Общая проблема лекции. Дидактические принципы, лежащие в основе построения лекции, обеспечивающие ее целостность.

Лекция как социально и профессионально ориентированный вид общения. Лектор – ученый, педагог, оратор. Требования к современной лекции. Методы построения и проведения лекции. Типы лекций: системного объяснения, сообщения; размышления; беседы с аудиторией; инструктажа. Виды лекций: вводная, обзорная, установочная, заключительная и др. Использование различных теорий обучения в вузовской лекции.

Психологические особенности чтения и восприятия лекции. Стиль лекции и поведение лектора.

Роль лекции в формировании культуры самостоятельной деятельности студентов.

44. Семинарские занятия в вузе, методика их проведения.

Семинар (лат seminarium - рассадник) - вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии содержания учебной дисциплины и обсуждение результатов у этого изучения, представленных в виде тезисов, сообщений, докладов, рефератов и т.д.. Семинары в форме дискуссий, участниками которых были ученые из разных стран мира, были очень распространены в. Киево-Могилянской и академии. С 1874-1875 годов семинарские и практические занятия стали широко использоваться в. Киевском университете по инициативе профессора. М. Авенариусіуса.

Проведение семинарских занятий позволяет решать следующие дидактические цели:

- оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;

развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;

- формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работы и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;

- обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;

- формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности;

- осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности

содержание семинарских занятий в высших учебных заведениях должно быть профессионально направленным, обеспечивать раскрытие на конкретных примерах из будущей профессии органического единства теории и практики, использования методов обучения, способствующих формированию у студентов творческого подхода, привлекают их к коллективной познавательной деятельности, дискуссий и т.

45. Особенности преподавания народной художественной культуры и творчества в системе послевузовского образования.

Образование и культура находятся в прямой зависимости друг от друга. Если образование - это культура индивида, то художественное образование - это художественная культура индивида. Художественное образование процесс длительный и незавершенный. Он имеет всегда промежуточный результат, но с уверенностью можно сказать, что рост художественной культуры личности определяет рост культурного потенциала общества


46. Перспективы образования в области народной художественной культуры.

Система образования в сфере культуры и искусства предполагает три обязательных уровня подготовки профессиональных кадров.

I уровень - детская школа искусств (по видам искусств), являющаяся необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования.

II уровень - училище или колледж искусств - образовательные учреждения среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, в частности, работать по приобретенной специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении. При этом для музыкального, хореографического и изобразительного искусств среднее профессиональное образование является необходимым уровнем образования.

Кроме того, дети, имеющие ярко выраженные способности в области музыкального, хореографического и изобразительного искусств, могут реализовать образовательные программы I и II уровней непрерывно в музыкальных, хореографических и художественных школах (колледжах) - образовательных учреждениях, являющихся средними специальными учебными заведениями и реализующих интегрированно образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

III уровень - высшее учебное заведение искусств, в котором повышается уровень профессиональных умений и навыков, уже полученных на предшествующем уровне образования.

Таким образом, особенностью образования в сфере культуры и искусства является его многоступенчатое освоение в течение 15 - 18 лет.

 

 

5. Принципы духовно-нравственного воспитания.

6. Философско-методологические и нормативные основания духовно-нравственного воспитания детей.

7. Психологические основания духовно-нравственного воспитания детей.

8. Педагогические основания духовно-нравственного воспитания детей.

9. Процесс формирования нравственного сознания.

10. Ценности духовно-нравственного воспитания.

11. Содержательная и процессуальная стороны духовно-нравственного воспитания.

12. Специфика духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений в настоящее время.

13. Сущность светского духовно-нравственного воспитания.

14. Структура нравственного поведения и воспитания.

15. Воспитывающее воздействие православия.

16. Принципы православной педагогики.

17. Сущность и структура православного воспитания.

18. Исторический анализ становления и развития духовно-нравственного воспитания.

19. Воспитание гражданственности.

20. Воспитание патриотизма.

21. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

22. Воспитание социальной ответственности и компетентности.

23. Воспитание нравственных чувств.

24. Воспитание нравственных убеждений.

25. Воспитание этического сознания.

26. Воспитание экологической культуры.

27. Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.

28. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни.

29. Подготовка к сознательному выбору профессии.

30. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

31. Методы духовно-нравственного воспитания.

32. Организационные формы светского духовно-нравственного воспитания.

33. Факторы эффективности духовно-нравственного воспитания.

34. Технологическая цепочка духовно-нравственного воспитания.

35. Критерии уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности.

36. Кодекс социального поведения.

37. Духовно-нравственное воспитание в церковноприходских и воскресных школах, городских и духовных училищах, гимназиях, реальных училищах, семинариях, университетах и духовных академиях: история и современность.

38. Ролевые игры как форма педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: