Выводы по первой главе

 

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Диалогическая - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Монологическая речь, по определению - это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальнхорошоой действительности.

Характеристика связной речи и её особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

В процессе формирования личности и развития речи ребенка важное место принадлежит изучению синонимов и антонимов на уроках русского языка. Умение правильно употреблять синоним, подбирать антоним– признак высокого уровня речевой культуры, хорошего владения я зыком. Очень важно научить младших школьников использовать синонимы и антонимы в речи с учетом их значения стилистической и эмоциональной окраски. Употребление синонимов и антонимов придает речи связность, выразительность, способствует всестороннему описанию явлений объективной действительности.

Таким образом, такие изобразительно-выразительные средства языка как синонимы и антонимы играют большую роль в формировании связной речи младших школьников, так как делают ее эмоциональной, экспрессивной, точной, яркой и выразительной. Умелое использование синонимов и антонимов делает речь меткой, образной, обнаруживает уровень речевой культуры говорящего или пишущего, его речевой вкус. Поэтому на уроках русского языка необходима специальная работа, направленная на формирование связной речи учащихся на материале синонимов и антонимов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: