Системный анализ объекта на основе матрицы системных характеристик (МСХ)

Данные на конец 2018 года

 

Системные элементы

Системные измерения

Физическое Динамическое Контрольное Прогнозное

Функция

Кредитование

20396,4 млрд руб. 17 534,9 млрд руб. на 1 января 2018 года   20 396,4 млрд руб. на 31 декабря 2018 года 20 396,4 млрд руб. на 31 декабря 2018 года против 11 427млрд руб. на 31 декабря 2018 года у второго по величине банка РФ - ВТБ В 2020 году ожидается прирост кредитования физлиц на 12-14%. Рост кредитования юрлиц в 2020 году ожидается на уровне 6-8%.

Выходы

1. Кредит на любые цели 2. Кредит для молодежи и пенсионеров (кредит с поручителем) 3. Автокредит 4. Кредит на образование с господдержкой 5. Кредит на любые цели под залог недвижимости 6. Ипотека 7. Рефинансирование кредитов 8. Кредит для клиентов, ведущих личное подсобное хозяйство 9. Реструктуризация кредитов   Коммерческое кредитование юридических лиц - 12420,0 млрд руб. 61,0%   Специализированное кредитование юридических лиц - 1229,6 млрд руб. 6,0%   Жилищное кредитование физических лиц - 3850,6 млрд руб. 18,9%   Потребительские и прочие ссуды физическим лицам2108,7 млрд руб. 10,3%   Кредитные карты и овердрафты - 657,5 млрд руб. 3,2%   Автокредитование физических лиц 130,0 млрд руб. 0,6%   Итого кредитов и авансов клиентам по амортизированной стоимости до вычета резерва под кредитные убытки- 20396,4 млрд руб. 100,0% Портфель кредитов физическим лицам по результатам 2018 года продемонстрировал ростна 25,3% в годовом исчислении и превысил 6,2 трлн рублей, при этом портфель по ипотеке вырос за год на 25% и превысил 3,6 трлн рублей. Прирост портфеля по кредитным картам составил 15% и достиг 634 млрд рублей, а прирост портфеля потребительских кредитов составил 30%, достигнув1,9 трлн рублей на конец 2018 года. Услуги и показатели банка ВТБ:   1. Кредит 2. Кредит наличными 3. Рефинансирование 4. Ипотека (широкий спектр) 5. Автокредиты 6. Кредиты для малого и среднего бизнеса 7. Кредиты для крупного бизнеса 8. Кредиты для финансовых учреждений   Кредиты и авансы клиентам юридических лиц: 74% - 8 455,98 млрд руб.   Кредиты и авансы клиентам физических лиц: 26% - 2 971,02 млрд руб.     Ожидается рост количества потребительских кредитов и возможный спад ипотечных кредитов. Важен фактор экономической стабильности в мире.

Входы

Размещение денежных средств

20 897,3 млрд руб. Объем средств физических лиц и корпоративных клиентов в 2018 году вырос на 15,3% — до 20,9 трлн рублей. 20 897,3 млрд руб. на 31 декабря 2018 года против 10 404 млрд руб. на 31 декабря 2018 года у второго по величине банка РФ - ВТБ Сбербанк рассчитывает нарастить в 2020 году корпоративные депозиты на 8-10% и розничные - на 5-7%.
Перечень услуг с указанием удельного веса каждого вида в общей выручке   1. Вклады 2. Счета 3. Аренда индивидуальных сейфов 4. Металлические счета   Средства физических лиц   Текущие счета/счета до востребования -  368,1 млрд руб. 16,1%   Срочные вклады - 10127,0 млрд руб. 48,5%   Итого средств физических лиц - 13495,1 млрд руб. 64,6%   Средства корпоративных клиентов   Текущие/расчетные счета - 2423,9 млрд руб. 11,6%   Срочные депозиты -4978,3 млрд руб. 23,8%   Итого средств корпоративных клиентов - 7402,2 млрд руб. 35,4% Средства физических лиц выросли на 9,9% до 13,5 трлн рублей, при этом объем срочных депозитов повысилсяна 7,3%. Объем средств корпоративных клиентов вырос на 26,6% до 7,4 трлн рублей Услуги и показатели банка ВТБ:   1. Вклады и счета (в т.ч. накопительные) 2. Размещение средств   Средства клиентов ФЛ 42% - 4 369,68 млрд руб.   Средства клиентов ЮЛ 58% - 6 034,32 млрд руб. Ожидается рост по числу вкладов и открытию счетов.   Эти выводы можно сделать исходя из данных статистики:   На 1 января 2020 года на текущих счетах россиян в Сбербанке было 3,356 трлн руб., что на 513 млрд руб., или на 18%, больше, чем месяцем ранее. Всего за 2019 год текущие счета россиян в Сбербанке выросли на 14,6%.

П

Р

О

Ц

Е

С

С

О

Р

 

О С Н А Щ Е Н И Е 95,4 млн активных частных клиентов в России 67,8 млн активных пользователей Сбербанк Онлайн и СМС-банка 293,8 тыс. сотрудников 2,5 млн активных корпоративных клиентов в России 14,2 тыс.отделений в России 77 тыс. устройств самообслуживания в России В региональную сеть Сбербанка входят 11 территориальных банков с 14 200 подразделениями в 83 субъектах РФ В составе зарубежной сети Группы Сбербанк — дочерние организации, филиалы и представительства в 18 странах мира   Онлайн-сервисы от Сбербанка: 1. Сбербанк Онлайн 2. СМС-банк 3. Спасибо от Сбербанка 4. Возврат налогов 5. Сбер Kids 6. Регистрация бизнеса онлайн 7. Оценка бизнес-идеи 8. Сбербанк Инвестор 9. Сбербанк Управление активами 10. НПФ Сбербанка 11. СберЛогистика 12. Личный юрист 13. СберМобайл 14. DocDoc 15. Okko 16. Беру 17. SberFood 1) + 44,3 тыс. новых сотрудников за 2018 год 2) Открытие новых филиалов, отделений 3) Проектирование новых сервисов, их адаптация под разные категории граждан   Оснащение банка - это, в том числе, его клиенты: Физические лица:  ♦ +6,6 млн активных розничных клиентов ♦ NPS на стабильно высоком уровне ♦ +29% до 18,9 млн чел. ежедневных пользователей цифровых каналов (DAU) ♦ +16% до 58,5 млн чел. ежемесячных пользователей цифровых каналов (MAU) ♦ 37% доля продаж в цифровых каналах банка ♦ 28 релизов в интернет-банке Сбербанк Онлайн ♦ #1 по числу активных клиентов по брокерским услугам   Юридические лица:  ♦ +445 тыс. активных корпоративных клиентов ♦ 2,2 млн онлайн транзакций ежедневно ♦ СББОЛ — лучший цифровой корпоративный банкинг в России, Центральной и Восточной Европе ♦ +22% до 861 тыс. клиентов, ежедневно пользующихся СББОЛ (DAU) ♦ +21% до 1,69 млн клиентов, ежемесячно пользующихся СББОЛ (MAU) ♦ +6 п.п. доля на рынке бизнес-карт   Нефинансовые сервисы: ♦ Новые компании экосистемы: Dialog, Foodplex, Яндекс.Маркет ♦ Выход на рынок e-коммерции через СП Яндекс.Маркет и запуск двух новых бизнес-моделей — Беру! и Bringly ♦ Запуск новых сервисов в СББОЛ: Конструктор документов, Электронная подпись для торгов, Электронный архив, Пульс рынка, Бизнес Профиль, B2B-платежи, Платформа ОФД Стоимость бренда Сбербанк составила 13,233 млрд долларов, что на 870 млн долларов больше чем 2019 году. Сбербанк сохранил свой элитный рейтинг и является банковским брендом в категории AAA+. По данным на 22 января 2020 года Сбербанк остается самым дорогим российским брендом по версии Международного рейтингового агентства Brand Finance.   Сегодня Сбербанк является лидером российского рынка по объемам Р2Р переводов. В 2018 году Сбербанку стал № 6 эквайром в мире и крупнейшим российским эквайером (по данным The Nilson Report) с более чем 1,7 млн POS-терминалов и 15 млн ежемесячных оплат транспорта банковскими картами в эквайринге банка. Сбербанк также является лидером по доле NFC-платежей. Сбербанк является российским лидером по объему сделок на российском рынке ипотечного кредитования – более 2 млн зарегистрированных клиентов на сайте ДомКлик. В 2018 году банк первым предложил пользователям приложения Сбербанк Онлайн возможность открыть полнофункциональную цифровую карту Visa Digital. В 2018 году Сбербанк расширил парк банкоматов RATM (банкоматы с функцией рециркуляции наличных) на 10 000 устройств.   Из стратегии 2020: (некоторые позиции уже реализованы) Для розничных клиентов: 1) Предложение клиентам лучших карточных и расчетных продуктов,услуг долгосрочного финансового планирования, позволяющих управлять текущими финансовыми доходами и расходами, а также формировать индивидуальные инвестиционные портфели 2) Создание системы P2P-переводов 3) Запуск нового сервиса “Кредитный потенциал” 4) Обеспечение цифрового доступа к гос. услугам   Для корпоративных клиентов: 1) Создание платформы “Сбербанк Старт”, которая поможет предпринимателям создавать и развивать свой бизнес 2) Реализация моментальных расчетов между розничными и корпоративными клиентами 3) Предложение лучших на рынке зарплатных продуктов 4) Усиление отраслевой экспертизы и предложение уникальных кредитных продуктов 5) Запуск продуктов по финансированию государственно-частного партнерства
П О С Л Е Д О В А Т Е Л Ь Н О С Т Ь   Банковская деятельность включает в себя много различных бизнес-процессов. Если упрощать до минимума, то его деятельность сводится к привлечению денежных средств и другого капитала, проведению активных операций, направленных на получение прибыли. Перечень бизнес процессов - см. рис. 1 1) Технологическая трансформация Сбербанка Платформа: Сбербанк продолжает развивать технологическую платформу. За 2018 год:: закончена разработка всех ключевых технологических компонентов и начата масштабную миграцию бизнес-функционала. Инфраструктура и надежность данных: получен сертификат Uptime Institute TIER III, который подтверждает соответствие международным стандартам безопасности и надёжности. Инновации: в конце 2017 года в Сбербанке были созданы инновационные лаборатории по актуальным технологическим направлениям. AI-трансформация: Банк реализует концепцию AI-first, встраивая искусственный интеллект во все свои процессы. Благодаря использованию AI, время выдачи займов для корпоративных клиентов в 2018 году сократилось до 7 минут. За счет роботизации процессов и сокращения ручного труда в 2018 году эффективность бэк-офиса была повышена на 25% — рутинные операции в 53 процессах Банка выполняются роботами вместо сотрудников. «Читающие роботы» извлекают данные из электронных документов и верифицируют подписи на основе AI. На сегодняшний день Сбербанк является лидером российского банковского рынка по уровню адаптации своих бизнес-процессов к новым трендам и запросам пользователей. Сегодня он создает цифровую экосистему финансовых и нефинансовых сервисов, чтобы оказывать самые востребованные услуги в различных областях как физическим, так и юридическим лицам. Для клиентов Сбербанк создает сеть цифровых сервисов, которые позволяют дистанционно управлять своими финансами. Цифровые банковские сервисы стремительно наращивают аудиторию. У Сбербанка 92,7 млн активных розничных клиентов, большая часть которых (63 млн) взаимодействует с банком онлайн. Финансовая экосистема включает сервис "Сбербанк Онлайн", благодаря которому клиенты могут пользоваться наиболее востребованными услугами в любое удобное время и в любом месте. Всего на сегодняшний день в экосистеме Сбербанка более 30 компаний, которые работают в таких направлениях, как финтех, электронная коммерция, недвижимость, телемедицина, телекоммуникации, лайфстайл, идентификация, поиск вакансий и сотрудников и многое другое. Из стратегии 2020: Обеспечение надежности и стабильности работы всех информационных систем при большой нагрузке.     Цифровизация бизнес-процессов и ихадаптация под постоянно меняющиеся тренды рынка.
С У Б Ъ Е К Т   Т Р У Д А   293,8 тыс. сотрудников 86% - штатные сотрудники, 14% - руководство   97% от общей численности² сотрудников Группы работают на условиях полной занятости, 98% — имеют постоянный трудовой договор. В ПАО Сбербанк 100% сотрудников охвачены коллективными договорами. В 2018 году было принято на работу 53,4 тыс. новых сотрудников, из них 44,3 тыс. человек — в ПАО Сбербанк. Показатель текучести в 2018 году снизился на 0,5 п.п. и составил 14,2%, при этом показатель текучести по ПАО Сбербанк составил 13,4%.   ♦ 60% HR процессов переведены в digital ♦ 60% обучения проводится дистанционно с элементами геймификации ♦ 157 тыс. сотрудников обучено цифровым навыкам ♦ 100 тыс. сотрудников повысили soft навыки ♦ 3 тыс. сотрудников банка являются активными волонтерами Текучесть персонала находится в рамках средних показателей по банковскому сектору в мире. Сформулированы компетенции 2020, которыми должны обладать все сотрудники Сбербанка: 1) решение проблем и системное мышление 2) управление результатом и ответственность 3) инновационность 4) клиентоцентричность 5) развитие команд и сотрудничество 6) управление собой   Для обеспечения сотрудников дефицитными на рынке труда навыками каждый сотрудник банка имеет возможность пройти обучение в Академии Сбербанка и в Корпоративном Университете Сбербанка.   Новый тренд – команды вместо иерархии.
К А Т А Л И З А Т О Р   1. Система оценки эффективности работников «5+»: личная результативность и соответствие корпоративным ценностям 2. Заработная плата сотрудников состоит из базового оклада и переменной части. 3. Конкурентноспособный социальный пакет 4. Корпоративная пенсионная программа 5. ДМС 6. Обучение на программах Академии Сбербанка Адаптация социального пакета и зарплатного фонда под макроэкономическую ситуацию и рынок труда в регионах, РФ, мире.   В 2018 году были утверждены новые редакции Положения о премировании работников ПАО Сбербанк и Положения о выплате работникам вознаграждения по итогам работы за год. В них зафиксированы изменения, направленные на упрощение и повышение справедливости системы вознаграждения   ♦ 83% сотрудников гордятся тем, что работают в банке   Это самый высокий показатель по российскому банковскому рынку. Сбербанк планирует повысить зарплаты в 2020 г. большинству сотрудников – в соответствии с макроэкономической ситуацией и рынком труда в регионах.

 


Рис.1 Перечень банковских бизнес-процессов Рис. 2 Система корпоративного управления Банка

 

 


 

Системные элементы

Системные измерения

Физическое   Динамическое   Контрольное   Прогнозное
Функция

Управленческая деятельность ПАО «Сбербанк»

Выходы   Организационная структура Сбербанка включает 4 главных блока: 1.Центральный аппарат. Основное предназначение - гибкое управление филиалами, дополнительными офисами, территориальными банками на основе единого подхода к оценке и ограничению процентного, курсового, балансового и рыночного рисков. В структуру центрального аппарата банка входят следующие основные подразделения: · Казначейство; · Депозитарий; · Управление банковской системой; · Управление операциями физических лиц; · Управление операциями корпоративного блока; · Финансовое управление; · Управление стратегического планирования; · Управление инкассации; · Юридическое управление; · Управление банковских карт; · Управление ценных бумаг; · Управление безопасности; · Операционное управление; · Управление банковских технологий; · Управление контроля и учета банковских операций и другие. Функции некоторых структурных подразделений постепенно передаются в дочерние организации и в дивизионы. Наиболее известные: Сбербанк Корпорация, Сбербанк Цифровые платформы, Сбербанк Цифровой корпоративный блок и другие. 2. Территориальные отделения (банки). Территориальные банки возглавляются Председателями, которые назначаются на должность Президентом Сбербанка. В прямом подчинении у ТБ Сбербанка находятся ГОСБы - головные объединения Сбербанка, расположенные в областных городах субъектов РФ. · планирование и координация активной и пассивной политики головных отделений; · оценка микро- и макросреды; · оптимизация деятельности с учетом социально-экономических и политических факторов; · внедрение модели работы, разработанной Центральным аппаратом; · участие в региональных программах и т.д 3. Филиалы · повышение качества предоставляемых услуг; · увеличение доли операций, проводимой через дистанционные каналы банковского обслуживания; · привлечение новых клиентов; · работа с претензиями, жалобами и возражениями клиентов; · работа с кредитным портфелем; · увеличение обхвата частных и юридических лиц приоритетными продуктами банка и другие. 4. Прочие подразделения банка. Основная их цель - обеспечение гибкой, клиентоориентированной деятельности Сбербанка. Например: Сбербанк Сервис, Сбербанк Новые технологии, Сбербанк Управление активами, Сбербанк – АСТ, Сбербанк Инвестиции и другие. Оптимизационные мероприятия, запланированные в 2013-2014 гг, были проведены в 2015 – 2017 г. В перспективе - сокращение штата сотрудников в 2018 году на 8%, что обусловлено активным переходом клиентов к дистанционному формату сотрудничества с банком: через Сбербанк Онлайн, Сбербанк Бизнес Онлайн и мобильный банк. Анализ показал, что в 2017 году 35% прибыли было получено именно от работы «цифрового» (дистанционного) банка. Что касается филиальной сети, то ее организационная схема до конца 2 квартала 2018 года утверждена, внесение корректировок не планируется. Банк входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется: - Конституцией РФ; - ФЗ «О банках и банковской деятельности»; - ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»; - ФЗ «Об акционерных обществах»; - Другими федеральными законами; - Иными нормативными правовыми актами РФ; - Нормативными актами Банка России. Основными документами, регулирующими деятельность Сбербанка России в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются: Устав Банка, утвержденный годовым общим собранием акционеров 24 июня 2005 года (с изменениями); Кодекс корпоративного управления, утвержденный годовым общим собранием акционеров в июне 2005 года; Кодекс корпоративной этики сотрудника Сбербанка России.     Перевод 80% всех активных клиентов в цифровой формат сотрудничества с банком. В перспективе организационная структура крупнейшего банка будет пересмотрена. Изменения коснутся и розничного, и корпоративного блока.
Входы Общее собрание акционеров. Это высший руководящий орган кредитно-финансовой организации, курирующий основные виды деятельности банка. Собрание проводится 1 раз в год. В рамках этого мероприятия принимаются решения о распределении чистого дохода, порядке и объеме выплат собственникам бизнеса, стратегии развития кредитно-финансовой организации и другие. Наблюдательный совет. Его члены избираются Общим собранием акционеров. Координирует деятельность финансового института. В частности, определяет приоритетные направления активной и пассивной политики, утверждает повестку Собрания акционеров, принимает решение об увеличении капитала и размещении свободных средств в ценные бумаги. Правление банка. Это коллегиальный исполнительный орган, в компетенцию которого входят следующие задачи: — обсуждение отчетов, поступающих от территориальных банков; — формирование политики в области управления рисками; — утверждение процентных ставок по депозитам для физических и юридических лиц; — утверждение штатной численности сотрудников, принятие решения о слиянии, ликвидации подразделений; — внедрение в деятельность розничного и корпоративного блока прогрессивные банковские технологии; — разработку и внедрение внутренних документов, регулирующих деятельность банка и другие.   К основным управленческим функциям Президента, Председателя Правления банка можно отнести: - организация работы всех структурных единиц; - распределение обязанностей и зоны ответственности между заместителями; - утверждения выпуска эмиссионных ценных бумаг; - решение текущих вопросов и другое. Цифровизация и диджитализация процессов управления и передачи распоряжений на следующий уровень. Банк является юридическим лицом и со своими филиалами и другими обособленными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России. Имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Акционерами Банка могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Банк отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Акционеры Банка не отвечают по обязательствам Банка и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им акций. Банк не отвечает по обязательствам своих акционеров. Банк вправе участвовать самостоятельно или совместно с другими юридическими и физическими лицами в других коммерческих и некоммерческих организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и соответствующего иностранного государства. Банк в установленном порядке может создавать филиалы и открывать представительства, которые не являются юридическими лицами. Банк создается без ограничения срока деятельности и осуществляет свою деятельность на основании лицензии Банка России. Банк (включая его филиалы) независим от органов государственной власти и местного самоуправления при принятии им решений. -
Оснащение Оргтехника, относящаяся к управлению, оргтехника каждого сотрудника, внутренняя телефония и корпоративная сеть Wi-fi. Единые сервера и базы данных. Единая клиентская платформа. Внедрение методов искусственного интеллекта, тенденция к цифровому управлению Трудовой Кодекс РФ ФЗ «О специальной оценке условий труда» ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» и др. законодательство Следование трендам, оснащение современной техникой
Последовательность Общее собрание акционеров – Правление банка – Президент банка – Центральный аппарат банка – Территориальные отделения – Филиалы   Подробная система управления отражена на рис.2 выше Организация деятельности в головном офисе:   Рассмотрено выше Рассмотрено выше Новый тренд Сбербанка, оглашенный в стратегии 2020 – команды вместо иерархии.
Субъект труда См. МСХ «Анализ объекта» См. МСХ «Анализ объекта» См. МСХ «Анализ объекта» См. МСХ «Анализ объекта»
Катализатор См. МСХ «Анализ объекта» См. МСХ «Анализ объекта» См. МСХ «Анализ объекта» См. МСХ «Анализ объекта»

 

 

Вывод:

 

Сбербанк сегодня – это крупнейший банк в России, Центральной и Восточной Европе, один из ведущих международных финансовых институтов.

По состоянию на 2019 год его чистая прибыль -составила 870,1 млрд рублей. В декабре 2019 года банк заработал чистую прибыль в размере 55,9 млрд руб. Впервые клиентам за месяц выдано кредитов более чем на 2,5 трлн руб. Исторический максимум достигнут и в выдаче розничных кредитов – более 340 млрд руб., и в выдаче корпоративных кредитов – 2,2 трлн руб. В декабре также была закрыта сделка секьюритизации ипотечных кредитов на 24 млрд руб.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: