Союз как часть речи
Цели урока:
Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;
Развивающая: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к семье
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Планируемый результат: обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.
Ход урока:
Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга.
Ричард Бах
1. Орг. момент.
|
|
Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.
Фронтальный опрос:
- какие разделы о языке вы знаете? Что они изучают?
- какой раздел науки о языке мы изучаем в настоящее время?
- что изучает морфология?
- на какие группы можно разделить части речи?
- в чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?
- что такое предлог?
- на какие группы можно разделить предлоги по составу? По образованию?
Самостоятельная работа. (в тетради)
Благодаря поддержк… родителей
(В)следстви… (не)большой размолвки с братом
Достать подарок из(под) ёлки
(В) течени… семейного ужина
(Не)смотря на разные взгляды
Поговорить на(счёт) подарка доя бабушки.
5 Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске? Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья?
Прочитать
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Семья – это крепкий союз. Обратите внимание на наш эпиграф
Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах
|
|
- Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Что такое узы? Назовите родственные слова (узел, вязать, связанный).
- Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А какое значение у приставки со-?.Назовите слов с этой приставкой (сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор и т.п.).
Усвоение и закрепление новых знаний.
Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:
Задача наша – соединять
В надёжные, крепкие узы.
Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!
Нас называют - …..
Прочитать. Составить в тетради опорную схему
Слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество.
Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Давайте выявим основные функции союзов.
Запись предложений с последующим разбором, составлением схем.
1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.
[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ].
2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.
[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].
- Какие слова вы внесли в схемы?
- Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? Что соединяют союзы в данных предложниях?
(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).
- Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного, и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.
Сегодня я сам приготовил ужин, и…
Сегодня я сам приготовил ужин и….
Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.
Запись стихотворения. Выделение грамматических основ предложений.
«Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
А я так на руки брала!
А я так за уши драла.
А я так пряником кормила!»
Проанализируйте записанное и ответьте на вопрос, являются ли эти предложения текстом? Почему вы так решили? С какой целью А.С.Пушкин употребил союз а? (Союз соединяет предложения в единый текст).
Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза: связь
· однородных членов предложения,
· частей сложного предложения,
· предложений в единый текст.
Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»:
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский лик его прекрасен.
Назовите, какие функции выполняют союзы?
(Соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).
Давайте проанализируем предложение:
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Вы знаете, что если в тексте повторяется одно и то же слово, то его нужно заменить синонимом или близким по значению словом. Однако повторы могут быть особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием. С их помощью выделяется наиболее важное в тексте, подчеркивается то, на что хочет обратить внимание читателя автор. В стихах и песнях повторы помогают создать ритм. Многосою́зие (полисиндетон) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
|
|
Попробуйте придумать предложение с этим стилистическим приемом.
Работа с текстом
Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов, составить схемы двух последних предложений.
Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи и поддер…ке он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.
По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу».
когда | Вся семья вместе | Родине служить |
что | Надо сильным, смелым быть | над ней крыша одна |
Чтобы | Рассеянный ничего не знает | душа на месте |
что | Не будет добра | потому что ворон считает |
потому что | Человек без друзей | что дерево без корней |
что | Семья без детей | в семье вражда |
а | В гостях хорошо | а дома лучше |
и | Добро по миру не рекой течёт | стены помогают |
коли | В своем доме | семьёй живёт |
А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы(устно):
- что такое союз?
- с какой целью используются союзы в речи?
|
|
- с какой целью используется многосоюзие?
- что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- хотите ли узнать о союзе еще больше?
- все ли вам было понятно?
- какие вопросы у вас возникли?
Домашнее задание: - составить предложения на тему «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью. (Пример - продолжите предложения:
Цени и береги своих близких, потому что…
Когда у тебя плохое настроение, ….
Никогда не груби своим родным, так как….
Если ты нечаянно обидел кого-то, ….
Чтобы мама меньше уставала, ….
Проверка составленных учениками предложений.