Запись стихотворения. Выделение грамматических основ предложений

Союз как часть речи

Цели урока:

Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

Развивающая: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к семье

Тип урока: урок усвоения новых знаний


Планируемый результат: обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.

 

Ход урока:


Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга.



Ричард Бах


1. Орг. момент.


Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.

Фронтальный опрос:

- какие разделы о языке вы знаете? Что они изучают?

- какой раздел науки о языке мы изучаем в настоящее время?

- что изучает морфология?

- на какие группы можно разделить части речи?

- в чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?

- что такое предлог?

- на какие группы можно разделить предлоги по составу? По образованию?

 

 

Самостоятельная работа. (в тетради)

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвки с братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка доя бабушки.

 

5 Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске? Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья?

Прочитать

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

 

Семья – это крепкий союз. Обратите внимание на наш эпиграф














Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах

- Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Что такое узы? Назовите родственные слова (узел, вязать, связанный).

- Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А какое значение у приставки со-?.Назовите слов с этой приставкой (сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор и т.п.).

 

Усвоение и закрепление новых знаний.

 

Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - …..

Прочитать. Составить в тетради опорную схему

Слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество.

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

 

Давайте выявим основные функции союзов.

Запись предложений с последующим разбором, составлением схем.

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.

[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ].

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].

 

- Какие слова вы внесли в схемы?

- Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? Что соединяют союзы в данных предложниях?

 (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

 

- Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного, и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.

 

Сегодня я сам приготовил ужин, и…

Сегодня я сам приготовил ужин и….

 

Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.

 

Запись стихотворения. Выделение грамматических основ предложений.

«Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
А я так на руки брала!
А я так за уши драла.
А я так пряником кормила!»

 

Проанализируйте записанное и ответьте на вопрос, являются ли эти предложения текстом? Почему вы так решили? С какой целью А.С.Пушкин употребил союз а? (Союз соединяет предложения в единый текст).

 

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза: связь

· однородных членов предложения,

· частей сложного предложения,

· предложений в единый текст.

 

Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»:

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский лик его прекрасен.

 

Назовите, какие функции выполняют союзы?

(Соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).

 

Давайте проанализируем предложение:

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

 

Вы знаете, что если в тексте повторяется одно и то же слово, то его нужно заменить синонимом или близким по значению словом. Однако повторы могут быть особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием. С их помощью выделяется наиболее важное в тексте, подчеркивается то, на что хочет обратить внимание читателя автор. В стихах и песнях повторы помогают создать ритм. Многосою́зие (полисиндетон) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

 

Попробуйте придумать предложение с этим стилистическим приемом.

 





Работа с текстом

Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов, составить схемы двух последних предложений.

Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи и поддер…ке он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

 

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу».

когда Вся семья вместе Родине служить
что Надо сильным, смелым быть над ней крыша одна
Чтобы Рассеянный ничего не знает душа на месте
что Не будет добра потому что ворон считает
потому что Человек без друзей что дерево без корней
что Семья без детей в семье вражда
а В гостях хорошо а дома лучше
и Добро по миру не рекой течёт стены помогают
коли В своем доме семьёй живёт

 

А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы(устно):

- что такое союз?

- с какой целью используются союзы в речи?

- с какой целью используется многосоюзие?

- что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- хотите ли узнать о союзе еще больше?

- все ли вам было понятно?

- какие вопросы у вас возникли?

 

Домашнее задание: - составить предложения на тему «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью. (Пример - продолжите предложения:

Цени и береги своих близких, потому что…

Когда у тебя плохое настроение, ….

Никогда не груби своим родным, так как….

Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

Чтобы мама меньше уставала, ….

Проверка составленных учениками предложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: