Происхождение права, его отличия от социальных регуляторов первобытного общества

 


Право необходимо рассматривать в его неразрывной связи с государством, которое их устанавливает и поддерживает, а также устанавливает ответственность на их нарушение. Право всегда формально определено, абстрактно и действует неперсонифицированно и постоянно.

В отличие от права, первобытные регуляторы общества, которые нужно рассматривать в единстве норм "табу", религиозных обрядов, каких-то нравственных норм и т.д., не устанавливались властно государством - тогда и государства то никакого не было. Они исходили из самого общества, были устными и передавались последующим поколениям в том виде, как они были установлены предками. Если кто-то из членов общины нарушал эти "табу", то вопрос о его наказании решался опять-таки, всем обществом, либо его старейшинами. Зачастую нарушение запретов воспринималось не как провинность перед обществом, а как провинность перед Богами, которые это общество защищают. Человек нарушил запрет, а значит прогневил Богов, которые теперь будут неблагосклонны ко всем членам общины.
Наказанием было, чаще всего, либо изгнание, либо казнь.

С того момента, когда запреты стали исходить не от общества, а от выделенного из общества круга управляющих, которые карали за неисполнение норм, тогда можно говорить о зарождении раннего права.

 

Источник: http://otvet-tgp.ru/blog/41_proiskhozhdenie_prava_ego_otlichija_ot_socialnykh_reguljatorov_pervobytnogo_obshhestva/2011-07-16-81#ixzz513UXIuMk

 

11:13 42. Теории происхождения права
Теорий происхождения права, как и теорий происхождения государства, очень много. Рассмотрим основные из них. 1) Теория естественного права (Сократ, Монтесьё, Вольтер). Право возникает из самой природы, или даруется Богом. Это непреложная и неотчуждаемая справедливость, которая не зависит ни от чье воли и существует, исходит из самой природы человека. 2) Теория позитивизма (Гегель). Право исходит от государства. Только государство формирует и поддерживает право. Этот регулятор - есть воля законодателя закрепленная в нормативных актах, и ничто больше не может быть его источником. 3) Нормативизм (Кельзен) - право исходит только от государства, право не мыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о иерархичной системе норм, где на самом верху находится "основная норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. 4) Историческая теория (Пухта, Савиньи). Право -это историческое явление, оно не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно, как язык или культура, соответствуя общему духу народа. Законодатель должен максимально выражать этот дух народа в законодательстве. (Как по мне, так теория довольно здравая). 5) Психологическая теори я (русско-польский ученый Петражицкий). Психика человека здесь рассматривается как основной фактор, определяющий развитие права. Реальный правовой регулятор - это индивидуальное сознание, эмоции. Безусловный плюс теории - учитывается психологическая сторона правового регулирования, однако весь механизм регулирования нельзя сводить только к психологии. 6) Социологическая теория (Эрлих, Муромцев).Право - это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего. Конечно же, эта теория учитывает реальные процессы, происходящие в правовом регулировании, социальные изменения, однако она сильно размывает границы понимания права, вроде бы есть закон, но это не право, а право - то, как мы его выражаем. 7) Материалистическая теория (Маркс, Энгельс, дедушка Ленин). Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса. Какая из теория более верна и какая из них объясняет появление права? Во всех есть свои положительные и отрицательные моменты, однако связывать появление права с какой-то конкретной теорией нельзя. В разных странах и у разных народов могли быть свои истоки зарождения права, поэтому не надо привязываться к конкретным теориям, нужна рассматривать их в совокупности.

 

Источник: http://otvet-tgp.ru/blog/42_teorii_proiskhozhdenija_prava/2011-07-16-80#ixzz513UrzDZn

10:44 43. Правопонимание
Правопонимание - представление о праве, попытка ответить на вопрос, что есть право. Попыток этих было предпринято великое множество - создавались всевозможные теории. Рассмотрим их. 1) Теория естественного права (представители: Сократ, Монтескьё, Дж. Локк, Вольтер и другие) - эти уважаемые личности считали право ничем иным, как духом справедливости - право, по мнению сторонников естественного права, даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, личную свободу). Право - это духовное, идейное, нравственное начало. Право и закон могут не совпадать, однако государство должно возводить идеи естественного права в законах. Если закон несправедлив - то это и не право вовсе (неправовой закон). Лично я считаю эту теорию несостоятельной. О каких правах от природы вообще идет речь? В природе, кажется, действует совершенно иное права - право сильного, естественный отбор, если хотите. Хищник кушает травоядное - и это естественный ход вещей. Вот, например, зашел человек в лес и столкнулся с медведем. У медведя одна мысля - дай ка откушаю человечинки! А мы ему - да ты что, Миша, у меня же естественное право на жизнь от природы! Медведь внял этим словам и удалился в чащу искать корешки да травы. Нелепо? Еще как!:) Гораздо более правдоподобной выглядит следующая теория. 2) Теория позитивного права (представители - Гегель, Иеринг) - суть этой теории в том, что право - это есть закон, т.е. право рассматривается как система норм, выраженных в источниках права, установленных или признанных государственной властью, создание и изменение которых зависит только от воли законодателя (в более ранее время - только от воли монарха). В этой теории право не отделимо от государства и функционирует благодаря государству. Конечно же, закон может быть и несправедливым, а у нас что, все законы разве справедливы и отвечают всем нормам морали и нравтсвенности? 3) Либертарно-юридическая теория (представители - Нерсесянц, Четвернин) - данная теория появилась недавно, была разработана В.С. Нерсесянцем. Эта теория, по сути, пытается объединить позитивизм и естественную школу права. Здесь понятия закон и право также разделяются. Закон здесь признается правом, если он соответствует принципу формального равенства. Т.е. парвовая норма - это есть выражение свободы, а государство - это властная организация общества, которая должна эту правовую свободу обеспечиват

 

Источник: http://otvet-tgp.ru/blog/43_pravoponimanie/2011-07-16-79#ixzz513VCdnuL

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: