Нормативно-правовые акты РФ

Нормативный правовой акт - официальный документ, принятый с соблюдением установленной законодательством процедуры уполномоченным государственным органом или путём референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Признаки нормативно-правового акта:

1) Нормативность;

2) Общеобязательность;

3) Абстрактность изложения;

4) Оформляется в виде специальной формы;

5) Издается специально уполномоченным государственным органом.

Иерархия нормативно-правовых актов РФ:

1) Нормы международного права. Согласно Конституции РФ, в России установлен приоритет международных норм права перед национальными. Поэтому первая строка в иерархии - за нормами международного права.

2) Конституция РФ 1993 года. Главный закон РФ, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации. Устанавливает форму российского государства, определяет субъекты государственной власти и их формирование, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человекаи гражданина.


3) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) - обладают высшей, после Конституции юридической силой. Принимаются по вопросам, предусмотренных в Конституции РФ. Например, ФКЗ "О правительстве РФ", ФКЗ "О Государственном флаге РФ" и т.д.

4) Федеральные законы - принимаются по всем остальным вопросам. Сюда же относятся и Кодексы.

5) Указы Президента РФ;

6) Постановления Правительства РФ;

7) Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств);

8) Нормативно-правовые акты субъектов РФ:
- Конституции (уставы) субъектов РФ;
- Законы субъектов РФ.

9) Локальные (местные) нормативно-правовые акты.

19:06 59. Закон: понятие, виды
Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, регулирующий общественные отношения и принимаемыйзаконодательным органом государственной власти в особом порядке. Виды законов (в РФ): 1) Конституция - главный закон в государстве. Принята на всенародном референдуме 1993 года. Все нормативные акты РФ не должны противоречить Конституции. 2) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) - обладают высшей, после Конституции юридической силой. Принимаются по вопросам, предусмотренных в Конституции РФ. Например, ФКЗ "О правительстве РФ", ФКЗ "О чрезвычайном положении" и т.д. Отдельным подвидом являются также Законы РФ о принятии поправки к Конституции РФ - внесение поправок в Конституцию (кроме поправок в некоторые основные главы) принимаются в форме специальных Законов РФ о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации. 3) Федеральные Законы (ФЗ) (до 1991 именовались как законы РСФСР, с 1991 по 1993 как законы РФ) - принимаются по всем остальным вопросам. Примеров множество - ФЗ "О полиции", ФЗ "О рекламе" и прочее.     К законодательству субъектов РФ относятся: 1) Основные законы субъектов РФ (конституции или уставы); 2) Законы субъектов Российской Федерации.

 

Источник: http://otvet-tgp.ru/blog/59_zakon_ponjatie_vidy/2011-07-14-62#ixzz517cpFy6E

 

 

12:11 60. Нормативно-правововые акты Президента РФ
Президент РФ издает указы и распоряжения. Указ Президента РФ - решение нормативного характера принимаемое Президентом РФ в пределах его компетенции. Распоряжения Президента РФ - акты индивидуального характера, принимаемые главой государства по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы его Администрации. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Они не должны противоречить Конституции, Федеральным Конституционным и Федеральным законам РФ.Указы обладают высшей юридической силой после Конституции России и федеральных законов, являются подзаконными правовыми актами. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Указы, восполняющие пробелы правового регулирования в сфере исключительного регулирования федеральных законов, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов.

 

Источник: http://otvet-tgp.ru/blog/60_normativno_pravovovye_akty_prezidenta_rf/2011-07-14-61#ixzz517d2A4nU

 

 

11:45 61. Нормативно-правовые акты Правительства РФ
  Акты Правительства РФ - решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. Акты Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ и не должны противоречить им. В случае выявления такого противоречия, могут оттеняться Президентом РФ. Акты Правительства издаются в форме постановлений и распоряжений и обязательны к исполнению на всей территории РФ.   Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, акты по оперативным и другим текущим вопросам - в форме распоряжений. Постановление Правительства представляет собой нормативный правовой акт, в котором выражается государственная воля, веление в пределах компетенции и полномочий этого органа власти. Постановления принимаются в соответствии с общими полномочиями Правительства, которые определяются ФКЗ "О Правительстве РФ" Порядок опубликования и вступления в силу актов правительства РФ также определяется ФКЗ "О Правительстве РФ

 

Источник: http://otvet-tgp.ru/blog/61_normativno_pravovye_akty_pravitelstva_rf/2011-07-14-60#ixzz517dG98M8

 

11:28 62. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти - это акты, издаваемые министерствами, федеральными агентствами и ведомствами. Виды актов, издаваемых органами исполнительной власти: 1) Постановления; 2) Приказы; 3) Распоряжения; 4) Правила; 5) Инструкции; 6) Положения; 7) Рекомендации. Некоторые их актов являются нормативными актами, а некоторые носят рекомендательный (методический) характер и адресованы структурным подразделениям соответствующих органов исполнительной власти. Например, приказы МВД - носят обязательный характер только для органов внутренних дел РФ. Методические рекомендации МВД также адресованы органам внутренних дел РФ, но они обязательными не являются.

 

Источник: http://otvet-tgp.ru/blog/62_normativno_pravovye_akty_federalnykh_organov_ispolnitelnoj_vlasti/2011-07-14-59#ixzz517dXJ29I

 

10:54 63. Пределы действия нормативно-правовых актов
Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов: 1) По общему правилу - по истечении определенного количества дней после даты его официального опубликования; 2) Прямое указание в тексте нормативного акта на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу; 3) Указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу (например, сразу с момента опубликования). Момент утраты юридической силы определяется: 1) Истечением срока на который был принят нормативный акт; 2) Отмена нормативно-правового акта законодателем, либо принятие нового нормативного акта в замену старого.   В общепринятой практике закон не имеет обратной силы. В исключительных случаях это возможно если: 1) Нормативно-правовой акт прямо устанавливает обратную силу; 2) Уголовный закон декриминализирует преступность деяния, смягчает наказание или другим образом улучшает положение субъекта. Действие нормативно-правовых актов в пространствеопределяется территорией суверенного государства. К территории государства в соответствии с международным правом относят: 1) земная территория (суша), в том числе недра; 2) континентальный шельф; 3) внутренние и территориальные воды (по международному праву - 12 морских миль); 4) воздушное пространство над земной и водной территорией государства до границ с космосом (примерно 100 - 110 км); 5) речные и морские суда под флагом своего государства в открытом море. Военные суда - не зависимо от места нахождения; 6) космические объекты РФ; 7) территория дипломатических представительств и консульств на территории иностранного государства.   Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц- нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан, лиц без гражданства, иностранцев и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них (например, о повышении пенсий - касается только пенсионеров и иных лиц пользующихся социальной защитой). Иностранные граждане пользующиеся дипломатическим иммунитетом изымаются из сферы действия национального права. В случае нарушения ими норм права этих государств, они не подлежат ответственности на данной территории, а объявляются персонами non grata и обязаны покинуть страну.

 

Источник: http://otvet-tgp.ru/blog/63_predely_dejstvija_normativno_pravovykh_aktov/2011-07-14-58#ixzz517dp76ve

 

 

10:46 64. Систематизация законодательства
Систематизация нормативно-правовых актов (систематизация законодательства) - это деятельность (обычно уполномоченных государственных органов), направленная на совершенствование и упорядочивание правовых норм. Виды систематизации законодательства: Инкорпорация - объединение нормативных актов определённого уровня во всевозможные сборники или собрания законодательства по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Т.е. собрание законодательства "как есть" на данный момент. Цель инкорпорации - упорядочить массив нормативно-правовых актов для более удобного практического применения, отслеживания противоречий и т.д. Бывает официальная и неофициальная. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной. Данный вид систематизации характерен для романо-германской правовой семьи, в т.ч. и для России. Консолидация - унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Также не вносит изменений в законодательство, не изменяет существующих норм. Данный вид систематизации характерен для правовой семьи прецедентного права (множественность судебных прецедентов делает применение права очень неудобным, поэтому более практично консолидировать прецеденты по какому-либо основанию для большего удобства). Кодификация-коренная переработка какой-либо отрасли системы права, создание нового, систематизирующего правового акта (кодекса). Устаревшие части нормативного акта утрачивают силу, вносятся новые нормы, создаётся общая внутренняя структура. Естественно, всегда носит только официальный характер. Также иногда выделяется отдельный вид систематизации, как учёт. Т.е. сбор действующих нормативных актов для расположения по определённой схеме. Например, собираются все нормативные акты, которые важны для деятельности какого-либо предприятия. Однако учитывая локальный характер учёта, ставить его в один ряд с другими видами систематизации не вполне уместно.

 

Источник: http://otvet-tgp.ru/blog/64_sistematizacija_zakonodatelstva/2011-07-14-57#ixzz517eBKyXh

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: