Тема 2. Педагогическая ситуация как единица воспитательного процесса

Семинарско-практическое занятие №3.

Задачи:

1. Усвоить понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача» в контексте профессиональной педагогической деятельности.

2. Отработать алгоритм решения педагогической задачи.

3. Овладеть методикой целеполагания в воспитательной деятельности.

 

План занятия:

1. Личностные результаты ФГОС ООО.

2. Целеполагание в воспитании. Требования к целям.

3. Соотношение понятий «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», их значение в педагогической деятельности, алгоритм решения педагогической задачи.

4. Оценка результативности воспитательной работы.

 

Рекомендуемая литература

Борытко Н. М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. метод. тр. Вып 3 / Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Изд. ВГИПКРО, 2001. С. 14 – 21.

Борытко, Н. М. Теория и методика воспитания / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 3 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 6).

Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М. «Академия», 2005. 336 с. С.

Кондрашова Л. В. Сборник педагогических задач: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987.

Поташник М. М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.

Вопросы студентам для обсуждения в комментариях
(отправляйте голосовые ответы или пишите развернутые комментарии):

1. Сформулируйте свое отношение к позиции некоторых педагогов, которые личностно ориентированное образование представляют как следование педагога за устремлениями и ценностями личности, «обслуживание» педагогом запросов человека. При этом выдвигаются лозунги самоценности личности, индивидуальности, субъект-субъектных отношений и т.д. Чем эта позиция отличается от Вашей собственной позиции?

2. Не возникает ли у Вас вопрос: кто, где, как, и по какому праву определяет идеал человека? Сформулируйте свой ответ на этот вопрос?

3. В какой мере педагог должен следовать за перспективами саморазвития воспитанника? А если это перспективы правонарушителя, преступника?

4. Как Вы понимаете равноправие участников воспитательного процесса: педагога и воспитанника?

5. Что такое «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача»?

6. Какие сведения необходимо получить педагогу, чтобы успешно действовать в педагогической ситуации?

7. Какую проблему можно назвать педагогической? В чем может заключаться педагогический аспект какой-либо проблемы?

8. Что называют целью? Какая цель может быть названа педагогической?

9. Чем объясняется необходимость предусматривать несколько вариантов деятельности в педагогической ситуации? Что является основанием для каждого нового варианта?

10. Какими критериями следует руководствоваться при выборе оптимального варианта решения педагогической задачи?

11. Что может служить критериями для оценки достижения педагогической цели?

12. Какими методами можно оценить достижение педагогического результата?

 

Выполните упражнения для закрепления материала:

1. Составьте краткий конспект по плану занятия

 

2. Заполните таблицу

Личностный результат по ФГОС Ведущий процесс для формирования результата (воспитание/ обучение / равный вклад обучения и воспитания) Краткий комментарий
     
     
     

 

3. Вставьте пропущенные фрагменты в  иерархии целей воспитания

Уровень целеполагания В чем выражена цель Документ, в котором она находит отражение
На уровне общества Общественно-государственный заказ Портрет выпускника Личностные  результаты ФГОС НОО ФГОС ООО ФГОС СО
На уровне школы     Цели воспитания на основе ФГОС по уровням + региональный и школьный аспект ООП Программа воспитания и социализации
На уровне класса        
На уровне обучающегося     Цели индивидуального развития личности обучающегося, и/или коррекции Индивидуальный образовательный маршрут План работы классного руководителя

 

 

4. Как известно целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:

1) Диагностичность, т. е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации, выделенного на достижение цели времени. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.); б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности; в) соответствие цели современным принципам воспитания.

4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.

 (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова «Организация воспитательного процесса в школе»)

 

Пользуясь требованиями к процессу целеполагания, проанализируйте по предложенным критериям цели, поставленные на период педагогической практики некоторыми студентами. Попробуйте при необходимости скорректировать формулировки этих целей.

5-й класс. Воспитательные цели на 4–5 недель:

«Воспитывать общечеловеческую нравственность»

Ваш вариант:________________________________________________________

«Научить учащихся правильно оценивать свои достоинства и недостатки»

Ваш вариант:________________________________________________________

«Вызвать стремление к самостоятельности и настойчивости в учении»

Ваш вариант:________________________________________________________

«Возбудить нетерпимое отношение к списыванию и подсказкам»

Ваш вариант:________________________________________________________

«Научить совместному труду в отряде, качественному выполнению трудовых операций»

Ваш вариант:________________________________________________________

5. Решите педагогическую ситуацию по алгоритму.

Алгоритм анализа педагогической ситуации:

1.    Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло, как это событие влияет или может повлиять на взгляды, позицию ребенка, его поведение и т.д.).

2.    Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта.

3.    Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации.

4.    Определите несколько вариантов достижения цели.

5.    Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи.

6.    Определите критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах, и методы оценки результата.

 

Ситуация:

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели. На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

 

Попробуйте самостоятельно вычленить (сформулировать) педагогическую проблему и цель и решить по предложенному выше алгоритму педагогическую задачу. Не торопитесь и не пропускайте.

 

 

Конспект и выполненные упражнения присылайте мне на почту helse@yandex.ru
с пометкой в теме РЛБ-22 3 семинар
Срок: не позже 19 марта 23.59 (до конца суток по расписанию семинара).
Кто не пришлет свою работу в срок, в рейтинге будет отмечен как отсутствующий на семинаре.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: