Тема 7. 5. Лишение и ограничение родительских прав

 

Исключительной мерой и одновременно высшей мерой ответственности за виновное невыполнение родительского долга является лишение родителей родительских прав. Лишение родительских прав допускается только по основаниям и в порядке, установленным законом.

Основания лишения родительских прав

В соответствии со ст.69 СК основаниями лишения родительских прав являются:

а) уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов (то есть родители не заботятся о здоровье, нравственном, физическом, психическом, духовном развитии ребенка, его материально-бытовом обеспечении и обучении, подготовке его к труду, а также не содержат ребенка, не имея к этому уважительных причин);

б) отказ родителей без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

в) злоупотребление родителей своими родительскими правами (то есть использование родительских прав в ущерб интересам детей, например, препятствие в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков, совершению преступления, незаконное расходование имущества ребенка и т. п.);

г) жестокое обращение родителей с детьми, включая физическое или психическое насилие над ними (речь идет о побоях, избиении ребенка, угрозах в его адрес, внушение чувства страха и т. п.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Кроме фактов насилия, жестокое обращение с детьми может проявляться также в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации детей. Жестокое обращение родителей с ребенком может послужить основанием для возбуждения в отношении родителей уголовного дела. Покушение на половую неприкосновенность детей является уголовно наказуемым деянием;

д) заболевание родителей хроническим алкоголизмом или наркоманией, подтвержденное соответствующим медицинским заключением.

Для лишения родителей родительских прав по данному основанию в принципе достаточно установить факт наличия у родителей таких заболеваний, так как они представляют особую опасность для ребенка. Ребенок оказывается в нездоровой семейной обстановке, предоставлен самому себе, страдает нравственно и физически. Совершение родителями противоправных действий против ребенка при этом необязательно, хотя они, как правило, имеют место.

е) совершение родителями умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (речь идет о покушении на убийство, нанесении тяжких телесных повреждений, доведении до самоубийства, побоях, истязаниях и т. д.).

При этом следует учитывать следующие обстоятельства.

1)основания для лишения родительских прав отсутствуют при совершении преступления родителями по неосторожности (например, случайное причинение вреда здоровью ребенка в ходе игры, при домашних работах и т. п.).

2) виновность гражданина в совершении преступления может быть установлена только вступившим в законную силу приговором суда.

3) виновность родителей (одного из родителей) в совершении преступления, направленного не в отношении детей или супруга, не может являться основанием для лишения их (его) родительских прав.

Для лишения родительских прав достаточно одного из указанных в ст. 69 СК оснований, хотя на практике возможно сочетание нескольких оснований (злоупотребление родительскими правами родителем — хроническим алкоголиком и физическое насилие над детьми со стороны родителя-наркомана и т. д.).

Родители не могут быть лишены родительских прав по основаниям, не предусмотренным ст. 69 СК.

Лишение родителей родительских прав возможно только в отношении конкретного ребенка (детей). Нельзя лишить родительских прав в отношении детей, которых еще нет (т. е. на будущее). Родительских прав могут быть лишены только сами родители, но не иные лица, их заменяющие (опекуны, попечители, приемные родители).

Порядок лишения родительских прав

В соответствии со ст. 70 СК лишение родительских прав производится только судом. Другие органы не вправе рассматривать данный вопрос. Дела данной категории рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Круг лиц и органов, имеющих право возбуждения в судах дел о лишении родительских прав, определен ст. 70 СК. Исковое заявление о лишении родительских прав могут предъявить:

а) один из родителей (лица, их заменяющие, то есть опекун, попечитель, приемные родители):

б) прокурор;

в) органы или учреждения, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, — органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, воспитательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и другие.

Особенностью рассмотрения дел о лишении родительских прав является обязательное участие в них прокурора и органа опеки и попечительства, что является дополнительной процессуальной гарантией соблюдения прав как родителей, так и детей (п. 2 ст. 70 СК). Орган опеки и попечительства дает заключение по существу заявленного искового требования, то есть целесообразно или нет лишать родительских прав конкретное лицо. Если суд не соглашается с заключением органа опеки и попечительства, то он должен мотивировать свое решение.

Иски о лишении родительских прав предъявляются только к родителям (или одному из них), которые являются ответчиками по делам указанной категории.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п. 2 ст. 71 СК). Поэтому в соответствии с п. 3 ст. 70 СК суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав одновременно решает вопрос и о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав, независимо от того, предъявлен ли такой иск.

Как установлено п. 4 ст. 70 СК, обязанностью суда является уведомление прокурора об обнаружении при рассмотрении дела о лишении родительских прав в действиях родителей (одного из них) признаков уголовно наказуемого деяния.

При удовлетворении иска о лишении родительских прав в решении суда обязательно должно быть указано, кому конкретно передается ребенок на воспитание: другому родителю, органам опеки и попечительства или опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном законом порядке. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей, если опекун (попечитель) еще не назначен, — ребенок должен быть передан на попечение органов опеки и попечительства.

Выписка из решения суда о лишении родительских прав в соответствии с п. 5 ст. 70 СК должна быть направлена судом в трехдневный срок в орган загса по месту государственной регистрации рождения ребенка для производства соответствующей отметки в актовой записи о рождении ребенка.

Лишение родительских прав является исключительной мерой семейно-правовой ответственности. В некоторых случаях даже при доказанности виновного поведения родителей суд с учетом характера их поведения, личности, перспектив изменения поведения и других конкретных обстоятельств вправе отказать в иске о лишении родительских прав и предупредить родителей о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением ими родительских обязанностей. При этом суд, исходя из интересов ребенка, вправе вынести решение об ограничении родительских прав (то есть об отобрании ребенка у родителей и передаче его органу опеки и попечительства.

Правовые последствия лишения родительских прав

Правовые последствия лишения родительских прав определены в ст. 71 СК.

1) родители, лишенные родительских прав, утрачивают все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они лишены родительских прав. Причем речь идет не только о тех правах, которые родители имели до достижения детьми совершеннолетия, но и других, вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений. К правам, которые теряют родители, в частности, относятся:

а) право на воспитание и образование ребенка (ст. 61— 63, 66 СК);

б) право на защиту прав и интересов детей, в том числе их представительство в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами (ст. 64 СК);

в) право на истребование ребенка от других лиц (ст. 68 СК);

г) право на получение назначенных ребенку пенсии, пособия, алиментов, иных платежей (п. 2 ст. 60 СК). Сам же ребенок не теряет право на эти выплаты. Их будет получать для содержания ребенка то лицо, которому он передан на воспитание, или они будут перечисляться на счет того детского учреждения, где находится ребенок;

д) право на получение алиментов от совершеннолетних детей (ст. 87—88 СК);

е) право на наследование по закону имущества детей в случае их смерти (ч. 2 ст. 531 ГК РСФСР 1964 г.);

ж) право на дачу согласия на эмансипацию несовершеннолетнего (п. 1 ст. 27 ГК);

з) право на дачу согласия на совершение детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет тех сделок (п. 1 ст. 26 ГК), которые они не вправе совершать самостоятельно;

и) право на ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (п. 4 ст. 26 ГК);

к) право на дачу согласия на усыновление (удочерение) ребенка (ст. 129 СК);

л) право на пенсионное обеспечение после смерти детей (ст. 52 Закона о государственных пенсиях в РФ) и другие права.

2) родители, лишенные родительских прав, утрачивают право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Так, в соответствии с подп. "в" п. 47 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883, ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается родителям на ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав.

Лица, лишенные родительских прав, утрачивают право на получение льгот, установленных законодательством для граждан, имеющих детей, в частности, право на дополнительные льготы работникам, имеющим детей, позволяющие сочетать труд с воспитанием детей.

Целесообразность дальнейшего совместного проживания в жилом помещении ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством (п. 3 ст. 71 СК). Если ребенок и родители проживают в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма, то родители, лишенные родительских прав, могут утратить право на совместное проживание с детьми. Для этого в судебном порядке должно быть признано невозможным их совместное проживание с несовершеннолетними детьми. В этом случае родители, лишенные родительских прав, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения (ст. 90, 98 ЖК).

При проживании родителей и детей в жилом помещении, принадлежащем им на праве общей собственности, или в жилом помещении, собственником которого является родитель, лишенный родительских прав, выселить его невозможно. Лишение родительских прав родителя не является основанием для лишения его права собственности на жилое помещение.

Родители, лишенные родительских прав, теряют не только все права, основанные на факте родства с ребенком, и право на льготы и государственные пособия, установленные законодательством для граждан, имеющих детей, Они утрачивают также возможность приобретения некоторых личных прав в сфере семейных отношений:

а) право быть усыновителями (ст. 127 СК);

б) право быть назначенным опекуном (попечителем) (ст. 146 СК);

в) право быть приемными родителями (ст. 153 СК). '

С лишением родительских прав прекращаются не только права, но и обязанности родителей, основанные на факте родства с ребенком, за исключением алиментной обязанности. В соответствии с п. 2 ст. 71 СК за родителями, лишенными родительских прав, сохраняется обязанность содержать своего ребенка. Поэтому суд, рассматривая дело о лишении родительских прав, решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей, лишенных родительских прав, независимо от предъявления соответствующего требования.

При лишении родительских прав одного из родителей и передаче ребенка на воспитание другому родителю, попечителю, либо приемным родителям взыскиваемые алименты выплачиваются лицу, воспитывающему ребенка. Если дети, оставшиеся без попечения родителей, помещены в воспитательные учреждения, алименты, взыскиваемые с родителей, лишенных родительских прав, зачисляются на счет этих учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку (п. 2 ст. 84 СК).

Лишение родителей (одного из них) родительских прав приводит к прекращению всех личных неимущественных отношений между ними и ребенком. В то же время ребенок в силу п. 4 ст.71 СК сохраняет все свои имущественные права, основанные на факте родства с родителями, лишенными родительских прав, и другими родственниками. За ребенком сохраняется имевшееся у него (на момент лишения родителей родительских прав) право собственности на любые виды имущества, включая жилое помещение. Если же жилое помещение не находилось в собственности родителей ребенка, а семья в нем проживала по договору социального найма или договору найма, то ребенок вправе продолжать пользоваться жилым помещением.

В отличие от родителей, лишенных родительских прав, ребенок не утрачивает право на получение наследства по закону после смерти родителей или их родственников (ст. 531 ГК РСФСР 1964 г.), право на получение пенсии по случаю потери кормильца и др. Из сказанного следует, что полного прекращения правовой связи между родителями, лишенными родительских прав, и ребенком не происходит.

Суд при лишении родительских прав одного из родителей обязательно рассматривает вопрос о возможности передачи ребенка на воспитание другому родителю. И лишь в случае невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства (п. о ст. 71 СК) и приобретает статус утратившего родительское попечение. Ребенок, утративший родительское попечение, может быть передан под опеку (попечительство), в приемную семью или на усыновление. Однако в соответствии с п. 6 ст. 71 СК усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.

Восстановление в родительских правах

Лишение родительских прав является бессрочным актом и не может ограничиваться временными рамками. Восстановление родителей в родительских правах возможно только в порядке и по основаниям, установленным законом (ст. 72 СК).

Решение вопроса о восстановлении в родительских правах находится в исключительной компетенции суда. Суд разрешает требование о восстановлении в родительских правах в порядке гражданского судопроизводства. Инициатива рассмотрения данного вопроса может исходить только от родителей, лишенных родительских прав (п. 2 ст. 72 СК). Иск о восстановлении в родительских правах предъявляется родителем, лишенным родительских прав, к другому родителю либо опекуну (попечителю), приемным родителям или воспитательному учреждению в зависимости от того, на чьем попечении находится ребенок.

Дела данной категории должны согласно п. 2 ст. 72 СК рассматриваться судами с обязательным участием органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Одновременно с иском родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах судом может быть рассмотрено требование родителей о возврате им ребенка (п. 3 ст. 72 СК),

Как установлено п. 1 ст. 72 СК, восстановление родителей в родительских правах возможно лишь при условии, что они существенно изменили в лучшую сторону поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка. Перемены в образе жизни родителей, их отношение к ребенку не могут произойти быстро, для этого требуется, как правило, значительный период времени. Поэтому указанные обстоятельства должны тщательно выясняться судами при рассмотрении исков о восстановлении в родительских правах.

Устойчивое изменение в лучшую сторону поведения родителей, а также образа их жизни само по себе еще недостаточно для восстановления родительских прав. Восстановление родительских прав и возвращение ребенка родителям допускается только в том случае, когда это отвечает интересам ребенка. Если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка, то суд, исходя из требований п. 4 ст. 72 СК, вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей о восстановлении в родительских правах. Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Восстановление в родительских правах не допускается, если дети усыновлены другими лицами и усыновление не отменено в судебном порядке.

Как правило, при восстановлении родителей (одного из них) в родительских правах суд удовлетворяет и их требование о возврате ребенка. Однако суд вправе, с учетом мнения ребенка, отказать родителям (одному из них) в иске о возврате ребенка, если придет к выводу, что передача им ребенка не отвечает его интересам. В таком случае ребенок будет продолжать находиться у опекуна (попечителя), в воспитательном учреждении или у другого родителя, который не лишался родительских прав.

При восстановлении в родительских правах правоотношения между ребенком и родителями восстанавливаются в полном объеме.

Ограничение родительских прав

Ограничение родительских прав представляет собой отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Ограничение родительских прав в случае виновного противоправного поведения родителей (одного из них) может выступать в качестве меры (формы) их ответственности.

Основания ограничения родительских прав

Согласно п. 2 ст. 73 СК основанием для ограничения родительских прав может являться опасная для ребенка обстановка, которая возникла не по вине родителей, а по независящим от них объективным причинам. К ним могут быть отнесены различные обстоятельства: болезнь родителей на протяжении длительного времени, включая психическое расстройство, стечение тяжелых обстоятельств (например, затяжной семейный конфликт, в результате которого ребенок предоставлен сам себе) и т. п.

В то же время подобная опасная для ребенка обстановка может быть результатом виновного противоправного поведения родителей (родителя): систематическое оставление ребенка без присмотра, частые скандалы в семье в связи с употреблением, родителями спиртных напитков, вступление в интимные отношения в присутствии детей, содержание наркопритона и т. п.

В подобных случаях суд, не установив достаточных оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав, вправе вынести решение об ограничении родительских прав (отобрании ребенка).

Ограничение родительских прав может быть как временной санкцией в отношении таких родителей, то есть предшествующей лишению родительских прав, так и самостоятельной мерой. Применение судом ограничения родительских прав как временной меры преследует цель предупредить родителей о недопустимости нарушения прав ребенка и дать им возможность исправить свое поведение и отношение к исполнению родительских обязанностей.

Если в течение шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав родители (один из них) не изменили своего поведения, то орган опеки и попечительства обязан по истечении указанного срока предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей родительских прав и до истечения шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав (п. 2 ст. 73 СК).

Порядок ограничения родительских прав

Вопрос об ограничении родительских прав решается в судебном порядке. Рассмотрение судом дел об ограничении родительских прав согласно п. 3 ст. 73 СК производится по иску:

а) близких родственников ребенка — одного из родителей ребенка, дедушки, бабушки, братьев, сестер;

б) органов и учреждений, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, включая органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, воспитательные учреждения;

в) дошкольных образовательных учреждений, то есть детских садов разногo типа и центров развития ребенка;

г) общеобразовательных учреждений, то есть начальных, основных, средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий;

д) других учреждений (здравоохранения, социальной защиты и др.);

г) прокурора.

Дела данной категории рассматриваются судом в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством в порядке искового производства, с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 73 СК). Орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка и представляет суду заключение о целесообразности ограничения родительских прав.

Суд одновременно с требованием об ограничении родительских прав должен в соответствии с п. 5 ст. 73 СК решить вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей, ограниченных в родительских правах.

Правовые последствия ограничения родительских прав

Правовые последствия ограничения родительских прав как для родителей, так и для ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, определены в ст. 74 СК.

По своему содержанию они значительно уже правовых последствий лишения родительских прав. При лишении родительских прав, а оно носит бессрочный характер, родители полностью теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав (ст. 71 СК).

Ограничение родительских прав — это, как правило, временная мера, которая влечет утрату права родителей только на личное воспитание ребенка (п. 1 ст. 74 СК). Родители, ограниченные в родительских правах, теряют также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Кроме того, как следует из содержания ст. 121 СК, родители, ограниченные в родительских правах, не вправе быть законными представителями своих детей и выступать в защиту прав и интересов.

Лица, ограниченные судом в родительских правах, не имеют права быть усыновителями (п. 1 ст. 127 СК), опекунами или попечителями (п. 3 ст. 146), приемными родителями (п. 1 ст. 153), то есть воспитателями чужих детей.

Что же касается самого ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, то за ним, как и в случае лишения родителей родительских прав, сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также все имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками (п. 3 ст. 74 СК). В этих же целях п. 2 ст. 74 СК устанавливает, что ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

Результатом удовлетворения иска об ограничении родительских прав становится отобрание ребенка у родителей (одного из них). Когда решение об ограничении родительских прав принято судом в отношении обоих родителей, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства, который определит дальнейшее устройство ребенка в установленном законом порядке.

Учитывая, что ограничение родительских прав по общему правилу является временной мерой и что основанием ограничения родительских прав не всегда является виновное поведение родителей, закон (ст. 75 СК) допускает контакты ребенка с родителями, ограниченными в родительских правах. Такие контакты (свидания, встречи, телефонные переговоры и т. п.) возможны лишь при условии, что они не оказывают на ребенка вредного влияния, и только с согласия лиц и органов, несущих ответственность за воспитание ребенка (орган опеки и попечительства, опекун (попечитель), приемные родители ребенка, администрация воспитательного учреждения, где находится ребенок).

Отмена ограничения родительских прав

Согласно п. 1 ст. 76 СК отмена ограничения родительских прав производится по иску родителей (одного из них) решением суда, если будет установлено, что отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка (выздоровление родителей, отмена решения суда о признании их недееспособными, изменение в лучшую сторону поведения родителей). Одновременно с отменой ограничения родительских прав суд разрешает вопрос о возвращении отобранного ребенка родителям (одному из них).

При рассмотрении требования родителей (одного из них) о возврате ребенка суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в его удовлетворении, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка, даже несмотря на удовлетворение требования родителей об отмене ограничения родительских прав.

Ответчиком по делу об отмене ограничения родительских прав выступает то лицо, которое предъявляло иск об ограничении родительских прав. В том случае, когда отобранный ребенок был передан на воспитание опекуну (попечителю) или в приемную семью, то опекун (попечитель) или приемные родители будут соответчиками по делу. Дело об отмене ограничения родительских прав рассматривается судом с участием органа опеки и попечительства (ст. 78 СК). Изложенные в исковом заявлении доводы родителей (одного из них) должны быть подтверждены соответствующими доказательствами и, прежде всего, мнением самого ребенка и заключением органа опеки и попечительства по существу заявленных требований. Если же приводимые родителями доводы не найдут своего подтверждения в судебном заседании и суд придет к выводу, что возвращение ребенка родителям противоречит его интересам, то в соответствии с п. 2 ст. 78 СК он вправе отказать в удовлетворении иска родителей об отмене ограничения в родительских правах.

При отмене судом ограничений родительских прав все права родителей, основанные на факте родства с ребенком, автоматически восстанавливаются.

Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей

На практике возникают ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно, так как существует серьезная и реальная угроза жизни или здоровью ребенка. Поэтому Кодекс (ст. 77 СК) предусматривает принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей (в административном порядке) органом опеки и попечительства до принятия решения судом о лишении последних родительских прав или об ограничении их в родительских правах при следующих условиях:

а) в случае непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т. п.);

б) вынесение органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы соответствующего акта об отобрании ребенка (постановление, распоряжение и т. п.);

в) данный акт исполняется органом опеки и попечительства в безотлагательном порядке (то есть немедленно).

В соответствии с п. 2 ст. 77 СК орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить об отобрании ребенка прокурора, а также обеспечить временное устройство ребенка (к родственникам, в детское воспитательное учреждение и т. п.) и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Отобрание ребенка органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью возможно и у лиц, заменяющих ему родителей:

опекунов (попечителей) (с последующим отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей — п. 3 ст. 39 ГК);

приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается — п. 2 ст. 152 СК);

усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства — ст. 141—142 СК

Тема 8.
ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В Семейном кодексе общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в ст. 121 СК. В этой же статье дан примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:

а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;

б) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение их под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

Семейным кодексом определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы, опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций:

а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;

в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, деленные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК). Однако согласно 132 Конституции и п. 1 и 4 ст. 6 Федерального закона от - августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ'" органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

Функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрации). В ряде субъектов Российской Федерации приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Пензенская области, г. Москва и др.).

Семейный кодекс (п. 1 ст. 121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (то есть речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение в соответствии со ст. 122 СК входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.

Как установлено п. 1 ст. 122 СК, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) и иные граждане (соседи, родственники и т.д.) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей (п. 1 ст. 122 СК). При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться федеральным законом. До введения в действие этого закона сохраняет силу установленный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 Порядок централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, в части, не противоречащей положениям ст. 122 СК (ст. 2 Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации").

Централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации и Министерством образования РФ.

На первоначальном этапе по результатам обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка и установления факта отсутствия попечения родителей данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечительства в журнале первичного учета установленной формы. В том случае, если ребенок не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 122 СК).

На основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта Федерации. В течение месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов Федерации, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью (п. 3 ст. 122 СК).

При отсутствии возможности устроить ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации направляет сведения о ребенке (копию анкеты и фотографию ребенка) в Министерство образования РФ для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (то есть для постановки на федеральный учет) и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России.

Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, формируется в Министерстве образования на основании сообщений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министерство образования ведет учет детей, а также осуществляет их подбор для лиц, обратившихся непосредственно в Министерство образования и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, с выдачей направления в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и последующего решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью. Министерство образования также предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов Федерации (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке данных о детях, оставшихся без {попечения родителей.

Орган опеки и попечительства, орган исполнительной власти субъекта Федерации и Министерство образования, осуществляющие соответственно первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют гражданам Российской Федерации, ставшим кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без гражданства, изъявившим желание усыновить ребенка, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п. 2 ст. 122 СК).

За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 122 СК могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом.

Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время существуют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

усыновление (удочерение);

передача под опеку или попечительство;

передача на воспитание в приемную семью;

устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

СК РФ закрепляет в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, передачу ребенка на воспитание в семью (ст.123 СК РФ). И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, всех типов.

Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Помимо государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться в установленном законом порядке и негосударственные образовательные учреждения. Причем содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в таких учреждениях осуществляются на основе полного государственного обеспечения (ст. 1, 50 Закона об образовании).

С принятием Семейного кодекса появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, то есть тех, которые прямо не указаны в ст. 123 СК, но могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу-интернат, назначение опекуна и т. П.). Поэтому даже суд, например, лишая родителей родительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.

В соответствии с п. 2 ст. 123 СК до определения наиболее оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Усыновление (удочерение) детей

Понятие усыновления

Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками с одной стороны и усыновленным ребенком с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению (ст. 137 СК).

В Семейном кодексе подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность физических и юридических лиц, не уполномоченных на то законом, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей законом не допускается (ст. 126' СК). Однако к посреднической деятельности по усыновлению детей не относится:

а) деятельность органов опеки и попечительства (то есть органов местного самоуправления), а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, определяемого Правительством Российской Федерации по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;

б) действия в процессе усыновления надлежащим образом уполномоченного представителя лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в пределах, допускаемых законодательством;

в) деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Но их деятельность может осуществляться на территории Российской Федерации только в силу международного договора или на основе принципа взаимности. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели — то есть извлечение дохода. Функции контроля за выполнением условий аккредитации представительствами органов и организаций иностранных государств при осуществлении деятельности в области усыновления (удочерения) детей на территории Российской Федерации возложены на Министерство образования РФ.

Дети, в отношении которых допускается усыновление

Как установлено п. 2 ст. 124 СК, усыновление допускается

а) только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение

б) и только в их интересах.

Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них полноценных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении). Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение; принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124 СК).

Именно в интересах детей п. 3 ст. 124 СК закреплено правило, согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается (так как при усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками), за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием, из чего следует, что усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии здоровья ребенка и о дополнительных усилиях морального и материального характера, которые потребуются от них в будущем для надлежащего воспитания усыновленного ребенка.

Информация о состоянии здоровья ребенка должна содержаться в специальном медицинском заключении о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданном экспертной медицинской комиссией, которое прилагается к представляемому в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка (п. 3 ч. 2 ст. 26У ГПК). По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.

Семейным кодексом (п. 4 ст. 124) отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории России, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями — иностранными гражданами.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представилось возможным передать их детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории России, не являющимся родственниками детей, только истечении трех месяцев со дня поступления сведения о таких детях в государственный банк данных о детях, евшихся без попечения родителей. В этой связи сведения о детях, которые могут быть переданы на усыновление, предоставляются данной категории лиц соответствующем органом исполнительной власти субъекта Федерации не ранее упомянутого срока.

Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей. Как установлено п. 1 ст. 126 СК, т детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения.

Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, не подлежит правовому регулированию на федеральном уровне, поскольку согласно п. 2 ст. 126 СК должен определяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации такой порядок уже определен (Владимирская, Новгородская, Липецкая, Тверская, Ярославская области, г. Москва. и др.). Как правило, учет кандидатов в усыновители осуществляется соответствующими органами управления образованием или созданными на их основе специализированными центрами по усыновлению.

Основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители в соответствии с разд. II Правил передачи детей на усыновление (удочерение) является заключение органа опеки и попечительства о их возможности быть усыновителями с учетом ограничений, установленных ст. 127—128 СК. Такое заключение составляется по результатам рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства заявления лиц, желающих усыновить ребенка, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого органом опеки и попечительства им предоставляется информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также выдается направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения).

Кандидаты в усыновители имеют право:

получить подлинную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников;

обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором находится ребенок.

Они обязаны:

лично изучить в документы усыновляемого ребенка,

познакомиться и установить с ним контакт,

подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

В некоторых случаях предварительная постановка граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших родственников и т.д.), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению.

Имеет некоторые особенности учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Территории России, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами России.

Согласно п. 2 ст. 126 СК и разделу VII Правил передачи детей на усыновление (удочерение) учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной влаги субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (то есть Министерством Образования РФ). Соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории России, обратившихся в этот орган и изъявивших желание усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, и предоставляет им информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основания для их усыновления гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России, иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и направление на посещение ребенка по месту его жительства (нахождения) предоставляются названным выше кандидатам в усыновители лично на основании ряда документов. Среди них заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители (при усыновлении ребенка гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской федерации, или лицами без гражданства — компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями. К заключению прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители; письменные обязательства иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении РФ в установленном порядке.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданств желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, ведется и Министерством образования РФ, если они не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов Федерации и обратились непосредственно в указанное министерство.

Лица, имеющие право быть усыновителями

В соответствии с п. 1 ст.127 СК усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в силу приобретения ими полной дееспособности, поскольку п. 1 ст.127 СК установлен возрастной ценз приобретения права быть усыновителем.

Усыновителями могут быть как супруги, так и одно лицо, причем как состоящее в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющееся совершенно посторонним для усыновляемого ребенка. Закон разрешает также усыновление ребенка одним из супругов (ст. 133 СК), одинокими лицами (мужчиной или женщиной), в том числе родственниками ребенка. Однако Семейным кодексом не допускается совместное усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими между собой в браке (п. 2 ст. 127 СК).

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения названных в законе требований к личности усыновителей (усыновителя) и интересов усыновляемого ребенка (п. 3 ст. 127 СК).

Семейный кодекс требует, чтобы разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна составлять не менее шестнадцати лет (п. 1 ст. 128 СК). Вместе с тем по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком может быть сокращена (п. 1 ст. 128 СК). Перечень подобных причин, даже примерный, в Семейном кодексе не приводится. Поэтому данный вопрос будет решаться судом в каждом конкретном случае в зависимости от сложившихся до усыновления взаимоотношений между усыновителем и усыновляемым ребенком (например, если ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т. п.).

В соответствии с п. 2 ст. 128 СК наличие разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком не требуется в случае усыновления гражданами детей своего супруга. То есть для отчима (мачехи), желающих усыновить ребенка своей жены (мужа), сделано исключение Если ребенка усыновляют оба супруга, то, как следует из п. 1 ст. 128 СК, разница в возрасте между ними и ребенком не имеет значения.

Помимо этого усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности, что может быть выяснено как при постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители (ст. 126 ГК), так и непосредственно в суде при рассмотрении дела об усыновлении ребенка. Усыновление производится в интересах ребенка, а потому предполагаемый усыновитель (усыновители) по своим личным качествам и условиям жизни должен обладать соответствующими возможностями по обеспечению воспитания и всестороннего развития ребенка.

В связи с этим закон (ст. 127 СК) устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица:

а) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

в) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели, а именно:

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лица, лишенные судом родительских прав, или лица, ограниченные судом в родительских правах);

д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542. Это следующие заболевания:

туберкулез;

заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

онкологические заболевания;

наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.

Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, определен Министерством РФ. 1996. № 19. Ст. 2304. здравоохранения РФ. Медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя должно представляться им как при постановке на учет в качестве кандидата в усыновители, так и при обращении в суд с заявлением об установлении усыновления ребенка.

е) лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель).

Под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, то есть минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы;

ж) лица, не имеющие постоянного места жительства а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

Пригодность жилого помещения (квартира, жилой дом, часть квартиры ил; жилого дома на праве собственности или на праве найма для проживания определяется в порядке, предусмотрено жилищным законодательством;

з) лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленно преступление против жизни или здоровья граждан.

Условия усыновления

К условиям усыновления ребенка закон относит получение согласия установленного круга лиц:

а) родителей ребенка или лиц, их заменяющих;

б) самого ребенка, достигшего возраста десяти лет;

в) супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов.

1. Ст. 129 СК в качестве необходимого условия усыновления называет обязательное согласие родителей усыновляемого ребенка. В п. 1 ст. 129 СК специально оговорено, что при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, которые не достигли возраста шестнадцати лет, требуется также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) согласие органа опеки и попечительства. Если законные представители несовершеннолетних родителей не выразили, согласия на усыновление ребенка, то усыновление не может состояться, несмотря на полученное согласие несовершеннолетних родителей.

В том случае, когда речь идет об усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, обладающих родительскими правами в полном объеме (это несовершеннолетние, достигшие возраста шестнадцати лет или несовершеннолетние, вступившие в брак ранее шестнадцати лет), то для усыновления требуется только согласие несовершеннолетних родителей.

Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в их личном письменном заявлении, нотариально удостоверенном нотариусом или другими должностными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть заверено руководителем воспитательного учреждения, где воспитывается или находится ребенок, или органом опеки и попечительства по месту производства усыновления или по месту жительства родителей (п. 1 ст.129 СК). При этом родителям разъясняются последствия усыновления, предусмотренные законом. Согласие родителей на усыновление ребенка также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

Согласие родителей ребенка на его усыновление, выраженное в письменном заявлении, в соответствии со ст. 2633 ГПК прилагается к представляемому в суд заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их законных представителей, а при их отсутствии — согласие органа опеки и попечительства

Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка без объяснения причин, но только до вынесения решения суда о его усыновлении (п. 2 ст. 129 СК). С принятием решения об усыновлении правовые отношения между родителями и ребенком полностью прекращаются, в связи с чем отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка родители уже не смогут.

Согласие родителей на усыновление их ребенка может быть двух видов:

а) согласие на усыновление ребенка конкретным лицом (это могут быть, например, родственники ребенка: братья, сестры, дядя, тетя и т.д.; или другие известные им лица);

б) согласие на усыновление ребенка без указания конкретного лица. Право выбора усыновителей в этом случае предоставлено органу опеки и попечительства или органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Получение в последующем (то есть уже при усыновлении ребенка конкретными лицами) повторного согласия родителей не требуется. Однако в любом случае согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения (п. 3 ст. 129 СК). Таким образом, предварительная дача согласия родителей на усыновление еще не родившегося ребенка законом не допускается.

В ряде случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 130 СК), допускается усыновление детей без согласия их родителей. Это возможно в случаях, если родители:

а) неизвестны;

б) признаны судом безвестно отсутствующими;

в) признаны судом недееспособными;

г) лишены судом родительских прав;

д) по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Данный перечень обстоятельств, при наличии которых усыновление ребенка может быть произведено без согласия родителей, является исчерпывающим.

Если ребенок находится под опекой (попечительством), на воспитании в приемной семье, то для его усыновления требуется согласие опекуна (попечителя) ребенка, его приемных родителей или руководителя воспитательного учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей (п. 1 ст. 131 СК). Согласие указанных лиц на усыновление ребенка должно быть выражено в письменной форме.

Однако наличие такого согласия само по себе не исключает необходимости получения соответствующего согласия родителей ребенка, но только в предусмотренных Семейным кодексом случаях, то есть если они живы и не признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими, не лишены родительских прав, не уклоняются о воспитания и содержания ребенка (ст. 129—130 СК).

Из содержания п. 2 ст. 131 СК следует, что решение об усыновлении ребенка может быть вынесено судом и без согласия опекунов (попечителей), приемных родителей или администрации воспитательных учреждений, где находятся дети. При отсутствии согласия указанных лиц на усыновление (особенно если отказ не обоснованный) суд вправе принять решение об усыновлении ребенка исходя из его интересов.

2. Необходимым условием усыновления является получение согласия на усыновление ребенка, достигшего десятилетнего возраста (ст. 132 СК). Выяснение отношения ребенка к усыновлению имеет важное значение с учетом необходимости соблюдения его прав и интересов. В этих целях ему в доступной форме работником органа опеки и попечительства объясняются сущность усыновления и вытекающие из него последствия: о правоотношениях, возникающих между ним и усыновителями, их родственниками; об утрате правоотношений с родителями (братьями, сестрами, бабушкой и дедушкой); об изменении фамилии, отчества, данных о родителях. Ребенок должен быть подробно осведомлен о личности усыновителя и составить впечатление о нем по результатам личного общения. При отсутствии согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет, усыновление против его воли является недопустимым.

Конкретная форма выявления и получения согласия ребенка на усыновление органом опеки и попечительства Семейным кодексом не определена. Согласие ре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: