Крепление фала за нагель

Фал крепится «восьмёркой», первый шлаг заводится под банку. Для крепления петля последнего шлага (сверху банки) переворачивается.

 

Марка (Sailor's Whipping)

Для того, чтобы конец троса не распускался, делают марку. Сверху на трос укладывают петлю из прочной нити и делают некоторое количество витков так, чтобы они ложились вплотную на длину, примерно равную диаметру троса. При этом должна остаться петля (справа на рисунках) и свободный коренной конец достаточной длины (слева), для того, чтобы за него можно было тащить.

На последнем этапе ходовой конец продевается в петлю, которая затем вытягивается за коренной конец примерно до середины марки.

 

Уход, хранение, ремонт, покраска яла.

 

Содержание шлюпки в чистоте и исправности входит в обязанности ее команды. Плохое состояние шлюпки свидетельствует о недостаточной подготовке и низкой морской культуре команды. Для поддержания шлюпки в готовности к использованию ее нужно периодически мыть, ремонтировать, подкрашивать и правильно хранить.

 

Хранение

 

Перед сдачей на хранение шлюпка, рангоут и паруса тщательно моются и просушиваются, предметы снабжения и вооружения приводятся в порядок.

С корабля шлюпки сдаются на хранение в порт. В училище и учебном отряде шлюпки сдаются на хранение на шлюпочную базу.

На шлюпочной базе предметы снабжения шлюпки укладываются на стеллажи в отведенном для каждой шлюпки месте. Рангоут и весла устанавливаются (или подвешиваются) на специальные приспособления в вертикальном положении, чтобы они не прогибались. Внутренняя поверхность шлюпки протирается ветошью насухо. Пробка вывертывается. После просушки корпуса шлюпка устанавливается под навесом на киль-блоки.

Шлюпочная команда под руководством старшины в течение зимнего периода приводит в порядок корпус шлюпки, ее снабжение и вооружение с таким расчетом, чтобы до начала занятий все было готово к использованию. Командир подразделения контролирует состояние и содержание закрепленной за ним шлюпки.

 

Покраска яла

 

Окраска шлюпок должна производиться для предохранения древесины от порчи и для создания гладкой обтекаемой поверхности. Шероховатости, заусеницы и другие неровные и выступающие части на корпусе шлюпки создают большую тормозящую силу.

Окраску следует производить в хорошую солнечную погоду. Шлюпку красят сначала изнутри, затем переворячивают вверх дном, ставят на бревна и красят снаружи.

 

Военно-морские шлюпки окрашиваются следующим образом:

· снаружи и внутри до подлегарсов включительно – в шаровый цвет;

· выше подлегарсов до привального бруса – в белый цвет;

· ширстречный пояс – под цвет отличительного борта корабля: зеленый для шлюпок правого борта и красный для шлюпок левого борта;

· привальные брусья, планшири, буртики, банки, заспинная доска и рангоут покрываются два раза олифой или масляно-смоляным лаком.

 

Окраска шлюпок без удаления старой краски (ежегодно):

1. До покраски шлюпку вымыть и дать ей хорошо просохнуть.

2. Протереть пемзой все шероховатые места и содранную краску.

3. Прогрунтовать (проолифить) и после высыхания зашпаклевать неровности. Дав просохнуть прошпаклеванным местам, протереть их пемзой или шкуркой.

4. Проолифить.

5. Дав просохнуть, нанести тонкий слой краски.

6. Когда краска хорошо станет, наложить второй слой.

 

Окраска шлюпок с удалением старой краски (один раз в три года):

1. Старую краску удалить металлическим скребком до дерева, но не делая задиров волокон.

2. Загрунтовать свинцовым суриком (15-20% свинцового сурика, 75-85% олифы).

3. После просушки прошпаклевать обшивку (пазы, стыки и трещины).

4. Дав просохнуть, зачистить пемзой или шкуркой и проолифить.

5. Дав просохнуть, нанести тонкий слой краски.

6. Когда краска хорошо станет, наложить второй слой.

 

Нельзя допускать отёков краски и заползания её на неокрашиваемое дерево.

 

Восстанавливают (подкрашивают) испорченную или отставшую краску по мере необходимости в процессе эксплуатации шлюпки. На корабле и шлюпочной базе шлюпки подкрашивают вручную.

При подготовке деревянных поверхностей шлюпки к окраске с помощью металлических скребков, стамесок, щеток и наждачного полотна удаляются старая краска, шпатлевка, грязь. Использовать для этого паяльную лампу не разрешается.

 

Для получения стойкого лакокрасочного покрытия очищенные деревянные поверхности сушат в течение 10 суток, а при наличии в дерене древоточцев – 30 суток. При просушке деревянных поверхностей металлические части шлюпки грунтуют железным суриком для предохранения их от коррозии.

 

Все металлические детали шлюпки и снабжения окрашиваются алюминиевой краской или черным лаком.

 

Привальные брусья, буртики, планшири, банки, заспинная доска не окрашиваются, а грунтуются лаком. Рангоут, весла и деревянные поверхности деталей снабжения шлюпки покрываются двумя слоями олифы.

 

Внешняя сторона верхнего пояса (ширстрека) шлюпки левого борта окрашивается красной краской, а шлюпки правого борта – зеленой краской.

 

В период окраски детали шлюпки маркируются и накрашиваются флюгарки. Маркировка наносится черным лаком с помощью специальных трафаретов. Гоночный номер шлюпки пишется на верхней части ахтерштевня с внутренней стороны, на заспинной доске, на нижней (плоской) части мачты, на рангоутном и шлюпочном чехлах, на донцах анкерков и на головке руля. Весла маркируются.

 

Часто подкрашивать шлюпку не следует, так как от этого она становится пятнистой, тяжелой и быстро приходит в негодность из-за прогнивания корпуса.

 

Приступая к окраске шлюпки, необходимо выбрать день с хорошей устойчивой погодой. Если погода неблагоприятная, окраску производить в закрытом помещении.

 

 

Мытье яла

 

Мытьё на берегу

Мыть шлюпку лучше на песчаном берегу. Для мытья нужно иметь: 2-3 ведра; 2-3 щётки со штоками; 2-3 ручные щётки; ветошь; соду; куски стекла, цикли.

Подойдя к берегу, нужно снести на берег принадлежности для мытья, рангоут, парус, весла, руль и пр. Подложив катки, вытянуть шлюпку на берег (на ровном киле). Вынуть из шлюпки съемные детали: стойки (пиллерсы), кильсон, рыбины, люки, заспинную доску и пробку.

При мытье внутренней поверхности шлюпки выбрать грязь и песок. Весла, рангоут, банки, планширь и все из неокрашенного дерева протирают мокрой ветошью и моют раствором мыла или 5%-ным раствором соды. Парусину и крашеное дерево мыть мылом и пресной водой. Пятна краски и смолы на планширях, банках и прочих некрашеных поверхностях соскабливать стеклом или циклей. Борта и прочие крашеные поверхности для удаления масляных пятен и грязных мест мыть 5%-ным раствором соды в пресной воде. После мытья поверхностей содовым раствором обязательно промыть их пресной водой.

 

Мытьё в воде

Если нет возможности вытащить шлюпку на берег (например, у каменистого берега), ее моют в воде, используя тот факт, что шлюпка не тонет, даже заполненная водой (по крайней мере, не должна).

Шлюпку полностью разгружают, вынимают рыбины и люки, которые моются отдельно. Затем вывинчивается пробка (желательно не потерять и не утопить её) и шлюпка заполняется водой снаружи и изнутри. В ходе этого процесса борта моются щётками.

Когда шлюпка заполнена водой и вымыта, ее отводят на глубокое место и опрокидывают (в воде), чтобы грязь и песок «вывалились наружу».

Затем шлюпка восстанавливается в нормальное положение, пробка ввинчивается на место. Остаётся отвести шлюпку на мелководье и откачивать воду.

Не рекомендуется использовать этот способ мытья на мелководье с песчаным дном, поскольку во время обратного опрокидывания в шлюпку можно набрать больше песка, чем было до этого.

 

 

Ремонт

 

Полученные в процессе эксплуатации шлюпки повреждения корпуса и предметов снабжения устраняются личным составом корабля или шлюпочной базы училища. Для ремонта шлюпки и предметов шлюпочного снабжения используются:

 

Принадлежности и инструмент:

· свайка (стальная и деревянная) – для работ со стальными и растительными тросами;

· драек – вместо свайки для более широкого раздвигания прядей толстого троса;

· полумушкель – для клетневания тросов;

· мушкель – для такелажных работ и околачивания тросов, заделанных огонов, сплесней;

· лопатка – для клетневания тросов;

· игла парусная – для сшивания парусины;

· зубило – для обрубки стальных тросов;

· плотничий инструмент – для ремонта деревянных частей шлюпки;

 

Материалы:

· заготовки дуба или ясеня – для устранения повреждений буртиков, шпангоутов, подлегарсов, привальных брусьев, планширей и т. д.;

· сосновые доски (шлюпочник) – для устранения повреждений обшивки и изготовления предметов снабжения шлюпки;

· парусина – для ремонта парусов, чехлов, изготовления кис, номеров;

· полосовое железо – для замены подкильной полосы;

· гвозди шлюпочные, шурупы.

 

При повреждении одного или нескольких поясов наружной обшивки шлюпки необходимо поврежденную часть пояса вырубить так, чтобы новые стыки располагались не ближе 1 м от стыков соседних поясов. На место вырубленных поясов подгоняются новые доски и закрепляются шлюпочными гвоздями. Внутри шлюпки в районе новых стыков устанавливаются стыковые планки из бакелизированной фанеры. Планки крепятся шлюпочными гвоздями.

Отремонтированный участок обшивки зачищается и красится.

 

Поврежденная или поломанная часть шпангоута вырубается на длину не менее 60 см. Неповрежденные части шпангоута обрабатываются под косой замок. Таким же образом обрабатываются концы дубовой рейки, подобранной по сечению и длине вырубленной части шпангоута. После установки рейки на место скрепляются замки и рейки с обшивкой.

 

Поврежденный или поломанный подлегарс скрепляется стальной оцинкованной полосой толщиной не менее 5 мм с перекрытием места повреждения на 80 мм с обеих сторон. В районе крепления полосы между обшивкой и подлегарсом устанавливается деревянная планка-заполнитель. Стальная полоса крепится через обшивку стальными оцинкованными гвоздями в два ряда. Вместо стальной полосы можно установить дубовую накладку толщиной не менее 20 мм.

 

Поломанный участок привального бруса заменяется новым от замка до замка.

 

Поврежденный участок буртика или планширя вырубается на длину не менее 1,5 м так, чтобы расстояние от ближайшего замка было не менее 1,5 м. Концы обрабатываются со скосом кромок, после чего новый участок буртика или планширя крепится стальными оцинкованными шурупами.

 

Использовать для ремонта шлюпки обыкновенные гвозди не рекомендуется, так как они быстро ржавеют и портят дерево.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: