Спасение человека, упавшего за борт

 

На случай падения человека за борт на корабле при выходе в море готовится специально выделенная шлюпка.

На спасательную шлюпку назначается полный состав гребцов во главе с офицером. Командир спасательной шлюпки подчиняется вахтенному офицеру. Заступая на вахту, он обязан:

  • принять шлюпку, убедившись в ее исправности, укомплектованности и готовности к спуску, а при обнаружении недостатков немедленно доложить вахтенному офицеру и принять меры для их устранения;
  • приказать гребцам надеть спасательные жилеты и проверить их исправность;
  • назначить место, где должны находиться гребцы;
  • распределить гребцов по банкам и проверить знание ими своих обязанностей (особенно при посадке в шлюпку).

В течение дневной вахты с разрешения вахтенного офицера командир спасательной шлюпки производит проверочную посадку команды в шлюпку. Командир спасательной шлюпки отвечает:

  • за нахождение команды в назначенном месте;
  • за пребывание гребцов в спасательных жилетах (в течение вахты);
  • за правильное положение элементов крепления шлюпки и готовность их к отдаче;
  • за правильное крепление походного конца;
  • за правильное положение румпеля;
  • за правильное положение пробки в отверстии для спуска воды;
  • за наличие и исправность шлюпочного имущества и вооружения;
  • за правильный разнос шлюпочных талей;
  • за правильное положение шлюпочного чехла.

Для спуска спасательной шлюпки с главного командного пункта подается команда «Человек за бортом» или «Спасательная шлюпка к спуску». По этой команде командир и гребцы бегом направляются к шлюпке. Первым свое место занимает командир. За командиром по обеим шлюпбалкам поднимаются гребцы средней банки, за ними по кормовой шлюпбалке – загребные, по носовой–баковые. Вместо шлюпбалок может использоваться специальная сетка (сетчатый трап). По сетке сначала поднимаются гребцы внешнего борта, затем внутреннего. Спуск шлюпки выполняет команда матросов под руководством дежурного или главного боцмана.

Во время спуска командир шлюпки руководит действиями гребцов, проверяет крепление походного конца, положение румпеля, положение пробки в сливном отверстии. Гребцы очищают и вставляют уключины. Баковый и загребной внутреннего борта отдают цепные стопора шлюпочных талей, следят за талями, не давая им перекручиваться, и со спуском шлюпки выкладывают тали. Загребной внешнего борта наблюдает за спасаемым человеком и после спуска шлюпки показывает направление на него командиру шлюпки.

Как правило, спуск шлюпки выполняется на инерции переднего хода корабля. Поэтому, когда шлюпка коснется поверхности воды, матросы обтягивают походный конец. Это ослабляет натяжение талей и дает возможность гребцам выложить гаки талей из рымов шлюпки.

Сначала выкладываются кормовые тали, а затем носовые. После того как тали будут выложены, шлюпка под действием руля на походном конце отойдет от борта. Командир шлюпки подает команды «Отдать конец», «Весла разобрать» и т. д. Гребцы разбирают весла и начинают грести. Румпель отвязывается. Командир шлюпки, руководствуясь докладом загребного, целеуказаниями сигнальщика корабля и собственными наблюдениями, кратчайшим путем и максимально возможным ходом ведет шлюпку к спасаемому.

Для указания направления движения шлюпки сигнальщик с корабля дает семафорными флажками (ночью – светосигнальным фонарем направленного действия) следующие сигналы:

  • обе руки с флажками вытянуты вверх (ночью– длинные белые проблески) – «Курс шлюпки правилен»;
  • правая рука с флажком вытянута горизонтально вправо (ночью – длинные зеленые проблески) – «Шлюпке держать правее»;
  • левая рука с флажком вытянута горизонтально влево (ночью–длинные красные проблески)– «Шлюпке держать левее».

В мирное время для поиска и указания места нахождения человека разрешается использовать корабельный прожектор (не наводя луча на шлюпку). При обнаружении человека в его направлении дают несколько вспышек прожектора, после чего держат луч в направлении спасаемого.

Шлюпка идет к спасаемому без кормового флага. Подходить следует с наветренной стороны, соблюдая большую осторожность. При подходе подается команда «Весла по борту» или «Баковые шабаш». Баковые поднимают спасаемого на борт (при необходимости ему оказывается помощь), а командир шлюпки ставит кормовой флаг. После этого шлюпка возвращается на корабль.

 

Доврачебная помощь.

 

Утопление – смерть от гипоксии, возникающей в результате закрытия дыхательных путей жидкостью, чаще всего водой. Утопление возможно при купании в водоемах, хотя иногда происходит и в иных условиях, например, при погружении в ванну с водой, в емкость с какой-либо другой жидкостью. Значительную часть утонувших составляют дети. Утонувшего можно спасти, если своевременно и правильно оказать ему первую помощь. В первую минуту после утопления в воде можно спасти более 90% пострадавших, через 6-7 минут - лишь около 1-3%.

К утоплению, чаще всего, приводят:

· нарушение правил поведения на воде,

· утомление, даже у лиц, отлично умеющих плавать (например, во время длительного заплыва в холодной воде),

· травмы при нырянии (особенно в незнакомых водоемах),

· алкогольное опьянение,

· резкая смена температур при погружении в воду после перегрева на солнце и др.

Часто утопление происходит из-за того, что человек теряется в трудной ситуации, забывает, что его тело легче воды и при минимальных усилиях оно может находиться на поверхности весьма долго как в горизонтальном, так и вертикальном положении. Для этого достаточно лишь слегка подгребать воду руками и ногами и по возможности спокойно и глубоко дышать. При попадании в водоворот нужно набрать в легкие побольше воздуха и, нырнув поглубже, отплыть в сторону под водой, что значительно легче, чем на поверхности, т.к. скорость движения воды на глубине существенно меньше.

Смерть при утоплении наступает в результате недостатка кислорода. Условно выделяют несколько основных видов утопления - истинное, сухое и так называемое синкопальное.

а) Истинное. В первом случае вода заполняет дыхательные пути и легкие, тонущий, борясь за свою жизнь, делает судорожные движения и втягивает воду, которая препятствует поступлению воздуха. У утонувшего кожа синюшная, а изо рта и носа выделяется пенистая жидкость.

б) Сухое. Во втором случае (при сухом утоплении) из-за спазма голосовых связок вода в легкие не попадает (отсюда и название), синюшность кожи менее выражена. Подобный вариант утопления сопровождается обмороком, и утонувший сразу опускается на дно.

в) Синкопальное. В третьем случае (синкопальное утопление) причиной гибели пострадавшего является внезапное прекращение дыхания и остановка сердца. У таких утонувших кожа имеет бледную окраску (так называемые бледные утонувшие).

 

Спасение утопающего и оказание ему первой помощи. Спасающий должен быстро добежать до ближайшего к тонущему месту вдоль берега. Если тонущий находится на поверхности воды, то желательно успокоить его еще издали, а если это не удается, то лучше постараться подплыть к нему сзади, чтобы избежать захватов, от которых порой бывает трудно освободиться. Одним из действенных приемов, который позволяет освободиться от подобного судорожного объятия, является погружение с тонущим в воду. В таких обстоятельствах он, пытаясь остаться на поверхности, отпустит спасателя. При погружении тонущего на дно, спасатель должен нырнуть, проплыть вдоль дна (в проточной воде учитывая направление и скорость течения). При достаточной видимости следует открыть под водой глаза, т.к. спасательные действия в этом случае более эффективны. Обнаружив тонущего, нужно взять его за руку, под мышки или за волосы и, сильно оттолкнувшись от дна, всплыть с ним на поверхность, интенсивно работая при этом только ногами и свободной рукой.

Доставив пострадавшего человека на берег, приступают к оказанию первой помощи. Характер помощи зависит от его состояния.

 

Сообщить о происшествии другим людям. Вызвать врачей или попросить это сделать окружающих.

 

Если пострадавший находится в сознании, у него удовлетворительный пульс и сохранено дыхание, то достаточно уложить его на сухую жесткую поверхность таким образом, чтобы голова была низко опущена, затем раздеть, растереть руками или сухим полотенцем. Желательно дать горячее питье (чай, кофе), укутать теплым одеялом и дать отдохнуть.

 

Если пострадавший находится без сознания, то надо проверить рвотный рефлекс. При его наличии оказывающий помощь кладет пострадавшего животом на бедро согнутой в коленном суставе ноги; так, чтобы голова и плечи пострадавшего находились ниже. Тогда вода будет вытекать. НЕ бить пострадавшего по спине. Можно наклонить пострадавшего через борт лодки, катера или, положив лицом вниз, приподнять его в области таза. Эти манипуляции не должны занимать более 10-15 секунд чтобы не медлить с проведением искусственного дыхания.

Затем своим пальцем (лучше обернутым носовым платком) освободить его ротовую полость от ила, тины и рвотных масс. Пострадавшему, у которого отсутствует сознание, нет самостоятельного дыхания, но сохраняется сердечная деятельность, после предварительных мероприятий, которые направлены на освобождение дыхательных путей, нужно как можно быстрее начать искусственное дыхание. При отсутствии у пострадавшего дыхания и сердечной деятельности искусственное дыхание необходимо сочетать с массажем сердца.

 

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

· Пострадавшего положить на спину и запрокинуть голову.

· Следить, чтобы не запрокидывался язык. Можно его платком придерживать, прижав к щеке.

· Желательно положить на рот (нос) пострадавшего платок или бинт. Затем делают 3 вдоха рот в рот или в нос (если рот не освободить). При этом должна надуваться грудная клетка, а не живот.

· Отступив от низа ребер 2 пальца положить руку перпендикулярно телу (основание ладони на сердце). Вторая рука поверх первой руки, для усиления. И выполнить 5 нажатий, резких. Глубина нажатий примерно 3-4 сантиметра.

· Второй человек проверяет пульс на шее.

· Повторять вдохи и нажатия до приезда врачей. Или до тех пор, пока человек не очнется (не появится пульс и дыхание). Или до пор, пока данные действия актуальны.

 

Транспортировка пострадавшего в стационар целесообразна после восстановления сердечной деятельности. При этом пострадавший должен находиться в положении на боку на носилках с опущенным подголовником. Все пострадавшие обязательно должны быть госпитализированы, поскольку имеется опасность развития так называемого вторичного утопления, когда появляются признаки острой дыхательной недостаточности, боли в груди, кашель, одышка, чувство нехватки воздуха, кровохарканье, возбуждение, учащение пульса. Высокая вероятность развития у пострадавших отека легких сохраняется в сроки от 15 до 72 часов после спасения.

 

 

Источники.

 

http://eco-ladoga.narod.ru/boat/boat.htm

http://ph117nnr.narod.ru/neot.php.htm#11

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: