Правила буксировки, меры безопасности

 

Шлюпки могут буксироваться с полным составом гребцов или с командой из трех человек (не менее) – старшины и двух гребцов. Если нужно буксировать несколько шлюпок, впереди ставят более тяжелые. При большом количестве шлюпок их буксируют в двухкильватерной колонне. В этом случае с внутренних бортов шлюпок выставляются кранцы.

 

Шлюпки можно буксировать на фалинях или на специальном буксирном тросе. При буксировке на фалинях носовой фалинь первой шлюпки подается на буксирующий катер и крепится за кнехт. Носовые фалини последующих шлюпок подаются на впереди идущую шлюпку и крепятся одним из трех способов: за кормовой подъемный рым рыбацким штыком, за загребную банку шлюпочным узлом, за носовой рым простым или рыбацким штыком. В последнем случае рывки при буксировке воспринимаются не банками и корпусом шлюпки, а фалинями, и шлюпки лучше сохраняют строй кильватера.

 

 

 

Крепить фалинь за кормовой рым при буксировке не рекомендуется, так как на волне рывком может вырвать транцевую доску.

При свежей погоде и зыби рекомендуется буксировать шлюпки на длинном буксирном тросе. Для буксировки можно использовать сизальский, пеньковый или капроновый трос окружностью 100–120 мм. Длину троса выбирают в зависимости от количества буксируемых шлюпок и состояния моря. На всех шлюпках (за исключением концевых) носовые фалини крепятся за буксирный трос стопорным узлом. Расстояние между шлюпками и катером устанавливается так, чтобы буксирующий катер и шлюпки одновременно входили на гребень волны. Места крепления фалиней на буксирном тросе рекомендуется обозначать специальными марками.

Чтобы буксирный трос и фалини не перетерлись, под них кладут маты лицевой стороной вниз и прихватывают серьгой около транцевой доски и у форштевня. Если буксирный трос и фалини не прихватить серьгой, то они, изменяя положение при повороте, могут задеть и ранить гребцов.

Порядок буксировки шлюпок определяет командир похода и своевременно объявляет его старшинам шлюпок и старшине буксирующего катера.

 

Для постановки шлюпок на буксир подается команда «Шлюпкам встать на буксир в однокильватерную (двухкильватерную) колонну».

При постановке на фалини первой к катеру подходит головная шлюпка. В кильватер ей последовательно подходят остальные шлюпки.

При постановке на буксирный трос первой к катеру подходит концевая шлюпка. Трос, поданный с катера, крепится за носовой подъемный рым рыбацким штыком или за баковую банку шлюпочным узлом. После этого катер дает самый малый ход вперед и травит буксирный трос. Гребцы, табаня, удерживают шлюпку на месте и обтягивают провисающий буксирный трос. Когда конец будет стравлен и обтянут, остальные шлюпки подходят к нему одновременно. Трос поднимают из воды с помощью отпорных крюков и крепят к нему носовые фалини.

При подходе к катеру (шлюпке, буксирному тросу) подаются команды «Весла по борту» и «Подать (закрепить) фалинь». После закрепления фалиней подается команда «Шабаш», а за ней – «Гребцам сесть на рыбины».

Гребцы при буксировке находятся на рыбинах и кормовом решетчатом люке, создавая небольшой дифферент на корму, чтобы шлюпка лучше входила на волну. Старшина находится справа на кормовом сиденье и управляет рулем. При наличии груза он размещается возможно ниже и ближе к корме.

После постановки на буксир на всех шлюпках, кроме концевых, спускается кормовой флаг. О готовности к буксировке старшины шлюпок докладывают на катер, поднимая ответный вымпел.

Чтобы избежать наматывания на винт катера буксирного троса и обрыва фалиней от рывка в начале движения, баковые после крепления фалиней выбирают слабину и с началом движения постепенно травят, не допуская рывков.

Старшина катера, убедившись в готовности шлюпок к буксировке, дает самый малый ход и, когда буксирный трос начнет натягиваться, стопорит ход на некоторое время. Когда трос будет натянут втугую и шлюпки выровнятся, старшина снова дает самый малый ход и постепенно увеличивает его до необходимой величины. Скорость буксировки зависит от состояния моря, количества шлюпок, прочности буксирного троса и мощности двигателя катера. Обычно она не превышает 6–8 уз.

Для наблюдения с катера за шлюпками назначается специальная вахта.

Старшины во время буксировки должны сдерживать рыскание шлюпок, обеспечивая движение их в кильватер катеру. Важно непрерывно следить за курсом катера, который при неожиданном повороте может поставить шлюпку лагом и перевернуть ее.

О предстоящем повороте старшина катера оповещает шлюпки. Для этого он использует электромегафон и сирену: один короткий сигнал сирены – «поворачиваю вправо», два коротких – «поворачиваю влево». Перед поворотом он уменьшает ход катера до малого и, положив руль на 8–10°, делает плавный поворот.

При прохождении встречных судов во избежание резких рывков и обрыва фалиней от образовавшихся волн старшина катера уменьшает или стопорит ход.

 

В случае обрыва фалиня или падения человека за борт немедленно оповещаются катер и идущие сзади шлюпки. Катер стопорит ход, а шлюпки управляются так, чтобы не ударить форштевнем человека или вышедшую из строя шлюпку. Человеку бросают спасательный пояс. Старшина концевой шлюпки самостоятельно отдает буксирный конец и принимает меры для спасения человека.

 

Во время буксировки для защиты от брызг гребцы используют комплекты дождевого платья или спасательные жилеты. Накрывать гребцов шлюпочным чехлом запрещается.

При передаче с катера сигналов и приказаний шлюпки подтверждают их прием подъемом ответного вымпела. На те шлюпки, которые не поднимают ответного вымпела, сигналы репетуются голосом.

При подходе к месту назначения катер стопорит ход, и с него подается команда «Отдать фалини» или «Отдать буксир». Шлюпки отдают фалини и далее действуют по указанию командира похода.

 

 

Поворот оверштаг.

 

Поворотом шлюпки под парусами называется изменение направления ее движения, обязательно связанное с переменой галса. Изменение курса, не связанное с переменой галса, называется полуповоротом.

При повороте оверштаг шлюпка пересекает линию ветра носом. Поворот безопасен, требует мало места и времени, но выполняется только на хорошей скорости. Вот почему, если шлюпка шла в крутой бейдевинд, перед поворотом оверштаг она спускается до полного бейдевинда.

 

 

Старшина шлюпки, убедившись, что повороту ничто не мешает, подает команду «К повороту». Гребцы, сидящие на шкотах, отвечают «Есть к повороту», усиливают внимание и ждут следующую команду. Когда шлюпка наберет скорость, старшина подает команду «Поворот оверштаг» (1), а затем – «Фок стянуть» и медленно кладет руль в сторону поворота (2). Гребец, сидящий на фока-шкоте, подбирает его по мере надобности. Если быстро стягивать фок и перекладывать руль в начале поворота, шлюпка потеряет ход.

Когда нос шлюпки пойдет на ветер, подается команда «Кливер раздернуть» (3). Гребцы № 3 и 4 раздергивают кливер-шкоты. Когда нос шлюпки будет подходить к линии ветра, руль резко кладется на борт (4).

Как только нос шлюпки придет на линию ветра, старшина командует «Кливер на левую (правую)» (5). Кливер-шкот выбирается в сторону, на которой кливер находился до поворота.

Если в ходе поворота шлюпка станет против ветра и не увалится на новый галс, подается команда «Вынести кливер». (Если шлюпка получила задний ход, одновременно с этой командой руль перекладывается на противоположный борт.)

Когда кливер наполнится ветром (заберет), впередсмотрящий докладывает «Кливер забрал», после чего следует команда «Фок раздернуть» (6). Когда шлюпка достаточно увалится, старшина командует «Шкоты на правую (левую)» (7) и ставит руль прямо. Гребцы выбирают фока- и кливер-шкоты на соответствующий борт и быстро пересаживаются на наветренный борт лицом к парусу. Поворот считается оконченным (8).

Если поворот с первого раза не удался, нужно лечь на прежний галс, набрать скорость и повторить маневр. При волнении моря поворот оверштаг следует делать сразу же после прохода большой волны.

В тех случаях, когда поворот оверштаг не получается, создают дифферент на нос, пересаживая двух или трех гребцов в нос шлюпки. Затем выполняется все необходимое для поворота. Когда кливер заберет, гребцы возвращаются на свои места.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: