Административное право

Административное право

Каждая из отраслей права, как вы помните, регулирует свою особую сферу общественных отношений (гражданских, семейных, трудовых и т. д.). Административное право регулирует только те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью её органов, призванных осуществлять функции государства.

ФАКТЫ В системе юридических наук, обслуживающих фундаментальные отрасли права — государственное (конституционное), гражданское, уголовное и административное, наука административного права самая молодая. Процесс её развития начался около 300 лет назад: сначала в XVIII в. под названием «наука полиции», затем в XIX в. под названием «наука полицейского права», а на рубеже XIX— XX вв. и в первые десятилетия XX в. завершился постепенным превращением в «науку административного права».

Нормы административного права имеют свои особенности. Главная из них заключается в том, что предписания (т. е. прямые юридические обязанности), которые содержат нормы административного права, всегда носят властный, императивный (строго обязательный) характер. И это понятно: ведь предписания исходят от представителя власти.

Нормы административного права охватывают все основные сферы жизни общества — экономическую, политическую, социальную, культурную, поскольку во всех этих сферах осуществляется (в том или ином объёме) управленческая деятельность.

Например, государственное управление в сфере экономики включает управление промышленностью, сельским хозяйством, связью, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортно-дорожным комплексом, торговлей, финансами и кредитом, охраной окружающей среды и т. д. Государственное управление в политической сфере включает управление органами обороны, безопасности, иностранных дел, внутренних дел и др. Государственное управление социально-культурной сферой включает управление образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан и др.

Субъектами административного права являются: граждане; органы государственной власти, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (правительство, министерства и ведомства, правоохранительные органы); государственные и муниципальные служащие; организации различных форм собственности, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, а также политические партии и иные общественные объединения, религиозные объединения, религиозные группы.

Все названные субъекты наделены правами и несут обязанности административно-правового характера. Такие права и обязанности закреплены законодательством в сфере управления, прежде всего в Конституции и Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Нормы административного права, как и другие социальные нормы, о которых вы уже знаете, могут иметь форму предписания, запрета или дозволения. Они по-разному влияют на общественные отношения. Так, нормы-запреты действуют как предупреждение не совершать определённые действия (например, не хулигань, не кради, не нарушай правила дорожного движения и т. д. — гласит КоАП). Предписывающие (обязывающие) нормы требуют от участников (субъектов) административного права совершать определённые действия (например, положения об органах, в которых закреплены их обязанности, должностные инструкции и т. д.). Обязанности устанавливаются для всех без исключения субъектов административного права. Нормы-дозволения дозволяют совершать определённые действия, вести себя в дозволенных границах. Гражданин имеет право участвовать в управлении, проводить собрания, митинги, шествия и т. д.; имеет право на свободу передвижения, неприкосновенность жилища, на осуществление своих административных прав при получении начального и среднего образования; права на разные виды помощи — медицинской, юридической, технической, право на защиту (подачу административной жалобы, заявления в суд) и др. При этом, осуществляя свои права, гражданин не должен нарушать права других лиц.

Административное право

Каждая из отраслей права, как вы помните, регулирует свою особую сферу общественных отношений (гражданских, семейных, трудовых и т. д.). Административное право регулирует только те общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти, в связи с деятельностью её органов, призванных осуществлять функции государства.

ФАКТЫ В системе юридических наук, обслуживающих фундаментальные отрасли права — государственное (конституционное), гражданское, уголовное и административное, наука административного права самая молодая. Процесс её развития начался около 300 лет назад: сначала в XVIII в. под названием «наука полиции», затем в XIX в. под названием «наука полицейского права», а на рубеже XIX— XX вв. и в первые десятилетия XX в. завершился постепенным превращением в «науку административного права».

Нормы административного права имеют свои особенности. Главная из них заключается в том, что предписания (т. е. прямые юридические обязанности), которые содержат нормы административного права, всегда носят властный, императивный (строго обязательный) характер. И это понятно: ведь предписания исходят от представителя власти.

Нормы административного права охватывают все основные сферы жизни общества — экономическую, политическую, социальную, культурную, поскольку во всех этих сферах осуществляется (в том или ином объёме) управленческая деятельность.

Например, государственное управление в сфере экономики включает управление промышленностью, сельским хозяйством, связью, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортно-дорожным комплексом, торговлей, финансами и кредитом, охраной окружающей среды и т. д. Государственное управление в политической сфере включает управление органами обороны, безопасности, иностранных дел, внутренних дел и др. Государственное управление социально-культурной сферой включает управление образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан и др.

Субъектами административного права являются: граждане; органы государственной власти, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (правительство, министерства и ведомства, правоохранительные органы); государственные и муниципальные служащие; организации различных форм собственности, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, а также политические партии и иные общественные объединения, религиозные объединения, религиозные группы.

Все названные субъекты наделены правами и несут обязанности административно-правового характера. Такие права и обязанности закреплены законодательством в сфере управления, прежде всего в Конституции и Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Нормы административного права, как и другие социальные нормы, о которых вы уже знаете, могут иметь форму предписания, запрета или дозволения. Они по-разному влияют на общественные отношения. Так, нормы-запреты действуют как предупреждение не совершать определённые действия (например, не хулигань, не кради, не нарушай правила дорожного движения и т. д. — гласит КоАП). Предписывающие (обязывающие) нормы требуют от участников (субъектов) административного права совершать определённые действия (например, положения об органах, в которых закреплены их обязанности, должностные инструкции и т. д.). Обязанности устанавливаются для всех без исключения субъектов административного права. Нормы-дозволения дозволяют совершать определённые действия, вести себя в дозволенных границах. Гражданин имеет право участвовать в управлении, проводить собрания, митинги, шествия и т. д.; имеет право на свободу передвижения, неприкосновенность жилища, на осуществление своих административных прав при получении начального и среднего образования; права на разные виды помощи — медицинской, юридической, технической, право на защиту (подачу административной жалобы, заявления в суд) и др. При этом, осуществляя свои права, гражданин не должен нарушать права других лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: