Самостоятельная работа
Наименование работы, ее вид | Содержание/характеристика работы, планируемые результаты |
Подготовка к практическим занятиям | Изучение предложенных вопросов к практическим занятиям, проработка предложенных преподавателем источников литературы, что способствует закреплению знания теоретического материала практическим путем |
Подготовка презентаций | В форме проектов обучающемуся необходимо представить результаты самостоятельной работы по подготовке к отдельным практическим занятиям. В процессе подготовки обучающийся систематизирует и обобщает материал, что способствует применению полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения |
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий) | Самостоятельная проработка материала и более пристальное изучение тем, разделов и вопросов дисциплины, которые в наибольшей степени соответствуют интересам обучающегося. Данный вид работы направлен на воспитание потребности в самообразовании. |
Самостоятельное изучение разделов | Детальный разбор обучающимся отдельных разделов и аспекты курса, а также закрепление полученных знаний, что способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений, навыков и компетенций. |
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины представлены в приложении А.
4. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
Основные виды учебной работы обучающегося по дисциплине «Основы российской государственности и гражданственности» – это лекции, подготовка и работа на практических занятиях, выполнение домашних заданий, самостоятельная проработка научной и учебной литературы, подготовка к контролю.
Контроль на лекциях производится в форме предварительного ознакомления обучающихся с методикой слушания и конспектирования лекций (контроль над проведением записей, за реакцией на предложенный материал лекции, ответы на вопросы, диалог).
Используются следующие методические приемы: постановка вопросов по основным проблемам изучаемой темы в процессе изложения учебного материала, двусторонний диалог; участие студентов в решении проблемы в процессе лекции; вопросы обучающихся на лекции и ответы преподавателя на них.
Контроль на практических занятиях. Для организации контроля знаний на практических занятиях разрабатываются планы практических занятий, литература к ним, темы для самостоятельной подготовки обучающихся к практическим занятиям. Производятся устные формы контроля за усвоением учебного материала обучающимися, устные формы состоят в заслушивании и обсуждении выступлений по вопросам плана практического занятия, дискуссии, устные доклады и доклады с представлением подготовленных презентаций. Производятся письменные формы контроля, состоящие из написания эссе на предложенные темы.
Примерные темы докладов-сообщений.
1. Суть теории юридического поля П Бурлье
2. Теория права Д. Блэка
3. Право как общественная подсистема (Н. Луман)
4. Современные исследования права: основные темы, методы и направления
5. Суть эволюционистского подхода: примитивные, переходные и современные правовые системы
6. Модернизация права (М. Галантер)
7. Демократический транзит и его структурные предпосылки
8. Две модели принципа верховенства права
9. Правосудие переходного периода, внесудебные примирительные процедуры и институты
10. Можно ли изменить верховенство права?
11. Кто продвигает транснациональный правовой порядок?
12. Принципы верховенства права и как они отражены в различных рейтингах правовых систем?
13. Слепые зоны индексов
14. Проблема соотношения экспертных мнений и оценок населения
16. Что первично: общественная динамика или правовые реформы?
17. Как право может влиять на общество?
18. Как оценить эффективность правовых реформ?
19. Почему правовые реформы не удаются: факторы сопротивляемости
20. Как легитимируются правовые реформы?
Критерии оценивания
Доклады-сообщения должны соответствовать следующим требованиям:
‐ соответствие содержания доклада заявленной тематике;
‐ чёткая композиция и структура;
‐ логичность и последовательность в изложении материала;
‐ анализ и обобщение информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;
‐ обоснованность выводов;
самостоятельность изучения материала и анализа.
Написание эссе
Требования к написанию эссе
Эссе выполняется студентами, на основе конспектов прочитанной литературы по предмету и оригинальных исследовательских данных, собранных ими. Студенты организуют и проводят самостоятельное научно-учебное исследование, результатом которого должно стать эссе об основных находках и мнении студента по теме задания.
Эссе выполняется в период изучения восьмой темы курса «Основы российской государственности и гражданственности». Данное задание включает в себя: Знакомство с научной литературой по теме исследования. Знакомство с публикациями историко-публицистического характера по избранной теме. Разработку инструментария для решения задач исследовательской части эссе. Проведение сбора, обработки и анализа данных. Написание эссе.
При определении темы эссе, возможен как выбор из списка, предлагаемого преподавателем, так и самостоятельное формулирование. Тема согласовывается с преподавателем, ведущим курс. Она должна носить проблемный, а не описательный характер.
Объем текста эссе должен быть не менее пяти, и не более десяти страниц, Times New Roman, 14 кегль, 1,15 множитель, все поля 2,5 см. Титульный лист не нумеруется и не считается при определении объема текста.
В списке литературы должно быть 10-15 источников литературы. В нем указываются только те источники, которые непосредственно упоминаются или содержательно используются в тексте. Желательно, чтобы источники на иностранных языках составляли не менее одной трети от всего списка. Одна часть источников в списке литературы может иметь базовый характер, эти публикации могут быть изданы до 2008 г. Но вторая часть литературы в списке должна быть издана за последние пять лет.
Работы не должна носить реферативный характер и не должна содержать плагиат.
Предполагаемые темы эссе:
1. Государство и легитимность
2. Факторы сопротивляемости правовой реформы
3. Правоприменение в демократических и недемократических режимах.
4. Стратегия ведомств в разных политических режимах
Более подробный список предоставляется преподавателем на семинарах.