Изложение нового материала. Вступительное слово учителя

С точки зрения христианства самоубийство является тяг­чайшим грехом. Самоубийц даже не хоронят внутри ограды православных кладбищ. В то же время у японцев (они в ос­новном последователи синтоизма и дзен-буддизма) самоубийство — важнейший и необходимый при определенных обстоятельствах по­ступок. Отношение к самоубийству в культуре России всегда было противоречивым, однако в целом самоубийства не осуждались, а с некоторых пор считаются свидетельством слабодушия людей, их со­вершивших. Однако это самоубийства людей взрослых, имеющих определенный жизненный опыт. Самоубийства детей и подростков всегда вызывали тревогу общества и считались и считаются огром­ным горем не только для семьи погибшего ребенка, но и для всего об­щества. Более того, уровень самоубийств детей и подростков социо­логи относят к числу важнейших показателей здоровья нации. К со­жалению, в настоящее время наша страна по этому показателю находится в числе наиболее проблемных стран. Что же общество мо­жет противопоставить юным самоубийцам и какие способы профи­лактики самоубийств наиболее действенны? Постараемся ответить на этот вопрос.

Вопросы для активизации знаний.

1. Что такое суицид?

2. Каковы его причины у детей и подростков?

3. Какие группы детей и подростков подвержены суициду? Ответ обоснуйте.

4. Можно ли предотвратить самоубийства среди детей и подрост­ков?

5. В чем, по вашему мнению, состоит главное содержание предуп­реждения самоубийств детей и подростков в нашей стране?

6. Какие государственные органы должны заниматься профилак­тикой суицида среди детей и подростков?

Лекция-беседа.

Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исхо­дом (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей-неволей он оказывается.

Суицид — это исключительно человеческий акт. Люди, совер­шающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и на­ходятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депресси­ей, и смотрят в будущее без надежды*.

Статистика. Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в воз­расте 14—24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% — совершается людьми с психотическими состояния­ми и лишь 10% — без психотических расстройств. Некоторые спе­циалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка — это привлечение к себе внимания.

По данным государственной статистики количество детей и под­ростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет само­убийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. За каж­дым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысход­ность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин само­убийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолет­них связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях об­ратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протесто­вали таким страшным образом против бездушия, безразличия, ци­низма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиноче­ства, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.

Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, ока­занное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы из­бежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубий­ства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Наиболее часто самоубийства регистрируется весной, когда чело­веческие несчастья контрастируют с пробуждением природы. Туск­лые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими дня­ми весны возникают противоречия.

Известно, что неврозы обостряются весной. Как писал американ­ский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уро­вень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

Суициды учащаются во время рождественских праздников. Опе­чаленные распавшимися семьями, смертями, непереносимым одино­чеством, социальными или экономическими неудачами люди обна­руживают, что «счастливый сезон» не приносит ожидаемой радости. В отчаянии они могут решить покончить с собой.

Суицидальное поведение — это проявление суицидальной актив­ности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, поку­шения.

При изучении суицидального поведения различают: демонстра­тивное, аффективное и истинное поведение.

При демонстративном поведении способы суицидального поведе­ния чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядо­витыми лекарствами, изображения повешения.

При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к по­пыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующи­ми препаратами.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к пове­шению.

Психологический предсуицидальный синдром свидетельствует о надвигающемся суицидальном акте, т.е. этап суицидальной динами­ки, длительность которого составляет от нескольких минут до не­скольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подрост­ков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Дети, склонные к суициду, чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75% их родители разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями. К группе риска относятся:

— люди с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающие­ся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

—люди, сверхкритичные к себе;

—лица, страдающие от недавно испытанных унижений или тра­гических утрат;

—люди потерпевшие неудачи, несоответствие между ожидавши­мися успехами в жизни и реальными достижениями;

—люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

—потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, послед­них дней;

—частые жалобы на соматические недомогания (на боли в живо­те, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

—необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему, виду;

—постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

—ощущение скуки при проведении времени в привычном окру­жении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

—уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

—нарушение внимания со снижением качества выполняемой ра­боты;

—погруженность в размышления о смерти;

—отсутствие планов на будущее;

—внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за ме­лочей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: