О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков

Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-869 (извлечение).

«По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также Российского статистического агентства, десятки тыс. детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Только за 1998 г. в России от не­естественных причин ушли из жизни 20,6 тыс. детей и подростков, а за по­следние 5 лет их число составило около 112 тыс.

За последние десятилетия в три раза выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие из них стали жертвами преступлений. По данным прокурорского надзора основной причиной усилия этой опасной тенденции является отсут­ствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обра­щение взрослых и сверстников, провоцирование несовершеннолетних на бег­ство и, нередко, толкавшее их к суициду.

Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, униже­ние человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подрост­ков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских дошкольных ин­тернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается преж­де всего на детях, как наименее защищенной части населения. Их проблемам, переживаниям стали уделять меньше внимания не только в се­мье, но и в школе. От так называемых «трудных» детей и подростков школы стараются избавиться. Опрос детей, выбывших из 5—9 классов средней шко­лы, проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации, пока­зал, что 43% опрошенных детей связывают свой уход из школы с конфлик­тами с учителями, 38% ответили, что их из школы выгнали.

Нередко положение усугубляется тем, что должностные лица, ответствен­ные за обучение, воспитание и содержание детей, недобросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. Иногда на работу с детьми принимаются не только малоквалифицированные люди, но и те, кто по своим человеческим, моральным качествам не могут и не должны работать с детскими коллектива­ми. Жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к от­чаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству.[...]

Серьезное беспокойство вызывает и то, что органы системы профилактики не всегда ориентируются на интересы конкретного ребенка или подростка, до­пускают формализм, волокиту, не выясняют причины и условия, побудившие подростка расстаться с жизнью, а значит, детально не анализируют каждый такой конкретный факт и, в силу этого, не могут разработать надлежащую систему мер предотвращения и профилактики подобных трагических собы­тий. Нельзя признать нормальным, что практически во всех материалах по фактам попыток несовершеннолетних покончить жизнь самоубийством от­сутствуют какие-либо сведения о психологической реабилитации и помощь подросткам, пытавшимся расстаться с жизнью. Услуги психолога, к сожале­нию, недоступны еще во многих районах, особенно сельских.

В ряде территорий не обеспечивается должный уровень государственного контроля за условиями содержания и воспитания детей подростков в образо­вательных учреждениях. Между тем, нередки случаи рукоприкладства педа­гогов и других антипедагогических воздействий на несовершеннолетних, преступлений в отношении детей в стенах учебных заведений. [...]

Учитывая изложенное, остроту и важность проблемы, а также в целях предупреждения и профилактики нарушений прав обучающихся и воспи­танников, в том числе проявления неуважения к их человеческому достоин­ству, применения методов физического и психического насилия по отноше­нию к ним».

Первый заместитель министра А.Ф. Киселев.

Эрл Гроллман, из книги «Суицид: превенция, интервенция, поственция»

«[...] до последнего времени усилия общества по борьбе с такой серьезной проблемой, как суицид, были незначительными. Их нивелировал как бы незримо существовавший вопрос: разве индивид, который хочет покончить с собой, не имеет права осуществить это?

Последние исследования со всей определенностью показали: люди жела­ют совершить самоубийство в течение относительно краткого промежутка жизни. Для того чтобы предоставить потенциальным самоубийцам эффек­тивное убежище, пока не исчезнут разрушительные импульсы, были органи­зованы Центры [...]. Они являются местом, куда отчаявшемуся человеку можно обратиться, если все остальное кажется потерянным.

В Англии еще в 1774 г. было создано Королевское гуманитарное общест­во, одной из целей которого было предотвращение самоубийств. В США На­циональная лига спасения жизни была учреждена только через 133 года, в 1907 г. В ней работали чуткие волонтеры, серьезно озабоченные данной про­блемой. [...]

Священник Чад Вара организовал группу помощи суицидентам в Анг­лии, назвав ее «Самаритяне». Он говорил: «Когда я слышу, что обо мне го­ворят как об основателе «Самаритян», мне хочется возразить. Не я основал их. Они создали меня. Когда летом 1953 г. я случайно прочел, что в Лондоне происходят, по крайней мере, три самоубийства в день, несмотря на имеющиеся медицинские и социальные службы, я подумал, что обязательно нужно что-то предпринять... Человек в отчаянии, думающий о самоубийство, прежде всего нуждается в сочувствующем человеке, к которому он мог бы обратиться: «Вы мне поможете? Первая служба «Самаритян» в США основана в 1974 г. в Бостоне. Другие отделения этого уже интернационального объединения распространены от Бразилии до Новой Зеландии и занимаются профилактикой суицидов, оказывая людям в отчаянии дружескую помощь.

Движение превенции суицидов в США получило еще больший общест­венный резонанс, когда Национальный институт психического здоровья в 1966 г. создал Центр по изучению и профилактике суицидов. Для снижения уровня самоубийств ему ставилась задача «сделать это так, чтобы убедительно показать всем, что жизни могут быть спасены». [...]

Существует много вариантов организации учреждений профилактики самоубийств. Их общей чертой является наличие кризисных телефонных линий для оказания экстренной помощи. Их работники устанавливают тесную двустороннюю связь (раппор) с человеком, подверженным риску самоубийства, и вступают с ним в неформальные отношения. Они сообщают, что могут облегчить эмоциональное напряжение, обсудив его проблемы. Телефонный консультант должен оценить суицидальный потенциал абонента. Если человек беседует по телефону с оружием в руке, то, естественно, ему требуется немедленная помощь. [...]

Организованная профилактика суицидов должна объединять кабинеты неотложной психиатрической помощи в больницах общего профиля, центры психического здоровья, психиатрические клиники, церковные консультативные центры, антисуицидальные бюро, службы телефонной психологической помощи и центры лечения отравлений. Каждая из этих служб свойст­венными ей средствами оказывает важную помощь как лицам, склонным к суициду, так и всему обществу».

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Дайте определение суицида.

2. Какие группы людей чаще всего совершают самоубий­ства?

3. Что такое предсуицидальный синдром? Перечислите его при­знаки.

4. Каковы особенности детского и подросткового суицида?

5. Какие группы детей и подростков относятся к группам риска по самоубийствам?

6. Какие меры необходимо принимать для профилактики детского и подросткового суицида?

7. Может ли школьный коллектив эффективно профилактировать детский и подростковый суицид? Ответ поясните.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: