Лекция 21. Макроэкономическая политика в целом: основные модели

1. Кейнсианская модель

2. Роль кредитно-денежной и бюджетно-фи­нансовой политики в стимулировании роста инве­стиций и занятости

3. Неоконсервативная модель государственного регулирования

4. Воздействие денежных факторов на хозяй­ственную конъюнктуру

5. Принцип рациональных ожиданий

1. Практика государственного регулирования, в основе ко­торой лежит теория «полной занятости», или теория «регу­лируемого капитализма», разработанная Дж.М.Кейнсом, стала формироваться еще в 30-е гг., но была прервана Второй мировой войной. Послевоенная государственная экономическая политика многих стран Запада находилась под определяющим влиянием этой теории вплоть до конца 70-х годов. Наиболее полное применение кейнсианские постулаты нашли в системе мер государственного регулирования США и Англии.

В качестве основного фактора, обеспечивающего разви­тие экономики, Кейнс выдвигал наличие «эффективного спроса», который складывается из двух компонентов: по­требления (т.е. личного потребления) и инвестирования (или производительного потребления).

Такой выбор факторов, влияющих на динамизм эконо­мического развития, не случаен. Ведь к середине 30-х гг. экономика стран Запада только вышла из затяжного кри­зиса. Как известно, при капитализме экономический кри­зис — это кризис перепроизводства товаров, капиталов и рабочей силы, т.е. превышение совокупного предложения над совокупным спросом.

Подвергнув критике закон Ж.-Б.Сэя, согласно которому предложение автоматически порождает спрос, Кейнс впол­не логично предположил, что для обеспечения поступа­тельного развития необходимо стимулировать спрос, воз­действовать на факторы, определяющие формирование эф­фективного спроса и прирост национального дохода. От чего же зависит эффективный спрос и каким образом его можно регулировать? Как отмечено выше, одной из составляющих эффективного спроса является личное по­требление. Последнее зависит прежде всего от уровня занятости и поэтому безработица является одним из фак­торов, препятствующих формированию эффективного спроса. Чем же определяется уровень занятости?

Неоклассическая экономическая теория считает, что за­нятость зависит от двух факторов: предельной производи­тельности труда (определяющей спрос на труд) и предель­ной тягости труда, измеряемой реальной заработной пла­той (определяющей предложение труда). При прочих рав­ных условиях, уровень занятости зависит от позиции рабо­чих по отношению к реальной заработной плате. Ее поло­жение ведет к росту занятости и наоборот.

Дж.М.Кейнс отверг эти постулаты, считая, что уровень занятости зависит от склонности к потреблению, или ожидаемых расходов на потребление, и инвестиции. Рас­сматривая увеличение совокупного дохода в качестве важ­ного фактора, определяющего ожидаемые расходы на по­требление, Кейнс вместе с тем отмечал, что «с ростом дохода уровень потребления хотя и повышается, но не в такой же степени» (Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Это связано с действием так называемого «основного психологического закона». Его суть состоит в том, что люди склонны увеличивать потребление, но не в такой степени, как растут их доходы. В этом проявляется естественная склонность людей к сбе­режениям.

Следует отметить, что Дж. М.Кейнс своеобразно интер­претировал имеющую место в действительности законо­мерность. Она заключается в том, что по мере роста наци­онального дохода доля потребления в нем относительно сокращается. Это происходит в условиях преимущественно экстенсивного типа экономического роста и формирова­ния базовых отраслей промышленности. Причем, как от­мечал Кейнс, чем богаче общество, тем выше склонность к сбережениям и слабее предельная склонность к потреб­лению. Это ведет к ограничению объема производимой продукции и масштабов занятости.!

Каким же образом можно обеспечивать занятость в условиях роста национального дохода, сочетать полную занятость и экономический рост?

Ответ на этот вопрос лежит в определении функциональ­ной зависимости между занятостью, потреблением и инве­стициями. Считая, что занятость представляет собой фун­кцию от предполагаемых потребления и инвестиций, Кейнс полагал, что функция потребления является устой­чивой, а поэтому внимание государства должно быть со­средоточено на стимулировании инвестиций.

Итак, недостаточный спрос населения, отстающий от роста доходов, следует компенсировать увеличением инве­стиционного спроса. Прирост инвестиций зависит от двух факторов — ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда и набор инструментов регулирования инвестиционного спроса — кредитно-денежные и бюджет­но-финансовые.

2. Увеличение нормы прибыли и спроса возможно за счет снижения денежной (номинальной) заработной платы. Этой концепции придерживалась классическая теория. Со­кращение заработной платы ведет к снижению цен и перераспределению реального дохода от наемных работни­ки» к другим субъектам рынка (предпринимателям) и от предпринимателей к рантье. В целом это перераспределе­ние уменьшает склонность к потреблению. Однако это повысит предельную эффективность капиталовложений. Кроме того, снижение цен и денежных доходов уменьшит потребность в наличных деньгах, что приведет к снижению нормы процента, созданию благоприятных условий для инвестиций.

           Этот путь, именуемый политикой гибкой заработной платы, представляет собой способ изменения количества денег, выраженного в единицах денежной заработной пла­ты. Его практическая реализация в рыночной экономике в демократическом обществе весьма проблематична. Только в авторитарном обществе заработная плата декретируется сверху. В рыночной экономической системе единообраз­ное декретирование и тем более снижение денежной зара­ботной платы невозможно. Поэтапное снижение заработ­ной платы со стороны отдельных предпринимателей сталкивается с борьбой профсоюзов. Кроме того, результатом политики гибкой заработной платы стала бы «крайняя неустойчивость цен, возможно, настолько значительная, что всякие деловые расчеты оказались бы совершенно бессмысленными». А это, в конечном счете отрицательно скажется и на инвестиционном спросе.

Кроме того, понижение процента по депозитам будет способствовать увеличению потребления, так как денеж­ные вклады в банке станут менее выгодными.

Однако всех этих мер может быть недостаточно для создания эффективного спроса и полной занятости. В целях увеличения спроса и занятости Кейнс предлагал проводить активную бюджетно-финансовую политику.

Реализация активной инвестиционной деятельности требует перераспределения национального дохода в пользу государства путем роста налоговых ставок. Изъятые через налоговую систему денежные средства, которые в ином случае могли бы использоваться в виде сбережений в банках, государство должно направить на расширение ин­вестиционного спроса и увеличение занятости.

Помимо непосредственно предпринимательской дея­тельности Кейнс рекомендовал государству осуществлять также бюджетное финансирование нерентабельных отрас­лей промышленности, коммунального хозяйства, выплату пособий. Причем государственные расходы Кейнс не огра­ничивал масштабами доходной части государственного бюджета и допускал дефицитное финансирование. Кейнс понимал, что это приведет к инфляции, однако считал, что темпы инфляции будут регулироваться государством, так как оно определяет размеры бюджетного дефицита и де­нежной эмиссии.

Бюджетное расширение спроса выступает одним из ре­шающих факторов рассасывания безработицы и помимо решения экономических проблем способствует снятию ос­троты социальных противоречий. Причем для обоснования необходимости и эффективности государственных расхо­дов с точки зрения их воздействия на объем производства, доходы и занятость Дж.М.Кейнс разработал теорию «муль­типликатора».

Концепция Дж.М.Кейнса лежит в основе длительной практики государственного регулирования, параметры и направления которого имели свои особенности в различ­ных странах и модифицировались под воздействием объ­ективных тенденций общественного развития.

Подводя итог анализу кейнсианской модели регулирова­ния, отметим, что ее главными чертами являются:

       - во-первых, высокая доля национального дохода, пере­распределяемая через госбюджет, от 34,2% в Японии и)7,6% в США до 50% и выше в странах Западной Европы. Причем эта доля имела тенденцию к росту;

- во-вторых, создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

- в-третьих, широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации эономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Дж.М.Кейнсом и взятая на вооружение странами Запада, позволила ослабить циклические колебания в течение бо­лее чем двух послевоенных десятилетий. Очевидно, разра­ботанный Кейнсом инструментарий государственного ре­гулирования вписывался в русло объективных тенденций послевоенного хозяйственного развития. Однако примерно с начала 70-х гг. по мере развертывания второго этапа НТР произошли серьезные изменения в этих тенденциях, и сразу стало проявляться несоответствие между возможно­стями государственного регулирования и объективными экономическими условиями.

Сложившаяся после Второй мировой войны кейнсианская модель государственного регулирования могла быть приемлемой в условиях высоких темпов экономического роста, устойчивой тенденции к повышению производи­тельности труда и улучшению эффективности производст­ва. Высокие темпы роста национального дохода создавали материальную основу для его перераспределения без ущер­ба накоплению капитала. Однако в середине 70-х гг. усло­вия воспроизводства резко ухудшились. Возник эффект стагфляции, упали темпы роста. Экономические реалии 70-х гг. опровергли аксиоматичный, с точки зрения неокейнсианцев, закон Филлипса, согласно которому безра­ботица и инфляция являются обратными величинами и не могут расти одновременно. Вопреки теории Кейнса инф­ляция сопровождалась стагнацией производства и ростом безработицы.

Попытки взбодрить экономику путем дефицитного фи­нансирования и экспансианистской политики кредитно-финансовых органов превратились в механизмы непрерыв­ной накачки денежных средств и раскручивания инфляци­онной спирали. Так, в 70-х гг. государство столкнулось с трудно разрешимой проблемой: как способствовать росту производства и занятости, нестимулируя при этом инфля­цию, и как бороться с инфляцией, не препятствуя при этом росту производства и не увеличивая безработицу? Кейнсианская теория ответа на эти вопросы не могла дать.

Кроме того, кейнсианская модель государственного ре­гулирования не вписывалась и в требования, диктуемые НТР! В условиях НТР возникла настоятельная потребность в усилении гибкости, быстрой приспособляемости отрас­лей и компаний к резкой смене поколений техники, тех­нологий и знаний. Все это вызывало необходимость быст­рой переориентации массированных капиталовложений и снятие различных ограничений на этом пути, т.е. большей снободы предпринимательства. Однако изъятие значитель­ной части прибыли через налоговую систему (до 50%) и бюрократизация системы централизованного регулирова­ния стали тормозом на пути структурных преобразований и технического прогресса.

Экономический кризис 1979-81 гг. стал не просто оче­редным циклическим кризисом, причем самым продолжи­тельным в послевоенное время, но кризисом кейнсианской модели государственного регулирования. Под воздействи­ем этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась но-ная, неоконсервативная модель государственного регули­рования.

 

3. В 70-е гг. экономика западных стран столкнулась не только с глубокими циклическими кризисами и затуханием темпов экономического роста, но и с рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-финансовым и др. Отсюда возникла потребность не только в преодолении циклических кризисных потрясений, но и в серьезной структурной перестройке экономики. Именно необходимость решения этих задач и определила содержание формирующейся модели государственного регулирования.

Теоретической основой этой модели послужили концеп­ции неоклассического направления экономической тео­рии, в частности, таких ее современных вариантов, как монетаризм, теории экономики предложения и рациональных ожиданий. Наиболее видными представителями этих на­правлений являются американские экономисты М.Фридмен (монетаризм), А.Лаффер и Дж.Гиддер (концепция экономики предложения), Дж.Мут, Р.Лукас и Л.Реппинг (теория рациональных ожиданий).

Итак, как было отмечено выше, к концу 70-х гг. регули­рование воспроизводства путем формирования эффектив­ного спроса не только не дало эффекта, но и само стало дополнительным источником кризисных потрясений. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого — использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях, считают сторонники экономики предложения, необходимо:

а) воссоздать классический механизм накопления;

б) возродить рыночный механизм, свободу частного предпринимательства.

Экономический рост действительно можно рассматри­вать как функцию от накопления капитала, которое осу­ществляется из двух источников: 1) за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и 2) за счет заемных средств, кредитов. Поэтому в соответствии с тео­рией экономики предложения необходимо создание благо­приятных условий для процесса накопления капитала, повышения эффективности производства.

Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ведут к изъятию значительной части прибыли у корпорации (иногда до 70%) и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция за­трудняет использование заемных средств для накопления, так как удорожает кредит. Кроме того, удорожанию кредита способствовала и таксфляция (инфляция и высокие подо­ходные налоги), в условиях которой поддержание расши­ренного потребления возможно лишь за счет потребитель­ского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обес­печивал устойчивую высокую процентную ставку. Поэтому в качестве главных направлений трансформации государ­ственного регулирования в соответствии с концепцией экономики предложения стало, во-первых, предоставление налоговых льгот предпринимателям. Это потребовало про­ведения налоговых реформ. И, во-вторых, осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов. Их суть состояла в проведении жесткой рестриктной (т.е. ограничительной) кредитно-денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной политики к политике денежного таргетирования.

Сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане уменьшают доходы госбюджета и увеличивают его дефицит, что ослож­няет борьбу с инфляцией. Поэтому вполне логичным яв­ляется следующий шаг — сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержа­ния спроса, осуществления широких социальных программ.

В контексте облегчения текущих бюджетных проблем можно отчасти рассматривать и политику приватизации  государственной собственности. Вместе с тем приватизация государственной собственно­сти в более широком плане должна рассматриваться как мера расширения сферы действия рыночной экономики и повышение эффективности производства. В действитель­ности одна из особенностей государственных форм хозяй­ствования состоит в более низкой эффективности по срав­нению с частным сектором. Причем это характерно для большинства отраслей и стран.Так, например, дотации в США для поддержания жизнеспособности государствен­ных предприятий составляли от 5 до 10% ВНП, что ложи­лось тяжелым бременем на госбюджет.

И, наконец, следующим комплексом мер, осуществляе­мым с целью обеспечения свободы предпринимательства, свободы рыночных сил является устранение целого ряда прямых форм государственной регламентации экономиче­ской деятельности, т.е. реализация политики дерегулирования. Меры, осуществляемые в рамках политики дерегу­лирования, включают либерализацию антитрестовского за­конодательства, ликвидацию регламентации по ценам и заработной плате, дерегламентацию тарифов в транспортныx отраслях, дерегулирование рынка рабочей силы и другие меры.

Таковы основные черты неоконсервативной модели го­сударственного регулирования, пришедшей на смену орто­доксальным рецептам кейнсианства. Как видно из вышеизложенного, государство не отказывается от регулирую­щих функций. Однако их акцент перемещается в сторону  более косвенных мер. Главная же роль в реализации целей развития и социально-политической стабилизации экономики страны отводится рыночным силам.

4. Гибкая, или дискреционная, денежная политика была одним из главных инструментов государственного регули­рования общественного воспроизводства. При этом Дж.М.Кейнс считал, что ее инфляционное воздействие можно нейтрализовать или удерживать в приемлемых рам­ках с помощью фискальной политики и контроля цен и заработной платы. Стабильная заработная плата и почти неподвижный уровень цен являлись условиями действен­ности кейнсианской модели регулирования.

Однако неустойчивая инфляция, одной из причин кото­рой стала гибкая денежная политика, не позволяла поддер­живать на стабильном уровне цены и заработную плату. Кроме того, попытки законодательно ограничить цены и рост заработной платы лишали последних их важнейшей функции — быть объективным информационным сигна­лом, что не позволяет экономическим агентам принимать правильные решения о том, что, как и для кого произво­дить.

Как мы отмечали выше, увеличению денежного предло­жения в кейнсианской модели регулирования отводилась функция стимулятора реального производства. Рост денеж­ной массы способствует понижению процента, стимулиру­ет инвестиции, производство и занятость. Вотличие от кейнсианцев монетаристы считают, что изменение денежной массы не влияет на реальное произ­водство и занятость, а приводит лишь к изменению цен. В краткосрочном плане рост денежного предложения, безус­ловно, способствует увеличению объемов производства. Однако долговременный эффект совершенно иной. Увели­чение денежной массы подталкивает рост цен, а это ведет к увеличению процентных ставок, т.е. мы имеем инфляционный рост процента.

Увеличение количества денег у населения, влияя на рост расходов, первоначально стимулирует производство. Одна­ко затем, вследствие роста цен, реальное количество денег у населения (в расчете на цены товаров) уменьшается, восстанавливается первоначальный уровень спроса и производства, но уже при более высоких ценах.

Таким образом, экспансионистская денежная политика, приводящая в краткосрочном плане к росту производства и сокращению безработицы, в длительной перспективе оборачивается стагнацией производства и увеличением безработицы. Поэтому вместо дискреционной политики регулирования денежной массы и денежного обращения монетаристы предлагают проводить политику денежного таргетирования, суть которой заключается в строгом следовании темпам роста денежной массы, которые определя­ются на основе прошлых долговременных тенденций ди­намики производства, денежной массы и скорости обра­щения денег.

Строго контролируемый рост денежной массы и обращения будет способствовать изменению структуры относи­тельных цен, увеличит степень соответствия структур спро­са и предложения, которая определяет совокупную заня­тость. Ожидания стабильных цен в сочетании с гибкой заработной платой позволят хозяйствующим агентам при­нять экономически обоснованные и эффективные решения. \

5. Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых направлений современной экономической теории.

Широкое применение для построения экономических моделей эта концепция получила лишь в 70-е гг. Вследствие широкого использования методологических принципов класси­ческой экономики теория рациональных ожиданий полу­чила также название «новая классическая экономика».

Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические агенты, используя имеющуюся информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. Hа основе доступной информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном потреблении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на предметы потребления. При этом потребители «стремятся к максимизации полезности».

Другим основным положением теории рациональных ожиданий является идея о том, что рынки товаров и факторов производства являются высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Масштабы предложения и равновесные цены быстро приспосабливаются к изменени­ям в технологии производства, рыночным потрясениям и переменам в экономической политике государства. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются.

Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты дискретной стабилизационной политики. Напри­мер, в целях стимулирования производства и увеличения занятости центральное кредитно-денежное учреждение проводит политику дешевых денег, чреватую инфляцией. В ответ основные экономические агенты предпринимают, антиинфляционные меры: рабочие требуют повышения заработной платы, предприниматели повышают цены на товары и услуги, кредиторы увеличивают процентную ставку. В результате увеличение совокупных расходов, стиму­лируемое политикой дешевых денег, поглощается ростом цен и заработной платы, а реальный объем производства и занятости не расширяется. Таким образом, рациональное поведение потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит к нулю эффективность дискретной стабилизационной политики.

Однако экономические агенты могут принимать и верные решения из-за неадекватной оценки имеющейся информации. Например, производители могут восприни­мать общий рост цен за рост спроса на конкретный товар и увеличить предложение товара. Поскольку эта ошибка принимает повсеместный характер, через какой-то период времени совокупное предложение оказывается выше совокупного спроса. По мере того как это становится очевидным фактом, производство начинает сокращаться.

Неверная оценка ситуации экономическими агентами имеет место, по мнению неоклассиков, в том случае, когда правительством принимаются неожиданные решения, влияющие на переменные, участвующие в определении совокупного спроса и предложения. Поэтому правитель должны отказаться от конъюнктурной антициклической политики. Такая политика не в состоянии обеспечить длительное равновесие в экономике. Это достигается путем принятия оптимальных решений хозяйствующими субъектами, при условии стабильных законов, регламентирующих хозяйственную жизнь.

Не отрицая необходимости участия государства в эконо­мических процессах, сторонники концепции рациональ­ных ожиданий считают неэффективной любую экономическую политику как кейнсианскую, так и монетарист­скую. Поэтому для обеспечения общего равновесия изначально необходимо изменить способ политического мышления.

Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей степени монетаристской, заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов, определяющих принятие ре­шений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми могли бы принимать решения и правительства, и экономические агенты. Это обеспечит предсказуемость действий правительства и правильную оценку информации производителями и потребителями в рыночном хозяйстве.

Лекция 22.   Закономерности развития и особенности экономических систем. Смешанная экономика

  1.  Экономика как система.
  2. Социально-экономические системы. Способы регулирования экономической жизни.
  3. Основные типы и эволюция социально-экономических систем.
  4. Особенности современной фазы экономического развития

1. Экономика представляет собой сложную систему, сущность которой заключается в преобразовании природных ресурсов в материальные блага, пригодные для удовлетворения потребностей общества. Экономика находится на стыке двух более общих систем «природа» и «общество» и выступает как подсистема, регулирующая обмен веществ между ними.

 

Система «природа» Система «экономика» Система «общество»

 

 

                Взаимодействие этих систем между собой в самом общем виде представляет собой движение ресурсов, поступающих из природной среды в сферу экономики, где они преобразуются в продукты в соответствии с потребностями, заданными обществом. Эти исходные положения дают ключ к анализу внутреннего содержания и закономерностей развития системы «экономика».

           Подход к анализу экономики как системы, в которой все элементы выполняют определенные функции, связаны между собой и упорядочены, уже был присущ классической школе политической экономии. Еще в ХУ11 веке Вильям Пети ставил перед собой задачу рассмотреть экономику как некое «политическое» тело под углом зрения «симметрии», «структуры», «соотношения» его частей. Выдающийся вклад в разработку системного метода в экономических исследованиях внесли Адам Смит и Карл Маркс.

           Современные концепции «экономических систем» возникли на Западе как особый раздел учебных курсов по экономической теории, поскольку в базовом курсе, ориентированном на неоклассическую экономическую теорию, не рассматривались вопросы эволюции хозяйственной жизни в ее многообразных формах.

           С позиций системного подхода экономику можно охарактеризовать следующим образом. Как любая система вообще, экономика представляет собой совокупность элементов и связей между ними. Элементы образуют содержание системы; связи образуют ее структуру (или форму). Система существует, если внутренние связи между элементами, их сцепление сильнее внешних, если соотношение части и целого позволяет как отдельным элементам, так и системе в целом нормально выполнять свои функции. Под элементами экономической системы понимается такая совокупность ее составляющих, прочность связей между которыми существенно выше, чем между указанной совокупностью и окружающей средой. К более универсальным элементам экономической системы относятся производство, потребление, обмен, распределение, производственные ресурсы, экономические потребности и др. Связь между элементами, входящими в ее состав, подчиняется принципу взаимодействия части и целого. С одной стороны, эта связь проявляется в наличии у экономической системы свойств, не вытекающих из свойств составляющих ее элементов. Например, рынок – важнейший элемент хозяйственной системы индустриально развитых стран мира. Но было бы неправильно сводить содержание этой хозяйственной системы, как это сейчас часто делается, лишь к этому элементу; оно несравненно богаче. С другой стороны, свойства отдельных экономических элементов могут изменяться, адаптироваться к характеру экономической системы в целом. Так, рынок, выполняя присущие ему функции эквивалентного обмена и регулирования производства, исторически развивается и его роль неодинакова в экономике феодализма или капитализма. Система ставит входящие в нее элементы в определенные рамки, определяя возможности и границы их развития.

           Важным свойством экономической системы является ее структура, то есть соотношение элементов, связи между ними. Простейшее описание экономической структуры может быть дано через характеристику хозяйственных субъектов. К ним относятся потребители, рабочие, капиталисты, землевладельцы и т.д. – практически любой индивидуум, который играет существенную роль в функционировании экономики. В системе общественного разделения труда производители одной продукции образуют более крупные структуры; так возникают отрасли и отраслевые рынки. Наконец, сложные экономические процессы развертываются на уровне народного хозяйства.

            Связи между элементами разных уровней называются вертикальными, а связи между элементами одного уровня называются горизонтальными. Связи между элементами, входящими в систему, могут различаться по степени интенсивности, устойчивости, по форме организации (централизованные или децентрализованные, спонтанные или сознательно управляемые). Наиболее существенные связи называются экономическими закономерностями.

           При характеристике экономической системы можно выделить три структурных звена:

           - материально-техническая структура, отражающая состав и распределение производительных сил в условиях общественного разделения труда;

           - социально-экономическая структура, отражающая экономические отношения, складывающиеся между экономическими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления;

           - институциональная структура, отражающая качественный состав, расположение и взаимосвязи созданных и функционирующих в обществе экономических институтов, субъектов экономической деятельности, правил и норм экономической жизни.

           Элементы, относящиеся к различным структурным звеньям, обладают относительной самостоятельностью, но вместе с тем переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Анализируя внутреннее строение экономики как системы, основоположники марксизма ввели категорию способ производства, объединяющую главные компоненты материально-технической и социально-экономической структур, то есть производительные силы и экономические отношения. Их диалектическое единство выражается в законе соответствия производственных отношений уровню развития и характеру производительных сил. При этом институциональная структура экономики рассматривалась как производное надстроечное явление, находящееся вне способа производства. Категория способ производства является полезным инструментом теоретического анализа при исследовании эволюции экономической жизни.

           Наряду с этим при характеристике внутреннего состояния экономики как системы используется и другой подход. Если обратиться к современной экономической литературе, то в составе всей системы «экономика» выделяются как бы две подсистемы.

           Первая – это совокупность элементов и связей между ними, относящихся к материально-технической структуре: всеобщие моменты производства, обмена, распределения и потребления и всеобщие (универсальные) экономические законы. Назовем эту подсистему экономическая система в узком смысле слова или общеэкономическая система. Вторая – это совокупность элементов и связей между ними, относящихся к социально-экономической и институциональной структурным звеньям. Ее развитие определяется специфическими законами, которые носят исторический характер. Эта подсистема характеризуется через категорию социально-экономическая система.

           Как известно, экономическая система (экономика) представляет собой организацию, существующую в целях удовлетворения потребностей людей путем использования находящихся в их распоряжении средств производства – это определение фиксирует наиболее общие признаки экономической системы. Основными ее элементами являются: 1) процесс производства; 2) процесс распределения; 3) процесс обмена; 4) процесс потребления. Так, для осуществления процесса производства необходимо иметь определенный набор производственных ресурсов. Под ними понимаются три основные элемента всякого производства материальных благ: предметы труда, средства труда и рабочая сила. Сама необходимость их сочетания выступает как общая закономерность функционирования экономической системы. Важнейшим свойством экономических ресурсов является их ограниченность, которая определяется на основе соотношения между потребностями в ресурсах для осуществления процесса производства и их запасами.

           Именно закон относительной ограниченности или редкости ресурсов по отношению к общественным потребностям называют в качестве причины существования экономической системы. Этот закон содержит в себе диалектическое противоречие между динамикой и структурой общественных потребностей и динамикой и структурой экономических ресурсов. Важной стороной этого закона выступает тенденция к опережающему развитию общественных потребностей по отношению к динамике и составу производственных ресурсов. Развитие экономической системы представляет собой долговременный процесс, обеспечивающий возрастание продукта (или дохода) в расчете на душу населения. Оно предполагает расширение состава и усложнение качества производственных ресурсов и сопровождается усилением давления экономики на природную среду. Суть технического прогресса как закономерности развития экономической системы состоит в постоянном преодолении ограниченности экономических ресурсов. Человеческих сил и возможностей.

           Продукт, создаваемый в результате технологического соединения ресурсов, предназначен для удовлетворения целой системы экономических потребностей общества. Сама необходимость всех основных элементов экономической системы – производства, распределения, обмена и потребления – представляет собой закон ее существования и развития.

            Во всяком обществе существует необходимость распределения общественного продукта на потребление и накопление. К числу важнейших связей в экономической системе относят закон равновесия (пропорциональности) между входящими в систему элементами. Для характеристики равновесия в экономической системе важны такие исходные признаки, как ограниченность ресурсов вообще и лучших ресурсов в частности; наличие ограниченной взаимозаменяемости элементов в производственном процессе в зависимости от сравнительной эффективности их различных комбинаций и ограниченной взаимозаменяемости жизненных благ.

           Для характеристики количественного роста и структурных изменений в экономике важное значение имеют всеобщие законы, такие как закон возвышения потребностей, закон повышения производительности труда, закон возрастающего технического состава производства.

           Таким образом, мы подошли к более конкретному определению экономической системы, которое отражает многообразие способов решения людьми указанных проблем.

2. Для того чтобы система могла функционировать, она должна обладать неким способом для координации выборов экономических субъектов относительно того, что, сколько, как и для кого производить. Существует три основных способа координации или регулирования экономической деятельности в целях оптимального использования ресурсов и удовлетворения потребностей: традиция, стихийный порядок или рынок, иерархия или командный механизм.

           Традиция – это способ экономической организации, при которой проблемы производства и распределения решаются путем унаследованных из прошлого процедур, закрепленных обычаями и традициями. Например, выбор вида производственной деятельности осуществляется по наследству. Этот механизм обладает преимуществами в плане предсказуемости и стабильности социально-экономических отношений. Он более экономичен по сравнению с рыночным механизмом, так как исключает трансакционные издержки, типичные для рынка. Он обладает преимуществом и перед иерархическим командным механизмом, поскольку в нем отпадает необходимость в принуждении. Но традиционный механизм регулирования слабо реагирует на изменяющиеся условия развития (новые потребности, технические новшества).

           Механизм традиции играл определяющую роль на ранних этапах развития экономической жизни. Велика роль традиций в средневековой экономике, в том числе в вопросах определения вида и величины уплачиваемой крестьянином феодалу земельной ренты, производства и сбыта продукции средневековых ремесленников, объединенных в цехи. В современной индустриальной экономике значение традиций сравнительно меньше, но какую-то роль в регулировании экономической жизни они все же играют и сегодня, образуя область неформальных отношений: благотворительность, патернализм, обмен дарами, моральные ограничения конкуренции в профессиональной сфере и т.п.

           Стихийный порядок или рынок – это способ регулирования (координации), в котором индивидуумы приспосабливают свои действия, основываясь на информации и стимулах, получаемых из своего непосредственного окружения. Рынок представляет людям информацию в виде рыночных цен. В качестве стимула рыночного поведения выступает возможность получения дополнительных доходов. Если товар или фактор производства становится более редким, то цена его растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители получают стимул производить больше этого товара. Таким образом, под воздействием изменений цен происходит взаимное приспосабливание индивидуальных планов производителей и потребителей.

           Адам Смит в своей работе «Богатство народов» говорил, что «невидимая рука», которая со скрупулезной точностью регулирует цены, является, несомненно. Выражением этого принципа. Смит говорил, в сущности, что на свободном рынке цены регулируются отрицательной обратной связью. Иначе говоря, рынок представляет собой саморегулирующуюся систему. При любом воздействии извне, нарушающем относительное равновесие между спросом и предложением, разворачиваются процессы корректировки хозяйственного поведения людей, направленные на сохранение равновесия. Тенденция к равновесию – это не единственное достижение рынка. В нем также заложен механизм экономии ресурсов, то есть любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими это делать с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем это считается нормальным с общественной точки зрения. Рынок создает стимулы к внедрению технических новшеств.

           Но рыночный механизм не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. Рынок стимулирует производство таких товаров, продажа которых будет осу4ществляться по наиболее высокой цене. Рынок создает тенденцию к дифференциации доходов, порождает социальную напряженность.

           Итак, рыночный механизм предполагает, что: 1) отдельные самостоятельные экономические субъекты самостоятельно принимают решение что, сколько, как производить или потреблять; 2) в своем выборе они руководствуются ценовой информацией; 3) цены определяются изменениями спроса и предложения. За счет координации действий многочисленных децентрализованных хозяйственных субъектов методом «отрицательной обратной связи» достигается сравнительно высокая степень приближения к равновесию спроса и предложения, или потребностей и ресурсов.

           Возникнув на заре цивилизации, рыночный механизм обслуживал различные формы хозяйства, его роль при этом была неодинаковой в эпоху античности, средневековья, капитализма. В настоящее время он играет важную роль в регулировании экономической жизни индустриально развитых стран мира.

           Иерархия или командный механизм – представляет собой способ достижения координации, при котором индивидуальные действия экономических субъектов подчинены директивам центральной власти. Экономику такого типа называют административной или центрально-управляемой. Существует некий центральный орган, который управляет экономической жизнью, определяет что, сколько и как производить и потреблять. Информация в виде планов, директив, нормативов идет вертикально сверху вниз: из центра к экономическим субъектам или экономическим единицам.

           Этот экономический механизм исходит из единой иерархии целей. То есть устанавливается последовательность использования ресурсов сначала для удовлетворения наиболее неотложных потребностей, потом менее важных и существенных с общественной точки зрения. Важным его элементом является народнохозяйственное планирование как наилучший способ достижения общего благосостояния. Этот механизм предполагает ограничение самостоятельности экономических субъектов, наличие авторитарной власти центра, иерархическое строение организации.

           Командно-иерархический механизм регулирования обслуживает как отдельные экономические единицы, например, внутреннее строение предприятия, так и отдельные секторы экономики, вплоть до масштабов народного хозяйства. С ростом масштабов кооперации труда возникает необходимость в сознательном регулировании общественного воспроизводства, то есть централизованное планомерное регулирование выходит за рамки отдельных предприятий. Это наблюдалось в эпоху Древнего мира при проведении общественных работ по ирригации, строительству крупномасштабных сооружений, обеспечению функционирования системы царских и храмовых хозяйств. Важную роль этот механизм координации играет в современную эпоху, когда речь идет о развитии государственного сектора экономики, о решении социальных, структурных и научно-технических проблем в общенациональном масштабе.

           Мы рассмотрели три модели регулирования экономических систем. Ни одна экономика на практике не пользуется исключительно каким-либо одним способом координации или регулирования. Фактически эти способы переплетаются между собой.

           Формирование того или иного механизма регулирования зависит от многих конкретных условий. Действует своего рода естественный отбор: в конечном счете, на том или ином этапе формируется такое сочетание механизмов регулирования, которое позволяет наиболее экономично и эффективно обеспечивать равновесие и прогресс в экономической системе.

           В настоящее время большинство исследователей считает, что иерархическая организация и рыночная координация скорее дополняют, чем исключают друг друга. Наряду с рынком важную роль в регулировании современной капиталистической экономики играет государство, т.е. механизм сознательного централизованного управления. Функции государства по регулированию экономики в целом многообразны: поддержка тех сфер экономики, которые не поддаются эффективному воздействию со стороны рынка, корректировка отрицательных последствий рыночных сил, социальная и научно-техническая политика и т.д. Практика государственного хозяйственного регулирования экономики индустриально развитых стран говорит о противоречивых тенденциях: к возрастанию роли государства по координации общественного воспроизводства и к ограничению этой роли, так как она вызывает дисфункциональность в рыночном механизме регулирования. Поэтому, в конце ХХ – начале ХХ1 века на Западе проводится политика, направленная на поддержание «иммунитета» рыночного механизма как наиболее соответствующего капиталистической предпринимательской экономике.

3. Народное хозяйство той или иной страны формируется исторически под воздействием множества разнообразных обстоятельств не только экономического, но и природно-климатического, национально-психологического, культурного характера. Чтобы установить тип социально-экономической системы существующей в конкретной стране, необходимо посмотреть, какие формы хозяйства и методы хозяйственной деятельности преобладают, то есть обеспечивают удовлетворение основной массы общественных потребностей и распределение основной массы экономических ресурсов. Господствующие формы хозяйства и методы регулирования выступают как главные системообразующие элементы в любой социально-экономической системе.

           Под формами общественного производства понимают определенные виды внутренней организации общества. При этом различаются социально-экономические и технико-организационные формы. Социально-экономические формы определяются особенностями собственности на средства производства или способами соединения рабочей силы со средствами производства. Например, община, рабовладельческое хозяйство, частное крестьянское хозяйство, феодальное поместье, капиталистическая фирма и т.п.

           Общественные формы хозяйства напоминают живые организмы. Они возникают, развиваются, достигают зрелости и погибают или могут продолжать существовать в преобразованном виде в другой социально-экономической системе. Их место и значение в системе задается господствующей формой хозяйства.

           Исторически развиваются и технико-организационные формы общественного производства, отражая процесс углубления общественного разделения труда, прогресс техники и уровень реального обобществления производства. К ним относится индивидуальное производство, различные формы кооперации (простая кооперация, мануфактура, фабрика, комбинат), отраслевые структуры. Эти технико-организационные формы используются как критерии периодизации, выделения различных этапов хозяйственной жизни.

           В современной экономической науке при анализе проблемы развития социально-экономических систем используется классификация, основанная на следующих критериях. Первый критерий: в зависимости от преобладающего механизма регулирования. Соответственно выделяется три типа: традиционная, рыночная и центрально-управляемая (командная) экономика. Второй критерий: в зависимости от преобладающей формы хозяйства. В современном мире основными типами социально-экономических систем являются капитализм и социализм (коммунизм).

           Если объединить оба критерия, тогда мы получим формально девять потенциально возможных варианта социально-экономических систем: 1) рыночно-частный; 2) рыночно-частно-коллективный; 3) рыночный коллективный; 4) рыночно-командный частный; 5) рыночно-командный частно-коллективный; 7) командно-частный; 8) командно-частно-коллективный; 9) командно-коллективный.

           На первый взгляд эта классификация носит умозрительный хпрпктер. Однако в действительности, может быть полезной для анализа структуры народного хозяйства различных стран, которое в действительности представляет собой смесь различных форм хозяйства и методов регулирования. Любая реально существующая экономика многоукладна, то есть в ней имеет место сосуществование, причем зачастую противоречивое, различных форм хозяйства: одни находятся в процессе становления, другие – в состоянии кризиса, третьи имеют зрелую степень развития, обеспечивая удовлетворение основной массы экономических потребностей и определяя тип социально-экономической системы. Регулирование или координация хозяйственной жизни, как уже отмечалось, также осуществляется путем сочетания различных механизмов.

           В концепции «смешанной» экономики, уходящей корнями в конец Х1Х века, прежде всего нашла отражение тенденция к огосударсвлению капиталистической экономики. В своих современных вариантах эта концепция исходит из необходимости дополнения стихийного рыночного механизма различными мерами государственного общенационального регулирования экономики. Речь также идет о комбинации различных форм хозяйствования и на основе как частной, так и коллективной форм собственности.

4. В настоящее время на Западе развертывается процесс «социализации экономики», возрастает число предприятий в собственности самих работников. Как показывает опыт развитых стран, фирм, целиком принадлежащих персоналу, еще сравнительно мало. Например, в Швеции их количество составляет лишь 26-28% общего числа фирм, и среднее число занятых не превышает 35 человек. Преобладающей формой социального партнерства является система участия работников фирмы в ее капитале и прибылях наряду с частным капиталом. Конец 70-х – 80-е годы ХХ века стали периодом бурного развития новых программ участия через систему акционирования. В США наиболее распространенная форма участия наемного персонала в собственности предприятия – программы ESOP (Employer Stock Ownership):

           - фирма основывает фонд для покупки акций у ее держателей;

           - дополнительная прибыль идет частично на погашение внешнего долга, частично выплачивается в качестве дивидендов;

           - владельцы внутренних акций обладают частичным или полным правом голоса на собрании акционеров;

           - владельцы внутренних акций не могут продавать их на бирже или внутри фирмы (до выхода на пенсию).

           Средний доход наемного работника от участия в программе составляет 10 % его ежегодного заработка. В США число фирм, осуществляющих такого рода программы, возросло с 1600 в 1974г. До 10000 к 1990г., а численность наемных работников, охваченных программами, увеличилось с 250 тыс. до 10 млн. человек.

           Идея превращения наемного работника в совладельца предприятия уходит своими истоками в теоретические изыскания и эксперименты социалистов-утопистов.

           Исследовать проблему эволюции экономических систем начали по существу еще классики политической экономии. Адам Смит сравнивал благосостояние у разных народов в периоды средневековья и Нового времени. Он обратил внимание на процесс первоначального накопления капитала как условия экономического развития. Классики политической экономии трактовали средневековье как «ошибку истории», некое отступление от естественного состояния экономики, которое они отождествляли с капиталистическим рыночным хозяйством.

           Неоклассическая школа экономической теории ограничила свой предмет исследования изучением рыночной капиталистической экономики. Поэтому исторические аспекты развития хозяйственных систем, а также эволюция самого капитализма оказались вне круга рассматриваемых неоклассиками вопросов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: