Функции международного права
Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.
Основные функции:
Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок и стабилизировать его.
Регулятивная функция - устанавливает международный правопорядок и соответствующим образом регулирует общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.
Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе применить меры ответственности и санкции, предусмотренные международным правом.
Субъекты международного права
Первичные субъекты международного права
государства
борющиеся нации
Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации.
Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).
Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден поскольку больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства.
Система международной защиты прав человека
Название международной организации | Организация Объединённых Наций (ООН) | Совет Европы | Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) |
Год образования | 1945 | 1950 | 1994 |
Основной правозащитный документ | Всеобщая декларация прав человека 1948 г. | Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. | Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. |
Органы, уполномоченные рассматривать вопросы о нарушении прав человека | · Генеральная Ассамблея ООН · Третий комитет ООН (готовит проекты резолюций по гуманитарным вопросам) · Комиссия по правам человека при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС) · Комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО · Комитет по правам человека · Комитет по ликвидации расовой дискриминации · Комитет против пыток · Комитет по правам ребёнка · Верховный комиссар ООН по правам человека | · Европейский суд по правам человека · Комитет министров Совета Европы · Комиссар Совета Европы по правам человека | Наблюдатели ОБСЕ |
Основные механизмы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека
В своей деятельности международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека, используют следующие основные механизмы.
В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.
Существуют определенные правила обращения в этот суд:
§ следует жаловаться лишь на нарушение прав, охваченных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
§ жаловаться может только сам потерпевший и лишь на нарушения, произошедшие после ратификации его страной документов о вступлении в Совет Европы, при этом все меры и виды внутригосударственной защиты должны быть им исчерпаны и др.
Неисполнение решения данного суда может привести к приостановлению членства страны в Совете Европы, а затем, возможно, и исключению из него.
В условиях мирного времени Европейский суд по правам человека есть основной орган по защите этих прав.
В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.