Общий раздел - механическая часть

1.1.1 Устройство и принцип действия тормозной системы

Рисунок 1 - (Устройство современной тормозной системы)

 

1 - тормозной механизм переднего колеса;

2 - трубопровод контура левый передний-правый задний тормоз;

3 - главный тормозной цилиндр;

4 - трубопровод контура правый-левый задний тормоз;

5 - бачок главного тормозного цилиндра;

6 - вакуумный усилитель тормозов;

7 - тормозной механизм заднего колеса;

8 - упругий рычаг привода регулятора давления тормозов;

9 - регулятор давления тормозов;

10 - рычаг привода регулятора давления тормозов;

11 - педаль тормоза;

А - гибкий шланг переднего тормоза;

Б - гибкий шланг заднего тормоза.

При возникновении экстренной ситуации на дороге или же простой потребности остановить автомобиль, водитель воздействует на педаль тормоза путем нажатия ногой. В этот момент в вакуумном усилителе создается давление, которое начинает давить на поршень главного тормозного цилиндра.

Тормозная жидкость из бачка тормозной жидкости поступает в цилиндр, где ее начинает толкать поршень в результате образовавшегося давления в вакуумном усилителе.

Поскольку тормозная система герметична, тормозная жидкость начинает двигаться по тормозным магистралям.

В зависимости от вида тормозных механизмов происходит торможение колес автомобиля.

 

1.1.2 Виды тормозных механизмов. Принцип действия

Если это дисковый тормоз. То тормозная жидкость поступает в тормозной суппорт, где находится поршень. В результате давления тормозной жидкости, поршень начинает толкать тормозную колодку, которая создает трение при взаимодействии с тормозным диском, и автомобиль останавливается.

Рисунок 2 - (Принцип действия дискового тормоза)

 

Если это дисковый тормоз барабанного типа. Тормозная жидкость давит на поршни рабочего тормозного цилиндра. Поршни, преодолевая усилие стяжных пружин, приводят в действие тормозные колодки. Колодки плотно прижимаются к рабочей поверхности барабана, замедляя скорость его вращения. За счет сил трения, возникающего между накладками с трущимся элементом феродо и внутренней частью барабана, происходит торможение автомобильного колеса. При прекращении воздействия на педаль тормоза стяжные пружины отводят колодки в исходное положение.

Рисунок 3 - (Принцип действие и устройство барабанного тормоза)

 

На некоторых автомобилях VAG группы устанавливали на задние колеса, комбинированные тормозные невентилируемые цельные диски.

Состав таких дисков включает в себя барабанные колодки и тормозной суппорт.

Данный вид тормозных дисков получил малое применение из-за сложности конструкции и невыгодности, по сравнению с тормозными вентилируемыми дисками.

Рисунок 4 - (Комбинированный тормозной диск)

 

    1.1.3 Виды тормозных скоб

В современном мире заводы изготовители автомобильных концернов отдают предпочтения дисковым тормозам так, как у этого вида тормозного механизма лучший коэффициент торможения из-за своего конструктивного устройства.

Рисунок * (Устройство дискового тормоза)

1. тормозной диск;

2. тормозной суппорт;

3. тормозная колодка;

4. тормозной трубопровод;

5. скоба для фиксации тормозных колодок.

Дисковые тормоза бывают с фиксированной и плавающей скобой суппорта.
    Конструктивное отличие плавающих скоб суппортов  дисковых тормозов от фиксированных заключается в том, что суппорт с плавающей скобой чаще всего будет иметь всего лишь один поршень для торможения. При давлении тормозной жидкости на поршень, поршень будет толкать тормозную колодку от себя, параллельно притягивая по направляющим скобу с другой тормозной колодкой на себя этого же суппорта.

В результате такого механического действия, фрикционные части (феродо) тормозных колодок будут соприкасаться с тормозным диском и создавать трение, в результате чего, колесо автомобиля будет замедлять свое вращение, в плоть до полной остановки.

Это более дешевая и менее мощная конструкция дискового тормозного механизма.

Рисунок * - (Устройство дискового тормоза с плавающей скобой)

       1 - направляющая скоба колодок;

    2 - пружинная скоба;

    3 - тормозные колодки (трущийся элемент феродо);

    4 - тормозной суппорт;

    5 - болт крепления суппорта к направляющим;

    6 - медная уплотнительная шайба;

    7 - болт крепление тормозного шланга;

    8 - направляющая колодки;

    9 - пыльник направляющих.

Дисковые тормоза с фиксированной скобой устанавливаются на автомобили, которые оборудованы мощным двигателем внутреннего сгорания.

По конструктивной особенности они отличаются от дисковых тормозов с плавающей скобой тем, что в суппорте присутствуют от 2 до 8 и более тормозных поршней. Четное количество с двух сторон.

Отсутствуют направляющие.

При торможении, давление колодок происходит с двух сторон на тормозной диск с одинаковым коэффициентом трения.

Это обусловлено тем, что с каждой стороны тормозного суппорта, поршни одинаково давят на поверхность колодок, прижимая их к тормозному диску.

Рисунок * - (Устройство дискового тормоза с фиксированной скобой)

    1 - тормозной диск;

    2 - тормозной суппорт с 4 поршнями и фиксированной скобой;

    3 - тормозные колодки (с трущимся элементом феродо);

    4 - прижимная пружина;

    5 - фиксирующие шпильки.

Рисунок * - (Тормозной суппорт с фиксированной скобой)

 

Тормозные суппорта с фиксированной скобой более дорогие в обслуживании. Стоят дороже чем тормозной механизм с плавающей скобой.

Более практичны и эффективны в ситуациях, где экстренное торможение неизбежно.

Рисунок * - (Тормозной шести поршневой суппорт с фиксированной скобой)

 

1.1.4 Виды тормозных дисков

Тормозные диски бывают двух видов.

На момент появления, тормозные диски были цельными невентилируемыми. Из-за этой особенности, при торможении автомобиля они часто нагревались и плавили фрикционную часть колодок. В результате был повышен износ колодок, износ тормозной поверхности диска и прерывистое торможение автомобиля.

Рисунок * - (Невентилируемые цельные тормозные диски)

Сейчас, на небюджетных автомобилях используют вентилируемые, двухпластинные металлические тормозные диски.

Рисунок * - (вентилируемые тормозные диски)

 

Тормозные вентилируемые диски получили доработку, когда их стали применять на автомобилях, у которых ДВС больше 500кВт. мощности.

Перфорированные диски.

Дискам придали определенную форму. По всему их периметру просверлены несколько десятков отверстий.

При высокой температуре фрикционное вещество (феродо) колодок распадается, образуя газовую прослойку, которая не дает колодке прижаться к диску из-за того, что между их рабочими поверхностями имеется избыточное давление. Отверстия и канавы на перфорированных дисках предназначены для удаления этих газов, а также удаления продуктов износа самих колодок и дополнительного охлаждения самого тормозного диска.

Рисунок * - (Перфорированные дисковые тормоза)

 

Также основу диска стали делать из вещества, которое устойчиво к большим температурам, деформации и высоким нагрузкам.

Углерод и керамика обладают этими свойствами.

Рисунок * - (Керамические тормозные диски)

 

 

1.1.5 Неисправности тормозной системы

- Низкий уровень тормозной жидкости в тормозной системе. Присутствие воды.

Может быть следствием чрезмерного износа тормозных колодок. Во многих случаях, связан с утечкой тормозной жидкости из тормозной системы при ее повреждении.

Вода в тормозной жидкости (ТЖ) выделяется со временем из самого раствора ТЖ.

Допустимо 2 процента воды в тормозной системе. Если процент воды превышает цифру 2, ТЖ становится не эффективной и теряет свою плотность, вследствие чего, при торможении, тормозной суппорт прижимает не до конца эффективно колодки к диску, и тормозной путь автомобиля увеличивается.
    Чтобы избежать данных проблем, раз в 6 месяцев стоит проверять бачок тормозной жидкости и цвет ТЖ.

Если ТЖ грязная, в ней присутствует большой объем воды.

Рисунок * - (Грязная тормозная жидкость)

 

Рисунок * - (Чистая тормозная жидкость)

 

При обслуживании автомобилей тормозную жидкость меняют каждое 2 техническое обслуживание (ТО).

К бочку тормозной жидкости подсоединяется аппарат для вакуумизации тормозной системы, и параллельно ее заправки.

После чего, начиная с самого дальнего колеса (левое заднее) автомобиля, на тормозном суппорте откручивается шток. К нему подсоединяется емкость для слива ТЖ.

Поскольку, в тормозной системе присутствует огромное постоянное давление, которое создает аппарат для ТЖ, грязная ТЖ начинает из штока суппорта вытекать в емкость. Ее место в тормозном суппорте занимает новая ТЖ с нулевым процентом воды.

После замены всей ТЖ в тормозной системе, тормозная система прокачивается путем нажимания большого количества раз на педаль тормоз.

Педаль тормоза создает оптимальное давление в тормозной системе для равного распределения ТЖ по всем 4 суппортам.

С помощью аппарата для закачи ТЖ это сделать невозможно.

Рисунок * - (Вакуумизация и заправка ТЖ в тормозной системе)

 

Рисунок * - (Слив ТЖ из тормозной системы)

- Низкое положение педали тормоза

    Появляется при заклинивании системы автоматической регулировки барабанных тормозов, отвечающей за разведение тормозных колодок по мере их износа.

Рисунок * - (Низкое положение педали тормоза)

 

При регулировке системы вручную можно восстановить нормальный ход педали, но проблема появится снова по мере дальнейшего износа колодок.

Рисунок * - (Ручное регулировка системы разведения барабанных тормозов)

Также, эта проблема может быть следствием чрезмерного износа тормозных колодок или утечкой тормозной жидкости.

Для полного устранения неисправности необходимо почистить или заменить систему автоматической регулировки.

- Пульсация педали тормоза или вибрация машины при торможении

Отличается от пульсации педали, вызванной срабатыванием АБС при блокировке какого-либо колеса.

Симптом свидетельствует о сильном износе и деформации тормозного диска, трещине или нарушении параллельности рабочих поверхностей.        

Устранить эту причину возможно заменой или расточкой изношенного диска. Также, стоит проверить износ и затяжку подшипников ступиц, а также наличие в них смазки.

Во многих случаях неисправность этих подшипников приводят к пульсации педали тормоза.

В данном случает диагностируют всю тормозную систему и протачивают тормозной диск

Рисунок * - (Расточка тормозного диска)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: