Эссе-рассуждение: «Должен ли народ отвечать за деяния своих лидеров?»

 

Ответственность неотделима от свободы. Это две стороны одной монеты. Без свободы нет ответственности, без ответственности нет свободы. Отвечать человек может только за то, на что он в состоянии повлиять. Например, у детей гораздо меньше прав, чем у взрослых, так как в силу недостаточного возраста они не могут полностью осознавать свои действия и отвечать за них. У животных нет прав вообще - так как ответственность им вообще не знакома.

 

Никто не может нести ответственность за то, на что он не может повлиять. Я не могу нести ответственность за дождь - так как не я его вызвала. Но я могу нести ответственность за свои слова и обещания - так как у меня есть свобода их не произносить.

 

Итак, несут ли люди ответственность за действия своих правителей? Зависит от того насколько они сами могут влиять на этих правителей. В случае абсолютной монархии ответственность подданных отсутствует. Как может повлиять рядовой человек на царя? Никак. Если это кто-то приближённый, то, наверное, может. Вероятнее всего, насильственным способом.

 

В демократическом государстве у граждан есть возможность самим избирать себе правителя. У них (конечно, далеко не у всех) есть возможность создать конституцию и ограничить власть правителя так, как им этого хочется (такая прерогатива чаще всего достаётся революционерам - кто власть свергнул, тот и устанавливает новую). НО граждане - это не единый организм, а множество различных организмов и множество мнений. Один из признаков демократии - это подчинение меньшинства большинству. Кого больше - те и решают, кто будет править страной. Соответственно, они и несут ответственность за свой выбор. А за что должны нести ответственность остальные? За чужой выбор? Конечно же, нет.

Итак, люди, непричастные к сформированным органам власти не несут никакой ответственности за действия этих органов. Но они несут её за свои действия: за неявку на выборы (самоустранение - это тоже выбор, это молчаливая поддержка большинства), за поддержку коррупции (покупка водительских прав, плата за школьные оценки и экзамены), за нарушение закона, за продажу своего голоса - за всё то, на что человек имеет возможность повлиять. И только за это.

Однако, действительно, глупо думать, что условный Адольф Гитлер мог прийти к власти в современной Германии и чем-то руководить. Он пришел к власти именно тогда, когда вся страна состояла из маленьких Гитлеров.

Тоже самое и в современном мире. Правитель является своеобразной вишенкой на торте. Однако, сам торт- всегда народ. И без этого торта под ним, правитель просто ни на что не способная ягода.

    Эссе-рассуждение: «Заинтересовано ли государство в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?»

Государство как таковое постоянно стремилось подчинить себе человека. И подчиняло, особенно при тоталитарном и авторитарном режимах власти. Человек, его интересы и права приносились в жертву. Со времени образования США ситуация, хоть и медленно, стала изменяться. Однако на рубеже XX и XXI вв. существует еще достаточно стран, где человек полностью подчинен государству.

 

Права человека находятся в тесной связи с интересами государства. Противоречие между ними внешнее. Нужно только сбалансировать их так, чтобы они были взаимосвязаны и при этом не игнорировалась любая их часть. В диалектической взаимосвязи «права человека — интересы государства» права человека имеют первенство. Другими словами, нужно такое государство, в котором бы человек чувствовал себя хозяином положения. Для этого не обходимо, чтобы существовало, как писал К. Калиновский, «Правительство для народа, а не народ для Правительства». Становление местного самоуправления — вот важнейший показатель соблюдения прав человека. Но вместе с тем не должно быть противопоставления государственных и личных интересов, а также определенных ограничений, налагаемых на права и свободы человека в организованном обществе.

 

Признание необходимости ограничений или пределов осуществления некоторых прав и свобод содержится во Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4—8), а также в Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 4; п. 1 ст. 14; п. 3 ст. 18 и др.). Ограничения налагаются не только на права личности, но и на право государства произвольно ограничивать права личности. Таков, в частности, общий принцип, на’ котором основаны ограничения, оговоренные в статье 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

 

Государство обязано стоять на страже безопасности и законных интересов каждого гражданина не в меньшей мере, чем своих собственных. При этом имеется в виду, что права человека — это не дар государства, они изначально принадлежат человеку, а роль государства сводится к обязательству гарантировать их соблюдение. В то же время права человека не могут существовать сами по себе, независимо от конкретного общества и государства. Наполнение прав и свобод определенным, конкретным содержанием, естественно, зависит от степени развития того или иного общества, того или иного политического режима власти.

 

Следует также помнить и о том, что есть области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Государство законодательно

 

защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Например, демократическое государство не должно влиять и приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной — «это мои свободы, это мой выбор». Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно и с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

 

Таким образом, права и свободы человека дарованы ему не государством, поэтому их называют естественными правами человека. Человек не обязан светской власти за свои права; ему не надо воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Права человека принадлежат ему в силу того, что он человек. Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в каком-либо писаном, юридическом оформлении. Сегодня они содержатся в международных документах и национальном законодательстве всех государств, и перешли из категории морально этических норм, правил, прав в позитивное право.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: