Ответственность неотделима от свободы. Это две стороны одной монеты. Без свободы нет ответственности, без ответственности нет свободы. Отвечать человек может только за то, на что он в состоянии повлиять. Например, у детей гораздо меньше прав, чем у взрослых, так как в силу недостаточного возраста они не могут полностью осознавать свои действия и отвечать за них. У животных нет прав вообще - так как ответственность им вообще не знакома.
Никто не может нести ответственность за то, на что он не может повлиять. Я не могу нести ответственность за дождь - так как не я его вызвала. Но я могу нести ответственность за свои слова и обещания - так как у меня есть свобода их не произносить.
Итак, несут ли люди ответственность за действия своих правителей? Зависит от того насколько они сами могут влиять на этих правителей. В случае абсолютной монархии ответственность подданных отсутствует. Как может повлиять рядовой человек на царя? Никак. Если это кто-то приближённый, то, наверное, может. Вероятнее всего, насильственным способом.
|
|
В демократическом государстве у граждан есть возможность самим избирать себе правителя. У них (конечно, далеко не у всех) есть возможность создать конституцию и ограничить власть правителя так, как им этого хочется (такая прерогатива чаще всего достаётся революционерам - кто власть свергнул, тот и устанавливает новую). НО граждане - это не единый организм, а множество различных организмов и множество мнений. Один из признаков демократии - это подчинение меньшинства большинству. Кого больше - те и решают, кто будет править страной. Соответственно, они и несут ответственность за свой выбор. А за что должны нести ответственность остальные? За чужой выбор? Конечно же, нет.
Итак, люди, непричастные к сформированным органам власти не несут никакой ответственности за действия этих органов. Но они несут её за свои действия: за неявку на выборы (самоустранение - это тоже выбор, это молчаливая поддержка большинства), за поддержку коррупции (покупка водительских прав, плата за школьные оценки и экзамены), за нарушение закона, за продажу своего голоса - за всё то, на что человек имеет возможность повлиять. И только за это.
Однако, действительно, глупо думать, что условный Адольф Гитлер мог прийти к власти в современной Германии и чем-то руководить. Он пришел к власти именно тогда, когда вся страна состояла из маленьких Гитлеров.
Тоже самое и в современном мире. Правитель является своеобразной вишенкой на торте. Однако, сам торт- всегда народ. И без этого торта под ним, правитель просто ни на что не способная ягода.
|
|
Эссе-рассуждение: «Заинтересовано ли государство в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?»
Государство как таковое постоянно стремилось подчинить себе человека. И подчиняло, особенно при тоталитарном и авторитарном режимах власти. Человек, его интересы и права приносились в жертву. Со времени образования США ситуация, хоть и медленно, стала изменяться. Однако на рубеже XX и XXI вв. существует еще достаточно стран, где человек полностью подчинен государству.
Права человека находятся в тесной связи с интересами государства. Противоречие между ними внешнее. Нужно только сбалансировать их так, чтобы они были взаимосвязаны и при этом не игнорировалась любая их часть. В диалектической взаимосвязи «права человека — интересы государства» права человека имеют первенство. Другими словами, нужно такое государство, в котором бы человек чувствовал себя хозяином положения. Для этого не обходимо, чтобы существовало, как писал К. Калиновский, «Правительство для народа, а не народ для Правительства». Становление местного самоуправления — вот важнейший показатель соблюдения прав человека. Но вместе с тем не должно быть противопоставления государственных и личных интересов, а также определенных ограничений, налагаемых на права и свободы человека в организованном обществе.
Признание необходимости ограничений или пределов осуществления некоторых прав и свобод содержится во Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4—8), а также в Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 4; п. 1 ст. 14; п. 3 ст. 18 и др.). Ограничения налагаются не только на права личности, но и на право государства произвольно ограничивать права личности. Таков, в частности, общий принцип, на’ котором основаны ограничения, оговоренные в статье 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Государство обязано стоять на страже безопасности и законных интересов каждого гражданина не в меньшей мере, чем своих собственных. При этом имеется в виду, что права человека — это не дар государства, они изначально принадлежат человеку, а роль государства сводится к обязательству гарантировать их соблюдение. В то же время права человека не могут существовать сами по себе, независимо от конкретного общества и государства. Наполнение прав и свобод определенным, конкретным содержанием, естественно, зависит от степени развития того или иного общества, того или иного политического режима власти.
Следует также помнить и о том, что есть области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Государство законодательно
защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Например, демократическое государство не должно влиять и приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной — «это мои свободы, это мой выбор». Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно и с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Таким образом, права и свободы человека дарованы ему не государством, поэтому их называют естественными правами человека. Человек не обязан светской власти за свои права; ему не надо воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Права человека принадлежат ему в силу того, что он человек. Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в каком-либо писаном, юридическом оформлении. Сегодня они содержатся в международных документах и национальном законодательстве всех государств, и перешли из категории морально этических норм, правил, прав в позитивное право.