Тема: «Управление образовательным учреждением»

Министерство образования, науки и молодежи

 Республики Крым

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

 «Крымский инженерно-педагогический университет»

Керченский филиал

Кафедра педагогического образования и гуманитарных дисциплин

Реферат

По дисциплине ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНЫМ КЛАССОМ

Тема: «Управление образовательным учреждением».

 

Студентки: Садовниковой Н.Ю

Курс: 4

Группа: КЗНО 5-16

 

 

Керчь

2019г

 

Содержание

 

1. Введение

2. Организация и осуществление управленческой деятельности в образовательном учреждении

3. Структура и функции управления образовательным учреждением

4. Информационное и документационное обеспечение управления образовательным учреждением

5. Список использованной литературы


 

 

1. Введение

 

Управление образовательным учреждением является одним из видов социального управления. В нем широко применяются принципы, общие для государственного управления и процесса любого труда.

Основными принципами трудовой деятельности являются: планомерность, оптимальность, материальное и моральное стимулирование, перспективность, системность, комплексность и т.п.

Принципами социального управления являются:

· принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении;

· принцип единства единоначалия и коллегиальности в управлении;

· принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении.

Принципы управления образовательной системой школы предполагают сочетание интересов детского и взрослого коллективов и исходят из особенностей школы как социально-педагогической системы, предполагают обеспечение взаимообусловленности развития этих коллективов. При этом предусматривается развитие детской самостоятельности и инициативы, развитие самосознания детей, а также использование жизненного опыта, политической зрелости и ответственности педагогов, что предполагает поддержание авторитета учителей в глазах детей и их родителей.

Управление школой означает осуществление разнообразной деятельности: административной, хозяйственной, организационной, правовой, педагогической. Эта деятельность направлена на решение различных по характеру задач, например, укрепление материально-технической базы школы, благоустройство территории, обеспечение санитарно-гигиенических условий в школе, расстановку педагогических кадров, комплектование классов, регулирование режима работы школы, контроль за деятельностью педагогов и учащихся, организацию массовых мероприятий с учащимися, обеспечение сплоченности, творческого отношения к делу и др. Однако эффективность этой деятельности достигается, когда она всецело подчинена педагогическим задачам.

Управление школой должно осуществляться на основе определенной общепринятой нормативной базы, в соответствии с имеющимися рекомендациями, регламентирующими различные стороны учебно-воспитательной работы, положениями, уставом, инструкциями, методическими указаниями, циркулярными письмами министерства образования.

Перечень учебных дисциплин, классно-урочная система, наполняемость классов, количество, продолжительность уроков в школе, формы и методы преподавания и учения, объем практических работ, организация общественно полезного труда учащихся, порядок перевода и выпуска учащихся, нормы оценок знаний, критерии уровня воспитанности, режим дня в школе, критерии оценки работы учителя и школы в целом и многое другое должны соответствовать нормам в системе общего образования.

Особенностью управления школой является то, что в ней взаимосвязи и взаимоотношения происходят исключительно в человеческих структурах: работник органа управления — руководитель школы — учитель — ученик. Такая специфика постоянно порождает реальную опасность проявления элементов субъективизма в процессе взаимоотношений участников педагогического процесса, в оценке деятельности учителей и учащихся, в подходах к фактам и явлениям. Поэтому строгое следование требованиям объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, учет реальных возможностей педагогического коллектива, реального вклада каждого его члена, является основным условием деятельности школы.

Наличие единого подхода к решению наиболее важных и сложных педагогических задач, и проблем, единая линия в воспитании и обучении, предполагающая одновременно и многообразие форм и методов работы различных учителей, является одним из условий успеха. Единство педагогических позиций складывается из формирования единого взгляда на задачи урока, значение внеурочной работы, оценку конечных результатов работы, ведет к обеспечению единых требований к учащимся, единого стиля отношений между учащимися и учителями и др.

В процессе совместной деятельности, постоянного общения и обмена опытом работы в сплоченном коллективе выкристаллизовываются общие педагогические убеждения и определенный стиль работы с детьми. Этот стиль поддерживается администрацией школы, общественным мнением педагогического коллектива и его традициями.

В управлении школой особую роль играет принцип сочетания государственных и общественных начал. Этот принцип присущ школе и имеет особое значение потому, что школа является не только государственным учреждением, а, прежде всего, социальным институтом, призванным удовлетворять как образовательные запросы государства, общества в целом, так и каждой личности.

 Поэтому нельзя допускать изолированности школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узости и корпоративности профессиональных интересов педагогов. В тоже время и педагогический коллектив не может успешно решать стоящие перед ним задачи самостоятельно, оторвано от других общественных институтов: социальной среды, семьи, трудовых коллективов, культурно-просветительских, внешкольных и других учреждений.

Перед школой всегда стояла задача объединения усилий государства и общества для решения проблем развития, органического слияния общественного и государственного начал в ее управлении.

Организация совместной коллективной деятельности положительно сказывается и на развитии межличностных отношений ее участников, как учителей, так и учащимся. Каждому из них предоставляется статус лица, принимающего решение, и каждый заинтересован в результатах как своего собственного, так и общего труда. Возникает ситуация коллективного успеха, оказывающая положительное воздействие на характер взаимоотношений между педагогами: стимулируются доброжелательность, взаимопомощь, стремление наилучшим образом выполнить свои обязанности. Появляется реальная заинтересованность, как коллектива, так и каждого участника в процессе и результатах своих усилий.

Главной становится потребность в постоянном самосовершенствовании, когда знания являются средством повышения эффективности профессионального труда. Это побуждает учителя самостоятельно искать необходимую литературу, формы и методы работы. Отпадает необходимость навязывать ему чужой, но “модный“ опыт, он осознает необходимость нарабатывать свой, личный. Реальная заинтересованность каждого учителя в общем успехе создает ситуацию для оптимального выбора действий у руководителя школы.

Модель организационной структуры управляющей системы школы рассматривается нами с двух позиций - субъектной и объектной. Субъектная позиция выражена пятью уровнями: уровень директора (стратегический уровень управления); уровень заместителей (тактический уровень управления); уровень председателей МО (технологический); уровень учителей и классных руководителей (уровень оперативного управления); уровень учащихся (уровень со управления, сотворчества).

Объектная позиция представлена педагогическим советом, в перспективе методическим советом. Модернизация системы управления школой проявляется в изменяющихся отношениях субъектов управления (субординация, координация, согласование).

Кроме того, вводится новый уровень управления - технологический. Представляя собой достаточно сложный объект управления, действующий в меняющемся социуме, наша школа нуждается в грамотном, теоретически обоснованном, использующем системный подход выстраивании управленческой модели. Для более эффективного управления нашей школой необходимо:

1. Создав идеальную модель школы и определив приоритеты в управлении ею, направить управленческую деятельность на формирование у подчиненных необходимых умений участия в управлении школой. Это обеспечит изменение всей управленческой структуры в направлении повышения ее эффективности.

2. Деятельность директора должна быть направлена также на формирование эффективной управленческой технологии у своих заместителей и председателей МО, а у учителей – педагогической технологии.

3. Формирование системы информированности администрации школы и педагогов о качестве обученности и воспитанности учащихся.

К сожалению, в отечественной практике проблеме информационного обеспечения руководителей образования до последнего времени не уделялось должного внимания.

Необходим образовательный мониторинг, т. е. система сбора информации, способная независимо, а потому объективно, давать оценку тому или иному параметру, характеризующему деятельность образовательного учреждения. Бесспорно, что уровень сложности этой системы тем выше, чем больше требований к ней предъявляет руководитель. Кроме того, сложность системы связана с большим количеством ее элементов, открытостью, с социальным, нечетким трудно формализуемым характером их взаимодействия.

В содержательном плане образовательный мониторинг должен отражать следующие стороны функционирования учреждений общего образования:

-Состояние персонала учреждений образования, тарификацию преподавательского состава, обеспеченность вспомогательным персоналом.

-Контингент учащихся, его демографические и медицинские характеристики, движение: поступление в школу, перевод, окончание.

-Учебно-воспитательный процесс: образовательные программы, проведение занятий, успеваемость, научно-методическая работа, дополнительные образовательные услуги.

-Фонды, обеспечение функций учреждения: обеспеченность учебниками, дополнительной литературой и пособиями, средствами обучения, питанием и пр.

Понимая, что ни одно, даже самое разумное и своевременное решение не может быть выполнено, если в школе нет достаточного количества нужного уровня подготовки педагогов, мы уделяем главное значение работе с кадрами, работе по формированию индивидуального стиля педагога.

Большую роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет методическая работа. Методическая работа ведется через педагогический совет, и именно он позволяет обратиться к рассмотрению образовательных методик обучения и воспитания учащихся на основе анализа существующего положения дел и внедрения в практику работы передового педагогического опыта. Работа всех остальных методических органов и самообразование учителей тематически связаны с проблемами, решаемыми педагогическим советом.

Большой, важной и очень сложной работой администрации школы является выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта, индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Внутришкольный контроль – как один из методов повышения профессионального мастерства педагога. Одним из эффективных направлений работы с кадрами по повышению профессионального мастерства является система внутришкольного контроля и регулирования.

Говоря о целесообразности контроля в целом, нужно не забывать всю деятельность учебно-воспитательного процесса в школе, иначе коррекция действий педагогов, ориентированная на контроль, может привести не к росту мастерства учителя, а к формальному подгону своих действий, своего профессионального мастерства под его требования. Одним из важных компонентов внутришкольного контроля являются цели и принципы контроля. Администрация школы, планируя внутришкольный контроль, исходит из существующих проблем. Целесообразным мы считаем контроль, цели которого возникают из целей деятельности школы. При этом отмечаем, что эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учетом человеческого фактора, отношений между участниками процесса, развития профессионализма учителей, обученности учащихся.

Аттестация - одно из направлений в работе по формированию индивидуального стиля деятельности учителя и одна из форм, способствующих росту их профессионализма.

В основе аттестации в нашей школе заложены следующие принципы: всеобщность, всесторонность, коллегиальность, гласность, систематичность. Основными задачами аттестации мы видим целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических работников, управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.

Особого внимания со стороны администрации и педагогического коллектива требует начинающий учитель. Как бы ни были важны для молодого учителя в профессиональном и человеческом плане проблемы адаптации, ему важно помнить, что специфическим объектом его труда являются ученики. От характера вступления в профессию зависит благополучие нескольких поколений учеников.

Педагогический коллектив школы, обладая некоторым опытом работы по созданию системы вариативного и дифференцированного обучения, работает над созданием условий, при которых успешно могли бы функционировать две системы: традиционная и инновационная. Однако время требует дальнейшего совершенствования вариативного образования и перехода школы к модели многопрофильной школы, что является стержневой идеей, вокруг которой мы стремимся объединить работу всего педагогического коллектива.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: