Р3.О какой стороне натуры героя говорит информация, заключенная в предложениях 44 - 45?

Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Русский язык и литература»

Семестр

 

 

Екатеринбург, 2016

Студенты-заочники в результате изучения дисциплины должны:

Знать:

· связь языка и истории, культуры русского и других народов;

· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

· основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века;

· основные закономерности историко-литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития.

Уметь:

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

· раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям;

· анализировать стихотворения, раскрывая их;

· анализировать, выявляя способы выражения авторской позиции.

· сравнивать художественные произведения.

Методические указания к выполнению контрольной работы.

Контрольная работа – это самостоятельная работа студентов с учебной литературой.

К выполнению контрольной работы студенты приступают после изучения всех тем программы. Вариант выбирается по первой букве фамилии, смотрите таблицу.

1 вариант А В Д Ж И Л Н П С У Х Ч Щ Ю
2 вариант Б Г Е З К М О Р Т Ф Ц Ш Э Я

 

Контрольная работа выполняется в электронном виде в текстовом редакторе. Шрифт – размер 14 Times New Roman, интервал – 1,5. Поля – левое – 2,5 см, остальные – 2,0 см.

Обязательно наличие титульного листа.

В конце контрольной работы перечисляется использованная литература.

Выполненную работу необходимо загрузить на сайт для проверки.

Рекомендуемая литература.

1. Русский язык. Учебник 10-11 кл. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.- 2009 г.

2. Литература10 кл.: учебник для образоват. учреждений/ Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2007 г.

3. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2008 г.

4. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.

5. Литература. Учебник для 10 кл. в 2-х ч. / под редакцией В.И. Коровина/. – М.: «Просвещение», 2012г.

Вариант 1

Выполните задания по русскому языку Р1-Р23, а также задания по литературе Л1-Л25

Внимательно прочитайте текст и выполните задания

(1)... Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было. (5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.

— (б)Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду. (8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (Ю)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

— (12)Вот что, — сказал им Гайдар. — (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же — во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?

— (19)Понятно, Аркадий Петрович! — закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице. (20)Вскоре начались звонки.

— (21)Аркадий Петрович! — кричал в трубку взволнованный детский голос. —- (22)В аптеке на Маросейке нет.

— (23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй.

(25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:

— (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!

— (29)Где?

— (30)В Марьиной роще!

— (31)Вези сюда. (32)Немедленно.

(33) Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

(34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36)Он считал помощь человеку таким же... делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.

(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. (42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. (46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен — не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

(49)Мне очень не хватает Гайдара — большого, доброго, талантливого человека.

(По К. Паустовскому)

К каждому заданию Р1 - Р9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы оформите в таблицу: 1 графа номер вопроса, вторая – Ваш ответ.

Р1. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 36?

1. незначительным

2. бессмысленным

3. неблагодарным

4. естественным

Р2.Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик называет Гайдара «большим, добрым, талантливым человеком»?

1.Добрые, талантливые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь.

2.Гайдар написал много талантливых произведений.

3.Гайдар был очень высокого роста.

4.Герой достал лекарство для сына рассказчика.

Р3.О какой стороне натуры героя говорит информация, заключенная в предложениях 44 - 45?

1.Это говорит о недостатке физических сил героя.

2.Из трудных жизненных ситуаций Гайдар выходил победителем.

3.В данной ситуации он растерялся.

4.Таким образом он проверил свою силу.

Р4. Как характеризует героя его речь? (Предложения 23 - 24, 31 - 32)

1.Он не был многословным.

2.Он чувствовал себя капитаном на мостике корабля.

3.Он умел быстро принимать решения в критических ситуациях.

4.Это речь взрослого с детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: