Л16. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы А.Н.Островского «Лучом света в темном царстве»? Кто это?

Л17. Соедините названия произведений и их жанр:

А) «После бала»

Б) «Детство»

В) «Война и мир»

Г) «Анна Каренина»

Д) «Власть тьмы»

Е) «Исповедь»

1) Рассказ

2) Драма

3) Религиозный трактат

4) Роман

5) Роман-эпопея

6) Повесть

Л18. Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого – закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное повторение. Так Пьер запоминается массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по 1-2 «штрихам к портрету» угадать персонажа романа и соотнести эти черты с его именем.

А) оголенные, белые, полные плечи

Б) черные глаза, большой рот

В) сухое лицо

Г) лучистые глаза, тяжелая походка

Д) плешивая голова, плоское лицо

1) Наташа Ростова

2) князь Василий Курагин

3) Элен Курагина

4) Андрей Болконский

5) Мария Болконская

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания Л19-Л23 (укажите номер вопроса и ответ)

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

 

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

 

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, -

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

А.А.Фет

Л19. Каким термином обозначается зарисовка природы, подобная той, что создана в стихотворении Фета?

Л20. Какое средство иносказания, основанное на переносе человеческих черт на неодушевленные явления, использовано в строке «Убегает на запад река»?

Л21. Во второй строфе гаснущие края облаков переданы иносказательно, при помощи метафоры. Выпишите словосочетание (в именительном падеже), метафорически замещающее образ светящихся очертаний облака.

Л22. В строке «Убег а ет на з а пад рек а» все три ударения приходятся на гласный «а». Как называется этот прием звукописи?

Л23. Определите стихотворный размер, которым написан «Вечер».

Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений на вопросы Л24-Л25

Л24. С какой художественной целью в первой строфе использованы исключительно безличные предложения?

Л25. Какие стихотворения русских поэтов посвящены описанию вечерней природы? В чем их сходство и различия со стихотворением А.Фета?

 

Вариант 2

Выполните задания по русскому языку Р1-Р23, а также задания по литературе Л1-Л25

Внимательно прочитайте текст и выполните задания

 (1) Любила Русь колокольный звон. (2)Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде.

(3)Новгородская летопись в 1342 году отметила: "...архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис".

(4)Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.

(5)Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. (б)Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.(7) Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных".(8)Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность. (9) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. (10)Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы.

(11)Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

(12)Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. (13)Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) - отливали мелкие звоны и била.(14) Литье колоколов и бил считалось почетным делом. (15)Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (16)В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности. (17)Отсюда и выражение "серебряный звон".

(18) С колоколами были связаны самые различные поверья.(19) Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. (20)Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. (21)Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

(22) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.(23) Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. (24)Поэтому в ходу была поговорка: первый звон - пропадай мой сон, другой звон - земной поклон, третий звон - из дому вон.

(25) О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

(26) Трудное дело - отливка колоколов. (27)Колокол - это гигантский музыкальный инструмент. (28)У каждого колокола - свои переливы, у каждого звона - свое назначение.

(Е.Осетров)

К каждому заданию Р1 - Р9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы оформите в таблицу: 1 графа номер вопроса, вторая – Ваш ответ.

Р1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему на Руси любили колокольный звон»?

1. Церковные колокола были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом.

2. Колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

3. Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских.

4. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

Р2. Почему рассказчик называет колокольный звон «серебряным»?

1. 1.Колокола звучали "во дни торжеств и бед народных"

2. 2.Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.

3. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро - для благозвучности.

4. 4.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.

Р3. В каком варианте ответа содержится тема текста?

1. Литье колоколов и бил считалось почетным делом.

2. История колоколов России.

3. С колоколами были связаны самые различные поверья.

4. В первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.

Р4. В каком варианте ответа указана главная мысль текста?

1. Первые упоминания о литье колоколов.

2. Колокола всегда объединяли, сплачивали народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.

3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

4. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

Р5. В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий тезис рассказчика о том, что «колокола звучали "во дни торжеств и бед народных"?

1. 23

2. 8

3. 11

4. 20

Р6. В каком варианте ответов правильно расположены пункты плана в соответствии с содержанием.

1. 1.Колокол - музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.

2. Первые упоминания о литье колоколов.

3. Поверья,связанные с колоколами.

4. Звучание колоколов "во дни торжеств и бед народных".

1) 1,3,4,2

2) 2,4,3,1

3) 4,2,3,1

4) 3,2,1,4

Р7. Что является общим у слов "набатный" и "вечевой"?

1.Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей

2.Общим является то, что удары в колокол - это сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

3.Колокол - это гигантский музыкальный инструмент.

4. 0 колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток.

Р8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 22-28?

1.метафора, фразеологизм

2.сравнительный оборот, гипербола

3.анафора, олицетворение

4.эпитет, лексический повтор, синтаксический параллелизм

Р9. Переделайте бессоюзное предложение (№25) в предложение с прямой речью. Напишите получившееся предложение.

Ответы на задания Р10 - Р23 записывайте словами или цифрами, указывая номер вопроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: