Историография проблемы

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАБОТЫ

 

Дисциплина: «Переход от авторитаризма к демократии в Латинской Америке в 80-90-е гг. ХХ в.»

 

Подготовила

студентка I курса

ОП «Магистратура»

направление подготовки «История»

очной формы обучения

Ищенко Валентина

 

Преподаватель:

д.и.н., проф.

Бредихин А.В.

 

 

ДОНЕЦК, 2020



ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

    В рамках изучения проблемы перехода от авторитаризма к демократии в странах Латинской Америки в 1980-90-е годы можно выделить следующие категории источников:

· Архивные материалы (например, Archivo General de la Nación в Аргентине, Archivo Nacional de Chile, Чили и др.)

· Программы политических партий

· Мемуары участников событий

· Периодические издания («Clarín», «La Nación» в Аргентине, «El Mercurio» в Чили, «El Comercio», «La República» в Перу и др.)

· Интервью, выступления политических деятелей (например, аргентинского президента К. Менема, бразильского президента Ф. Кардозу и др.)

· Политико-правовые документы (например, в конституциях стран Л.А. были отражены ограничения по повторным выборам на президентский срок и др.)

· Документы универсальных и региональных организаций

· Документы ООН (Экономическая комиссия стран Латинской Америки)

· Документы дипломатических представительств (особенно США, проявлявших геополитически обусловленный интерес к региону)

 

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ

 

    Одну из первых попыток комплексно исследовать проблему принял Строганов «Новейшая история стран Латинской Америки» (попытка показать, что происходило в регионе).

Можно выделить отдельные направления в исследовании проблемы.     Монография доктора исторических наук, зав. отделом Института Латинской Америки АН СССР А. Ф. Шульговского «Армия и политика в Латинской Америке» представляет собой комплексное исследование политической роли армии в современной Латинской Америке. Опираясь на обширные документальные материалы, периодические издания, монографические работы представителей марксистской и буржуазной историографии, автор анализирует широкий круг вопросов: предпосылки вмешательства вооруженных сил в политическую жизнь, "модели" военных режимов, идейная борьба вокруг оценки роли армии, военная политика США в Латинской Америке, отношение компартий региона к проблеме вооруженных сил и т. д. Солидный труд как бы подводит логический итог многолетнему, воплотившемуся в ряде работ изучению А. Ф. Шульговским различных аспектов рассматриваемой проблемы. Книга построена по страноведческому принципу. Такой подход представляется вполне обоснованным, ибо позволяет автору, с одной стороны, раскрыть общие закономерности все большего вовлечения армии в политику, с другой - углубленно проанализировать различные формы такого вмешательства.

Б.Ф. Мартынов в работе «Безопасность: латиноамериканские подходы» рассмотрел процессы с точки зрения геополитики. Сударев В.П. в работе «Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка (вторая половина XX века)» показывает, как изменялась политика администраций президентов США в латиноамериканском регионе.

К. А. Хачатуров поставил перед собой цель - выявить тесную и органическую взаимосвязь между идеологической борьбой в странах Латинской Америки и их внешней политикой, взяв в качестве методологического ориентира ключевую мысль о всевозрастающем воздействии основного противоречия современности на социально- политические и идеологические процессы в этом регионе мира. Именно здесь можно с достаточной полнотой и очевидностью наблюдать некоторые важные новые моменты и аспекты такого воздействия на борьбу вокруг путей дальнейшего развития человечества.

Выход в свет труда "Латинская Америка и Карибы. Политические институты и процессы", подготовленного в основном сотрудниками Института Латинской Америки РАН, является значительным событием в отечественной латиноамериканистике последнего десятилетия 1. Книга привлекает внимание интересующихся текущими событиями и проблемами Латинской Америки и Карибского бассейна, в ней раскрывается политическая история и формирование государственного строя стран региона, она вобрала в себя характерные черты и энциклопедического словаря, и справочника, и учебного пособия, и сборника научных работ. Издание подготовлено на основе анализа конституций латиноамериканских стран, принятых или измененных с конца 80-х годов до настоящего времени, а также соответствующих законодательных актов и партийных документов. Для написания работы привлекались сообщения ведущих информационных агентств мира, материалы влиятельных газет и журналов стран региона и другие источники информации. Некоторые из них оставались вне поля зрения отечественных историков до настоящего времени.

В работе дается анализ эволюции государственного строя, различных ветвей власти, партийно-правительственной структуры стран региона. Материал расположен по страновому принципу. Для каждой страны имеются разделы: "Формирование и развитие политической системы". "Государственный строй", "Избирательное законодательство", "Партийная система", "Расстановка политических сил", "Основные политические партии и коалиции". Это позволяет читателю без особого труда найти необходимые данные и материалы.

Основное внимание авторы сосредоточили на последнем десятилетии XX в., когда в политической и экономической жизни латиноамериканских стран проходили и продолжают совершаться серьезные изменения, когда отвергались старые и принимались новые экономические модели, когда с арены социально-политической борьбы многих государств уходили левые и левоцентристские партии и движения. В книге дается обширный фактический материал по истории зарождения и развития крупнейших партий, определяется степень их влияния на политическую жизнь страны и их представительство в законодательных органах.

Значительный интерес для российского читателя представляет раздел о региональных объединениях политических партий, который содержит информацию аналитического и справочного характера о Постоянной конфедерации политических партий Латинской Америки и Карибского бассейна, Комитета Социалистического интернационала по Латинской Америке и Карибам и других организаций. Достоинством книги является историко- аналитическая справка по региональным и субрегиональным парламентам, деятельность которых имеет тенденцию выхода за национальные рамки, несмотря на то, что решения их форумов носят рекомендательный характер. Деятельность этих организаций почти не освещалась в отечественной научной литературе.

В издании публикуются сведения по территории, населению, государственному языку, господствующей религии и административному делению. В разделе "Формирование и развитие политической системы" излагаются важнейшие события для каждой страны: дата провозглашения независимости, принятия конституции, военных переворотов и другие. Официальные названия и имена собственные даются одновременно на русском языке и языке оригинала. Авторы избежали идеологических оценок и пристрастий[1].

Существование авторитарных режимов в Латинской Америке как политической константы обуславливается целым рядом факторов, характерных для данного региона в целом. Это незавершенность переходного периода на пути к демократическому и правовому государству; переплетение различных типов общности - от традиционных до современных форм государственности и экономических укладов - от общинно-патриархальных до господства в ряде стран развитых капиталистических отношений.

В этом ряду - и слабость различных политических структур, нечеткое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти и “суперпрезидентская” система правления; сохранение до недавнего времени господства военно-диктаторских режимов и активная роль армии в политической жизни; наличие таких социальных зол, как коррупция, криминально-мафиозные структуры, голод, нищета, наркомания, безработица, безграмотность, разнообразие национальных и расовых элементов; военные конфликты, гражданские войны, терроризм, загрязнение окружающей среды и прочее. Нельзя не упомянуть неоднородный, широкий спектр политических воззрений - от традиционных культур и религий, прежде всего католицизма, до буржуазных неолиберальных идей и концепций; экономическую и политическую зависимость латиноамериканских государств от индустриально развитых мировых центров - США, Европы и Японии.

Особой формой популизма в латиноамериканском регионе является так называемый военизированный популизм. Ранее в политической публицистике имела место тенденция гипертрофировать роль латиноамериканского военного популизма, отождествлять его с тоталитарной системой, фашизмом. Немецкий исследователь Е. Хакеталь (ГДР) в середине 80-х гг. в своей статье “Фашизм и фашистская идеология в Латинской Америке” утверждал о существовании таковых в регионе. Подобную позицию занимал и советский автор В.И. Иванов. В конце 80-х гг. можно было встретить безоговорочное определение политических режимов в ряде стран региона как фашистских.

 

Между тем Г.И. Мирский отмечал: “Часто употреблявшееся определение бразильского военного режима как фашистского представляется недостаточно убедительным. Конечно, общие черты есть. Но фашизм имеет свою специфику, принципиально отличающую его от иных разновидностей деспотичной диктатуры, военной или гражданской: он немыслим без двух черт - создания массовой социальной базы и идеологического “униформизма”, исключающего всякий плюрализм мнений. Всего этого не было ни у бразильского, ни у других военных режимов Латинской Америки”.

Важнейшей особенностью авторитаризма в Латинской Америке и ее политических реалий в целом является его тесная взаимосвязь с вооруженными силами, которые нередко в процессе военных переворотов ставили во главе государства своих представителей. Но при этом специалисты по военному авторитаризму (диктатуре) не едины в своих взглядах на проблему. Одни считают, что военные имеют особую склонность к захвату власти. Объяснение приводится такое: старшие офицеры берут на себя роль, обычно выполняемую элитой - когда в данной стране гражданской элиты не существует, либо она слишком слаба, чтобы взять на себя функцию руководства и управления.

Другие исследователи придерживались позиции, суть которой в следующем: узурпация власти военными - это либо побочный продукт “империалистического государства и угнетения”, либо следствие интриг США. Подобная аргументация нередко использовалась отечественными исследователями и публицистами.

За более чем 170 лет существования государств в Латинской Америке в них было совершено около 600 переворотов при участии военных. В XX в. эта цифра приближается к 200. Только после второй мировой войны в девятнадцати государствах региона произошло более 100 путчей и мятежей. В 60-70 годы в тринадцати странах имели место более 30 военных переворотов. Наиболее значительные из них по своим политическим последствиям произошли в Бразилии (1964 г.), Аргентине (1966 и 1976 гг.), в Перу и Панаме (1968г.), в Уругвае и Чили (1973г.).

Вся история развития независимых государств Латинской Америки характеризовалась последовательной сменой одного авторитарного режима другим: президентских - военно-диктаторскими и наоборот.

Рассматривая важную теоретическую проблему политического развития Латинской Америки, выяснения сущности авторитарного режима и его основных форм, на наш взгляд, следует исходить из того, что авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Ибо, сохраняя диктаторскую власть, авторитарная система допускает наличие элементов экономического, политического и идеологического плюрализма[2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: