Суд может обязать родителей принять участие в фактически понесенных дополнительных расходах, а также в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем

Размер сумм, взыскиваемых с родителей в виде участия в дополнительных расходах ("доля участия"), определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей, а также других заслуживающих внимания интересов сторон. С учетом этих обстоятельств на родителей может быть возложена обязанность нести дополнительные расходы в полном объеме или в какой-то части (в виде "доли участия"). Причем если установлено, что имеются исключительные обстоятельства (тяжелая болезнь и т.п.), влекущие дополнительные расходы, то освободить родителей от участия в дополнительных расходах суд не вправе.

Взыскание производится в твердой денежной сумме, уплачиваемой ежемесячно. Порядок участия в дополнительных расходах (например, будут ли уплачиваться соответствующие суммы наличными деньгами или безналичными денежными средствами) определяется с учетом названных и иных заслуживающих внимания интересов сторон.

Требование о взыскании алиментов в пользу несовершеннолетних детей, а также об участии в дополнительных расходах может быть заявлено:

а) родителем, с которым проживает ребенок;

б) опекуном (попечителем) ребенка (ст. 84 СК);

в) приемными родителями ребенка (ст. 84, п. 3 ст. 153 СК);

г) воспитательными учреждениями, лечебными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения и другими аналогичными учреждениями, если дети остались без попечения родителей и находятся в таких учреждениях (ст. 84, п. 1 ст. 147 СК);

д) усыновителем, если сохранились права и обязанности по отношению к кому-либо из родителей (ст. 137 СК);

е) органом опеки и попечительства при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания ребенку и при непредъявлении иска в суд (п. 3 ст. 80 СК).

Требование о взыскании алиментов с родителей в пользу нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, а также об их участии в дополнительных расходах может быть заявлено:

а) самими детьми;

б) опекунами, если дети признаны судом недееспособными вследствие психического расстройства;

в) попечителями, если дети ограничены в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих родителей, если они являются:

а) нетрудоспособными (мужчины и женщины, достигшие соответственно 60 и 55 лет, инвалиды);

б) нуждающимися в помощи (не имеющими достаточных средств к существованию; это оценочная категория - всякий раз вопрос о нуждаемости в помощи решается судом с учетом обстоятельств каждого конкретного дела).

Совершеннолетние дети (как трудоспособные, так и нетрудоспособные) могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах по содержанию родителей (к выплате тех алиментов, которые взыскиваются или могут быть взысканы), если:

а) имеются исключительные обстоятельства, такие как тяжелая болезнь, увечье родителя, необходимость оплаты постороннего ухода за ним и др.;

б) наличие исключительных обстоятельств порождает дополнительные расходы;

в) дети не участвуют в несении этих расходов.

Алименты в пользу родителей взыскиваются в твердой денежной сумме. Точно так же определяется и "доля участия" в дополнительных расходах. Соответствующие суммы выплачиваются ежемесячно.

При определении размера алиментов суд учитывает материальное и семейное положение родителей и трудоспособных совершеннолетних детей, а также другие заслуживающие внимания интересы сторон. Кроме того, при взыскании алиментов суд может учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей родителя независимо от того, предъявлены требования ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них. Так, если у родителя трое детей и он предъявляет требование лишь к одному из детей, то, естественно, определяя размер алиментов, суд учитывает, что алименты могут быть взысканы и с детей, к которым требования не заявлены. Такие же правила действуют и при привлечении к участию детей в дополнительных расходах, но учитываются все совершеннолетние дети (не только трудоспособные); суд исходит из названных и иных заслуживающих внимания интересов родителей и всех совершеннолетних детей (не только трудоспособных). Эти же обстоятельства учитываются при определении порядка несения дополнительных расходов.

Требование о взыскании алиментов в пользу родителей, а также об участии детей в дополнительных расходах может быть заявлено:

а) самими родителями;

б) опекунами родителей, признанных недееспособными вследствие психического расстройства;

в) попечителями родителей, ограниченных в дееспособности в связи со злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими веществами.

Дети могут быть освобождены судом от обязанности содержать родителей, если установлено, что родители уклонялись от исполнения обязанностей родителей (не заботились о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, уклонялись от исполнения обязанности по содержанию детей и т.п.).

Дети не несут обязанности содержать родителей, которые лишены родительских прав.

Супруги должны материально поддерживать друг друга (п. 1 ст. 89 СК). В большинстве случаев такая поддержка осуществляется без использования каких-либо правовых форм (нет брачного договора, соглашения об уплате алиментов, решения суда о взыскании алиментов и т.п.). Вместе с тем семейное законодательство (п. 2 ст. 89 СК) предусматривает возможность взыскания алиментов в судебном порядке (если нет алиментного договора) в пользу одного из супругов с другого супруга. Соответствующим правом наделены:

а) нетрудоспособный нуждающийся супруг. Нетрудоспособными являются лица, достигшие пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), и инвалиды. Нуждающимися считаются лица, не имеющие достаточных средств к существованию (является ли субъект нуждающимся, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела);

б) жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

в) нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста 18 лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы.

Следуя букве закона (п. 2 ст. 89 СК), в указанных случаях алименты взыскивают при следующих условиях:

а) супруг, к которому предъявлено требование, отказывается материально поддерживать другого супруга. Как представляется, о таком отказе в законе говорится в самом широком смысле. Отказ может быть выражен активными действиями, может быть "молчаливым". Бывает, что материальная поддержка оказывается, но, по мнению другого супруга, имеющего право на ее получение, является недостаточной. По-видимому, алименты будут взысканы даже в том случае, когда супруг, получающий достаточную поддержку, требует взыскания алиментов в судебном порядке (в результате предоставление содержания в добровольном порядке будет заменено выплатой алиментов);

б) отсутствует соглашение об уплате алиментов;

в) супруг, обязанный оказывать поддержку супругу, имеющему право на ее получение, обладает необходимыми для этого средствами. И этот вопрос всякий раз решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Как правило, если супруг, обязанный уплачивать алименты, располагает большим количеством средств, нежели супруг, имеющий право на их получение, то считается, что первый располагает средствами, необходимыми для выплаты алиментов.

В некоторых случаях законом предусматривается обязанность бывших супругов материально поддерживать друг друга. В силу ст. 90 СК РФ в судебном порядке могут быть взысканы алименты с бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, в пользу:

а) бывшей жены в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

б) нуждающегося бывшего супруга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста 18 лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы;

в) нетрудоспособного нуждающегося бывшего супруга, ставшего нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

г) нуждающегося супруга, достигшего пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Естественно, что предоставление содержания бывшему супругу может осуществляться в порядке и на условиях, предусмотренных брачным договором или соглашением об уплате алиментов.

Алименты супругам (бывшим супругам) взыскиваются в твердой денежной сумме, которая должна выплачиваться ежемесячно. Размер алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения супругов (бывших супругов) и других заслуживающих внимания интересов сторон.

При решении вопроса о взыскании алиментов в пользу супруга (бывшего супруга) было бы неправильно игнорировать причины нетрудоспособности этого супруга, прочность семейных связей, поведение супругов в браке. Соответственно закон (ст. 92 СК) предусматривает, что суд может освободить супруга от обязанности содержать другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком как в период брака, так и после его расторжения:

а) в случае если нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или в результате совершения им умышленного преступления. Как представляется, то обстоятельство, наступила ли нетрудоспособность до брака, в период брака или после его расторжения, при принятии решения об освобождении от обязанности уплачивать алименты либо об ограничении ее определенным сроком значения не имеет;

б) в случае непродолжительности пребывания супругов в браке. Вопрос о том, является ли срок пребывания супругов в браке непродолжительным, решается судом в каждом конкретном случае (принято считать непродолжительным срок до пяти лет);

в) в случае недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов. Вопрос о том, было ли поведение супруга в семье недостойным, решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Могут быть учтены как неимущественные, так и имущественные отношения в семье. Так, может быть принято во внимание то, что супруг, требующий выплаты алиментов, расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи, не заботился о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном воспитании детей, уклонялся от материальной поддержки супруга и т.п.

Кроме родителей, детей, супругов (бывших супругов) при наличии определенных юридических фактов алиментные обязательства несут и другие члены семьи.

Во-первых, братья и сестры должны предоставлять содержание (уплачивать алименты) своим братьям и сестрам, если:

а) их братья и сестры, являющиеся несовершеннолетними или совершеннолетними нетрудоспособными, нуждаются в помощи;

б) несовершеннолетние нуждающиеся в помощи братья и сестры не могут получить содержание от своих родителей (родители умерли, являются нетрудоспособными, нуждающимися в помощи или предоставляемое ими содержание явно недостаточно и т.п.);

в) нуждающиеся в помощи совершеннолетние нетрудоспособные братья и сестры не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или от родителей (нет детей, супруг по установленным законом основаниям освобожден от обязанности содержать нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга и т.п.);

г) братья и сестры, к которым заявлено требование об уплате алиментов, обладают необходимыми для этого средствами (ст. 93 СК).

Во-вторых, дедушки и бабушки обязаны содержать внуков (уплачивать в их пользу алименты), если:

а) внуки, являющиеся несовершеннолетними или совершеннолетними нетрудоспособными, нуждаются в помощи;

б) внуки (как несовершеннолетние, так и совершеннолетние нетрудоспособные) не могут получить содержание от своих родителей. Кроме того, если речь идет о взыскании алиментов в пользу совершеннолетних нетрудоспособных внуков, то алименты будут взысканы, если содержание не может быть получено этими внуками от своих супругов (бывших супругов);

в) бабушки и дедушки, к которым заявлено требование о предоставлении содержания, обладают необходимыми для этого средствами (ст. 94 СК).

В-третьих, трудоспособные совершеннолетние внуки должны содержать дедушку и бабушку (уплачивать им алименты), если:

а) дедушка и бабушка являются нетрудоспособными;

б) нуждаются в помощи;

в) невозможно получение ими содержания от их совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга);

г) внуки обладают средствами, необходимыми для предоставления содержания (для уплаты алиментов) (ст. 95 СК).

В-четвертых, трудоспособные совершеннолетние воспитанники обязаны содержать своих фактических воспитателей, кроме опекунов (попечителей) и приемных родителей, если:

а) фактические воспитатели - лица, осуществляющие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, являются нетрудоспособными;

б) нуждаются в помощи;

в) не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов) (п. п. 1, 3 ст. 96 СК).

В-пятых, трудоспособные совершеннолетние пасынки и падчерицы должны содержать отчима и мачеху (уплачивать им алименты), если:

а) отчим и мачеха являются нетрудоспособными;

б) нуждаются в помощи;

в) воспитывали и содержали своих пасынков или падчериц;

г) не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов);

д) пасынки и падчерицы обладают средствами, необходимыми для предоставления содержания (уплаты алиментов) (п. 1 ст. 97 СК).

Суд может освободить воспитанников, пасынков и падчериц от обязанности содержать соответственно фактических воспитателей, отчима и мачеху, если:

а) фактические воспитатели, отчим и мачеха содержали и воспитывали соответственно воспитанников, пасынка и падчерицу менее пяти лет;

б) содержание и воспитание воспитанников, пасынков и падчериц осуществлялось ненадлежащим образом (уровень содержания был низок, хотя имелась возможность предоставлять его в необходимом объеме, не проявлялось должной заботы о здоровье детей и т.п.) (п. 2 ст. 96, п. 2 ст. 97 СК).

Во всех названных случаях размер алиментов может быть определен соглашением сторон, а при его отсутствии - решением суда. Суд взыскивает алименты в твердой денежной сумме. При определении размера алиментов суд исходит из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов, а также других заслуживающих внимания интересов сторон.

Если содержать члена семьи, требующего уплаты алиментов, обязаны одновременно несколько лиц, суд устанавливает, какую сумму должен уплачивать каждый субъект. При этом учитывается материальное и семейное положение каждого из этих лиц.

Суд может учесть всех лиц, обязанных уплачивать алименты, независимо от того, предъявлен иск ко всем этим лицам, к одному или к нескольким из них.

Уплачиваются алименты, взыскиваемые по решению суда, ежемесячно (ст. 98 СК).

Следует иметь в виду, что суд может отказать во взыскании алиментов совершеннолетнему дееспособному лицу, если оно совершило в отношении лица, обязанного уплачивать алименты, умышленное преступление или в случае недостойного поведения совершеннолетнего дееспособного лица в семье (п. 2 ст. 119 СК).

В период существования алиментного обязательства, порожденного юридическим составом, включающим в себя решение суда, может измениться материальное или семейное положение плательщика алиментов и (или) получателя алиментов. Например, у плательщика алиментов родились дети, и они находятся в худшем материальном положении, нежели получатель алиментов; материальное положение плательщика алиментов, уплачиваемых в твердой денежной сумме, может существенно улучшиться и т.п.

Суд вправе изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты, если:

а) заявлено соответствующее требование плательщиком или получателем алиментов;

б) после установления судом размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон. Может быть учтен и иной заслуживающий внимания интерес сторон (п. 1 ст. 119 СК).

 

§ 4. Порядок уплаты и взыскания алиментов

 

Как ранее отмечалось, алименты могут уплачиваться на основании соглашения об уплате алиментов, а при отсутствии соглашения - по решению суда.

Соглашения об уплате алиментов по общему правилу исполняются добровольно. Если, однако, лицо, обязанное уплачивать алименты, уклоняется от исполнения данной обязанности, то нет необходимости обращаться в суд, поскольку соглашение об уплате алиментов является исполнительным документом (наряду с исполнительным листом и иными документами, перечисленными в ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В этом случае соглашение предъявляется в администрацию организации по месту работы плательщика алиментов или судебному приставу-исполнителю. Если соглашение предъявлено администрации организации по месту работы плательщика алиментов, она обязана производить удержание алиментов, предусмотренных соглашением, и передавать их получателю алиментов. Если соглашение об уплате алиментов предъявляется к исполнению судебному приставу-исполнителю, то при положительном решении вопроса о принятии исполнительного документа (в данном случае - соглашения об уплате алиментов) возбуждается исполнительное производство (судебный пристав-исполнитель может возвратить исполнительный документ в случае предъявления исполнительного документа без соблюдения правил о территориальной подсудности, установленной между подразделениями судебных приставов-исполнителей, предъявления копии исполнительного документа взамен подлинника и т.д.).

Приняв к исполнению исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. При этом устанавливается срок для добровольного исполнения плательщиком алиментов своих обязанностей. Этот срок не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. Одновременно плательщик алиментов предупреждается, что в случае, если добровольного исполнения обязанностей не произойдет, исполнительный документ подлежит принудительному исполнению с взысканием исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Угроза того, что при принудительном исполнении расходы должника возрастут, стимулирует его к добровольному исполнению соглашения об уплате алиментов. Мерой принудительного исполнения является обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника, на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации и т.д.

Таким образом, признание соглашения об уплате алиментов исполнительным документом упрощает процесс его исполнения, поскольку не требуется судебная процедура, и ускоряет взыскание алиментов.

Аналогично осуществляется и взыскание алиментов на основании исполнительного листа или судебного приказа.

Администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании исполнительного листа, судебного приказа или соглашения об уплате алиментов, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода плательщика алиментов и уплачивать или переводить их получателю алиментов. Данная обязанность администрации должна исполняться не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода. Расходы по переводу (пересылке) алиментов возлагаются на плательщика алиментов.

По общему правилу удержания из заработной платы и (или) иных доходов, производимые на основании исполнительных документов, не могут превышать 50% заработной платы и приравненных к ней платежей. Из этого правила есть исключения:

а) удержание алиментов на основании соглашения об уплате алиментов производится и в случае, если общая сумма удержаний на основании такого соглашения и других исполнительных документов превышает 50% заработка и (или) иного дохода плательщика алиментов;

б) при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей размер удержаний не может превышать 70% заработной платы и приравненных к ней платежей.

Для надлежащей организации взыскания алиментов важно, чтобы было известно место работы плательщика алиментов. Чаще всего сложности возникают при смене плательщиком алиментов места работы и (или) места жительства. В связи с этим закон (ст. 111 СК) возлагает на администрацию организации, удерживающей алименты на основании исполнительных документов, обязанность сообщать судебному приставу-исполнителю и получателю алиментов об увольнении плательщика алиментов. Это должно быть сделано в трехдневный срок. Если известно новое место работы и (или) новое место жительства плательщика алиментов, то указанным лицам должна быть сообщена и эта информация.

В такой же (трехдневный) срок плательщик алиментов должен сообщать судебному приставу-исполнителю и получателю алиментов о перемене места работы или жительства, а при уплате алиментов несовершеннолетним детям - и о наличии дополнительного заработка или иного дохода.

Неисполнение указанных "информационных" обязанностей по неуважительным причинам влечет за собой административную ответственность должностных лиц и иных граждан в виде штрафа (ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). При наличии в их действиях признаков состава преступления эти субъекты могут быть привлечены к уголовной ответственности. В том числе плательщик алиментов может быть привлечен к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов (ст. 157 УК).

Взыскание алиментов, а также задолженности по алиментам в первую очередь производится из заработка и (или) иного дохода плательщика алиментов. При недостаточности заработка и (или) иного дохода алименты удерживаются из находящихся на счетах в банках и иных кредитных учреждениях денежных средств плательщика алиментов, а также из денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям (кроме случаев, когда соответствующие денежные средства перешли в собственность этих организаций, - на них нельзя обратить взыскание). Наконец, при недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество плательщика алиментов, на которое по закону может быть обращено взыскание. Виды имущества, принадлежащего гражданину на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, перечислены в ст. 446 ГПК РФ. В частности, недопустимо обращение взыскания на жилое помещение (его часть), если для гражданина-должника и совместно с ним проживающих членов его семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением жилого помещения, являющегося предметом ипотеки, на которое в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание. Нельзя обратить взыскание на предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, средства спецтранспорта и другого необходимого гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущества и т.д.

Алиментное обязательство носит длящийся характер. В связи с этим обязанность предоставлять содержание (уплачивать алименты) не погашается истечением срока исковой давности. Требование лица, имеющего право на получение алиментов, заявленное в судебном порядке, подлежит удовлетворению независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, если алименты не выплачивались ранее по алиментному соглашению.

По общему правилу алименты присуждаются с момента обращения в суд. Вместе с тем при наличии предусмотренных законом обстоятельств алименты могут быть взысканы за прошедший период, но в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд. Это возможно, если суд установит, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного их уплачивать, от уплаты алиментов. Например, лицо, обязанное уплачивать алименты, привлекалось к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов.

Рассмотрение судом дела о взыскании алиментов в пользу несовершеннолетних детей может занять немало времени. Может сложиться ситуация, когда весь этот период дети будут лишены источника средств к существованию. Для того чтобы не допустить этого, закон предусматривает право суда вынести постановление о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей до вынесения судом решения о взыскании алиментов (ст. 108 СК). Суд может вынести такое постановление непосредственно после принятия искового заявления, в ходе предварительного судебного заседания, а также в любой другой момент до вынесения решения о взыскании алиментов в пользу несовершеннолетних детей. Размер алиментов в этом случае определяется по ранее излагавшимся общим правилам: на одного ребенка - 1/4, на двоих детей - 1/3, на троих и более детей - 1/2 заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты.

При взыскании алиментов в пользу других лиц (родителей, супругов, дедушек и бабушек и др.) семейное законодательство предусматривает право суда вынести постановление о взыскании алиментов до вступления решения суда о взыскании алиментов в законную силу (ст. 108 СК). На самом деле суду нет нужды выносить такое постановление ни при каких обстоятельствах, поскольку, согласно ст. 211 ГПК РФ, судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов подлежит немедленному исполнению (еще до вступления решения о взыскании алиментов в законную силу оно должно исполняться).

Впоследствии решение суда о взыскании алиментов может быть отменено или изменено. В связи с этим возникает вопрос: подлежат ли возвращению суммы, уплаченные в качестве алиментов? Отвечая на этот вопрос, следует иметь в виду общее правило, предусмотренное для всех видов алиментных обязательств независимо от того, уплачивались ли алименты добровольно, на основании алиментного соглашения, судебного приказа или решения суда (как вступившего, так и еще не вступившего в законную силу): выплаченные суммы алиментов не могут быть истребованы обратно.

Исключения из данного общего правила составляют случаи, когда:

а) решение суда о взыскании алиментов отменяется на том основании, что получателем алиментов сообщены ложные сведения или представлены ложные документы (в соответствующих случаях) о родстве, нуждаемости в помощи, обладании лица, к которому заявлено требование об уплате алиментов, необходимыми для этого средствами и т.п.;

б) соглашение об уплате алиментов признается недействительным, поскольку оно заключено под влиянием обмана, угроз или насилия со стороны получателя алиментов;

в) приговором суда устанавливается факт подделки решения суда, соглашения об уплате алиментов или исполнительного листа, на основании которых уплачивались алименты.

Но даже при наличии указанных исключительных обстоятельств невозможен возврат алиментов, если они выплачивались в пользу несовершеннолетних детей или совершеннолетних недееспособных граждан, а соответствующие противоправные действия (подлог, обман, подделка исполнительного документа и др.) совершены представителем лица, получавшего алименты. В этих случаях суммы, уплаченные в качестве алиментов, могут быть взысканы с представителя лица, получавшего алименты, по иску лица, уплачивавшего алименты (п. п. 2, 3 ст. 116 СК).

Введение общего правила о недопустимости возврата уплаченных алиментов призвано защитить "слабую сторону" семейных отношений. По общему правилу алименты выплачиваются лицу, нуждающемуся в помощи. Алименты выплачиваются на содержание (расходуются на содержание). Если допустить возврат алиментов, то субъект, их получавший (несовершеннолетний, совершеннолетний, но нетрудоспособный, нуждающийся в помощи и т.п.), окажется в крайне тяжелом материальном положении.

Поскольку алименты выплачиваются на содержание (чтобы гражданину, имеющему право их получать, было на что есть, пить и пр.), постольку естественно, что алименты не могут быть зачтены другими встречными требованиями (п. 1 ст. 116 СК). В противном случае (если бы зачет допускался) лицо, имеющее право на получение алиментов, оставалось бы без средств к существованию.

Алименты должны выплачиваться в сроки, установленные решением суда или алиментным соглашением. При нарушении этого требования образуется задолженность по алиментам. Размер задолженности определяется судебным приставом-исполнителем. При этом необходимо исходить из размера алиментов, установленного решением суда или алиментным договором (п. 3 ст. 113 СК).

Сравнительно легко можно определить задолженность по алиментам в тех случаях, когда алименты должны выплачиваться в твердой денежной сумме. Если, например, в соответствии с алиментным договором алименты в размере 3 тыс. рублей должны выплачиваться ежемесячно, то за девять месяцев, в течение которых алименты не выплачивались, задолженность составит 27 тыс. рублей (3 000 x 9). Если же алименты должны выплачиваться в определенной доле заработка и (или) иного дохода, путем предоставления имущества и т.д., то расчет суммы задолженности будет более сложным. Причем нет прямых указаний закона на все такие случаи. Лишь в отношении взыскания алиментов с родителей на несовершеннолетних детей существуют специальные нормы. Суть их в следующем:

а) размер задолженности определяется исходя из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если, к примеру, в соответствующий период заработок (иной доход) родителя, обязанного уплачивать алименты на одного ребенка, составил 20 тыс. рублей, то размер задолженности по алиментам будет равен 5 тыс. рублей (20 000: 4);

б) если родитель, обязанный уплачивать алименты, в этот период не работал или не удалось установить его заработок и (или) иной доход, то задолженность определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности;

в) если размер задолженности определен исходя из средней заработной платы и в результате оказались существенно нарушенными интересы одной из сторон, то эта сторона может обратиться в суд. В данном случае суд может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (п. 4 ст. 113 СК). В судебном порядке могут быть обжалованы действия судебного пристава-исполнителя, если плательщик или получатель алиментов не согласен с определением задолженности (п. 5 ст. 113 СК; ст. 441 ГПК).

По общему правилу освобождение от обязанности уплатить задолженность по алиментам (полностью или в части) недопустимо. Из этого правила есть исключения:

1) полное или частичное освобождение от обязанности уплатить задолженность возможно по соглашению сторон. Если, однако, образовалась задолженность по алиментам, выплачиваемым в пользу несовершеннолетних детей, то такое соглашение не допускается;

2) полное или частичное освобождение от обязанности уплатить задолженность возможно по решению суда при одновременном наличии двух условий: а) задолженность образовалась в связи с болезнью лица, обязанного уплачивать алименты, или по другим уважительным причинам; б) материальное и семейное положение этого лица не дает возможности погасить задолженность (например, при взыскании задолженности в полном объеме лицо окажется в крайне тяжелом материальном положении).

Взыскание задолженности по общему правилу производится в пределах трехлетнего срока, предшествующего предъявлению исполнительного документа к взысканию. Если, однако, удержание алиментов на основании исполнительного документа не производилось по вине плательщика алиментов (например, он уклонялся от уплаты алиментов), то взыскание алиментов производится за весь период (и за пределами трехлетнего срока).

Наиболее распространенным способом установления размера алиментов является определение их в виде доли заработка и (или) иного дохода либо в виде твердой денежной суммы. В первом случае рост заработной платы и (или) иного дохода (в том числе в связи с ростом минимального размера оплаты труда) автоматически влечет и увеличение размера алиментов (хотя доля заработка и (или) иного дохода плательщика алиментов, причитающаяся получателю алиментов, остается неизменной). Во втором случае (при установлении судом размера алиментов в твердой денежной сумме) должна производиться индексация размера алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. Индексация производится администрацией организации по месту удержания алиментов. Такое же правило действует и в случае, когда алименты уплачиваются на основании алиментного договора, если иной порядок индексации не установлен самим алиментным договором (ст. ст. 105, 117 СК).

Получение содержания (алиментов) может быть затруднено или даже оказаться невозможным в случае выезда лица, обязанного предоставлять содержание, на постоянное жительство в иностранное государство. Естественно, что в этом случае может быть заключен алиментный договор. На него распространяются общие правила об алиментных договорах. Если же соглашение не достигнуто, то заинтересованное лицо может обратиться в суд. Все как обычно. Но для таких случаев установлены особенности применительно к способам и порядку уплаты алиментов. В суд может быть заявлено требование об определении размера алиментов в твердой денежной сумме и о единовременной выплате алиментов. Причем о твердой денежной сумме алиментов в данном случае говорится в ином значении, нежели обычно. По общему правилу размер алиментов определяется судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда и подлежащей уплате ежемесячно. В данном же случае твердая денежная сумма устанавливается исходя из того, что алименты не будут выплачиваться ежемесячно; она призвана обеспечить содержание лица, имеющего право на получение алиментов, в будущем более или менее продолжительное время. Если, предположим, алименты выплачиваются на ребенка 13 лет, то учитывается, что они должны выплачиваться еще пять лет, и, стало быть, твердая денежная сумма должна обеспечить возможность содержать ребенка в течение этих пяти лет. В этом случае суд обязывает плательщика алиментов выплатить указанную сумму единовременно (обычно до выезда на постоянное жительство в иностранное государство). Вместо этого на плательщика алиментов может быть возложена обязанность передать определенное имущество в собственность получателя алиментов, предоставить какое-либо имущество ему в пользование и т.д. Не исключено и использование иных способов и порядка уплаты алиментов, в том числе и в долях от заработка и (или) иного дохода плательщика алиментов. Возможно и сочетание различных способов уплаты алиментов. Решение всех этих вопросов осуществляется исходя из конкретных обстоятельств дела (учитывается и то, в какую страну выезжает плательщик алиментов) (ст. 118 СК).

 

Литература к гл. 6

 

1. Загоровский А.И. Курс семейного права (по изд.: Одесса, 1909). М.: Зерцало, 2003.

2. Качур Н.Ф. Стороны соглашения об уплате алиментов несовершеннолетним детям путем предоставления недвижимого имущества // Семейное и жилищное право. 2007. N 1.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2006.

4. Косова О.Ю. Об ответственности за просрочку уплаты алиментов // Нотариус. 2007. N 3.

5. Муратова С.А. Семейное право: Учебное пособие. Нормативные акты. М.: Юриспруденция, 2001.

6. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2006.

7. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2006.

8. Судебная практика по семейным спорам / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2008.

9. Чефранова Е.А. Имущественные отношения в российской семье. М., 1997.

10. Шелютто М.Л. Взыскание алиментов в твердой денежной сумме // Комментарий судебной практики / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: Юрид. лит., 2007. Вып. 13.

 

Глава 7. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

§ 1. Выявление и устройство детей, оставшихся

без попечения родителей

 

Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса РФ, в Федеральном законе "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", а также в иных нормативных правовых актах.

Основным в настоящей главе является понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей". Легального определения этого понятия Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания, заботы. Законодатель лишь перечисляет самые распространенные случаи, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания <1>. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние - ребенок становится "оставшимся без попечения родителей". Ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей также при отобрании его у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы. Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. Это связано с тем, что круг юридических обязанностей родителей по отношению к детям чрезвычайно широк (ст. ст. 63, 64, 80 СК), а их неисполнение может привести к различным негативным последствиям, таким как смерть, заболевание ребенка, совершение ребенком правонарушения и пр.

--------------------------------

<1> Необходимо знать, что жестокое обращение родителей с ребенком может быть основанием для привлечения их к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, а также по иным нормам уголовного законодательства (например, ст. ст. 116, 117 УК и др.). Увы, поведение некоторых родителей дает основание и для привлечения их к ответственности за оставление в опасности (ст. 125 УК).

 

"Ребенок-сирота" и "ребенок, оставшийся без попечения родителей" - разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления <1>, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе, безусловно, свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.

--------------------------------

<1> На практике бытует заблуждение, согласно которому ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует Семейному кодексу РФ.

 

Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет таких детей - задача государственного масштаба, исполнение которой позволит гарантировать каждому ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации, предоставление необходимой и возможной помощи, а также планировать расходование бюджетных средств для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходят в следующем порядке.

1. Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отношении ребенка поступают в орган опеки и попечительства.

Зачастую такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попечительства при исполнении их служебных обязанностей. Однако необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных, общеобразовательных, медицинских и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Исполнение этой обязанности не подкреплено юридической санкцией, и это обстоятельство является одной из причин того, что тысячи должностных лиц и рядовых граждан ежедневно проходят безучастно мимо детей, нуждающихся в помощи.

2. В соответствии с п. 6 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101), орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот, зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета, а также внести имеющуюся информацию о ребенке в специальную анкету ребенка.

Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предоставляется месячный срок для устройства ребенка.

3. Орган опеки и попечительства также обязан направить информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Орган власти субъекта Федерации передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ <1>, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

--------------------------------

<1> В настоящий момент эти функции возложены на Министерство просвещения РФ.

 

В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта Федерации организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Таким образом, в Российской Федерации существует система учета детей, оставшихся без попечения родителей. Она предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта Федерации, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан. Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей").

Как уже говорилось, отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

- имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);

- учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

- имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Безусловно, важнейшим правом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является право на устройство в семью. Это один из главных элементов специального правового статуса ребенка.

Законодатель одновременно употребляет понятия "устройство детей" и "воспитание детей", что требует разъяснения. Глава 18 СК РФ называется "Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей", однако в наименовании разд. VI Кодекса использован иной оборот - "формы воспитания детей". Это расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя. Дело в том, что воспитание как процесс воздействия на личность ребенка включает в себя не все из возможных действий, которые приходится совершать усыновителям, опекунам, попечителям ребенка. На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, в том числе и обязанность по представительству и защите интересов несовершеннолетнего. Действия во исполнение этой обязанности (обращение в суд в защиту ребенка, в орган социальной защиты для получения льгот и пр.) понятием "воспитание" не охватываются. Таким образом, в содержание понятия "устройство детей, оставшихся без попечения родителей" включается их "воспитание".

Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, - один из видов социальной заботы (заботы государства и общества о людях). Оно состоит в том, что уполномоченный на это орган закрепляет за ребенком лицо (нескольких лиц), обязанное (обязанных) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические и (или) юридические действия, направленные на удовлетворение потребностей такого ребенка, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетнего.

Понятие "устройство ребенка" является юридическим. Это связано, во-первых, с тем, что задачей устройства является обеспечение прав и интересов несовершеннолетнего. Следовательно, закрепление за ребенком опекуна или иного обязанного лица может быть облечено только в установленные законом формы. Во-вторых, важным признаком устройства является то, что оно осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти или местного самоуправления.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - это те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него. Формы устройства могут быть различными, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической ситуации, демографической ситуации и пр. Так, еще в XVIII в. в Российской империи по инициативе Екатерины II в Екатеринославском наместничестве на старост и старшин возлагалась "обязанность приискивать средства для пропитания малолетних. С этой целью одни должны были отдавать беспомощных сирот состоятельным односельчанам с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение пользовались до совершеннолетия их трудами. На старосту возлагалась обязанность наблюдать, чтобы эти опекуны содержали малолетних изрядно и не изнуряли работами" <1>. Безусловно, цивилизованные правопорядки таких форм устройства детей "в семью" не знают.

--------------------------------

<1> См.: Сергеевич В. Лекции и исследования по истории русского права. СПб., 1883. С. 940.

 

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы (см. схему N 1).

 

Схема N 1

 

       Формы устройства

               │

   ┌───────────┴──────────┐

   V                 V

Формы             Формы

"индивидуального" "неиндивидуального"

устройства        устройства

 

При "индивидуальном" устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство) <1>.

--------------------------------

<1> В юридической литературе неоднократно отмечался тот факт, что "по сути дела, советское законодательство о браке и семье имеет в виду две формы устройства в семью" (см.: Право и защита семьи государством / Отв. ред. В.П. Мозолин, В.А. Рясенцев. М., 1987. С. 45; см. также: Ершова Н.М. Опека и попечительство над несовершеннолетними по советскому праву: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1957. С. 56).

 

В случаях "неиндивидуального" устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица. Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица - работники организации, однако их личности для формы устройства ребенка юридического значения не имеют. Важно только, что педагоги организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соответствующее образование. Однако это требование общего характера. Для передачи ребенка в такую организацию не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог. Более того, один педагог (или воспитатель, няня) может быть в любое время заменен другим, что невозможно сделать при "индивидуальном" устройстве ребенка (например, при помещении под опеку). В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ к формам "неиндивидуального" устройства относится временная, на период до устройства на воспитание в семью, передача ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из п. 2 ст. 155.2 СК РФ, правовое положение ребенка, пребывающего в такого рода организации, аналогично положению ребенка, которому назначен опекун (попечитель).

В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка формы устройства разделяются на два вида (см. схему N 2).

 

Схема N 2

 

       Формы устройства

               │

   ┌───────────┴──────────┐

   V                 V

Формы временного  Формы постоянного

устройства            устройства

 

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одной из специальных организаций всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет право на семью. Ребенку, помещенному в интернат или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подходящую семью.

Устройство ребенка без указания срока (постоянное) предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в правовую форму усыновления. Пожизненный характер этих отношений играет роль при их установлении, но не исключает впоследствии отмены усыновления, как родство родителей и детей не исключает лишения родителей родительских прав.

Такая форма устройства, как опека (попечительство), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а также патронатная семья, возможность создания которой может быть предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, являются разновидностью опеки (попечительства).

Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, складывается следующим образом (см. схему N 3).

 

Схема N 3

 

                 Формы устройства детей

                           │

        ┌──────────────────┴─────────────────┐

        V                               V

Формы "индивидуального"         Формы "неиндивидуального"

устройства                       устройства

       │                       (пребывание ребенка

┌───────┴───────┐             в специальной организации)

V          V

Усыновление   Опека и

детей   попечительство

             над детьми

                  │

     ┌────────────┴──────────┐

     V                  V

"Классическая"       Возмездная

(безвозмездная)

 

Не является формой устройства детей временная (не более чем на три месяца, в исключительных случаях - не более чем на полгода) передача ребенка в семью граждан, осуществляемая на основании п. п. 4 - 6 ст. 155.2 СК РФ. Лица, принимающие ребенка в семью на указанных основаниях, не являются его законными представителями, а ответственность за жизнь, здоровье, воспитание ребенка продолжают нести те организации, в которые ребенок был ранее помещен.

Важной составляющей системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является деятельность органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ только эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В Российской Федерации запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, были особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. была включена специальная ст. 126.1 "Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей", в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие. Необходимо иметь в виду, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 154 УК, ст. 5.37 КоАП).

В соответствии с действующим законодательством органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако органы местного самоуправления тоже могут быть органами опеки и попечительства в случае, если законом субъекта Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству.

 

§ 2. Усыновление как приоритетная форма устройства детей,

оставшихся без попечения родителей

 

Как отмечалось ранее, усыновление - это индивидуальная постоянная (бессрочная) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для удобства законодатель объединяет термины "усыновление" и "удочерение" в один - "усыновление".

Правовое регулирование отношений по усыновлению осуществляется на основании норм гл. 19 СК РФ, Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", а также положений Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации <1> и некоторых других нормативных правовых актов. Кроме того, при изучении вопросов, связанных с усыновлением, следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей").

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (в ред. от 30 декабря 2017 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

 

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, - в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.

Действительно, усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключения представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.

При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени. Эту особенность усыновления подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК). В отличие от некоторых других правовых систем отечественное право рассматривает усыновление как таинство. Как правило, усыновляемые дети не знают об отсутствии кровного родства с усыновителем, что сближает родство по происхождению и усыновление. Кроме того, основания отмены усыновления во многом схожи с основаниями лишения родителей родительских прав. Как и родство первой степени, усыновление влечет за собой существенные правовые последствия: возникновение у усыновленных права на наследование за усыновителями (ст. 1147 ГК), права пользования жилым помещением собственника-усыновителя (ст. 137 СК, ст. 31 ЖК) и др.

Весьма серьезные последствия усыновления обусловили то обстоятельство, что усыновление производится в судебном порядке. Так было не всегда, к примеру, ст. 98 КоБС РСФСР предусматривала административный порядок усыновления ("усыновление производится постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации"). Между тем очевидно, что такие явления в жизни ребенка, как появление у него новых родителей, с которыми он будет связан навсегда, а также окончательное прерывание правовой связи с кровными родителями, не могут сопровождаться административной формой принятия решения. Современные стандарты реализации прав человека требуют применения судебной формы осуществления права ребенка жить и воспитываться в семье, а также судебных способов защиты прав кровного родителя ребенка.

Традиционно усыновление называют приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приоритетный характер в данном случае означает, что при избрании для ребенка формы устройства наиболее подходящей из всех является усыновление. Приоритет усыновления связан с особенностями этого явления для российского семейного права. С точки зрения российского законодательства усыновители должны принять усыновленного ребенка как своего собственного и полностью заменить ему родителей. Поэтому в Российской Федерации не существует "пробного" усыновления или усыновления на время, т.е. такой практики, когда усыновители экспериментируют, пытаясь подобрать себе ребенка, а дети переходят из семьи в семью. В качестве временного устройства, как говорилось раньше, российское законодательство рассматривает передачу детей под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств. В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН "О правах ребенка" государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать "желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык". Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ, а в п. 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывается, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития - возможность родственного общения с братьями и сестрами. Законодательство по общему правилу запрещает усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему также братьев или сестер усыновляемого ребенка, усыновление допустимо, если оно отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных организациях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Субъекты правоотношений усыновления - усыновители и усыновляемые <1>. По отношению к усыновителям закон предъявляет немало специальных требований, а вот усыновляемыми могут быть любые несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что усыновление возможно и в отношении ребенка, находящегося под попечением родителя. Речь идет об усыновлении детей отчимами или мачехами, т.е. супругами родителя ребенка. В этом случае фактически происходит узаконение отношений по воспитанию чужого ребенка.

--------------------------------

<1> Органы опеки и попечительства, а также суд, рассматривающий дело об установлении усыновления, являются субъектами иных процедурных правоотношений административно-правовой или гражданско-процессуальной отраслевой принадлежности.

 

Для того чтобы усыновление состоялось, ребенок должен пройти про


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: