Опекун (попечитель) обязан осуществлять представительство и защиту прав и интересов ребенка

Одним из важных элементов отношений представительства является возможность совершения сделок от имени представляемого. Как известно, опекун совершает сделки от имени малолетних граждан (за исключением тех сделок, которые в соответствии с п. 2 ст. 28 ГК РФ малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе совершать самостоятельно). Попечитель лишь дает согласие подопечному на совершение сделок, кроме тех сделок, которые перечислены в п. 2 ст. 26 ГК РФ.

Полномочия опекуна и попечителя не распространяются на сделки с тем имуществом подопечного, которое в соответствии со ст. 38 ГК РФ передано в доверительное управление.

Согласно ст. 37 ГК РФ для совершения опекунами (попечителями) указанных действий в ряде случаев требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства. Закон не препятствует органам опеки и попечительства включать в это предварительное разрешение целый ряд условий, чем они и пользуются в подавляющем большинстве случаев на практике.

Осуществляя представительство и защиту прав и интересов подопечных, опекуны (попечители) обязаны совершать и иные юридические действия:

- попечители несовершеннолетних имеют право и обязаны ходатайствовать об ограничении дееспособности несовершеннолетних (п. 4 ст. 26 ГК);

- попечители несовершеннолетних могут давать согласие на объявление несовершеннолетних полностью дееспособными (эмансипацию) (ст. 27 ГК);

- опекуны и попечители, заботясь об интересах подопечных, могут оспаривать совершенные детьми сделки;

- в соответствии с п. 2 ст. 172 ГК РФ опекун малолетнего ребенка вправе требовать признания действительной совершенной малолетним сделки, если она была совершена к выгоде малолетнего;

- в соответствии со ст. 49 СК РФ опекуны (попечители) ребенка имеют право подавать заявление об установлении отцовства в судебном порядке. После вступления в законную силу решения суда опекун (попечитель) вправе подать заявление в орган загса о государственной регистрации установления отцовства (ст. 54 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").

Иными федеральными законами предусматривается еще целый ряд юридических действий, которые совершают опекуны (попечители) детей, исполняя свою обязанность по защите их прав и интересов. Так, ст. 48 УПК РФ предусматривает обязательное участие попечителя несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле.

Вместе с тем опекун (попечитель) не обладает той полнотой прав и обязанностей в отношении ребенка, которая предоставлена родителям. Так, он не вправе по своему усмотрению изменить имя или место жительства несовершеннолетнего. Более того, в силу ст. 15 Закона об опеке и попечительстве орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного. Эти предписания могут быть даны исключительно в случаях, когда того требуют интересы ребенка. В целях учета индивидуальных особенностей личности ребенка орган опеки и попечительства может также установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания (например, опекуну может быть предписано обеспечивать регулярный медицинский осмотр ребенка или посещение им спортивной школы).

Права и обязанности опекунов (попечителей) составляют основу их правового статуса. Однако специфика положения этих лиц проявляется также в особенностях их гражданско-правовой ответственности за причинение вреда подопечными. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, его опекун отвечает, если не докажет, что вред возник не по его вине. Обязанность опекуна по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда. Следует учесть, что при определенных обстоятельствах закон допускает возмещение такого вреда за счет организаций, в которых находится или обучается ребенок. Кроме того, не исключена возможность возмещения вреда за счет самого причинителя, ставшего полностью дееспособным. Данные положения содержатся в ст. 1073 ГК РФ.

Если же вред причинен лицом в возрасте от 14 до 18 лет, то в первую очередь возмещение вреда производится за счет личного имущества причинителя. И лишь при отсутствии или недостатке такого имущества ответственность может быть возложена на попечителя ребенка (согласно п. 2 ст. 1074 ГК "в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его... попечителем", если последний не докажет, что вред возник не по его вине) <1>. Обязанность попечителя по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность (ст. 1074 ГК).

--------------------------------

<1> Исключением является случай причинения вреда несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, находившимся в таком состоянии, когда он не мог понимать значения своих действий или руководить ими. В этой ситуации несовершеннолетний за причинение вреда не отвечает (п. 1 ст. 1078 ГК).

 

Вина опекуна или попечителя предполагается, и он обязан доказывать ее отсутствие. Одним из обстоятельств, исключающих вину опекуна (попечителя), может являться то, что поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей родителем, лишенным родительских прав. Согласно ст. 1075 ГК РФ на такого родителя суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родительских прав.

Основания прекращения опеки и попечительства можно разделить на три группы:

1) случаи "автоматического" прекращения, к которым относятся:

- достижение несовершеннолетним подопечным соответствующего возраста;

- вступление несовершеннолетнего подопечного в брак;

- эмансипация;

- достижение несовершеннолетним родителем подопечного ребенка возраста 18 лет, а равно его эмансипация или вступление в брак до 18 лет;

- смерть опекуна или попечителя либо подопечного;

- истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

2) освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей (п. п. 1 и 2 ст. 39 ГК);

3) отстранение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК).

Приемная семья представляет собой разновидность опеки (попечительства) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (или приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.

В настоящее время правовой основой создания приемной семьи служат нормы гл. 21 СК РФ, а также Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (в ред. от 30 декабря 2017 г.), которым были утверждены Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

Договор о создании приемной семьи - разновидность договора в пользу третьего лица. Заключают договор орган опеки и попечительства, с одной стороны, и физическое лицо (лица) - с другой, а права по договору (право получить воспитание, уход, представительство) приобретает третье лицо - ребенок, оставшийся без попечения родителей. Вместе с тем в силу особой цели данного договора (создание "квазисемейных" отношений) невозможность исполнения обязательства третьему лицу не дает кредитору возможности воспользоваться правами, предоставленными по договору (п. 4 ст. 430 ГК).

В соответствии со ст. 10 Закона об опеке и попечительстве орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей (соопекуны). Одной из особенностей субъектного состава правоотношений, складывающихся при создании приемной семьи, является то, что соопекунами могут быть исключительно супруги - лица, состоящие в зарегистрированном браке.

Требования к личности приемного родителя (приемных родителей) не отличаются от требований, предъявляемых законом к личности опекунов (попечителей).

В приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Ребенок несовершеннолетнего родителя (ст. 62 СК) в приемную семью не передается, если только не существует оснований для изъятия ребенка из-под присмотра такого несовершеннолетнего родителя.

Приемная семья возникает на основании договора, предусматривающего предоставление приемным родителям вознаграждения за исполнение ими своих обязанностей. По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 36 ГК РФ, обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Приемная семья представляет собой один из тех случаев, предусмотренных законом, когда указанные обязанности исполняются за плату.

Право приемного родителя на получение вознаграждения за услуги следует отличать от права на возмещение понесенных им в связи с исполнением своих обязанностей расходов. Закон предусматривает предоставление приемным родителям (как и другим опекунам) денежных средств на содержание ребенка, однако в силу ст. 31 Закона об опеке и попечительстве суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного ребенка, принадлежат самому ребенку.

В юридической литературе вопрос об отраслевой принадлежности договора о приемной семье длительное время не решался однозначно или вовсе не обсуждался <1>. До недавнего времени ответа на этот вопрос не существовало и в законодательстве, что порождало серьезные проблемы на практике. Так, имели место случаи досрочного прекращения отношений приемной семьи, в результате чего приемным родителям предъявлялись требования о возврате полученных ими по договору материальных благ, а с их стороны, напротив, заявлялись требования о замене трудновоспитуемых приемных детей другими (основанием для этих требований служила идея о трудовом характере договора о приемной семье).

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография А.М. Нечаевой "Семейное право: актуальные проблемы теории и практики" включена в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2007.

<1> Авторы учебников и комментариев, по существу, не затрагивали природу этих правоотношений. См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 1996. С. 378 - 382; Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 1998. С. 314 - 318; Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1999. С. 543 - 551; Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 311 - 314. Только В.И. Иванов отметил, что договор о создании приемной семьи имеет "смешанную семейно- и гражданско-правовую природу", не разъясняя, однако, что под такой природой следует понимать (см.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова, П.И. Седугина. М., 1997. С. 289). Кроме того, Е.Ю. Валявина характеризовала данный договор как гражданско-правовой со специальным субъектным составом и объектом правоотношения (см.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. Т. 3. С. 433).

 

Эта проблема была решена в науке и в законодательстве к 2008 г. В силу действующей редакции ст. 152 СК РФ к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Сам договор о приемной семье, впрочем, как и другие договоры о возмездном осуществлении опеки (попечительства), является гражданско-правовым договором.

Предметом договора о приемной семье являются фактические и юридические действия по воспитанию и защите прав и интересов ребенка (детей). Правоотношение, вытекающее из создания приемной семьи, имеет лично-доверительный, фидуциарный характер, а потому от приемного родителя требуется личное исполнение обязанностей по договору. Кроме того, данный договор может быть расторгнут в связи с такими обстоятельствами, как болезнь, изменение семейного или имущественного положения приемного родителя, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми, возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка и т.д. (п. 2 ст. 153.2 СК). Разумеется, приемным родителям в случае досрочного расторжения договора связанные с этим убытки не возмещаются. Более того, как и в других гражданско-правовых договорах, в договоре о приемной семье допускается возмещение убытков, причиненных расторжением этого договора (если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине - п. 3 ст. 153.2 СК, п. 5 ст. 453 ГК).

В содержании правоотношений, складывающихся между приемными родителями и переданными им детьми, а также правоотношений по опеке (попечительству) над несовершеннолетними лицами нет различий (за исключением того, что приемным родителям причитается вознаграждение).

Будучи разновидностью опеки (попечительства), приемная семья прекращается по тем же основаниям, что и опека. Различие между ними весьма формально и сводится к разному наименованию этих правовых конструкций форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей <1>.

--------------------------------

<1> Кстати, например, в Семейном кодексе Азербайджанской Республики тоже закреплена такая форма устройства, как приемная семья, однако посвященные ей нормы включены в главу "Опека и попечительство".

 

Поскольку приемная семья представляет собой вид опеки (попечительства), то к отношениям между приемными родителями и подопечным ребенком подлежат применению нормы об опеке и попечительстве.

Патронатная семья - еще одна разновидность опеки (попечительства) над детьми, которая так же, как и приемная семья, является возмездной опекой, осуществляемой по договору.

В силу ст. 14 Закона об опеке и попечительстве договоры о патронатной семье (о патронате, о патронатном воспитании) могут заключаться лишь в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Такие законы приняты в ряде регионов - например, в Московской и Рязанской областях, Краснодарском крае, Республике Адыгея. С точки зрения внутренних отношений опеки и попечительства (отношений между подопечным ребенком и принимающим ребенка в семью физическим лицом) договоры о патронате не имеют отличий от договоров о приемной семье. Различия между этими видами опеки (попечительства) в основном сводятся к объему и характеру государственной поддержки семьи опекуна (попечителя).

 

§ 4. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей,

в организации для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

 

Помимо рассмотренных выше форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 123 СК РФ предусматривает и возможность временного (до передачи в семью) устройства ребенка в специализированные организации всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Помещение ребенка в организацию для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, будучи неиндивидуальной и временной формой устройства ребенка, для него наименее желательно. Пребывание в детском учреждении не создает даже суррогатной семьи (как это имеет место при передаче ребенка приемным родителям).

Организация, в которой пребывает ребенок, оставшийся без попечения родителей, выполняет функции его опекуна (попечителя) (ст. 35 ГК, ст. 155.2 СК). Следовательно, такая организация несет гражданско-правовую ответственность, вытекающую из статуса опекуна (ответственность за причинение вреда личности или имуществу ребенка, за причинение вреда самим ребенком), а должностные лица такой организации несут административно-правовую и уголовно-правовую ответственность за некорректное исполнение своих обязанностей.

Ребенок обладает всем комплексом прав детей, находящихся под опекой и попечительством (ст. 155.3 СК).

Таким образом, правовое отличие пребывания ребенка в специализированной организации от опеки (попечительства) состоит только в одном: организация является юридическим лицом, а "обычный" опекун (попечитель) - лицо физическое.

Не всякая организация сможет принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, хотя в силу п. 1 ст. 155.1 СК РФ такой организацией может быть практически любое юридическое лицо, которое занимается предоставлением медицинских, образовательных или социальных услуг. Требования к организации деятельности таких юридических лиц установлены Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".

Ввиду того, что устройство ребенка в специализированную организацию отвечает интересам ребенка в меньшей степени, чем его устройство в семью, органы опеки и попечительства обязаны следить за пребыванием детей в этих организациях более тщательно, чем за пребыванием в семье опекунов или усыновителей. Статья 155.2 СК РФ возлагает на органы опеки и попечительства обязанность продолжать попытки устройства детей, находящихся в специализированных организациях, в семьи граждан. Пункт 2 ст. 122 СК РФ требует, чтобы руководители организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, незамедлительно сообщали в органы опеки и попечительства о любой возможности устроить таких детей в семьи.

 

Литература к гл. 7

 

1. Дюжева О.А. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право. 1995. N 6.

2. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1984.

3. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан // Российская юстиция. 2001. N 7.

4. Косова О.Ю. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы // Российская юстиция. 2001. N 2.

5. Кузнецова И.М. Как усыновить ребенка. М., 1997.

6. Михеева Л.Ю. Правовое регулирование патронатного воспитания детей // Российская юстиция. 2003. N 7.

7. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М., 2004.

8. Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право. 2001. N 6.

9. Ошанин М. О призрении покинутых детей. Ярославль, 1912.

10. Пахман С.В. Обычное гражданское право в России. Юридические очерки. СПб., 1879. Т. II: Семейные права, наследство и опека.

11. Пергамент А.И. Опека и попечительство. М., 1966.

12. Свердлов Г. Усыновление по советскому праву. М., 1951.

 

Глава 8. ПРИМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ОТНОШЕНИЯМ

С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

 

§ 1. Российское семейное законодательство и нормы

международного права

 

Источниками семейного права России наряду с нормативными правовыми актами Российской Федерации являются международные договоры, в которых участвует Российская Федерация.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <1> под общепризнанными принципами международного права рекомендуется понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.

 

Принцип приоритета международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, конкретизирован в ст. 6 СК РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. Порядок заключения, ратификации, прекращения, приостановления международных договоров регламентируется Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

 

На сегодняшний день большинство норм, регулирующих семейные отношения с участием российских граждан в зарубежных государствах и иностранцев в России, содержится в консульских конвенциях, двусторонних международных договорах.

В числе конвенций в сфере семейного права важнейшее значение имеют Конвенция ООН о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) <1> и Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (Нью-Йорк, 10 декабря 1962 г.) <2>. Нормы семейного права содержатся во Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) <3>, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) <4>, Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) <5>, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. <6>, Конвенции о защите прав человека и основных свобод <7>, Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей <8> и др.

--------------------------------

<1> Конвенция подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. (Издание Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1992).

<2> Конвенция вступила в силу 9 декабря 1964 г. В ней участвуют 49 государств, в том числе Российская Федерация. См. текст Конвенции: Международное частное право: Сб. док. М.: БЕК, 1997. С. 667 - 669.

<3> Российская газета. 1998. 10 декабря.

<4> Пакт ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII. Вступил в силу для СССР с 3 января 1976 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17 (1831)).

<5> Пакт ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17 (1831). Ст. 291).

<6> Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1980 г. N 3565-Х (Ведомости Верховного Совета СССР. 1982. N 25. Ст. 464).

<7> Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. (СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163).

<8> Заключена в г. Гааге 19 октября 1996 г., вступила в силу для России 1 июня 2013 г. (СЗ РФ. 2013. N 32).

 

С целью защиты прав детей при усыновлении иностранными гражданами Российская Федерация в 2000 г. подписала Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.) <1>, которая является одной из так называемых Гаагских конвенций по вопросам семейного права. К ним относятся также Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей, 1956 г., Конвенция о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г., Конвенция о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г., Конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании решений в отношении усыновления 1965 г., Конвенция о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г., Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г., Конвенция о заключении и признании действительности браков 1978 г., Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов 1978 г. <2>, Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. <3>.

--------------------------------

<1> Распоряжение Президента РФ от 26 июня 2000 г. N 241-рп "О подписании Российской Федерацией Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения)" // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Российская Федерация не участвует в перечисленных конвенциях.

<3> Документ вступил в силу для России 1 октября 2011 г. (СЗ РФ. 2011. N 51).

 

В отношениях Российской Федерации со странами СНГ важное значение имеют Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) <1> и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.) <2>.

--------------------------------

<1> Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ. Вступила в силу 19 мая 1994 г. (Бюллетень международных договоров. 1995. N 2. С. 3).

<2> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 2 (41). С. 82 - 130 (Конвенция заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.).

 

К двусторонним договорам Российской Федерации, регулирующим семейные отношения, следует отнести Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам (Москва, 23 сентября 1997 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.) и ряд других подобных договоров.

Важное значение в регулировании семейных отношений в странах - членах Совета Европы имеют Европейская конвенция об усыновлении детей (Страсбург, 24 апреля 1967 г.), Европейская конвенция о правовом статусе внебрачных детей ETS N 85 (Страсбург, 15 октября 1975 г.), Европейская конвенция о признании и исполнении решений в области опеки над детьми и восстановления опеки над детьми (Люксембург, 20 мая 1980 г.) и др.

 

§ 2. Заключение и расторжение брака с участием иностранных

граждан и лиц без гражданства. Правоотношения

между супругами

 

Особенности правового регулирования семейных отношений с участием иностранцев обусловлены различиями в национальных, религиозных традициях государств, в частности существуют различные требования к лицам, вступающим в брак, к порядку заключения и расторжения брака, имущественному режиму супругов и др. Брак, заключенный в одном государстве, может быть не признан в другом (в быту это имеет наименование "хромающий брак").

Условия и порядок заключения, расторжения брака, признания брака недействительным определяются с помощью коллизионных норм, т.е. норм, которые содержат отсылку к законодательству определенного государства. Такие нормы предусмотрены как международными договорами, так и внутренним законодательством, а именно разд. VII СК РФ.

Согласно ст. 161 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего до вступления в силу Семейного кодекса РФ, браки в РСФСР независимо от гражданства лиц, вступавших в брак, заключались по советскому законодательству. Применение иностранного права не было предусмотрено прежним семейным законодательством.

Статья 156 СК РФ предусматривает особенности заключения брака с иностранцами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации. При этом различаются коллизионные привязки, относящиеся к форме, порядку заключения брака (процессуальные особенности) и его условиям (материальные особенности).

Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации, а именно гл. III Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Это означает, что брак подлежит регистрации в органах загса. Брак в религиозной форме не порождает правовых последствий, даже если в стране гражданства брачующихся такая форма легитимна. Присутствия свидетелей при регистрации брака в России не требуется независимо от их необходимости присутствия в стране, гражданином которой является лицо, вступающее в брак. Порядок подачи заявления, срок, по истечении которого производится регистрация брака, а также невозможность регистрации брака через представителя определяются законодательством Российской Федерации.

Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Так, в отношении иностранных граждан должны соблюдаться требования законодательства стран, гражданами которых они являются, о брачном возрасте, препятствиях к заключению брака. Например, в Великобритании женщинам разрешено вступать в брак с 16 лет. В Великобритании и Болгарии запрещены браки между родственниками вплоть до четвертой степени родства. Во Франции запрещены браки между всеми родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между свойственниками по той же линии: дядей и племянницей, тетей и племянником. По боковой линии запрещается заключение брака между братом и сестрой.

Для регистрации брака с участием иностранных граждан на территории Российской Федерации необходим документ, выданный соответствующим органом (консульством), содержащий разрешение на вступление в брак.

К требованиям, предусмотренным ст. 14 СК РФ, которые должны соблюдаться и при заключении брака россиян с иностранными гражданами, относятся:

- наличие другого нерасторгнутого брака;

- недееспособность;

- наличие близкого родства;

- отношения по усыновлению.

Так, например, если гражданин государства, где разрешены полигамные браки, уже состоит в нерасторгнутом браке, органы загса Российской Федерации откажут ему в регистрации брака с россиянкой.

В том случае, если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств. Место жительства и место рождения данного гражданина не имеют правового значения.

Место жительства имеет значение при определении условий заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации. Условия заключения брака определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства. В Российской Федерации место жительства лица без гражданства определяется в соответствии с разрешением на временное проживание или видом на жительство согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

 

Во всех случаях заключения брака иностранных граждан и лиц без гражданства нельзя не учитывать препятствий к вступлению в брак, предусмотренных ст. 14 СК РФ.

В международных договорах о правовой помощи и правовых отношениях, в том числе по семейным делам, также содержатся коллизионные привязки, определяющие условия и порядок заключения брака, зачастую не совпадающие с нормами Семейного кодекса РФ. Так, например, ст. 29 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.) содержит коллизионные привязки, аналогичные ст. 156 СК РФ, а именно условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства - законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак.

Нормы ст. 22 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Хельсинки, 11 августа 1978 г.) <1> применительно к условиям заключения брака граждан Договаривающихся Сторон содержат отсылку не к законодательству страны гражданства, а к законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак, если хотя бы один из вступающих в брак является гражданином этой Договаривающейся Стороны или имеет на ее территории местожительство. Учитывая приоритет международных договоров перед внутренним законодательством, названная норма превалирует над положениями ст. 156 СК РФ.

--------------------------------

<1> Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 26 марта 1980 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. N 34 (2056). Ст. 690).

 

Российское законодательство допускает заключение на территории Российской Федерации, а также за рубежом так называемых консульских браков, т.е. браков, регистрируемых дипломатическими или консульскими представителями в соответствии с консульскими конвенциями. Если граждане Российской Федерации проживают за пределами страны, они могут заключить брак в дипломатическом или консульском учреждении Российской Федерации. При этом консульские учреждения применяют нормы российского законодательства как в отношении формы, так и в отношении условий заключения брака (ст. 25 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" <1>; п. 2 Положения о консульском учреждении Российской Федерации). Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния". Кроме того, консульские учреждения должны соблюдать законодательство страны пребывания согласно абз. 9 п. 8 Положения о консульском учреждении Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 28. Ст. 3554.

 

Иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, могут заключать браки в своих консульских (дипломатических) органах.

Консульские браки между иностранными гражданами на территории России признаются при наличии в совокупности двух условий:

1) наличие взаимности, установленное в соответствии с внутренним законодательством либо международным договором;

2) наличие в момент заключения брака у лиц, вступающих в брак, гражданства иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации (п. 2 ст. 157 СК).

Принцип взаимности состоит в том, что в государстве, которое назначило посла или консула, зарегистрировавшего брак, признаются действительными браки, заключенные в российских дипломатических представительствах или консульских учреждениях.

Иногда выделяют третье условие, согласно которому оба будущих супруга должны иметь гражданство одного иностранного государства, назначившего посла или консула в Российской Федерации, т.е. не допускаются смешанные "консульские браки". Однако такое ограничение не предусмотрено отдельными конвенциями, в частности Консульской конвенцией между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Никарагуа (Москва, 19 марта 1980 г.) <1>. Согласно ст. 37 Консульской конвенции между Союзом Советских Социалистических Республик и Турецкой Республикой (Анкара, 27 апреля 1988 г.) <2> консул регистрирует и расторгает браки в рамках, дозволенных законодательством государства пребывания, при условии, что по крайней мере один из супругов является гражданином представляемого государства.

--------------------------------

<1> Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1982 г. N 6334-Х. Вступила в силу 1 апреля 1982 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1982. N 20).

<2> Ратифицирована Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. N 1. Ст. 1).

 

Правовое положение консульских учреждений регулируется международными договорами (Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.)), а также внутренним законодательством (Федеральным законом от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации", Положением о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 <1>). Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 7 Консульской конвенции между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки (Москва, 1 июня 1964 г.) в функции консульств входят регистрация заключения и расторжения браков, если оба лица, вступающие в брак или расторгающие его, являются гражданами представляемого государства, а также прием заявлений, касающихся семейных отношений гражданина представляемого государства, которые могут потребоваться согласно законам представляемого государства, если это не запрещается законодательством государства пребывания.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5509.

 

Дополнительной легализации "консульские браки" не требуют.

Признание заключенного за пределами Российской Федерации брака действительным означает, что данный брак имеет на территории Российской Федерации такую же юридическую силу и такие же правовые последствия, как и брак, заключенный на территории Российской Федерации.

Российские граждане могут заключать браки не только в Российской Федерации и ее консульских учреждениях за рубежом, но и в компетентных органах других государств. Для признания брака, заключенного российским гражданином за рубежом, действительным должны соблюдаться требования законодательства страны регистрации брака, а также ст. 14 СК РФ, в противном случае брак не будет признан в Российской Федерации. Таким образом, действительным будет признан брак, заключенный в религиозной форме в тех странах, где такая форма приравнивается к государственной регистрации (например, в Великобритании, на Кипре, Мальте и др.) или является единственной формой признания брака государством (Египет, Иран). Нет препятствий для регистрации в Испании или Перу брака по доверенности. В то же время даже если в стране заключения брака разрешен полигамный брак, то брак иностранного гражданина с гражданкой Российской Федерации при условии, что его предыдущий брак не расторгнут, не будет признан в Российской Федерации.

В консульских конвенциях иногда предусматривается обязанность консульских органов вести учет заключения и расторжения браков, совершенных с участием граждан государства, назначившего консула. Так, например, ст. 33 Консульской конвенции между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией (Токио, 29 июля 1966 г.) <1> предусматривает обязанности представляемых государств вести учет совершенных согласно законодательству государства пребывания браков и разводов и получать о них уведомления, если по крайней мере одно из лиц, вступающих в брак или расторгающих брак, является гражданином представляемого государства.

--------------------------------

<1> Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 июля 1967 г. N 1717-VII, Правительством Японии - 21 июля 1967 г. Вступила в силу 23 августа 1967 г. (Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. N 32. Ст. 437).

 

Браки иностранных граждан, лиц без гражданства, заключенные за пределами Российской Федерации, также признаются в Российской Федерации действительными согласно п. 2 ст. 158 СК РФ при условии соблюдения законодательства государства, на территории которого они заключены. Так, например, в России будет признан полигамный брак, заключенный между гражданами Египта или Сирии.

Браки, заключенные с участием иностранных граждан, лиц без гражданства или между российскими гражданами за пределами Российской Федерации, могут быть признаны недействительными. Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за ее пределами, определяется законодательством, которое применялось при заключении брака относительно тех обстоятельств, которые послужили основанием для признания брака недействительным. Например, если в соответствии с п. 2 ст. 156 СК РФ должны были быть соблюдены требования ст. 14 СК РФ, то при их несоблюдении применяется законодательство Российской Федерации о признании брака недействительным. Аналогичные нормы содержатся в международных договорах. Согласно ст. 33 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.) по делам о признании брака недействительным применяется законодательство Договаривающейся Стороны, которое применялось при заключении брака.

Процессуальный порядок признания брака недействительным подчиняется законодательству той страны, компетентный орган которой рассматривает данный спор. Решение суда о признании брака недействительным будет признаваться на территории иностранного государства на основании международных договоров. Так, в соответствии с п. 1 ст. 409 ГПК РФ решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Поскольку ст. 159 СК РФ не содержит указания на признание иностранных решений о недействительности брака, вынесенных в государствах, с которыми Россия не имеет международных договоров, предусматривающих признание, возникает вопрос о возможности такого признания. В связи с этим хотелось бы поддержать позицию И.М. Кузнецовой, считающей, что возможность признания брака действительным может быть обоснована нормой ст. 156 СК РФ, в соответствии с которой заключенные за границей браки признаются действительными в России. Едва ли было бы правильно, признав заключенный за границей брак действительным, продолжать считать его таковым в случае вынесения впоследствии за границей решения о признании его недействительным <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. И.М. Кузнецовой. М.: БЕК, 1996; СПС "КонсультантПлюс".

 

К тому же согласно ст. 415 ГПК РФ в Российской Федерации признаются не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства решения иностранных судов:

- о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов Российской Федерации;

- о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов Российской Федерации.

Расторжение брака с участием иностранных граждан также имеет некоторые особенности. При расторжении на территории Российской Федерации браков между российскими и иностранными гражданами, а также браков иностранных граждан между собой всегда применяется российское законодательство (п. 1 ст. 160 СК). В то же время иное может быть предусмотрено международными договорами, в частности согласно п. 1 ст. 33 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 2002 г.) по делам о расторжении браков применяется законодательство Договаривающейся Стороны, гражданами которой являются супруги на момент подачи соответствующего заявления. Таким образом, при расторжении брака на территории Российской Федерации супругами - гражданами стран СНГ применению подлежит не российское законодательство, а законодательство страны их гражданства. Это правило применяется в том случае, если супруги имеют гражданство одного государства. И только в том случае, если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а второй - другой Договаривающейся Стороны, применяется законодательство Договаривающейся Стороны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака.

За рубежом в отношении расторжения брака применяются аналогичные привязки. Так, согласно ст. 309 Гражданского кодекса Франции <1> расторжение брака и установление режима раздельного проживания супругов регулируются французским законом:

--------------------------------

<1> Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 4 - 592; СПС "КонсультантПлюс".

 

- когда оба супруга являются французскими гражданами;

- когда местожительство как одного, так и другого супруга находится на территории Франции;

- когда ни один из иностранных законов не подлежит применению, в то время как дело о расторжении брака или об установлении режима раздельного проживания супругов подсудно французским судам.

Специальные нормы о расторжении брака содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи и правовых отношениях России с Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Польшей, Эстонией и другими государствами. Так, например, согласно ст. 28 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 26 января 1993 г.) <1> по делам о расторжении браков применяется законодательство и компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданами которой супруги были в момент подачи заявления. Если супруги имеют местожительство на территории другой Договаривающейся Стороны, компетентны также учреждения этой Договаривающейся Стороны.

--------------------------------

<1> Ратифицирован Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 1994 г. N 20-ФЗ. Вступил в силу 20 марта 1995 г. (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 229).

 

Если на момент подачи заявления о расторжении брака один из супругов является гражданином одной Договаривающейся Стороны, а второй - другой Договаривающейся Стороны и один из них проживает на территории одной, а второй - на территории другой Договаривающейся Стороны, то компетентны учреждения обеих Договаривающихся Сторон. При этом оба учреждения применяют законодательство своего государства.

По делам о признании брака недействительным применяется законодательство Договаривающейся Стороны, которое в соответствии со ст. 26 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) применялось при заключении брака.

Браки с иностранными гражданами могут расторгаться в консульствах Российской Федерации в тех случаях, когда по законодательству Российской Федерации допускается расторжение брака в органах загса.

За пределами Российской Федерации возможна ситуация, когда иностранец или российский гражданин не может расторгнуть брак по своей инициативе, например, женщины ограничены в праве расторгать брак в мусульманских странах. При этом гражданин Российской Федерации вправе расторгнуть брак с проживающим за пределами территории Российской Федерации супругом независимо от его гражданства в суде Российской Федерации либо в дипломатических представительствах (консульских учреждениях) Российской Федерации в случаях, когда российским законодательством допускается расторжение брака в органах загса (п. 2 ст. 160 СК).

Согласно п. 8 ч. 3 ст. 402 ГПК РФ суды в Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в Российской Федерации или хотя бы один из супругов является российским гражданином.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 403 ГПК РФ к исключительной подсудности судов в Российской Федерации относятся дела о расторжении браков российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 160 СК РФ расторжение брака между гражданами Российской Федерации либо между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, совершенное за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащего применению при расторжении брака, признается действительным в Российской Федерации.

Расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории Российской Федерации, признается действительным в Российской Федерации в следующих случаях:

1) если соблюдено законодательство соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решение о расторжении брака;

2) если соблюдено законодательство, подлежащее применению при расторжении брака.

Заключение брака во всех государствах порождает, а расторжение - прекращает правоотношения между супругами. Семейный кодекс РФ, а также конвенции и двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по семейным делам предусматривают коллизионные привязки применительно к определению права, подлежащего применению к личным неимущественным и имущественным отношениям супругов. Основными международными принципами в этой сфере являются принципы национального режима и равенства прав мужчины и женщины.

Согласно ст. 161 СК РФ личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при его отсутствии - законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Если супруги не имеют и не имели совместного места жительства, то правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации. Так, например, в Российской Федерации изменение гражданства, места жительства, места пребывания одним из супругов не влияет на правовое положение другого. Согласно ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.

Семейным кодексом РФ особо регулируются вопросы заключения брачного договора и соглашения об уплате алиментов. Супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут избрать законодательство, подлежащее применению к их брачному договору. Это должно быть предусмотрено в договоре. Супруги могут избрать законодательство любой страны, а не только тех стран, гражданами которых они являются или в которых они проживают. Требования к форме договора подчиняются законодательству той страны, где он совершается.

Иные коллизионные привязки могут быть предусмотрены международными договорами. В частности, Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов (Гаага, 14 марта 1978 г.) <1>, устанавливает, что режим собственности супругов регулируется внутренним правом, определенным супругами до брака. При этом супруги могут определять только одно право, которое применяется ко всей их собственности:

--------------------------------

<1> Российская Федерация не участвует в данной Конвенции.

 

1) право любого государства, гражданином которого является один из супругов во время такого определения;

2) право того государства, в котором один из супругов имеет свое обычное местожительство во время такого определения;

3) право государства, в котором один из супругов приобретает новое местожительство после брака.

Пункт 2 ст. 27 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 26 января 1993 г.) устанавливает коллизионную привязку к закону страны гражданства. Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся Стороны, а второй - на территории другой Договаривающейся Стороны и притом оба супруга имеют одно и то же гражданство, то их личные и имущественные правоотношения определяются законодательством той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются.

Разные правовые режимы предусмотрены в отношении имущества супругов, нажитого в период брака. Некоторые имущественные и личные неимущественные отношения супругов подробно урегулированы в одних странах и не регулируются в других. Например, в связи с принятием части четвертой Гражданского кодекса РФ ст. 36 СК РФ была дополнена положением о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата (п. 3).

За рубежом права супругов в отношении результатов интеллектуальной деятельности урегулированы более подробно. Так, ст. L. 121-9 Кодекса интеллектуальной собственности Франции предусматривает, что право раскрыть произведение, определить условия его использования и охраны его целостности остается принадлежащим супругу, который является автором, или супругу, который приобрел такое право. Это право не может входить в приданое, а впоследствии приобретаться как общее имущество. Денежные доходы, получаемые от использования произведения интеллекта или от полной или частичной уступки права на его использование, регулируются общими нормами закона, применимого к брачным отношениям, если только они приобретены во время брака; то же самое правило применяется к сбережениям, сделанным на основе такого расчета <1>. Статья 458 Гражданского кодекса Квебека определяет, что права на интеллектуальную и промышленную собственность являются личным имуществом, но все возникающие из них плоды и доходы, причитающиеся или полученные во время действия режима, - приобретенным, т.е. общим, имуществом.

--------------------------------

<1> См.: Подшибихин Л.И. Законодательство зарубежных стран по авторскому праву и смежным правам. М., 2002. С. 299 - 300.

 

Следует учесть, что супруги в отношениях, возникающих по поводу результатов интеллектуальной деятельности, являются разными субъектами правоотношений. И поскольку исключительные права принадлежат создателю таких результатов, то в общее совместное имущество супругов исключительные права не входят. В то же время супруги могут приобрести права на использование объекта в силу договора или указания закона, например в силу соавторства или при приобретении права на получение патента.

Производные исключительные права могут входить в состав имущества супругов и, соответственно, учитываться при разделе имущества, а также при применении коллизионных норм, отсылающих к российскому законодательству при определении режима имущества супругов.

Приведенные выводы нашли отражение в п. 88 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", согласно которому исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, не входит в общее имущество супругов, а исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, приобретенное за счет общих доходов супругов по договору об отчуждении такого права, является их общим имуществом (если иное не установлено договором).

 

§ 3. Родительские правоотношения с участием иностранных лиц

и лиц без гражданства

 

Вопросы охраны прав несовершеннолетних имеют международное значение, учитывая возможности объединения в семье граждан разных государств, проживание членов семьи в разных странах, иностранное усыновление и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Рузакова О.А. Некоторые вопросы усыновления с иностранным элементом в условиях международной интеграции // Семейное и жилищное право. 2017. N 2. С. 16 - 18.

 

Основной коллизионной привязкой, определяющей законодательство, регулирующее правоотношения по установлению и оспариванию отцовства, является привязка к законодательству государства, гражданином которого является ребенок по рождению (п. 1 ст. 162 СК). Аналогичные коллизионные привязки содержатся и в международных договорах, участницей которых является Российская Федерация, в частности в ст. 31 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Согласно ст. 34 Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Кишинев, 7 октября 2002 г.; далее - Кишиневская конвенция 2002 г.) установление и оспаривание отцовства или материнства осуществляются по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, а при невозможности определения его принадлежности к гражданству - по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой ребенок является по рождению. В связи с этим важным является определение гражданства ребенка, которое устанавливается в соответствии с внутренним законодательством государства. Так, в Российской Федерации вопросы приобретения гражданства детьми регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве" (далее - Закон о гражданстве). Согласно ст. 6 Конституции РФ российское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Гражданин РФ не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.

В соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители или единственный его родитель, не предоставляют ему свое гражданство.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о гражданстве ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации, не приобретает российское гражданство даже в том случае, если ему не предоставляется гражданство другого государства, при наличии следующих условий:

- его родители являются иностранными гражданами или лицами без гражданства;

- родители не проживают на территории Российской Федерации.

Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. Для изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Вопросам гражданства детей посвящен ряд международных договоров. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. В соответствии со ст. 3 Декларации прав ребенка (провозглашена Резолюцией N 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) ребенку с его рождения должны принадлежать право на имя и гражданство.

Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства заключено в г. Москве 26 февраля 1999 г.

Особое внимание уделяется в законодательстве возможности ребенка приобрести двойное гражданство.

Так, в соответствии со ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.) <1> дети, каждый из родителей которых состоял на момент рождения ребенка в гражданстве обеих Сторон, приобретают с момента рождения гражданство обеих Сторон. До достижения этими детьми 18-летнего возраста их родители могут выбрать им гражданство одной из Сторон путем отказа от гражданства другой Стороны в форме совместного письменного заявления.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 7. Ст. 495.

 

В случае если один из родителей умер или лишен родительских прав до достижения ребенком 18-летнего возраста, право выбора гражданства ребенка сохраняется за другим родителем.

В случае если оба родителя приобретают гражданство обеих Сторон или у них прекращается гражданство обеих Сторон, то соответственно изменяется гражданство детей, не достигших 18-летнего возраста.

В случае если у обоих родителей прекращается гражданство одной Стороны и сохраняется гражданство другой Стороны (одно и то же для обоих родителей), то соответственно изменяется гражданство детей в возрасте до 18 лет.

В случае если у одного из родителей, имеющего гражданство обеих Сторон, прекращается гражданство одной из Сторон, то гражданство этой Стороны для детей в возрасте до 18 лет определяется письменным соглашением родителей. Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет осуществляется только с их письменного согласия.

Статья 162 СК РФ не определяет особенности установления и оспаривания отцовства при наличии у ребенка двойного г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: