Этап. Закупочная логистика

1. Выбрать форму снабжения: транзитную или складскую.

2. Рассчитать величину от сокращения производственных запасов (Э) по формуле:

, где (3.1)

 

К  - показатель эффективности использования предприятием материальных ресурсов;

Ц  - оптовая цена продукции, руб.;

А  - объем среднесуточного потребления в натуральных единицах;

Т  - период времени, в течение которого осуществляются поставки (год, квартал и т.д.);

Итр, Искл – соответственно интервалы транзитных и складских поставок в днях.

 

3. Построить схему потока документов, характерного для типичной организации снабжения предприятия.

4. Построить схему организации материально-технического снабжения с участием посредников.

5. По каким критериям оцениваете потенциального поставщика (или несколько поставщиков).

6. Заключить договор поставки с поставщиком (заполнить договор).

7. Рассчитать рейтинг поставщика.

8. Заполнить бланк заявки на закупку оборудования (продукции).

Задание 3.1

Выбор логистических посредников

Выбор логистических посредников: поставщиков, экспедиторов, перевозчиков т.д. является наиболее распространенной задачей для большинства функциональных областей логистики. При наличии конкуренции на всех звеньях логистической системы наблюдается многовариантность, выражающаяся, как в большом количестве посредников, которые могут выполнять соответствующие операции, так и в наличии альтернативных вариантов решений, сформированных из различных звеньев логистической системы.

Выделяют два подхода, на основе которых проводится выбор поставщика:

Аналитический подход является универсальным, но не следует забывать, что входящие в него параметры логистических посредников могут потребовать экспертных методов оценки. Недостатки этого метода заключаются в следующем:

- зависимости для выбора перевозчика не проиллюстрированы примерами расчетов, что затрудняет общую оценку их точности и достоверности;

- получение аналитических зависимостей, включающих основные параметры логистических посредников, является трудоемкой задачей.

Экспертный подход. В качестве критерия выбора логистического посредника часто выступает рейтинг (англ. rating – оценка). Алгоритмы и примеры расчетов рейтинговых оценок логистических посредников отличаются многообразием. Рассмотрим один из способов сравнительной оценки перевозчиков. Расчет включает два этапа.

Первый этап. Каждому критерию присваивается определенный «вес», отражающий его относительную значимость для грузоотправителя.

1 – наиболее важный «вес» или разряд;

2 – умеренно важный критерий;

3 – наименее важный.

Второй этап. Оценивается эффективность перевозчика по каждому критерию, при этом также используется трехбалльная шкала:

1 – высокая эффективность;

2 – средняя эффективность;

3 – низкая эффективность.

Алгоритм выбора поставщиков (перевозчиков) представлен на рисунке 3.1.

 

Рисунок 3.1 – Алгоритм выбора поставщиков (перевозчиков)

 

 

Таблица 3.1 – Критерии выбора поставщика (перевозчика)

Виды критериев Перечень критериев

Основные

1.Цена продукции
2.Качество поставляемой продукции
3.Надежность поставок (обязательства по срокам поставки, ассортименту, комплектации, качеству и количеству продукции)

Дополнительные

1.Удаленность поставщика от потребителя
2.Сроки выполнения текущих и экстренных заказов
3.Наличие резервных мощностей
4.Организация управления качеством у поставщика
5.Психологический климат у поставщика (возможность забастовок)
6.Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования
7.Финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

 

Таблица 3.2 – Критерии выбора перевозчиков

Наименование критерия (показателя) Ранг
Надежность времени доставки (транзита) 1
Тарифы (затраты) доставки «от двери до двери» 2
Общее время транзита «ДТД» 3
Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа 4
Финансовая стабильность перевозчика 5
Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) 6
Частота сервиса 7
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза 8
Потери и хищения груза (сохранность груза) 9
Экипирование отправок 10
Квалификация персонала 11
Отслеживание отправок 12
Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса 13
Готовность схем маршрутизации перевозок 14
Сервис на линии 15
Процедура заявки (заказа) транспортировки 16
Качество организации продаж транспортных услуг 17
Специальное оборудование 18

 

Рейтинг по каждому критерию определяется перемножением оценок «относительной значимости» и «эффективности», а итоговый рейтинг перевозчика – сложением описанного способа выбора.

В качестве примера смотрите таблицу 3.3.

 

Таблица 3.3 - Оценка перевозчика (пример)

 

Критерий оценки

1 поставщик (перевозчик) (наименование)

2 поставщик (перевозчик)

(наименование)

Относительная значимость Эффективность перевозчика Рейтинг перевозчика Относительная значимость Эффективность перевозчика Рейтинг перевозчика
1.Издержки 1 1 1      
2.Транзитное время  3 2 6      
3.Надежность (стабильность транзитного времени) 1 2 2      
4.Технические и сервисные возможности 2 2 4      
5.Доступность 2 2 4      
6.Безопасность 2 3 6      
Итоговый рейтинг перевозчика - - 23      

Примечания:* 1 – очень важен; 2 – умеренно важен; 3 – наименее важен.

** 1 – высокая; 2 – средняя; 3 – низкая.

 

Таблица 3.4 – Расчет рейтинговых оценок для выбора поставщика (перевозчика) (пример)

Критерий

Ранг

Вес*

Первый перевозчик

Второй перевозчик

Третий перевозчик

Оце-нка Рей-тинг Оце-нка Рей-тинг Оце-нка Рей-тинг
1.Надежность времени доставки 1 5,0 3 15,0 1 5,0 2 10,0
2.Тариф за перевозку 2 2,5 1 2,5 2 5,0 3 7,5
3.Финансовая стабильность 5 1,0 1 1,0 3 3,0 2 2,0
4.Сохранность груза 9 0,55 3 1,65 2 1,1 2 1,1
5.Отслежива- ние отправок 12 0,42 2 0,84 2 0,84 1 0,42
Суммарный рейтинг       20,99   14,94   21,02

Примечание:

* вес определен делением количества критериев (5) на соответствующий ранг;

** рейтинг- произведение «оценки» на «вес».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: