Культура речи учителя

Тема: Педагогическое общение Коммуникативная культура педагога

Педагогическое общение — это профессиональное общение учителя с учащими­ся, а также с их родителями, имеющее определенные педагогические, в том числе и воспитательные, цели. С помощью педагогического общения не только переда­ются знания и умения, но и изменяются свойства личности учащихся, устанавли­вается взаимопонимание, меняются мнения и установки. Общение — обоюдосто­ронний процесс, взаимная связь между людьми. Поэтому, общаясь с учениками, учитель не только влияет на них, но и ученики, общаясь с учителем, хотя бы и по инициативе последнего, влияют на учителя, заставляют его реагировать тем или иным способом на свое поведение, действия и слова. Поэтому педагогическое общение не является процессом одностороннего давления учителя на учеников.

Умения учителя, влияющие на эффективность общения

Эффективность педагогического общения зависит, прежде всего, от наличия у учите­ля коммуникативных, гностических и экспрессивных умений.

Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащимися, колле­гами по работе, с родителями, шефами. Их можно разделить на три группы: соб­ственно коммуникативные умения, дидактические умения (хотя последние и вы­ходят за рамки чисто коммуникативных умений, но их основное ядро составляют умения по передаче знаний учащимся) и ораторские умения.

Собственно коммуникативные умения выражаются в умении учителя вступать в контакт с людьми, строить деловые и личностно-эмоциональные отношения. От этих умений во многом зависят организаторские возможности учителя, в част­ности в установлении в классе или в кружке нормального психологического кли­мата, в сплочении класса, в привлечении школьников к занятиям в кружках.

Дидактические умения связаны с умением учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учащихся учебный материал.

К этим умениям относятся также: умение управлять вниманием класса, умение прогнозировать последствия своих педагогических воздействий на учеников, спо­собности учеников и потенциал их развития. К дидактическим умениям относят умение учителя пробудить интерес к свое­му предмету, передать учащимся свою увлеченность им. Все эти умения, базируются на умении учителя об­щаться со школьниками.

Ораторские умения необходимы учителю для осуществления прежде всего образовательно-просветительной функции. Для этого учитель должен обладать большой эрудицией и культурой речи.

Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом, с анализом педагогических ситуаций и резуль­татов своей деятельности. Экспрессивные умения учителя. В педагогическом общении важную роль играют экспрессивные умения учителя. Экспрессия в переводе с латинского озна­чает «выражение». Следовательно, экспрессивные умения связаны с умением учи­теля выражать свои эмоции, свою позицию. Учитель выражает их через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через офор­мление внешности (прическа, костюм, украшения).

Использование экспрессивных средств речи позволяет учителю передавать многообразие эмоций и чувств — торжественность, иронию, уничижительность, презрение, радость, восторг, удивление, осуждение и т. д. Жесты могут сопровож­дать, дополнять, уточнять, а подчас и заменять слово. Они несут многообразную информацию. С их помощью учитель указывает, выражает просьбу, требование, благодарность, порицание, предупреждает о наказании и т. д. Ведущая роль в же­стикуляции принадлежит рукам, и не зря К. С. Станиславский называл пластику рук «глазами тела».

Педагогический такт

Педагогический такт — это качество, присущее учителю-мастеру, учителю-интеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогиче­ский такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, ни­когда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический.

Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, — доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Так­тичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.

Выделяют следующие психологические особенности личности учителя, отли­чающие педагогический такт от нетактичности:

• естественность и простота обращения без фамильярности;

• доверие без попустительства;

• серьезность тона без натянутости;

• ирония и юмор без насмешливости;

• требовательность без мелочной придирчивости, грубости;

• доброжелательность без заласкивания;

• деловой тон без раздражительности;

• своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

• принципиальность и настойчивость без упрямства;

• внимательность и чуткость к учащимся без подчеркивания этого;

• отдача распоряжений без упрашивания;

• обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях;

• выслушивание без выражения безразличия.

Культура речи учителя

Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде все­го это грамотность построения фраз.. Иначе могут случаться казусы. Так, один учи­тель в плане воспитательной работы написал: «Приучать детей к еде с закрытым ртом». Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержатель­ность, логическую последовательность, понятность.

Второй составляющей культуры речи учителя является простота и ясность изложения

Компоненты культуры речи учителя:

1. Грамотность построения фраз.

2. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:

а) правильное ударение в словах;

б) исключение местных диалектов.

3. Простота и ясность изложения.

4. Выразительность:

а) интонация и тональность;

б) темп речи, паузы;

в) динамика звучания голоса;

г) словарное богатство;

д) образность речи;

е) дикция.

5. Правильное использование специальной терминологии:

а) исключение режущих слух фразеологических оборотов;

б) исключение лишних слов;

в) исключение жаргонных и модных словечек.

6. Немногословие.

7. Речедвигательная координация.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она дости­гается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чув­ства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональ­ность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гнев­ной, грустной и т. п

Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильно­сти отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся.

Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, так как при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что гово­рит учитель, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляюще.

Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произнесенного слова и фразы. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи учителя, его сообщения о каком-то событии и т. п.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи учителя, являет­ся динамика звучания голоса, варьирование его силы.

Словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и вырази­тельности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь учителя сочной, эмоциональной, поднимает настроение уча­щихся. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.

Образность речи играет существенную роль в доходчивости для учащихся учеб­ного материала, объясняемого учителем.

Дикция, т. е. ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание школьниками речи учителя. Небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание»), гнусавость — эти недостатки дикции могут быть устра­нены учителем, если он будет систематически упражняться как самостоятельно, так и под руководством специалиста по технике речи.

Некоторые учителя, так называемые «монотонщики», обладают характерны­ми особенностями речи, «усыпляющими» учащихся. Они редко используют из­менение (повышение или понижение) тона речи, громкость речи у них невысокая, паузы затянуты, интонация речи, как и ее темп, меняется очень редко, они прак­тически не используют логическое ударение.

Четвертой составляющей культуры речи учителя является грамотное произ­несение слов из обыденной речи. Встречаются, например, ошибки при постанов­ке ударений в словах. Так, некоторые учителя говорят «километр» вместо «кило­метр», «поняли» вместо «поняли» и т. д.

Другого рода ошибки встречаются при применении слов и выражений, возник­ших под влиянием местных диалектов. Говорят, например, «слазь» вместо «сле­зай», «ложи» вместо «положи», «ложить» вместо «положить», «класть», «жгет» вместо «жжет». Недопустимы для употребления и глагольные формы «заберите» вместо «возьмите», «обождите» вместо «подождите», «бежи» вместо «беги», «ла­зать» вместо «лазить», «подымать» вместо «поднимать».

Учителю решительно нужно изгонять из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «клево», «оттянуться» и т. п. Недопустимы в речи учителя, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.

Пятой составляющей культуры речи учителя является немногословие. Неко­торые учителя вместо того, чтобы четко назвать задачи урока, подробнейшим об­разом описывают, что учащиеся будут делать на уроке, о чем пойдет речь. Много­словие выражается и в повторении фраз и слов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: