Словообразовательный анализ слова

 

Словообразовательный разбор слова производится с целью выделения словообразовательных средств, и характеристики способа словообразования.

Схема разбора:

1. Укажите способ словообразования и исходное слово (если есть).

Образец:

 раскричаться. Словообразовательная структура: производящая основа «крича-», словообразовательные средства: рас-, -ся. Приставочно-постфиксальный СС. Анализируемое слово входит в словообразовательное гнездо глагола «кричать» и образовано от «крик».®Раскричаться. Кричать

Контрольное задание

Охарактеризуйте три типа анализа слов по составу (морфемный, словообразовательный, этимологический).

 

Лекция № 6

Тема: МОРФОЛОГИЯ

Количество часов: 4 Формируемые ОК: 1,2, 4, 5, 6, 8

План

  1. Морфология как раздел науки о языке. Самостоятельные и служебные части речи.
  2. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки различных частей речи.
  3. Морфологический анализ слов.

 

  1. Морфология как раздел науки о языке. Самостоятельные и служебные части речи

Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи. Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова, как части речи. Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

2. Общее грамматическое значение одинаково для всех слов одной и той же части речи // ОГЗ имени существительного – «предмет».

Морфологические признаки – это род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слова.

Синтаксические признаки свойство слов одной части речи быть определёнными членами предложения, особенности связи слов одной части речи с другими словами.

Все части речи делятся на две группы - самостоятельные (знаменательные)ислужебные (вспомогательные). Особое положение в системе частей речи занимают междометия.

Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки, к ним можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения. В лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Также в лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в «академической грамматике» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других – к местоимениям.

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К служебным словам нельзя поставить вопрос. Служебные слова не являются членами предложения, а обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.

Междометия занимают особое положение среди частей речи, не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи). Междометия передают наши чувства: для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для выражения страха или боли – ой и т.д.).

Одни слова в русском языке могут изменяться, другие – нет. К неизменяемымотносятся все служебные части речи, междометия, а также такие знаменательные части речи, как: наречия (вперёд, всегда); деепричастия (уходя, уйдя, приняв). Не изменяются также некоторые существительные (пальто, такси, жалюзи); прилагательные (пальто цвета беж, костюм цвета электрик); местоимения (тогда, там). Неизменяемые слова не имеют окончаний. Если слово изменяется, оно имеет несколько форм. Ср.: стена, стены, стену и др.; мечтаю, мечтаешь, мечтает и др. Формы слова передают определённое грамматическое значение. При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется его грамматическое значение. В предложении изменяемые слова выступают в одной из своих форм. Сестра подарила брату книгу. Форма слова сестра передает значение ед.ч., И.п.; форма слова подарила – значение прош. вр., ед.ч., ж.р.; форма слова брату – значение ед.ч., Д.п.; форма слова книгу – значение ед.ч., В.п. Формы слова образуются разными способами: с помощью окончания: сестра – сестры; читал - читала; с помощью окончания и предлога: сестра – к сестре, у сестры, с сестрой; с помощью суффиксов: читать – читал; быстрый – быстрее; с помощью вспомогательных слов: читать – буду читать, читал бы, пусть читает; быстрый – более быстрый, самый быстрый.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: