Список использованных источников

Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету

1. Роль астрономии в развитии цивилизации.

2. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы.

3. Особенности методов познания в астрономии.

4. Практическое применение астрономических исследований.

5. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полёт Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

6. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы.

7. Небесные координаты. Звёздная карта, созвездия. Видимая звёздная величина.

8. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.

9. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

10. Структура и масштабы Солнечной системы.

11. Конфигурация и условия видимости планет.

12. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.

13. Небесная механика. Законы Кеплера.

14. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

15. Происхождение Солнечной системы. Система Земля – Луна.

16. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет.

17. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

18. Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел.

19. Наземные и космические телескопы, принципы их работы.

20. Космические аппараты.

21. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

22. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности.

23. Определение расстояния до звезд, параллакс.

24. Двойные и кратные звёзды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во вселенной.

25. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звёзды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

26. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

27. Состав и структура Галактики. Звёздные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики.

28. Тёмная материя.

29. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Тёмная энергия.

 


1. Астрономия изучает…

2. Солнечная система – это:

3. Созвездия – это…

4. Галактика – это:

5. Астрономическая единица – это:

6. Звёздная величина выражает…

7. Система горизонтальных координат – это:

8. Характеристики телескопов:

9. Горизонтальный параллакс – это:

10. Апогей - это …

11. Перигей - это …

12. Перигелий - это …

13. Афелий – это …

14. Уильям Гершель в 1781 году с помощью телескопа открыл планету…

15. Плутон в 2006 году лишён статуса планеты вследствие того, что…

16. Точка небесной сферы, которая находится над головой наблюдателя называется…

17. Точка небесной сферы, которая находится под ногами наблюдателя называется…

18. Эклиптика – это…

19. Конфигурации – это…

20. Внешние планеты – это…

21. Система горизонтальных координат – это:

22. Собственным движением звезды называется…

23. В суточном вращении небесной сферы нас убеждают наблюдения…

24. Кульминация светила – это…

25. Важную информацию о физических процессах на Солнце даёт:

26. Всемирным временем называется…

27. Квазар – это…

28. На Солнце наиболее распространён элемент…

29. Звёздное скопление – это…

30. Эффект Доплера – это…

31. Светимость звезды – это…

32. Термоядерные реакции на Солнце происходят…

33. Упавшее на Землю небесное тело называется…

34. Пояс колец имеет планета Солнечной системы…

35. Пульсар – это…

36. В момент верхней кульминации светило…

37. Чёрная дыра – это…

38. Для изучения Солнца используются…

39. Астероид – это…

40. Новая звезда – это…

41. Как обозначаются звезды в созвездиях?

42. 1) Рассчитайте, во сколько раз звезда пятой звездной величины ярче звезды седьмой величины.

2) Проведите такой же расчет для звезд шестой и двенадцатой величины. Указание. Используйте при этом более точное значение отношения светового потока от звезд двух соседних величин: 2,512. Округлите полученное в результате число до целого и запишите его в ответ.

43. Сверхновая звезда – это…

44. На звёздных картах не указаны положения планет, потому что…

45. Самая маленькая планета Солнечной системы…

46. Приведите академическую формулировку (без обобщения Ньютона) первого закона Кеплера

47. Приведите обобщение Ньютона формулировки первого закона Кеплера

48. Приведите формулировку второго закона Кеплера.

49. Приведите академическую формулировку (без обобщения Ньютона) третьего закона Кеплера с формулой.

50. Приведите обобщение Ньютона формулировки третьего закона Кеплера с формулой.

51. Приведите формулировку закона всемирного тяготения Ньютона с формулой.

52. Объясните сущность явления затмений Луны и Солнца.

53. Сформулируйте особенности астрономии и её методов.

54. Объясните сущность фаз Луны.

55. Чем замечательны дни равноденствий и солнцестояний? Дайте развёрнутый ответ с датами и пояснениями.

56. Перечислите известные вам созвездия. Какие из них зодиакальные? Объясните понятие зодиакального созвездия.

57. Объясните понятия «синодический месяц» и «сидерический месяц». Какое из этих понятий синоним термину «звёздный месяц»?

58. Расскажите историю развития календаря. По какому календарю мы сейчас живём?

59. Как можно определить расстояние до небесных тел?

60. Кто основал гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира? В чём их сходство и различие?

61. Какие Вам известны галактики, кроме нашей? Как называется наша галактика? Какие виды галактик Вам известны?

62. Как происходит поиск жизни вне нашей планеты во Вселенной? По каким направлениям?

63. Какова история развития космонавтики? Приведите основные даты.

64. Какие виды отечественных космических аппаратов Вы знаете?

65. Каково строение Солнечной системы?

66. Расскажите о системе Земля – Луна, влиянии Луны на жизнь на Земле.

67. Как происходило изучение Луны с помощью космических аппаратов?

68. Какова история развития орбитальных космических станций?

69. Какие виды звёзд Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

70. Во сколько раз линейный радиус одной планеты превышает радиус другой планеты, если угловые радиусы планет r1=х’’ и r2=у’’?

71. Найти расстояние от планеты до её спутника, если горизонтальный параллакс спутника ρ = х’у’’ и экваториальный радиус планеты (а км).

72. Какой линейный радиус планеты, если расстояние до спутника равно 400000 км и угловой радиус спутника r=а’?

73. Во сколько раз звезда1 больше Солнца, если светимость звезды1 L=х, температура T=у К, светимость Солнца L=1, и его T=6000 К?

74. Период обращения двойной звезды а лет. Большая полуось видимой орбиты а = хʺ, а параллакс р = уʺ. Определите сумму масс и массы звёзд в отдельности, если они отстоят от центра масс на расстояниях, относящихся как 1: 4.

75. Противостояния некоторой планеты повторяются через х лет. Чему равна большая полуось её орбиты?

76. Считая, что разница в звездных величинах Солнца и Звезды1 составляет 32, рассчитайте, во сколько раз от Солнца приходит больше энергии, чем от звезды.

Указание. Используйте при этом более точное значение отношения светового потока от звезд двух соседних величин: 2,512. Округлите полученное в результате число до целого и запишите его в ответ.

 


Система оценивания

Правильное выполнение теоретического блока заданий – оценивание в баллах, правильное выполнение задания из практического блока – оценивание в баллах. Обращается внимание, что число баллов, которое можно получить за правильное выполнение того или иного задания, проставлено в скобках около его номера. Если приводится неверный ответ или ответ не приводится, то обучающийся получает 0 баллов. Если приводится ответ неполный или не точный, то обучающийся получает на 0,1 балл меньше за каждую неточность или на несколько десятых балла меньше в зависимости от того, насколько ответ отличается от полного. Баллы за все выполненные задания суммируются.

Особое внимание обучающихся необходимо обратить на таблицу с критериями оценки, в которой указано, сколько баллов достаточно набрать, чтобы получить ту или иную положительную оценку.

Обучающиеся должны знать, что критерии оценки останутся открытыми для них в течение всего времени, отведенного на зачет, и что они должны ориентироваться на них и учитывать в ходе выполнения работы с учетом запланированного результата.

Оценка Число баллов, необходимое для получения
«3» (удовлетворительно) 3,0-3,9
«4» (хорошо) 4,0-4,7
«5»  (отлично) 4,8-5,0

Результаты контроля знаний и умений обучающихся выражаются в оценке.

Оценка - это определение и выражение в баллах степени усвоения обучающимися знаний и умений, установленных учебной программой.

Список использованных источников

Основная:

1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Б.А. Воронцов –Вельяминов, Е.К.Страут. –М.: Дрофа, 2017

Дополнительная:

1. Астрономия. 11 класс Б.А. Воронцов –Вельяминов. –М.: Просвещение, 1989.

2. Астрономия. 11 класс В.В. Порфирьев. –М.: Просвещение, 2003.

3. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2013.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: