Проверки кредитных организаций и их филиалов Банком России. 4 страница

1) обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства, которое предусмотрено федеральным законом или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;

2) обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;

3) обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом.

Производные финансовые инструменты совместно с ценными бумагами являются финансовыми инструментами.

Все обязательные реквизиты, требования к форме документарной ценной бумаги и другие требования к документарной ценной бумаге определяются законом или в установленном им порядке. При этом, если в документе отсутствуют обязательные требования к документарной ценной бумаге, такой документ не является ценной бумагой, но сохраняет значение письменного доказательства.

Существует большое количество оснований для классификации ценных бумаг, остановимся лишь на основных критериях деления.

По способу выпуска. По способу выпуска выделяют эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. Эмиссионная ценная бумага характеризуется следующими признаками: 1) закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных федеральным законодательством формы и порядка; 2) размещается выпусками; 3) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения данной ценной бумаги. Среди эмиссионных ценных бумаг следует выделить государственные и муниципальные облигации, акции, опционы эмитента, российские депозитарные расписки. К неэмиссионным ценным бумагам относятся иные виды ценных бумаг, не имеющие в совокупности указанных выше признаков, например вексель, чек, сберегательная книжка на предъявителя.

По способу обозначения уполномоченного лица. По способу обозначения уполномоченного лица (владельца) ценной бумаги выделяют:

1) ценные бумаги на предъявителя - это ценные бумаги, по которым права, удостоверенные ценной бумагой, принадлежат лицу - предъявителю ценной бумаги (например, сберегательная книжка на предъявителя);

2) именные ценные бумаги - это ценные бумаги, права по которым принадлежат лицу, прямо указанному в ценной бумаге (например, акции, облигации);

3) ордерные ценные бумаги - это ценные бумаги, права по которым принадлежат названному в ценной бумаге лицу, которое в свою очередь может осуществить данные права или назначить своим распоряжением (приказом, ордером) другое уполномоченное лицо (например, вексель).

По форме выпуска. По форме выпуска можно выделять документарные и бездокументарные ценные бумаги. Документарная ценная бумага оформляется в виде отдельного документа в письменной форме. В свою очередь, бездокументарная ценная бумага не предполагает оформления на бумажном носителе, иными словами, фиксация прав по ценной бумаге происходит в бездокументарной форме путем записи по счету (в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или на основании записи по счету депо).

В зависимости от лица (эмитента), выпустившего ценную бумагу. В зависимости от лица, выпустившего ценную бумагу, выделяют:

- государственные ценные бумаги (государственная облигация);

- муниципальные ценные бумаги (муниципальная облигация);

- частные ценные бумаги (иные виды ценных бумаг).

По совокупности прав, удостоверяемых ценными бумагами. По совокупности прав, удостоверяемых ценными бумагами, следует выделять:

1) долевые ценные бумаги предполагают наличие права на долю в общем имуществе эмитента, право на управление и, наконец, право на получение части прибыли. К таким ценным бумагам следует отнести акции, инвестиционные паи, а также ипотечные сертификаты участия;

2) долговые ценные бумаги удостоверяют право требования о возврате суммы займа и уплате процентов на сумму займа. Основными долговыми ценными бумагами являются: а) облигация; б) вексель;

3) депозитные (вкладные, банковские) ценные бумаги - это ценные бумаги, которые выпускаются, как правило, в удостоверение заключения договора банковского вклада (сберегательный и депозитный сертификаты, сберегательная книжка на предъявителя);

4) товарораспорядительные ценные бумаги представляют собой ценные бумаги, закрепляющие право требовать передачи определенного имущества, характеризующегося родовыми признаками (коносамент, простое и двойное складские свидетельства);

5) производные ценные бумаги - ценные бумаги, предоставляющие право на иные ценные бумаги (российские депозитарные расписки, глобальные депозитарные расписки, американские депозитарные расписки).

По сроку обращения. По сроку обращения выделяют срочные и бессрочные ценные бумаги, в зависимости от указания срока обращения данных ценных бумаг.

Передача прав по ценной бумаге осуществляется следующими способами. Передача прав по предъявительской ценной бумаге осуществляется путем передачи (вручения) данной ценной бумаги новому владельцу. Для именных ценных бумаг необходимо заключение договора уступки прав (цессии). И наконец, для ордерной ценной бумаги передача прав осуществляется путем совершения на ценной бумаге (как правило, на обратной стороне) передаточной записи - индоссамента.

По общему правилу права владельцев на ценные бумаги удостоверяются самим фактом обладания владельцем соответствующей ценной бумагой. При этом эмиссионные ценные бумаги имеют некоторую специфику. Так, для документарных эмиссионных ценных бумаг права владельцев таких ценных бумаг удостоверяются сертификатами, а если сертификаты переданы на хранение в депозитарий, также и записями по счетам депо в депозитариях. Для бездокументарных ценных бумаг удостоверение прав происходит в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра, в случае учета права на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях.

 

§ 2. Рынок ценных бумаг как предмет

финансово-правового регулирования.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

 

Отношения, возникающие между уполномоченными органами государства, хозяйствующими субъектами по поводу выпуска, обращения и погашения ценных бумаг, образуют рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является составной частью финансового рынка, в который также включается денежный рынок (купля-продажа безналичной валюты), валютный рынок (купля-продажа иностранной валюты), рынок производных финансовых инструментов (деривативов) - свопы, опционы.

Следует выделять организованный и неорганизованный рынки ценных бумаг, существенным отличием организованного рынка является то, что сделки и операции с ценными бумагами осуществляются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, действующими на основании лицензий, выданных Банком России. Ранее данные лицензии выдавались ныне упраздненной Федеральной службой по финансовым рынкам. Примером организованного рынка могут выступать торговля ценными бумагами на фондовой бирже (например, ОАО "Московская биржа"), а неорганизованного рынка - скупка ценных бумаг у физических лиц - владельцев акций промышленного предприятия у проходной данного предприятия. При этом доступ на организованный рынок ценных бумаг непрофессиональные участники получают через заключение брокерских договоров, договоров доверительного управления ценными бумагами, опосредуемых договорами комиссии, поручения, агентским договором или договором доверительного управления.

С развитием электронно-технических средств участие брокера в торговле его клиентов снижается и заключается в обеспечении технического доступа на организованный рынок, а также выполнении ряда публичных функций, таких как мониторинг операций на предмет противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, манипулированию ценами, неправомерному использованию инсайдерской информации.

Также следует выделять первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Так, на первичном рынке ценных бумаг происходит заключение сделок между эмитентом и первичным приобретателем, опосредующих первоначальный выпуск ценных бумаг. На вторичном рынке происходит обращение ценных бумаг, т.е. заключение сделок купли-продажи и иных сделок между первичным приобретателем ценных бумаг и остальными участниками рынка ценных бумаг. В рамках вторичного рынка ценных бумаг осуществляется погашение ценных бумаг при наступлении установленного срока или досрочный выкуп ценных бумаг на рынке самим эмитентом ценных бумаг.

Также следует выделять первичное публичное размещение (initial public offering (IPO)) и вторичное публичное размещение (secondary public offering (SPO). При первичном публичном размещении ценные бумаги впервые предлагаются на организованном рынке неопределенному кругу лиц, в то время как при вторичном публичном размещении ранее размещенные ценные бумаги также предлагаются неопределенному кругу лиц на организованном рынке одним или несколькими владельцами ценных бумаг.

В настоящее время рынок ценных бумаг выполняет ряд функций. Во-первых, регулирующую функцию, которая заключается в создании и обеспечении исполнения правил торговли ценными бумагами, порядок разрешения споров участников торговли.

Во-вторых, перераспределительную функцию, выражающуюся в перераспределении денежных средств между домохозяйствами и различными отраслями хозяйства, перевод сбережений населения из непроизводительной формы в производительную сферу.

В-третьих, компенсационную функцию, проявляющуюся в финансировании дефицита бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации на безынфляционной основе, т.е. без выпуска и обращения дополнительных денежных средств.

Основными участниками рынка ценных бумаг выступают Банк России, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Банк России выполняет регуляторные и надзорные функции, а также является участником торговли на рынке ценных бумаг: выпускает ценные бумаги (облигации Банка России), является агентом по обслуживанию государственных ценных бумаг, заключает сделки купли-продажи, сделки репо с ценными бумагами.

К профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся следующие виды субъектов.

Брокер. Брокерская деятельность определяется как деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров о брокерском обслуживании с клиентом.

Дилер. Дилерская деятельность предполагает совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Доверительный управляющий. Под деятельностью по управлению ценными бумагами следует понимать деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Депозитарий. Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Регистратор. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг является сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг. Регистратор вправе привлекать для выполнения части своих функций трансфер-агентов, являющихся регистраторами, депозитариями или брокерами.

Форекс-дилер. К деятельности форекс-дилера относится исключительная деятельность юридического лица (форекс-дилера) по заключению от своего имени и за свой счет с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не на организованных торгах:

- договоров, которые являются производными финансовыми инструментами, обязанность сторон по которым зависит от изменения курса соответствующей валюты и (или) валютных пар и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения;

- двух и более договоров, предметом которых является иностранная валюта или валютная пара, срок исполнения обязательств по которым совпадает, кредитор по обязательству в одном из которых является должником по аналогичному обязательству в другом договоре и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения.

Деятельность форекс-дилера является исключительной: форекс-дилер не вправе совмещать свою деятельность с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. При этом форекс-дилеры вправе осуществлять данную исключительную деятельность только после вступления в саморегулируемую организацию форекс-дилеров.

Репозитарная деятельность не является профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, но при этом лицензируется Банком России. Так, репозитарной деятельностью признается осуществляемая на основании лицензии Банка России деятельность по оказанию услуг по сбору, фиксации, обработке и хранению информации о заключенных не на организованных торгах договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, договорах иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, а также по ведению реестра указанных договоров. Репозитарием может выступать только юридическое лицо. Из существующих видов участников рынка ценных бумаг репозитарную деятельность вправе осуществлять биржа, клиринговая организация, центральный депозитарий, расчетный депозитарий, не имеющий статуса центрального депозитария. Центральный контрагент не вправе осуществлять репозитарную деятельность.

Не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, но при этом выполняет важную роль по организации торговли ценными бумагами, организатор торговли на рынке ценных бумаг. Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг по проведению организованных торгов на рынке ценных бумаг на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.

Также на рынке ценных бумаг присутствуют саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Они представляют собой добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг создаются для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Такие организации вправе: 1) получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых Банком России; 2) утверждать правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами; 3) контролировать соблюдение своими членами утвержденных саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и, наконец, 4) осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также в случае, если саморегулируемая организация является аккредитованной Банком России, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.

Целью государственного регулирования рынка ценных бумаг выступает обеспечение формирования эффективного рынка с развитой инфраструктурой и институтами финансового рынка, обеспечение реализации единой государственной денежно-кредитной политики, формирование надежного источника инвестирования как для квалифицированных, так и неквалифицированных инвесторов, защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг.

К основным элементам государственного регулирования рынка ценных бумаг относится: 1) уполномоченный исполнительный орган государственной власти или уполномоченная организация, на которую возложены функции по регулированию рынка ценных бумаги (напомним, что Банк России не является исполнительным органом государственной власти), а также 2) нормативное правовое регулирование данного рынка.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг представлено системой финансово-правовых, административно-правовых и гражданско-правовых норм, регулирующих отношения участников рынка ценных бумаг, связанные с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также с осуществлением надзора со стороны уполномоченных органов и организаций за деятельностью участников рынка ценных бумаг. К гражданско-правовым отношениям следует относить общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся на основании сделок и операций с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами, опосредуемые договорами купли-продажи, залога, мены. Особенностью данных отношений является то, что они осуществляются на основе равноправия, автономии воль сторон, имущественной самостоятельности.

В свою очередь, финансово-правовое регулирование представлено в рамках финансовых отношений, складывающихся в рамках реализации организующей роли государства на рынке ценных бумаг.

Основным нормативным правовым актом на рынке ценных бумаг, прежде всего на рынке эмиссионных ценных бумаг и производных финансовых инструментов выступает Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; регистрация выпусков и проспектов эмиссионных ценных бумаг, правил управления фондами коллективного инвестирования; установление правил осуществления профессиональной деятельности, надзор и контроль уполномоченных органов (Центральный банк Российской Федерации) за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, фондов коллективного инвестирования имеет финансово-правовую сущность, несмотря на то что сами операции опосредуются гражданско-правовыми договорами.

В эффективной организации и функционировании рынка ценных бумаг заинтересовано прежде всего само государство. Здесь уместно провести параллели с банковским и страховым правом, где превалирующий характер целей и задач вступления в данные отношения предопределяет финансово-правовую природу банковских и страховых отношений, независимо от того, что сама банковская или страховая операция оформляется на основе гражданско-правового договора. Публичный характер целей регулирования предопределяет финансово-правовую сущность финансовых отношений на рынке ценных бумаг.

Взаимосвязь с финансовой деятельностью государства не должна рассматриваться как обязательный признак отнесения ряда отношений на рынке ценных бумаг к финансово-правовым отношениям. Оговоримся, что такому сегменту рынка ценных бумаг, как рынок государственных ценных бумаг, такая взаимосвязь изначально присуща, в отличие от рынка ценных бумаг, эмитентом которых выступают хозяйствующие субъекты (коммерческие организации).

Следует согласиться с профессором С.В. Запольским, подчеркивающим, что "реализация его норм и юридических конструкций (финансового права) может протекать вообще без образования и расходования государственных финансовых фондов... Речь идет о функционировании рынка ценных бумаг как части финансового рынка и финансово-правовых средствах регулирования этого рынка" <1>.

--------------------------------

<1> Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография. М.: РАП; Эксмо, 2008. С. 150.

 

Отдельно следует рассмотреть правоотношения, возникающие при выпуске и обращении государственных ценных бумаг. Несмотря на то что в основе государственной облигации как долговой ценной бумаги лежит гражданско-правовой договор займа, порядок выпуска и обслуживания государственных ценных бумаг регулируется финансово-правовыми нормами, в том числе нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В настоящий период на базе Банка России на финансовом рынке создан мегарегулятор, что позволит унифицировать правила регулирования финансового рынка, системно оценивать существующие риски. Сам факт создания мегарегулятора доказывает заинтересованность государства в системной, комплексной реализации единых целей и задач регулирования финансового рынка, что также является мировой тенденцией развития финансовых рынков.

Банк России выступает органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор на рынке ценных бумаг. Реализация данных функций осуществляется через постоянно действующий орган - Комитет финансового надзора, который принимает решение по основным вопросам регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке.

Основными целями деятельности Банка России на рынке ценных бумаг являются:

- обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации;

- эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

- защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках.

Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует политику развития и обеспечения стабильности финансового рынка России, включая рынок ценных бумаг.

В качестве правопреемника Федеральной службы по финансовым рынкам Банк России осуществляет следующие функции, регулируемые нормами административного и финансового права.

Нормативное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе установление правил осуществления профессиональной деятельности, стандартов эмиссии, раскрытия информации.

Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг путем выдачи соответствующих лицензий после проверки соблюдения соискателем лицензионных требований.

Регистрация выпусков и проспектов эмиссионных ценных бумаг, отчетов об итогах эмиссии ценных бумаг, правил управления паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами.

Регулирование аттестации физических лиц в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В настоящее время ряд полномочий в этой сфере переданы саморегулируемым организациям на рынке ценных бумаг.

Установление обязательных нормативов, в том числе нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов, инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и других некредитных финансовых организаций.

Проведение проверок по жалобам о возможном нарушении законодательства о ценных бумагах, а также плановых проверок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и других некредитных финансовых организаций.

Вынесение обязательных к исполнению предписаний и обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, предъявление исков о признании недействительными сделок, аннулировании выпуска ценных бумаг, в защиту государственных и общественных интересов на рынке ценных бумаг.

Привлечение к административной ответственности в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях физических и юридических лиц на рынке ценных бумаг.

 

§ 3. Правовое регулирование выпуска и обращения

государственных и муниципальных ценных бумаг в РФ.

Основные виды государственных ценных бумаг

 

Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг выступают исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таким уполномоченным органом выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации.

Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

Государственная ценная бумага выпускается от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. При этом облигации Банка России не являются государственными ценными бумагами.

Государственные ценные бумаги позволяют обеспечивать финансирование государственного и муниципального долга; эффективное управление государственными и муниципальными финансами; расширяют финансовый инструментарий для Банка России в целях реализации государственной денежно-кредитной политики, регулируют ликвидность на денежном рынке, устанавливают и поддерживают процентные ставки; обеспечивают рынок высоконадежными финансовыми инструментами для хозяйствующих субъектов и частных инвесторов.

Основными экономическими преимуществами государственных ценных бумаг является то, что ценные бумаги считаются высоконадежными финансовыми инструментами (что, однако, не исключает риска дефолта по государственным ценным бумагам, имевшего место в России в 1997 году), что позволяет минимизировать риск имущественных потерь. Кроме того, доход по государственным ценным бумагам (в отличие от ценных бумаг, выпущенных хозяйствующими субъектами, например корпоративные облигации) не подлежит налогообложению.

Основными нормативными правовыми документами, регулирующими выпуск и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг, выступают Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

Среди основных видов государственных ценных бумаг следует выделить:

- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

- облигации федеральных займов (ОФЗ);

- государственные сберегательные облигации (ГСО);

- облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

- облигации нерыночных займов (ОНЗ);

- облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ);

- облигации государственного валютного облигационного займа (ОГВЗ);

- облигации внешнего облигационного займа.

Государственные ценные бумаги могут быть номинированы в рублях (ГКО) и иностранной валюте (ОВВЗ), содержать ограничения по кругу инвесторов и операциям с ними (ГСО, ОНЗ).

Отдельно выделим государственные ценные бумаги, выпускаемые не для финансирования дефицита бюджета и погашения существующей задолженности, а для обеспечения устойчивости банковской системы Российской Федерации путем повышения капитализации банков (повышение собственных средств банков).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: