Проверки кредитных организаций и их филиалов Банком России. 3 страница

(2) расчеты по аккредитиву (банк осуществляет перевод денежных средств при предъявлении документов, подтверждающих наступление определенных согласованных условий). При расчетах по аккредитиву банк обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления получателем средств документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение условий аккредитива. Например, аккредитив может применяться при купле-продаже коммерческой недвижимости (офиса, склада, цеха): путем открытия аккредитива деньги, предназначенные для оплаты недвижимого имущества, резервируются банком на период государственной регистрации перехода права собственности; после перехода права собственности к покупателю и предоставления банку подтверждающих документов (договор купли-продажи с отметкой Росреестра о регистрации и др.) деньги перечисляются на банковский счет продавца недвижимости;

(3) расчеты инкассовыми поручениями (банк осуществляет перевод денежных средств по распоряжению получателя денежных средств (взыскателя), а не плательщика). Расчеты инкассовыми поручениями допускаются, если только это предусмотрено договором либо законом. Например, такое условие нередко предусматривается в кредитном договоре или в договоре банковского счета, заключенном между плательщиком и его банком; в соответствии с этим условием банк списывает с банковского счета клиента задолженность по кредиту. В соответствии с законом распоряжения к банковским счетам плательщиков вправе предъявлять налоговый органы, судебные приставы - исполнители, а также взыскатели, которые самостоятельно предъявляют исполнительные листы для исполнения в банки. Получив исполнительный лист или поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджет налоговой недоимки, банк плательщика самостоятельно составляет инкассовое поручение;

(4) расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) (банк осуществляет перевод денежных средств по распоряжению получателя, но с согласия плательщика). Эта форма безналичных расчетов в настоящее время достаточно широко применяется. В качестве примера можно привести расчеты при покупках в Интернете: покупатель указывает данные банковской карты для покупки на сайте продавца, после чего направляется запрос (распоряжение) продавца в банк покупателя на платеж; банк на мобильный телефон покупателя направляет СМС-сообщение с набором цифр, которые следует ввести в форму на сайте для завершения расчетов; вводя цифры, плательщик подтверждает свое согласие на списание денежных средств с банковского счета по запросу продавца. Если покупатель цифры не вводит, то платеж не проводится. Возможность проведения безналичных расчетов посредством прямого дебетования должна быть предусмотрена в договоре между плательщиком и обслуживающей его кредитной организацией <1>;

--------------------------------

<1> См.: статья 6 Федерального закона "О национальной платежной системе".

 

(5) расчеты чеками. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя, адресованное банку, о выплате суммы, указанной в чеке, чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чек оплачивается за счет средств чекодателя (§ 5 главы 46 Гражданского кодекса РФ).

Корреспондентские счета. Возможность осуществления безналичных расчетов посредством перевода денежных средств обеспечивается посредством корреспондентских счетов, открываемых кредитными организациями <1>. Корреспондентские счета кредитные организации открывают в учреждениях Банка России <2>. Корреспондентские счета используются для осуществления межбанковских операций, в том числе для безналичных расчетов <3>. По сути, это расчетные счета кредитных организаций, открытые в Банке России. Так, Банк России на основании договора корреспондентского счета, заключенного с кредитной организацией (клиентом), принимает и зачисляет поступающие денежные средства на корреспондентский счет клиента, исполняет распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств с корреспондентского счета, осуществляет перевод денежных средств в рамках платежной системы Банка России <4>. Соответственно, чтобы осуществить перевод денежных средств своего клиента, банк направляет соответствующее поручение Банку России, который исполняет его путем списания денежных средств с корреспондентского счета банка-плательщика и зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка - получателя денежных средств.

--------------------------------

<1> См.: Инструкция Банка России от 30 мая 2014 года N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" // Вестник Банка России. 2014. N 60.

<2> Также корреспондентские счета могут быть открыты в других кредитных организациях.

<3> См.: статья 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

<4> См.: Письмо Банка России от 28 января 2013 года N 7-Т "О рекомендуемых условиях договора корреспондентского счета (субсчета), заключаемого между Банком России и кредитной организацией (ее филиалом)" // http://cbr.ru.

 

Банковские карты. Безналичные расчеты также осуществляются с использованием банковских карт, которые получили широкое распространение.

Банковские карты в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе" являются электронным средством платежа. Электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (подп. 19 ст. 3).

Использование банковских карт прежде всего ориентировано на физических лиц, которые с их помощью получают возможность расплатиться за приобретаемые товары (работы, услуги) без использования наличных денег, со своего банковского счета либо без его открытия (при переводе электронных денежных средств). В отличие от хозяйствующих субъектов (юридических лиц и предпринимателей), которые имеют возможность производить платежи с использованием платежных поручений, для физических лиц банковские карты - это удобный способ произвести оперативные безналичные платежи в режиме on-line. При этом и хозяйствующие субъекты, включая кредитные организации, также могут использовать банковские карты для совершения отдельных операций.

Государство, будучи заинтересованным в сокращении наличных расчетов населения, проводит целенаправленную политику по расширению использования банковских карт. Еще в 1996 году в Стратегии развития платежной системы России, утвержденной Советом директоров Банка России (протокол от 1 апреля 1996 года N 15) <1> была поставлена задача внедрения расчетов платежными картами для сокращения наличных денег в обращении. В настоящее время в России создана национальная система платежных карт на базе акционерного общества "Национальная система платежных карт" (НСПК), акции которого принадлежат Центробанку <2>.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 1996. N 17.

<2> Официальный сайт АО "НСПК": http://www.nspk.ru.

 

В настоящее время порядок расчетов банковскими картами урегулирован Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт (утв. Банком России 24 декабря 2004 года N 266-П) (далее - Положение N 266-П).

Банковские карты выпускаются банками, а также уполномоченными небанковскими кредитными организациями для клиентов - физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Держателями банковских карт всегда являются физические лица, в том числе уполномоченные индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые непосредственно совершают операции с использованием банковских карт, в том числе выпущенных для организаций.

Клиенты используют банковские карты для совершения операций с денежными средствами, находящимися у банка-эмитента: получения наличных денежных средств, оплаты товаров (работ, услуг), а также для других операций, в отношении которых не установлено нормативных запретов (ограничений) на их совершение.

Возможность совершения указанных операций обеспечивается специальными программно-техническими средствами, которые позволяют совершать операции с помощью банковских карт без участия работника банка. Именно в этом заключается удобство использования банковских карт: держателю карты не требуется обращаться в подразделения банка, он может совершить операции с использованием специальных устройств, которые располагаются в широком и открытом доступе, круглосуточно.

Выдача наличных денег производится с использованием банкоматов.

Расчеты с использованием банковских карт производятся с использованием поставщиками товаров (работ, услуг) специальных технических средств. Для обеспечения таких расчетов поставщик заключает с банком договор эквайринга, по которому поставщик обязуется при реализации товаров (работ, услуг) принимать банковские карты в оплату, а банк обязуется перечислять в пользу поставщика денежные средства в размере сумм операций по оплате товаров (работ, услуг), совершенных законными держателями банковских карт. Выполняя обязательства эквайрера, банк обязан принимать от поставщика запросы на авторизацию операций, совершаемых в торгово-сервисных точках с использованием банковских карт. В ходе авторизации устанавливается подлинность карты и происходит проверка наличия денежных средств на счете владельца карты, после чего от банка поступает разрешение на осуществление операции с использованием платежной карты. Также при наличии договора эквайринга банк может выдавать наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся его клиентами.

Банковские карты бывают трех видов: расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные.

Расчетная (дебетовая) карта предназначена для совершения операций в пределах расходного лимита - суммы денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого банком-эмитентом клиенту при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).

Кредитная карта предназначена для совершения операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Предоплаченная карта используется для осуществления перевода электронных денежных средств и возврата остатка электронных денежных средств в пределах денежной суммы, предварительно предоставленной держателем такой карты кредитной организации - эмитенту.

Перевод электронных денежных средств. Как было указано выше, расчеты могут осуществляться с использованием электронных денежных средств. Такие расчеты также осуществляются посредством перевода. Операции по переводу электронных денежных средств регулируются Федеральным законом "О национальной платежной системе" и Положением N 383-П и осуществляются без открытия банковского счета. При этом перевод электронных денежных средств может осуществляться по поручению любых субъектов: как физических лиц, так и предпринимателей и юридических лиц, однако последние могут осуществлять переводы только в пользу физических лиц.

Перевод электронных денежных средств вправе осуществлять кредитные организации (в том числе небанковские), имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (оператор электронных денежных средств) <1>. При этом кредитная организация обязана уведомить Банк России о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств. По состоянию на середину 2015 года уже сто кредитных организаций направили такие уведомления в Банк России <2>. Среди них как банки (ОАО "АЛЬФА-БАНК", КИВИ Банк (ЗАО), ОАО "БАНБАНК" и др.), так и небанковские кредитные организации (ООО НКО "Деньги. Мэйл. Ру", ООО НКО "Яндекс. Деньги", НКО "МОНЕТА. РУ" (ООО), ООО НКО "РАПИДА" и др.).

--------------------------------

<1> Подпункт 1 ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

<2> См.: сайт Банка России: http://cbr.ru/PSystem/?PrtId=oper_zip.

 

При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства кредитной организации на основании заключенного с ней договора с использованием своего банковского счета (это обязательно для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) или без использования банковского счета (в таком порядке деньги могут предоставляться физическими лицами, которые также вправе использовать и банковский счет). Кредитная организация (оператор электронных денежных средств):

(1) учитывает денежные средства, предоставленные клиентом, путем формирования записи, отражающей размер своих обязательств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств (остаток электронных денежных средств);

(2) переводит электронные денежные средства на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств, а также в согласованных случаях - на основании требований получателей средств.

Перевод электронных денежных средств влечет уменьшение остатка электронных денежных средств плательщика и увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств;

(3) на постоянной основе ведет учет информации об остатках электронных денежных средств и осуществленных переводах электронных денежных средств;

(4) переводит остаток (его часть) электронных денежных средств клиента по его распоряжению на банковский счет, а клиентам - физическим лицам также выдает наличные денежные средства.

Для осуществления переводов электронных денежных средств используются электронные средства платежа (средства и (или) способы, позволяющие клиенту составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств (в том числе электронных) с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств). Федеральным законом "О национальной платежной системе" в целях осуществления переводов электронных денежных средств электронные средства платежа делятся на следующие виды:

(1) персонифицированные. Использование персонифицированного электронного средства платежа возможно, когда кредитная организация (оператор электронных денежных средств) идентифицировала клиента - физическое лицо в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Использование персонифицированного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 600 тысяч руб.;

(2) неперсонифицированные. Использование неперсонифицированного электронного средства платежа означает, что кредитная организация не идентифицировала клиента - физическое лицо. Использование неперсонифицированного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч руб.; общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тысяч руб. в течение календарного месяца. В целях расширения возможностей использования неперсонифицированного электронного средства платежа кредитная организация может проводить упрощенную идентификацию клиента - физического лица <1>: в этом случае лимит остатка электронных денежных средств повышается до 60 тысяч руб., а общая сумма переводимых электронных денежных средств в месяц - до 200 тысяч руб. Важно отметить, что неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица;

--------------------------------

<1> См.: статья 3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

 

(3) корпоративные. Это электронное средство платежа используется клиентами - юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с проведением их идентификации в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 600 тысяч руб. на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

Ответственность за нарушение правил безналичных расчетов носит гражданско-правовой характер и применяется на основании ст. 856 Гражданского кодекса РФ: в случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены статьей 395 Гражданского кодекса РФ.

Также в ст. 34 Федерального закона "О национальной платежной системе" предусмотрены действия и меры принуждения, применяемые Банком России в случае нарушения требований указанного Федерального закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. Регулятор располагает широким набором способов воздействия на нарушителей: он вправе направлять рекомендации по устранению выявленного нарушения и предписание об устранении нарушения с указанием срока для его устранения; ограничивать (приостанавливать) оказание услуг; взыскивать штрафы с нарушителей и др.

 

§ 4. Правовые основы национальной платежной системы

 

Как уже было сказано, национальная платежная система обеспечивает осуществление современных безналичных расчетов.

В России в 2011 году принят Федеральный закон "О национальной платежной системе", который устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, регулирует деятельность субъектов национальной платежной системы, определяет требования к организации и функционированию платежных систем, устанавливает порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе (ст. 1).

Платежная система - это совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая (1) оператора платежной системы, (2) операторов услуг платежной инфраструктуры, (3) участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств <1>.

--------------------------------

<1> Участниками платежной системы также могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, юридические лица, являющиеся участниками клиринга, страховые организации, осуществляющие страхование ОСАГО, органы Федерального казначейства, международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки, центральный платежный клиринговый контрагент. См.: Таблица для проведения заявителем проверки правил платежной системы на соответствие требованиям Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и принятым в соответствии с ним нормативным актам Банка России" (утв. Банком России) // СПС "КонсультантПлюс".

 

Каждый из указанных субъектов принимает участие в переводе денежных средств, выполняя специальные функции <1>; только согласованные действия указанных субъектов обеспечивают проведение безналичных расчетов.

--------------------------------

<1> Далее указанные субъекты условно названы специальными субъектами.

 

Оператор платежной системы является ее "создателем": принимает решение об организации платежной системы, определяет правила платежной системы и привлекает на договорной основе операторов услуг платежной инфраструктуры. Правилами платежной системы устанавливаются требования к операторам услуг платежной инфраструктуры, касающиеся их финансового состояния, технологического обеспечения и других факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.

Операторами услуг платежной инфраструктуры являются (1) операционный центр, (2) платежный клиринговый центр, (3) расчетный центр.

Операционный центр "отвечает" за информационно-коммуникационные технологии, которые в рамках платежной системы обеспечивают доступ к услугам по переводу денежных средств, а также обмен электронными сообщениями между всеми лицами, взаимодействующими в связи с переводом безналичных денежных средств (клиентами, операторами по переводу денежных средств, платежными клиринговыми центрами и расчетными центрами). То есть операционный центр обеспечивает платежный технологический процесс в рамках платежной системы.

Платежный клиринговый центр принимает к исполнению распоряжения операторов по переводу денежных средств, при этом проверяет соответствие распоряжений установленным требованиям, определяет достаточность денежных средств для исполнения распоряжений, определяет суммы денежных средств, подлежащих списанию и зачислению расчетным центром по банковским счетам участников платежной системы (платежные клиринговые позиции), передает расчетному центру распоряжения для исполнения и извещает участников платежной системы о приеме их распоряжений к исполнению <1>. То есть, по сути, платежный клиринговый центр осуществляет предварительный финансовый контроль и санкционирует перечисление денежных средств путем направления соответствующего распоряжения расчетному центру.

--------------------------------

<1> Таблица для проведения заявителем проверки правил платежной системы на соответствие требованиям Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и принятым в соответствии с ним нормативным актам Банка России" (утв. Банком России).

 

Расчетный центр, получив распоряжение от платежного клирингового центра, выполняет непосредственно операцию списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, после чего направляет подтверждение исполнения распоряжения.

Оператор по переводу денежных средств как организация, уполномоченная осуществлять перевод денежных средств с открытием банковских счетов либо без открытия, для выполнения указанных операций должен стать участником одной либо нескольких платежных систем, чтобы воспользоваться ее платежной инфраструктурой. Для этого оператор по переводу денежных средств присоединяется к правилам платежной системы. Если правила платежной системы предусматривают возможность перевода денежных средств путем перевода электронных денег без открытия банковского счета, то участниками платежной системы будут операторы электронных денежных средств.

Федеральный закон "О национальной платежной системе" допускает возможность исполнения функций оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и оператора по переводу денежных средств одним субъектом с определенными ограничениями. Например, такое "совмещение" функций имеет место в платежной системе Банка России <1>. Положение о платежной системе Банка России (утв. Банком России 29 июня 2012 года N 384-П) является правилами платежной системы Банка России, в соответствии с которыми платежная система функционирует.

--------------------------------

<1> Пункт 1.4 Положения о платежной системе Банка России, утв. Банком России 29 июня 2012 года N 384-П // Вестник Банка России. 2012. N 36.

 

Среди платежных систем выделяются значимые платежные системы, которые в свою очередь делятся на системно значимые и социально значимые. Платежная система признается системно значимой, если через нее осуществляются переводы значительных объемов денежных средств (общий объем переводов в течение трех календарных месяцев подряд в размере 15 трлн руб., а суммы отдельных переводов денежных средств - 100 млн руб. <1>), либо она используется для рефинансирования кредитных организаций, либо если в рамках платежной системы проводятся переводы по сделкам, совершенным на организованных торгах. Платежная система признается социально значимой, если она активно используется для расчетов населением: для переводов по банковским счетам и без их открытия, с использованием банковских карт.

--------------------------------

<1> См.: Указание Банка России от 2 мая 2012 года N 2815-У "Об установлении значений критериев для признания платежной системы значимой" // Вестник Банка России. 2012. N 30.

 

Банк России предъявляет особые требования к значимым платежным системам, которые направлены на обеспечение бесперебойного функционирования такой системы и защиты интересов участников расчетов.

Также Федеральный закон "О национальной платежной системе" закрепляет определение понятия национальная платежная система, которым охвачены все существующие в России платежные системы, посредством которых осуществляются безналичные расчеты на территории государства. Таким подходом законодатель подчеркнул общность целей и задач, стоящих перед специальными субъектами - обеспечение эффективных, бесперебойных и безопасных расчетов, в чем заинтересованы как отдельные лица, пользующиеся этими услугами, так и публичная власть.

 

Глава XVII. ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

§ 1. Понятие ценных бумаг, их виды

 

В настоящее время в действующем российском законодательстве отсутствует нормативное определение ценной бумаги. Ранее существовавшее до 2013 года нормативное определение ценной бумаги как документа не отражало экономическую и правовую природу бездокументарной ценной бумаг, которая не могла рассматриваться по определению в качестве документа.

В настоящий момент законодатель решил данный вопрос путем нормативного закрепления определений документарной ценной бумаги и бездокументарной ценной бумаги.

Документарная ценная бумага определяется как документ, соответствующий установленным законом требованиям и удостоверяющий обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов.

Бездокументарной ценной бумагой признаются обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав (ст. 142 ГК РФ).

К ценным бумагам относятся акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке.

При этом выпуск или выдача ценных бумаг подлежит государственной регистрации в случаях, установленных законом.

Ценной бумагой признается только тот объект гражданских прав, который прямо поименован в нормативном правовом акте ценной бумагой. В настоящее время к ценным бумагам относятся:

1) государственная облигация;

2) облигация;

3) вексель;

4) закладная;

5) акция;

6) российская депозитарная расписка;

7) инвестиционный пай;

8) ипотечный сертификат участия;

9) депозитный и сберегательный сертификаты;

10) чек;

11) сберегательная книжка на предъявителя;

12) опцион эмитента;

13) приватизационные ценные бумаги;

14) коносамент;

15) простое и двойное складское свидетельства;

16) клиринговый сертификат участия.

Отметим, что ни фьючерс, ни опцион не являются ценными бумаги в соответствии с российским законодательством и должны рассматриваться как производные финансовые инструменты.

Под производным финансовым инструментом понимается договор, за исключением договора репо, предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: