Вот так разрешилась ситуация с Вуличем. А что же Печорин? Печорин не может оставить фатальный исход Вулича. Печорин сам теперь горит желанием испытать судьбу: «В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу».
Может ли он справиться с тем, кто только что зарезал офицера как свинью, оставив и животное, и человека лежать на дороге. Печорин идет в дом убийцы. Но его судьба иная. Он решился сыграть с жизнью в опасную рулетку: кто кого. Автор специально готовит к входу Григория в дом к казаку. Его пытаются успокоить есаул, майор, родная мать. Казак не хочет сдаться и твердить одно слово: «Не покорюсь!» Печорин и здесь ведет себя как проницательный психолог, рассудительный человек. Он изучает каждую деталь поведения: лежит на полу, вздрагивает, хватается за голову, пытается что-то вспомнить. Анализ поведения толкнул его на смерть или мысль, которая мелькнула в голове Печорина: «…испытать судьбу». Все проходит мгновенно: опять дым, выстрел над ухом, сорванный от пули эполет и связанный казак. Офицеры поздравляют Печорина. Смерть пролетела рядом, но решила не задевать или это ее ирония? Сам рассказчик признается, что событие могло сделать его фаталистом. Мысли летают с огромной скоростью. Сомнения вызывают другие выводы: убеждение в своей живучести – это «обман чувств или промах рассудка». Из этой игры с судьбой он вышел победителем. Победа Печорина – случайность или проявление точно рассчитанных действий, ловкости, силы, ума? Да, он победил, потому что действовал.
Итак, Печорин не желает подчиняться предопределению. Он берет ситуацию в свои руки. Это и делает его героем времени в подлинном, а не в ироничном смысле. Судьба есть, но нужно не слепо ей подчиняться, а действовать, брать каждую ситуацию в свои руки. Наша судьба – это наш анализ, расчет и воля. И только от нас самих она зависит.
По сути, только здесь, в финале повести и всего романа, Григорий Александрович совершает поступок, приносящий пользу людям. Этот поступок, как последний луч надежды на то, что Печорин вновь почувствует вкус к жизни, он найдет свое счастье в помощи другим, будет использовать свое хладнокровие в тех ситуациях, когда обычный человек не может взять себя в руки. Но все это мы узнаем только в конце романа, когда уже знаем, что надежды не осталось, что Печорин умер, так и не раскрыв своих могучих талантов. Вот и ответ автора. Человек – сам хозяин своей судьбы. И всегда есть шанс взять бразды в свои руки.
Смысл названия главы.
Кто же в главе является фаталистом?
Во-первых, сам офицер Вулич - фаталист, человек, верящий в предопределенность судьбы. Вулич является фаталистом, потому что считает, что все в жизни решено за нас кем-то свыше и мы не можем ничего изменить.
Во-вторых, фаталистом также можно назвать и Максима Максимыча. Он считает, что смерть Вулича была "на роду написана". Это значит, что Максим Максимыч верит в предопределенность и также является фаталистом: "...Да, жаль беднягу… Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!.. Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!.."
А кто же Печорин: фаталист? реалист? человек действия? В тексте есть подсказка. Печорин сам говорит о себе, ведь точнее, чем ты сам, о тебе никто не скажет: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера, напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь!».
Вулич и Печорин.
Вулич – двойник Печорина. Сходство героев в таких качествах, как необычность, замкнутость, хладнокоровие, мужество, желание рисковать. Под маской спокойствия и хладнокровия скрывается борьба чувств и страстей. Вулич - страстный игрок в карты, упорно каждый раз начинающий сначала как и Печорин, страстно играющий как своей, таи и чужой жизнью.
Но при этом есть и различия.
| Вулич – фаталист Страстный игрок, постоянно испытывает судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в назначенном часе смерти. | Печорин не фаталист Не верит в предопределенность судьбы, считает, что человек определяет свою судьбу, проявляя волю, активно действуя. По мнению героя, характер имеет немалое значение в судьбе человека. Печорин, в отличие от Вулича, духовно независимая личность, которая в своих мыслях и действиях опирается прежде всего на собственный разум и волю, а не сомнительные «небесные» предначертания. Одновременно с этим, отчет человека во всех своих словах и поступках в первую очередь перед самим собой увеличивает не только меру его личной свободы, но и личной ответственности – за жизнь свою, за судьбу мира. |
Таким образом, введение Вулича в систему образов романа позволяет автору описать более полно личность Печорина, а также наиболее полно и достоверно изобразить социально – духовные противоречия тридцатых годов: его пассивность, слепую веру в избранность человека судьбой и, одновременно, действенную позицию части этого поколения в попытке противостоять предопределенности.






