Чайковский в Белом доме

Почти 90 лет с жизнью музея были связаны три поколения семьи Давыдовых - близких родственников Чайковского, детей и внуков его сестры Александры. После смерти композитора в его доме жил племянник Владимир Давыдов, которому была посвящена Шестая симфония, затем Юрий Давыдов, младший из племянников. Он как раз сопровождал архивы Чайковского во время эвакуации в Воткинск. В Клину работали дочери Юрия Давыдова - Ксения Давыдова и Ирина Соколинская, возглавлявшие рукописный отдел и личное собрание Чайковского. Давыдовы - целая эпоха в жизни музея, в доме же Чайковского до сих пор ежегодно собираются потомки из рода Чайковских - Давыдовых - фон Мекк на семейное "чаепитие". Многие прилетали на 175-летие Чайковского в Клин из разных стран. К слову, в 1958 году Юрий Давыдов принимал в музее великого дирижера Леопольда Стоковского, посадившего в парке дуб "от всех музыкантов мира". С тех пор известные музыканты, приезжавшие в Клин, члены жюри конкурса Чайковского сажали деревья возле дома композитора: сегодня здесь целые аллеи с именными деревьями. Среди гостей дома, вытсупавших здесь, Александр Гольденвейзер, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Ван Клиберн, Давид Ойстрах, Михаил Плетнев, Риккардо Мути, лауреаты конкурсов Чайковского и др.

В музее помнят, как в 1962 году в Клин приехала бельгийская королева Елизавета, гостья второго Конкурса Чайковского, и как в 1991 году бывший президент США Ричард Никсон во время своего визита к Михаилу Горбачеву внезапно по пути в Завидово заехал в Клин. Его встретила крупнейший специалист по Чайковскому Полина Вайдман, возглавлявшая тогда рукописный фонд музея. Оказалось, Чайковский - любимый композитор бывшего американского президента, и в Белом доме у него всегда звучала музыка Чайковского. Никсон попросил даже остаться наедине с портретом Чайковского в гостиной.

Подлинный Чайковский

Фотографии, афиши запечатлели, как изменилась работа музея, когда он вошел в международное музейное пространство. Десятки выставок в разных странах - в Германии, Норвегии, США, Чехии, Франции, в том числе знаменитая выставка "Подлинный Чайковский", вызвавшая фурор в Японии. В Клину - активная концертная жизнь с афишами Ирины Архиповой, Михаила Плетнева, Владимира Федосеева, Владимира Юровского, Александра Рудина, Валерия Гергиева, Дениса Мацуева и других. Это был период, когда музей практически три десятилетия возглавляла Галина Белонович, а рукописным фондом Чайковского заведовала Полина Вайдман. В Клину сформировался центр исследовательской работы по изучению наследия Чайковского. Студенты из консерваторий Советского Союза проходили в Клину архивную, музейную практику. Многие выдающиеся ученые писали здесь свои работы.

Сегодня дом Чайковского связан с крупным научным проектом: изданием Полного Академического собрания сочинений Чайковского в авторских редакциях. По словам Ады Айнбиндер, научного руководителя издания, это и есть то главное, с чем дом Чайковского входит в будущее, "грандиозный проект, рассчитанный не на одно десятилетие. Участником проекта является также Государственный институт искусствознания. К сегодняшнему дню выпушено 12 томов сочинений Чайковского, а полное собрание будет включать более 120 томов. Проект необходимо развивать, но для этого нужны ученые, молодые музыковеды, обученные именно этой отрасли музыковедческой профессии. Есть острая необходимость организовать совместно с ведущими российскими высшими учебными заведениями специальную стажировку, чтобы готовить конкретных людей под данный проект возвращения миру подлинного Чайковского".

Старейшему в стране композиторскому музею сегодня нужна и серьезная материально-техническая поддержка для развития этого решающего в понимании творчества Чайковского проекта. Необходима и техническая модернизация экспозиционных помещений, которую прошли практически все подобные музеи в мире: Музей Шопена в Варшаве, музеи Моцарта в Зальцбурге и в Вене, Музей Бетховена в Бонне, вилла Вагнера "Ванфрид" в Байройте и др. Будущее дома Чайковского также связано с появлением федерального проекта строительства в Клину фестивального кластера "Вселенная Чайковского", включающего театрально-концертный комплекс с репетиционными и выставочными помещениями, образовательный центр, реконструкцию административного корпуса музея. А пока, несмотря на историческую табличку на входной двери дома Чайковского, которую не снимают с тех пор, как Петр Ильич в 1893 году уехал в Петербург и больше никогда не вернулся: "Дома нетъ. Просятъ не звонить", каждый день к нему приходят сотни и сотни людей из разных городов и стран. В следующем году их ожидается еще больше: Чайковскому, имя которого считается в мире синонимом русской культуры, будут отмечать180 лет со дня рождения.

Прямая речь

Владимир Лисенко, директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского:

- Все вопросы нашего ближайшего будущего связаны с тем, что по поручению президента музей Чайковского в Клину должен быть передан на федеральный уровень и включен в государственный реестр особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Актуальная для нас перспектива - это развитие усадебных территорий, которые входят в состав музея-заповедника Чайковского. У нас давно готова научная документация по реставрации строений, которые находятся на территории усадьбы Демьяново: зимний и летний дома Владимира Танеева (старшего брата Сергея Танеева), дача семьи Бугаевых (Андрея Белого), дача Аполлинария Васнецова. Кроме Демьяново в заповедник входит усадьба Майданово, где Чайковский провел четыре года и написал оперы "Черевички", "Чародейка", "Иоланта", балет "Щелкунчик" и др., а также усадьба Фроловское, где были созданы Пятая симфония и балет "Спящая красавица" и где мы планируем восстановить пересохший пруд и на маленьком островке установить артобъект - замок спящей красавицы. К 180-летию со дня рождения Чайковского мы делаем выставку, которую покажем в Воткинске, Калининграде, Петербурге. С Русским музеем уже есть договоренность, что осенью следующего года там состоится выставка, посвященная значению Петербурга в жизни Чайковского.

 

 

Здесь судьбы в единую слиты

В этом году началось строительство Ржевского мемориала Советскому солдату

Близ старинного Ржева продолжаются работы по монтажу 25-метровой скульптуры воина. Эту 80-тонную бронзовую фигуру установят на 10-метровом восьмигранном искусственном холме. Грандиозный мемориал создается по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны на месте кровопролитных сражений подо Ржевом в 1942-1943 годах. Проект реализуется на народные деньги Российским военно-историческим обществом при поддержке Союзного государства, Министерства культуры РФ, правительства Тверской области и Музея Победы на Поклонной горе в Москве.

В ноябре 2018-го в основание мемориала лег первый камень, тогда на огромном пустыре в 250 километрах от Москвы по Новорижскому шоссе не было ничего, кроме густого бурьяна. Сейчас на земляном холме установлен стальной каркас, примерно на треть собрана 25-метровая фигура советского солдата. Рабочие один за другим наваривают бронзовые фрагменты скульп­туры, их было отлито около шестисот. Время торопит: мемориал планируется открыть 9 мая 2020 года, в день празднования 75-й годовщины Великой Победы.

Накануне прошлого Нового года обозреватель "СОЮЗа" заглянул в крохотную мастерскую авторов мемориала: скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина. За пару дней до этого их проект, победивший в российско-белорусском конкурсе, одобрил Владимир Путин.

- Первоначальный образ воина претерпел большие изменения, - рассказывал Андрей. - В итоговом варианте появились вот эти журавли, а тяжелую солдатскую шинель сменила легкая гимнастерка с "летящей" за плечами плащ-палаткой.

Кардинально были переработаны постамент и инфраструктура мемориала.

- На бетонных стенах в основании было решено закрепить листы кортеновской стали, - продолжил Константин, - на которых выгравируют имена красноармейцев, погибших подо Ржевом, а также разместят фотографии участников Ржевской битвы.

Спустя два месяца, в феврале 2019 года, я вновь зашел в мастерскую.

- Вчера у нас в гостях побывали члены оргкомитета по возведению мемориала во главе с Госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой, - рассказали ребята. - Обсуждались нюансы проекта, вскоре можно начинать лепку фигуры в полный рост.

Две недели спустя, в середине марта, на пустыре близ деревни Хорошево в Тверской области появились вагончики саперов, которым предстояло расчистить поле от оставшихся в земле после войны бое­припасов. Вслед на ними за дело взялись поисковики, которые поднимали останки безымянных солдат. В это же самое время на окраине Москвы Андрей и Константин в арендованном огромном цехе бывшего завода принялись лепить из специальной голубой глины полномасштабную скульптуру солдата. Всю 25-метровую фигуру пришлось "разрезать" на три части и каждую лепить в отдельности.

На листах из кортеновской стали будут выгравированы имена красноармейцев, погибших подо Ржевом

К лету все три части были слеплены, их аккуратно разделили на 600 фрагментов, которые стали готовить для следующего этапа - отливки в бронзе. Для горячих работ была выбрана литейная мастерская скульптора Александра Рукавишникова в Солнечногорске.

- Параллельно, - рассказал Константин, - был завершен проект отдельного павильона. Его построят рядом с монументом, здесь будут проходить встречи, экскурсии, выставки... Мемориал будет обслуживать целый штат людей.

В середине минувшей осени на стройплощадку у деревни Хорошево приехал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота и провел рабочее совещание с руководителями подрядных организаций. В эти дни шла укладка плитки по периметру будущего монумента, обустраивались пешеходные дорожки, газоны, высаживались деревья. Из Солнечногорска прибыла первая партия бронзовых деталей. Григорий Рапота заметил, что "масштаб работ огромный, выдержать график очень непросто, и все это требует большого профессионализма..." Также, по словам Госсекретаря, "пора было задуматься и над содержательной стороной музейного комплекса, который должен работать так, чтобы у людей создавалось яркое и полное понимание того, что здесь происходило в 1942-1943 годах... Гости должны осознавать, почему этот мемориал посвящен именно солдату, его жерт­венной готовности отдать жизнь за Родину".

К началу декабря в Солнечногорске было отлито более 80 процентов бронзы, а два яруса скульптур доставлены на площадку.

- Монтаж мы начали с головы, - рассказали рабочие. - Самый нижний журавль будет смонтирован по графику - в середине марта.

Сегодня, накануне Нового года, сборка верхнего яруса центральной фигуры завершается. В апреле - мае будущего года неподалеку от мемориала планируется провести пятую ежегодную Международную поисковую экспедицию "Ржев. Калининский фронт".

На сегодня сумма пожертвований на строительство мемориала превысила 304 млн российских рублей. Плюс к этому около 200 млн перечислило Союзное государство. Всего же потребуется 650 миллионов рублей. Только в нынешнем декабре на счет строительства поступило около 33 млн рублей, из которых 32 млн - вклад компании из Казахстана "ЕРГ СЕЙЛЗ". Еще около миллиона собрали простые граждане.

- В октябре в Концертном зале имени П.И. Чайковского Российский национальный молодежный симфонический оркестр дал благотворительный концерт "Героям Ржева посвящается". Средства, собранные от продажи билетов, перечислены в фонд мемориала.

- В декабре в Португалии в городе Оэйраш в честь Дня Неизвестного солдата состоялся благотворительный концерт в память о героях Ржевской битвы. Собранные средства также перечислены на создание мемориала.

- Музей Победы на Поклонной горе в Москве намерен передавать выручку от продажи билетов на создание мемориала.

- Лимитированную серию проездных билетов "Единый", посвященную открытию мемориала, выпустит московское метро в январе следующего года. Ожидается, что они появятся в продаже 20 января. Тираж их составит 400 тысяч экземпляров. На лицевой стороне проездного дизайнеры разместили изображение Ржевского мемориала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: