Сила есть - любви не надо

На фестивале "Видеть музыку" представили оперу Бенджамина Бриттена "Поругание Лукреции"

Текст: Ирина Муравьева

Российская газета - Федеральный выпуск № 228(7986)

Московский театр "Новая опера" показал в рамках фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку" постановку оперы Бенджамина Бриттена "Поругание Лукреции". Партитуру, созданную композитором в 1946 году на сюжет из истории древнего Рима и звучавшую в те годы в антифашистском ключе (о человеческом зле и противостоящих ему гуманистических ценностях), поставили режиссер Екатерина Одегова, художник Этель Иошпа и драматург Михаил Мугинштейн. Музыкальный руководитель спектакля - британский дирижер Ян Латам-Кениг (главный приглашенный дирижер Новой оперы).

Мрачный свет, свинцовые волны Тибра на заднике-экране, темный помост, на котором, как в античном театре, появляются актеры, пустое пространство, не забитое бытовыми деталями, символический огромный крест с белой мужской рубашкой вместо распятия (еще не случившегося в том мире), клубки веревок, которые плетут женщины, словно древние мойры и парки, прядущие нити судьбы, ощетинившийся острыми шипами, прорывающими землю изнутри, мужской мир насилия и войны. Это мир спектакля Екатерины Одеговой и Этель Эошпы, поставивших "Поругание Лукреции" как философскую, символическую и одновременно психологическую драму, суть которой остается актуальной и в древние времена, и в бриттеновскую эпоху, и в современности, переполненной конфликтами, войнами и непрекращающимся насилием. Об этом - все творчество Бриттена, в каждой своей опере защищающего ценность хрупкой человеческой души.

В основе "Поругания Лукреции" - история, известная из повествования Тита Ливия о том, как в 510/508 году до н. э. сын тирана, правителя Рима Секст Тарквиний пленился красотой Лукреции и взял ее силой. Обесчещенная Лукреция заколола себя на глазах мужа, и смерть ее подтолкнула к бунту в Риме, свергнувшему царскую власть. Образ Лукреции стал в европейской культуре символическим, он вдохновлял Шекспира, Чосера, Генделя, Тициана, Рубенса, Лукаса Кранаха-старшего, Рембрандта... Но Бриттен увидел в Лукреции не доблестную матрону, а трогательно любящую женщину, которую муж - римский полководец Луций Коллатин, занятый войнами, от насилия не защитил. В спектакле агрессивный мужской мир жестко противопоставлен женскому: шипы и металлические перья военных доспехов - клубкам и цветам, чистым белым рубахам, одну из которых Лукреция дает нежданному ночному гостю - Тарквинию, появившемуся в доме, чтобы завладеть ее красотой.

Трудная для сценического воплощения сцена насилия выстроена без отвратительного натурализма, лаконично, в абсолютной координации с музыкой Бриттена. Между тем Лукреция (меццо-сопрано Гаяне Бабджанян), поначалу принявшая во сне Тарквиния (бас Дмитрий Орлов) за собственного мужа, не смогла противостоять насильнику с накачанным обнаженным торсом, в какой-то момент сама поддавшись его напору. И в этой постановочной версии логика ее самоубийства выглядит так, что, испытывая отвращение к себе, к тому, что уничтожило целостность ее любви, она не смогла принять прощение мужа (бас Алексей Антонов).

В финале, в сцене страданий, "страстей" Лукреции ее кормилица Бьянка (Александра Саульская-Шулятьева) и служанка Люция (Кристина Бикмаева) собирают в букеты огромные прекрасные цветы - пионы, хризантемы, орхидеи, которые Лукреция укладывает могильным холмом вокруг себя. Она уже приняла решение, и даже появление Коллатина с римским полководцем Юнием (баритон Илья Кузьмин) изменить ничего не может.

Историю Лукреции комментирует хор, прописанный Бриттеном на двух солистов - сопрано (Наталья Креслина) и тенор (Георгий Фараджев). Подобно Евангелисту в пассионах певцы проясняют происходящее на сцене, вступая в действие и, как они сами определяют свою роль, являются посредниками между тем, что происходит на сцене, и публикой в зале. Бриттен сознательно ориентируется здесь на христианскую традицию, стилизуя барочные приемы старой английской оперы - Перселла, Генделя. Его "Лукреция" написана в камерном формате, рассчитанном на состав из восемь певцов и тринадцать музыкантов оркестра. Но этот скромный инструментальный масштаб не обедняет звуковые возможности партитуры, а, наоборот, выводит на первый план каждую деталь оркестрового языка, полного тончайших звуковых решений - от хрупких фигураций арфы, воинственных фанфар, взвивающихся на крещендо струнных, до полновесных tutti всего состава, где солистом на фортепиано выступает дирижер Ян Латам-Кениг. Работа дирижера здесь безупречна, завораживающе красива по звучанию и абсолютно точно работает на идею спектакля, утверждающего главную ценность человеческого общества - гуманизм, отказ от насилия.

Кстати

Опера Бенджамина Бриттена "Поругание Лукреции" поставлена в Москве впервые. В последнее десятилетие на московской сцене происходит настоящий бриттеновский "бум". Его оперы поставлены в Большом театре ("Билли Бад"), в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко ("Сон в летнюю ночь"), на сцене Камерного театра Покровского ("Блудный сын"), в Театре Сац ("Ноев ковчег", "Тайна семьи Уингрейв"), в "Новой опере" ("Поворот винта").

В Москве прошел вечер памяти Валентины Левко

Текст: Сергей Буланов

В Большом зале московского музея А.Н. Скрябина состоялся вечер памяти народной артистки РСФСР, солистки Большого театра Валентины Левко. Организаторы представили эксклюзивный формат, пригласив поклонников певицы на ее виртуальный сольный концерт.

Год назад не стало известной оперной певицы Валентины Левко - "принцессы мира", как говорил о ней австрийский композитор и дирижер Роберт Штольц. Сегодня многие помнят ее голос по культовым кинокартинам "Простая история" и "Свадьба в малиновке". Большому театру артистка отдала четверть века, создав на великих подмостках хрестоматийные образы в операх Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского. С сольными концертами Валентина Левко объездила весь мир, укрепляя международный авторитет русского вокального искусства.

Творческий путь Валентины Левко складывался весьма необычно: она получила диплом альтистки и в будущем видела себя музыкантом-инструменталистом. Вскоре даже выдержала конкурс в оркестр Большого театра, тогда еще не предполагая, что в 1959 году ей позвонит Сергей Лемешев и предложит стать солисткой оперной труппы. "Альтистке, ставшей народной артисткой", - с такой надписью однажды Валентине Николаевне передал букет цветов ее педагог Александр Багринцев, один из основателей класса альта в Гнесинском институте.

Международная карьера Валентины Левко началась после триумфа на сцене театра La Scala - после сцены Графини в "Пиковой даме" П.И. Чайковского миланская публика вызывала артистку восемь раз подряд, одаривая ее продолжительными овациями. В 1965 году она впервые представила Россию на XIV Генделевском фестивале в Галле. Позже с ее участием была осуществлена первая в мире запись оратории Прокофьева "Иван Грозный" и состоялось первое в Советском Союзе исполнение "Страстей по Матфею" Баха. Ей аплодировали лучшие залы мира - Carnegie Hall, Musikverein, Royal Albert Hall.

Уже не одно поколение оперных певцов учится на ее записях: хрестоматийными признаны прочтения образов Ратмира из "Руслана и Людмилы" Глинки, Любаши из "Царской невесты" Римского-Корсакова, Марфы из "Хованщины" Мусоргского и многих других.

По случаю первого дня памяти великой певицы состоялся необычный вечер - без воспоминаний и речей, без выступлений учеников и коллег. Главной героиней стала сама Валентина Левко.

Такое решение вечера памяти стало возможным благодаря современным видеотехнологиям. Несколько экранов с различными проекциями создали 3-D пространство, которое и позволило еще раз увидеть певицу в коронных оперных партиях и эталонных концертных выступлениях, вспомнить ее голос и проникнуться несравненным артистическим дарованием.

Валентина Левко исполнила с экрана барочные арии, сцены из русских опер, старинные русские романсы и популярные советские песни. Атмосферу "живого концерта" дополнили солисты оркестра "Новая Россия": они сыграли несколько "дивертисментов" и даже в реальном времени украсили певице аккомпанемент в романсе П.И. Чайковского "Нет, только тот, кто знал".

Специально ко дню памяти в Музее Скрябина открылась мемориальная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Валентины Левко. У гостей вечера была возможность посмотреть архивные документы, фотографии, афиши российских и зарубежных гастролей, концертные платья, некоторые из которых выполнены по эскизам самой певицы, и многое другое.

Среди почетных гостей вечера присутствовала народная артистка РСФСР, выдающаяся певица Галина Писаренко, в небольшом интервью она призналась: "Валентина Левко - совершенно уникальное явление в вокальном искусстве России. В театре она стояла особняком. Прежде всего - уникален сам голос, мягкий, глубокий, выразительный, и такой берущий за душу. Сравнить ее не могу ни с кем. Я почитаю ее и преклоняюсь перед ней".

Русские идут

Зрители Чехии аплодируют нашим фильмам

Текст: Владимир Снегирев (Прага)

Российская газета - Федеральный выпуск № 226(7984)

На экранах центровых кинотеатров чешской столицы в течение десяти дней демонстрировались ленты из программы фестиваля "Новый русский фильм 2019".

Причем их представляли местному зрителю сами создатели - известные российские режиссеры, продюсеры, актеры и даже прототипы главных героев.

Так, перед показом картины "Движение вверх", повествующей о драматическом финальном матче турнира Олимпиады-72, на сцену вышел легендарный советский баскетболист Иван Едешко.

Это с его подачи другой выдающийся спортсмен, Александр Белов, забросил тогда "золотой мяч" в корзину американцев. А документальный фильм Леонида Круглова "Великий Северный путь" начался с комментария путешественника Федора Конюхова, ставшего одним из героев этой ленты.

Психологическую драму "Двое", снятую в интерьерах сибирской тайги и уже отмеченную на "Кинотавре", представил исполнитель главной роли Антон Момот. Получивший признание у нашего зрителя фильм "Балканский рубеж" привез в Прагу Гоша Куценко, а другую военную драму "Братство" - ее режиссер Павел Лунгин.

Участниками фестиваля стали также известные кинематографисты Карен Шахназаров, Александр Галибин, Наталья Вдовина, Анна Чиповская, Вадим Быркин и другие.

Перед показом картины "Движение вверх" на сцену вышел легендарный советский баскетболист Иван Едешко

У пражан была возможность напрямую пообщаться с ними, удовлетворить свое любопытство по поводу российского кино, которое явно стремится вернуть утраченные позиции на зарубежных площадках.

В рамках фестиваля прошла выставка работ фотохудожника Игоря Гневашева, запечатлевшего многих ярких звезд советского и российского экрана.

Состоялся интерактивный познавательный праздник "День Арктики" с участием этноисполнительницы из Якутии Олены Уутай.

За "круглыми столами" деловой программы прошли встречи, на которых представители российской и чешской киноиндустрии обсудили перспективы взаимного сотрудничества. Но, безусловно, главными событиями стали сорок фильмов, представленных нашими мастерами жителям и гостям Праги.

Теперь эти картины отправились в чешскую "глубинку". Фестиваль "Новый русский фильм" продолжится в городах Брно, Острава, Злин и Пльзень.

А на сцене провинциального театра "Доцела велке дивадло" (это можно перевести как "Почти большой театр") - премьера спектакля по пьесе российского автора Владимира Губарева "Саркофаг".

Написанная более тридцати лет назад, эта работа и сейчас не утратила своей актуальности. Техногенные катастрофы с пугающей периодичностью сотрясают нашу планету.

Спектакль поставил выпускник ГИТИСа Юрий Галин, который давно стал жителем Чехии и создал труппу из молодых интересных актеров. Они не первый раз обращаются к произведениям российских драматургов и писателей. Так, неизменным успехом у чешского зрителя пользуется "Мастер и Маргарита" по мотивам одноименного бессмертного романа Михаила Булгакова.

Кстати, пьеса лауреата Государственной премии В. Губарева "Саркофаг", повествующая об аварии на Чернобыльской АЭС, отмечена уже в репертуарах шестидесяти театров разных стран.

"Синяя птица" на проспекте

Текст: Екатерина Каспирович (Екатеринбург)

Российская газета - Неделя - Урал № 227(7985)

Новый сезон в международном центре искусств "Главный проспект" удивил необычными экспозициями.

Работы известного русско-французского графика Александра Алексеева - 120 иллюстраций к роману Толстого "Анна Каренина" - находятся в частном собрании. Сопредседатель Европейского культурного клуба Ирина Стежка приобрела их на аукционе Christie"s и приехала в Екатеринбург, чтобы представить коллекцию, а после коллекция вернется в Германию. Алексеев, родившийся в 1901 году, после революции уехал в Париж и там стал знаменитым иллюстратором шедевров русской литературы… и изобретателем новых техник анимации. Оттиски алексеевских акватинт (разновидности офорта), похожие на размытые акварельные рисунки, воссоздают Россию, навсегда ушедшую, но остающуюся в памяти.

Не менее интересна в том числе и с исторической точки зрения графика известной советской актрисы Лидии Вертинской "Синяя птица любви". Знаменитый шансонье настоял, чтобы его молодая супруга окончила факультет живописи Московского художественного института имени Сурикова. Вертинский угадал: из Лидии вышел неплохой художник, ее пейзажи и натюрморты в технике линогравюры экспонировались по всему Союзу.

Автор еще одной экспозиции в "Главном проспекте" - наш земляк Кирилл Бородин. Его "Парк развлечений" - это огромные, токсично-яркие, написанные широкими мазками полотна, посвященные миру гламура, к которому так стремятся некоторые инфантильные личности. В нем нет нормальной еды, диких животных, привлекательных и естественных людей. Зато везде пластиковые копии, аватарки, злобные собачки и инстаграмные девицы "на миллион". Обитатели гламурного мира сияют улыбками, но счастливы ли они? Отчего так агрессивны холеные песики и почему фоном для блистательной жизни служат старые хрущевки?

Организаторы успели заинтриговать гостей галереи, пообещав в ближайшем будущем открытие "фабрики ослов".

Натали. Перед балом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: