Императрица в мире грёз

Однако бал балу рознь. Если дама приглашена на великосветский бал, который соизволят почтить своим присутствием августейшие особы, то за бальное платье надо будет отдать не менее, а то и более 500 рублей4. Явиться на бал в Зимнем или Аничковом дворце в платье за 75 рублей было бы просто неприлично! И, разумеется, этикет не позволял предстать при дворе в уже ношенном ранее бальном платье. Императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, была очень взыскательна на этот счёт.

О том, к каким отдаленным последствиям привела тяга императрицы к безграничной роскоши, написала фрейлина Анна Федоровна Тютчева, дочь поэта:

"Для императрицы фантастический мир, которым окружало ее поклонение ее всемогущего супруга, мир великолепных дворцов, роскошных садов, веселых вилл, мир зрелищ и фееричных балов заполнял весь горизонт, и она не подозревала, что за этим горизонтом, за фантасмагорией бриллиантов и жемчугов, драгоценностей, цветов, шелка, кружев и блестящих безделушек существует реальный мир, существует нищая, невежественная, наполовину варварская Россия, которая требовала бы от своей государыни сердца, активности и суровой энергии сестры милосердия, готовой прийти на помощь ее многочисленным нуждам.

...Александра Федоровна любила, чтобы вокруг нее все были веселы и счастливы, любила окружать себя всем, что было молодо, оживленно и блестяще, она хотела, чтобы все женщины были красивы и нарядны, как она сама; чтобы на всех было золото, жемчуга, бриллианты, бархат и кружева. Она останавливала свой взгляд с удивлением и с наивным восхищением на красивом новом туалете и отвращала огорченные взоры от менее свежего, уже ношенного платья. А взгляд императрицы был законом, и женщины рядились, и мужчины разорялись, а иной раз крали, чтобы наряжать своих жен, а дети росли мало или плохо воспитанные, потому что родителям не хватало ни времени, ни денег на их воспитание. Так золотой сон доброй и милостивой императрицы превращался в действительность, горькую для бедной России"5.

Для придворного долги - дело обыденное. Великий поэт не был исключением.

"У нас ни гроша верного дохода..."

Камер-юнкер Пушкин был владельцем Болдинского имения и 200 душ крепостных крестьян. Имение приносило 3600 рублей в год, затем доход упал до 2000 рублей6. Но Пушкин тратил, словно располагал имением в две-три тысячи душ. Гонорары за 17 лет литературной деятельности составили 255 180 рублей, то есть 15 000 рублей в год7. Тратил же в два раза больше. 21 сентября 1835 года признался жене: "У нас ни гроша верного дохода, а верного расхода 30000"8.

К моменту смерти великого поэта общая сумма его прижизненных долгов казне и частным лицам достигла 138 988 рублей 33 копейки9. (102 миллиона 364 тысячи 905 рублей образца 2019 года.)

Немалую долю этой суммы составили расходы Натальи Николаевны, заказывавшей в долг наряды в дорогих модных магазинах Петербурга. Великосветский Петербург отметил элегантность нарядов госпожи Пушкиной. Ольга Сергеевна Павлищева писала мужу в Варшаву:

"Что касается моей невестки, то эта женщина здесь в большой моде. Она принята в аристократическом кругу, и общее мнение, что она красивее всех; ее прозвали "Психеей"10.

]Большая Морская, дом Храповицкого, N31. Этот адрес не требовал пояснений. Все великосветские дамы знали, что здесь семейство Сихлер ведет обширную торговлю модными заграничными товарами. (У семейства был свой магазин и в Первопрестольной.) Торговля шла бойко. Государь несколько раз лично заезжал в магазин, желая сделать подарок императрице. В этом магазине Наталья Николаевна Пушкина приобрела модных товаров на 3 364 рубля, в том числе: шляпу с цветами и вуалью за 125 рублей, поставила бант на шляпу и чепчик за 10 рублей, купила одну пару рукавов из черного газа с лентами за 50 рублей.

Заплачено же по счетам было всего-навсего 175 рублей...

Большая Морская, угол Гороховой, дом Жадимеровского, N27. И этот столичный адрес не требовал комментариев. Здесь располагался модный магазин Зои Мальпар. Когда кредит в магазине Сихлер был исчерпан, Наталья Николаевна стала заказывать головные уборы в магазине Мальпар. За три последних месяца жизни поэта госпожа Пушкина приобрела: головной убор белой атласной ленты, с завязками из тюля иллюзион - 40 рублей; тюрбан из белого тюля иллюзион, украшенный черным эгретом - 110 рублей; черная бархатная шляпа, украшенная собранной кокоткой и пучком перьев - 75 рублей; шляпа на вздержке из серого атласа, подбитая черным атласом, черное перо цапли и кокотка - 110 рублей; "повойник" из черного бархата - 25 рублей. За чистку перьев - 10 рублей. За атласные ленты для шляп - 101 рубль. Итого: 471 рубль, из которых в ноябре 1836го было уплачено лишь 60 рублей.

Долг магазину Мальпар составил 411 рублей11.

К моменту смерти мужа долг Натальи Николаевны составил 3 189 рублей. Это беспокоило Пушкина, он дважды фиксировал ее долги в своих денежных расчетах. Но наедине он говорил с ней совсем о другом...

.

Свидание в карете

Из воспоминаний Веры Нащокиной:

"Возвратившись в последний раз из Москвы в Петербург, Пушкин не застал жену дома. Она была на балу у Карамзиных. Ему хотелось видеть ее возможно скорее и своим неожиданным появлением сделать ей сюрприз. Он едет к квартире Карамзиных, отыскивает карету Наталии Николаевны, садится в нее и посылает лакея сказать жене, чтобы она ехала домой по очень важному делу, но наказал отнюдь не сообщать ей, что он в карете. Посланный возвратился и доложил, что Наталья Николаевна приказала сказать, что она танцует мазурку с кн. Вяземским. Пушкин посылает лакея во второй раз сказать, чтобы она ехала домой безотлагательно. Наталия Николаевна вошла в карету и прямо попала в объятия мужа.

Поэт об этом факте писал нам и, помню, с восторгом упоминал, как жена его была авантажна в этот вечер в своем роскошном розовом платье..."12.

1. Мир Пушкина. Т. 2. Письма Ольги Сергеевны Павлищевой к мужу и к отцу. 1831-1837. СПб.: Пушкинский фонд", 1994. С. 72 (Фамильные бумаги Пушкиных-Ганнибалов).
2. Там же. С. 151.
3. Там же. С. 138-139.
4. Братья Булгаковы: Переписка. В 3 т. Т. 3. М.: Захаров, 2010. С. 382.
5. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. М.: Захаров, 2000. С. 51-52.
6. Щеголев П.Е. Пушкин и мужики: По неизданным материалам. М.: Федерация, [1928]. С. 93, 94.
7. Смирнов-Сокольский Н.П. Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина. М.: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1962. С. 333-338.
8. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 19 т. Т. 16. М.: Воскресенье, 1997. С. 48.
9. Архив опеки Пушкина // Летописи Государственного Литературного музея. Кн. 5. М.: ГЛМ, 1939. С. 2.
10. Там же. С. 70.
11. Счет Н.Н. Пушкиной модного магазина З. Мальпар. 14 января 1837 г. // Литературный архив. Материалы по истории литературы и общественного движения. Т. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1938. С. 58-59.
12. Нащокина В.А. Рассказы о Пушкине // А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1985. С. 244-245. Этот эпизод произошел в ноябре 1833 г. и завершился беременностью Натальи Николаевны. Однако страсть Мадонны к балам сыграла с ней скверную шутку. "Вообрази, что жена моя на днях чуть не умерла. Нынешняя зима была ужасно изобильна балами. На масленице танцовали уж два раза в день. Наконец настало последнее воскресение перед великим постом (11 марта 1834 г. - С.Э.). Думаю: слава богу! балы с плеч долой. Жена во дворце. Вдруг, смотрю - с нею делается дурно - я увожу ее, и она, приехав домой, - выкидывает" (Пушкин - П.В. Нащокину. Середина марта 1834 г. Петербург // Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 19 т. Т. 15. М.: Воскресенье, 1996. С. 117).












За чем стоим?

Зельфира Трегулова рассказала о ближайших выставках и проектах в Третьяковской галерее, обреченных на успех

Текст: Мария Воронова

Фото: Александр Корольков

Видео: Александр Шансков

Российская газета - Столичный выпуск № 226(7984)

В преддверии открытия новых крупных проектов директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на "Деловом завтраке" в "РГ" рассказала о том, почему Василий Поленов сегодня остается одним из самых востребованных художников и почему нет смысла сравнивать его с Ильей Репиным, а также о том, как готовится выставка "Авангард. Cписок N 1" и какой она видит Новую Третьяковку после реконструкции, которая начнется в 2023 году.

Третьяковская галерея славится экспозициями, обреченными на успех: Айвазовский, Серов, Репин... Выставка Василия Поленова, которая открывается на Крымском валу 17 октября, встанет с ними в один ряд?

Зельфира Трегулова: Каждая выставка - как спектакль. Мастера самого высокого уровня проводят тщательную подготовку, но может получиться, что экспозиция выстрелит не так сильно, как хотелось бы. Я думаю, что выставка Поленова войдет в число тех, что пользуются успехом. Мы можем судить об этом уже сейчас, так как выкуплены почти все экскурсии на Поленова. Настоятельно рекомендую заранее планировать свой визит на выставку. Мы создали новую систему продажи электронных билетов, которая позволяет выдержать большой поток посетителей. Система электронных продаж билетов получает распространение во всем мире. Например, в Лувр можно попасть, только заранее купив электронный билет.

А картина "Христос и грешница" с ее моралью "Кто из вас не грешен, пусть бросит в нее камень" будет на вашей выставке?

Зельфира Трегулова: Мы благодарны Русскому музею за то, что он все-таки согласился предоставить нам эту картину. Без нее выставка была бы неполной.

Поленов в отличие от Репина, невероятно страстного художника, очень гармоничный. А сегодня в мире не хватает именно гармонии.

Мы специально разредили экспозицию в некоторых залах и отдали большое пространство его главным работам, в том числе знаменитому "Московскому дворику" и "Бабушкиному саду".

Оказавшись лицом к лицу с ними, вы не можете не ощутить того чувства благородства, взвешенности в подаче всего, к чему этот человек однажды прикасался.

Мы также показываем Поленова как художника универсального, много работавшего в театре, в архитектуре. Мы показываем и то, каким он был учителем.

Его уроки были невероятно важны для следующего поколения живописцев, открывавших ХХ век.

В специальном разделе мы представляем ранние работы его учеников, включая Константина Коровина.

Мы создали новую систему продажи электронных билетов, которая позволяет выдержать большой наплыв посетителей

Михаил Пиотровский говорит, что Эрмитаж не выдерживает больше 6 миллионов посетителей в год. Есть ли у Третьяковской галереи подобный предел посещаемости? Не страдает ли галерея от наплыва иностранных туристов, как, например, ключевые достопримечательности Северной столицы?

Зельфира Трегулова: В отличие от Эрмитажа, Пушкинского музея или Музеев Кремля процентное соотношение иностранцев и отечественных посетителей Третьяковской галереи совершенно другое: согласно статистике 2018 года, 88 процентов гостей Третьяковки - отечественные зрители и только 12 процентов - зарубежные. Мы, наоборот, усиленно работаем над изменением диспропорции российского и иностранного зрителя, и за три с половиной года нам удалось изменить цифры с 90 и 10 на 88 и 12 процентов соответственно.

Цена на билеты для всех посетителей одинаковая: мы решили, что это правильнее, чем внимательно вглядываться в русскоговорящих граждан и требовать у них паспорта. А вдруг он гражданин Америки или Израиля, прекрасно говорящий по-русски?

Зельфира Трегулова: Рост посещаемости Третьяковской галереи в Инженером корпусе происходит за счет экспозиций-хитов, например, ретроспектив Куинджи или Мунка, а на Крымском Валу - за счет крайне популярных временных выставок. Но этим летом мы отремонтировали первые 14 залов постоянной экспозиции в Новой Третьяковке: впервые в истории галереи создали зал Владимира Татлина, где парит инженерно-скульптурная конструкция "Летатлин", входящая в собрание музея Военно-воздушных Сил в Монино, восстановили зал Кандинского, Шагала, сделали зал Дейнеки и два зала, посвященных Георгию Дионисовичу Костаки. И сейчас, в период между выставками Репина, Поленова и следующим проектом "Авангард. Список N1", которую мы откроем в октябре, мы видим, что количество зрителей в постоянной экспозиции тоже возросло.

Кроме того, прямо в залах Третьяковской галереи регулярно проходит замечательный музыкальный фестиваль камерной музыки. И посетители, которые приходят на концерты в галерею на Крымском Валу, получают возможность сперва пройтись по выставочным залам. Не представляете, какой отклик мы получаем от интеллигентных, образованных людей, которые много лет не были в Новой Третьяковке, и вдруг поняли, что постоянная экспозиция - это поразительно богатое собрание произведений искусства, чтобы увидеть которое многие в Европе и в мире выстроились бы в огромная очередь.

Постоянная экспозиция Новой Третьяковки - это богатое собрание, чтобы увидеть которое многие в Европе выстроились бы в очередь

В советское время в очередях спрашивали: "За чем стоите? За колбасой или за финскими сапогами?" Сейчас мы стоим в очередях к Серову, Репину и Поленову. Как вы думаете, чем это вызвано? Чем, например, актуален Поленов сегодня?

Зельфира Трегулова: Экспозиция, посвященная Поленову, как и ретроспектива Ильи Репина, приурочена к 175-летию со дня рождения мастера. На фоне Репина делать выставку Поленова сложнее вдвойне: мы показали грандиозного художника, в котором находим совсем другие смыслы, понятные современникам мастера, но отошедшие на задний план или сознательно похороненные за годы советской власти. Сверстников Репина и Поленова связывало многое: они вместе учились в Академии художеств, в одном году ее оканчивали, вместе писали выпускную работу на одну и ту же тему "Воскрешение дочери Иаира" (кстати, это полотно будет представлено в экспозиции Поленова), получили за нее большую золотую медаль, вместе были отправлены в поездку в Париж. Но выставки дают возможность показать, какими разными художниками они были, насколько разными были их подходы, в том числе и к евангельской теме. Для Поленова важнейшей задачей было отразить в своих полотнах жизненный путь Христа и поднять главные этические вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: