В чем уникальность Гаврилина как человека и композитора?

Наталия Серова: В нем человек был равновелик художнику. Он был тишайшим, сокровенным человеком невероятной образованности и культуры. Все годы нашего знакомства меня удивляли объемы им прочитанного и осмысленного. Думалось: ну когда он успел все это узнать?.. Нынче стало модно заявлять: пишу музыку (или книги) для себя. Для просвещенных и посвященных. А музыка Гаврилина - для всех. Он нуждался в контакте как с самым широким кругом слушателей, так и с дорогими ему современниками: Шукшиным, Астафьевым, Беловым, Распутиным, Курбатовым...

За что он больше всего переживал?

Наталия Серова: За каждого отдельного человека, который и составляет народ. Он поразительно чувствовал боль другого на расстоянии. Когда у его первой учительницы музыки Татьяны Дмитриевны Томашевской умер муж, каждый месяц Валерий Александрович стал присылать ей деньги. Татьяне Дмитриевне сейчас идет 94-й год, двадцать лет как Валерия Александровича нет, но каждый месяц от Гаврилиных из Санкт-Петербурга в Вологду приходят эти деньги.

Когда в течение одного года умерли мои папа и мама, Валерий Александрович несколько часов "разговаривал" меня по телефону.

Как-то перед Новым годом его попросили поздравить земляков-вологжан, и он написал: "Милые мои земляки! Хотел бы сказать, что если мы хотим жить счастливо, то наперекор всему - своим настроениям, своей бедности, своим тревогам - старайтесь делать добрые дела. Понемножку. Пусть маленькие дела. Не надо большие. Но приучайте себя не нагрубить соседу, отдавать, если у тебя есть что. Помогать по мелочам. И вы увидите, как сразу вам будет светлее в жизни. Нам всем тогда будет лучше…"

Он часто приезжал на родину, в Вологду?

Наталия Серова: Он много болел и часто приезжать не мог, но такого сыновнего отношения к родной земле я ни у кого не видела. Разве что у Василия Ивановича Белова. У них обоих была какая-то странная, непостижимая, неразрывная связь с их вологодской землей, боль за нее. Когда вышли первые главы повести Белова о Гаврилине, Василий Иванович принес мне журнал с надписью: "Наташе Серовой, которая понимает трагическую судьбу Гаврилина и мою".

Музыка Гаврилина, как и его судьба, - трагическая?

Наталия Серова: Думаю, да. Его отец Александр Павлович заведовал РОНО, у него была бронь, но он пошел на фронт добровольцем и погиб под Ленинградом в 42-м году. Мама была репрессирована. Но в музыке он переплавлял трагедию в чистейший, невероятный мелодизм. Музыка Гаврилина давно стала безымянным фоном нашей жизни, частью ее воздуха. В годы перестроечного беспредела я спрашивала Валерия Александровича, что сейчас самое важное? И услышала неожиданное: "Братство". И, конечно, не согласилась с ним: ну какое братство, если ударить, а то и убить человека стало обычным делом? "Братство, - спокойно, твердо заключил Валерий Александрович, - другого выхода просто нет". Он считал, что без братства не может быть ни свободы, ни равенства, да и самой России.

Скажите, пожалуйста, нашим читателям, которые не слышали Гаврилина: с чего начинать его слушать?

Наталия Серова: Малышам - с веселых пьесок, написанных для них, с песенки "Белая ворона". Любителям эстрады - с его песен. Балетоманам - с "Дома у дороги", "Женитьбы Бальзаминова", с "Анюты". И всем - с его изумительных вальсов.

А что у вас самое любимое гаврилинское?

Наталия Серова: "Русская тетрадь", которая при первом исполнении вызвала слезы у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Знаю, что Гаврилину был близок пушкинский мотив "Нет, весь я не умру…"

Наталия Серова: В нашем с Валерием Александровичем споре о братстве прав оказался Гаврилин. Лет десять назад у нас само собой сложилось гаврилинское братство из его слушателей и исполнителей. Музыканты, библиотекари, музейщики исповедуют и играют Гаврилина. В этом году молодой архивист Илья Кузнецов восстановил родословие отца композитора Александра Павловича.

И планы конкретны. В Санкт-Петербурге готов памятник Гаврилину работы скульптора Юрия Евграфова. Но подвели спонсоры - нет восьми миллионов, чтобы отлить его в бронзе.

В планах мэрии Вологды назвать его именем одну из улиц. А со временем и создать мемориальный музей.

Ровесник Валерия Гаврилина выдающийся польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси, эрудит и меломан, автор фильмов о великих композиторах Витольде Лютославском и Кшиштофе Пендерецком, был потрясен музыкой Гаврилина и уехал из Вологды с его дисками. Но он был удивлен тем, почему у нас так мало говорят о Гаврилине, так мало им гордятся. И в самом деле: почему?

Из дневника

"Музыка моя, не учи людей жить, учи любить..."

О музыке

Думаю, что самое главное в музыке - общение между слушателем и исполнителем, поле между ними. Когда оно есть, в зале возникает эффект братства людей. Это самая прекрасная задача, которую решает искусство.

О нежности

Учить тонкости, чуткости - а отсюда - нежности обращения людей друг к другу - а это для нас, людей, живущих одновременно и вместе, - самое главное!

О любви

Музыка, сердце мое, жизнь моя, не учи людей жить, учи любить, страдать, и… еще любить, и еще любить.

О земном и небесном

Громадное количество новых храмов и монастырей не спасло нравственности России. Господин рубль не дал. Так и искусство не поможет, если все общество тщится о земном благе.

О смерти

Все чаще мне кажется, что музыка умерла. С колыбели - в доллары.

Ведь это смерть. Утешьте меня. Скажите: ведь это еще не конец?..

О Церкви

Эпоха окончательного падения Церкви и религии сейчас. Раньше гнали Церковь, но учили выполнять Божьи заветы. Теперь приветствуют атрибутику Церкви, но открыто не выполняют ни одного учения Господня.

Пророчество

Рост и укрепление антинарода - бандитов, вымогателей, насильников, чиновников, звезд кино и шоу-бизнеса, которые обложат данью все человечество и подчинят его себе. Между антинародом и народом - правоохранительные органы и медицина, которые будут тесно связаны и будут работать под руководством антинарода.

 

Крепкие Нерви

Сергей Полунин станцевал в Италии на фестивале

Текст: Анна Галайда

Российская газета - Федеральный выпуск № 174(7932)

Международный балетный фестиваль в Нерви возник в 1955 году на волне бурного роста послевоенной экономики и театрального энтузиазма. В Зальцбурге царили опера и классическая музыка, в Экс-ан-Провансе - драма, Нерви выбрал для себя балет - вероятно, памятуя о том, что некогда именно в Италии родилось понятие профессионального театрального танца. Да и что лучше отвечало представлениям о dolce vita, как не спектакли все еще царивших в Европе постдягилевских балетных компаний с их компактными пересказами классических постановок и роковыми красавицами-балеринами? Благодаря этому скромное курортное местечко недалеко от Генуи, в наши дни уже втянутое в большую городскую агломерацию, почти полвека оставалось местом сбора самых выдающихся танцовщиков и слетавшихся на их выступления балетоманов.

Небольшая открытая сцена, перед которой прямо на траве расставляли кресла для зрителей, приспосабливалась и под гала-концерты, и под спектакли - здесь выступали и "Балет ХХ века" Мориса Бежара, и даже Большой театр. Иветт Шовире, Алисия Алонсо, Серж Лифарь, Марго Фонтейн, Морис Бежар, Карла Фраччи, Паоло Бортолуцци - в Нерви видели всех персонажей балетной энциклопедии ХХ века, включая советских танцовщиков Майю Плисецкую, Екатерину Максимову, Владимира Васильева, Владимира Тихонова. Из Нерви и знаменитая совместная фотосессия Рудольфа Нуреева и Эрика Бруна - Марио Порчиле, настоящий демиург этого фестиваля, оказался одним из первых импресарио, кто сразу же после "прыжка к свободе" предложил контракт беглецу из СССР.

Связать те времена с нынешними призвана книга Франчески Кампонеро "Звезды танца под небом Нерви", презентация которой прошла в день закрытия фестиваля. Идея его возобновления возникла у муниципалитета Генуи после успеха прошлогоднего фестиваля цветов Euroflora, продемонстрировавшего красоту и привлекательность парков и вилл этого места. Воплотить ее сегодня - задача, вероятно, не менее сложная, чем в послевоенное время. Балет на своей родине в последние десятилетия потерял просвещенного зрителя и заинтересованных спонсоров, постоянные профессиональные труппы сохранились только в четырех театрах страны - миланской Ла Скале, римском Театро дель Опера, неаполитанском Сан Карло и театре Массимо в Палермо. Генуэзский Карло Феличе, театр с международной репутацией, выпуская ежегодно около десятка оперных постановок, показывает всего три-четыре хореографические программы, выписывая для этого гастролеров (в будущем сезоне предусмотрена только одна программа, причем это спектакль петербургского Балета на льду).

Не слишком выигрышная в академическом концертном зале, сольная программа Полунина идеально вписалась в фестивальный формат

В афише возобновленного Международного фестиваля в Нерви, который проходил весь июль, - тринадцать событий, из них только четыре были балетными, остальные вечера отдали джазу, этномузыке, эстраде, заручившись участием таких звезд, как Эмир Кустурица, Алессандро Прециози и поп-трио Il Volo. Для фестиваля выбрали новое место - сцену установили почти над морем перед исторической виллой Гримальди-Фассио XVI века, заняв зеленую террасу между ними зрительскими рядами, вмещающими 3200 мест.

Балетная часть фестиваля включала шоу-выступление всемирно популярного мужского Les Ballets Trockadero de Monte Carlo, специализирующегося на пародировании шедевров классического репертуара, и оригинал - картину "Тени" из "Баядерки" в исполнении Токио-балета, первоклассной классической компании. Итальянский балет представляли Сабрина Браццо и Андреа Вольпинтеста.

Особой гордостью фестиваля стал приезд Сергея Полунина с новой сольной программой "Sacre", премьера которой состоялась весной в Москве. Не слишком выигрышная в академическом концертном зале, постановка идеально вписывается в фестивальный формат. Она состоит из двух контрастных частей - "Фальшивой улыбки" Росса Фредди Рея и "Sacre" Юки Оиши. Первый балет на аранжированную балканскую музыку в легкой форме обыгрывает вечную тему актера-клоуна-шута, особенно органичную на родине комедии дель"арте. Второй спектакль вдохновлен образом Нижинского, называвшего себя в дневниках "клоуном Божьим". Звучащая в фортепианном переложении "Весна священная" Стравинского становится поводом для воспроизведения па, отсылающих к Петрушке, Фавну, Избраннице. Это не только образы Нижинского, но и сложившийся в современном хореографическом искусстве способ воспроизведения его судьбы. Он был сформулирован Бежаром и Ноймайером, но Полунину вместо великих подлинников достался простодушный дайджест Юки Оиши. Войти с таким спектаклем в пантеон великих невозможно, зато можно вызвать энтузиазм у огромного числа зрителей, попавших на балет впервые.

Судя по заполненному залу, у фестиваля на лигурийском побережье большие перспективы. В следующем году ему намерены вернуть оригинальное название - Международный балетный фестиваль в Нерви и благодаря ему собрать целую коллекцию звезд.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: