Восприятие, его психофизиологические особенности и их значение при усвоении информации учащимися

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка.

Определяя восприятие как одну из форм отношения сознания к предметной действительности, можно сказать, что «оно составляет с ощущением сенсорно-перцептивный уровень психического отражения, так называемые образы, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств». Процесс восприятия можно рассматривать как некую ситуацию, вызывающую определенные зрительные, слуховые или другие виды образов или их последовательность.

Л.М. Веккер отмечал, что «слуховые, зрительные или кинестетические образы слов – в прямом и точном смысле этого понятия - частный случай образов и, соответственно, частный случай психических процессов», но уже не предметного, а речевого восприятия. А речевое восприятие является неотъемлемой частью общей системы восприятия, обладая теми же основными свойствами: предметность, целостность, осмысленность, апперцепция, структурность, активность и константность.

Говоря о восприятия речи, необходимо отметить, что различаются психофизиологическая и психологическая трактовки. В психофизиологии этим термином обозначают «процессы обработки речевого сигнала, включающие первичный слуховой анализ, выделение акустических признаков, фонетическую интерпретацию, сенсорный образ слова. В качестве результата фонетической интерпретации рассматривается создание моторного (артикуляционного) образа услышанного сигнала». В психологии речи данный термин обозначает «систему процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание».

В реальности визуальный образ воспринимаются на основе его словесного значения, он складывается из отдельных элементов, которые каждый человек самостоятельно выделяет в определенном объекте в процессе осмотра. В результате человек может воссоздавать образ одного и того же объекта, выделяя в разных ситуациях те его свойства, который наиболее значимы в данном контексте.

Особенностью процесса восприятия является то, что человек способен воспринимать одновременно только одну визуально-образную последовательность: либо вызванную в памяти воображением, либо полученную в «готовом виде» по зрительному каналу. При отсутствии активных волевых усилий субъекта, несомненно, побеждает более яркая, конкретная, представленная уже в сформированном виде информация видеоряда. В процессе восприятия экранной информации ее количество, поступающее через зрительный канал, приближается, как правило, к предельному уровню, при этом материал, поступающий по слуховой модальности, находится на периферии сознания. Волевым усилием возможно переключение внимания с изображения на речь, но в этом случае неизбежно существенное выпадение из сознания той информации, которая приходилась на момент переключения, что может нарушить логически последовательное целостное осмысление всего сюжета.

Восприятие является основой ориентации человека в мире и обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми. Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе этого познавательного процесса лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. Последовательность протекания такого познавательного процесса, как восприятие, можно представить следующим образом:

1) выделение из общего потока информации какой-то группы сигналов и вывод о том, что эти выделенные сигналы относятся к одному предмету;

2) поиск в памяти близкого по составу комплекса ощущений признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;

3) последующий поиск дополнительных признаков предмета.

У подростка «восприятие становится думающим» (Д.Б. Эльконин). В процессе обучения сначала в начальной школе, затем в среднем звене, восприятие ребенка становится:

1) более анализирующим;

2) более дифференцирующим;

3) принимает характер организованного наблюдения;

4) изменяется роль слова в восприятии (у первоклассников слово, по преимуществу, несет функцию названия, т.е. является словесным обозначением. После узнавания предмета, у учащихся среднего звена школы слово - название является, скорее, самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому анализу).

В результате учебной деятельности восприятие подростков само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. У ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдение носит схематический характер. В подростковом возрасте наблюдение за предметами и явлениями начинает строиться на внутренней связи частей и сторон, подросток учится интерпретировать воспринимаемое, объяснять его.

Подростки уже практически полностью овладевают техникой восприятия, они уже умеют смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

Восприятие младшего школьника также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала.

Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.

Но к IIIклассу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным. Говоря об отдельных видах восприятия, следует отметить, что в младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Так, обнаружено, что к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам предмета и никогда их не противопоставляют. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, в других — цвет.

Но в целом восприятие цветов и форм становится более точным и дифференцированным. Восприятие формы лучше дается в плоскостных фигурах, а в назывании объемных фигур (шар, конус, цилиндр) долго встречаются затруднения и попытки опредметить незнакомые формы через конкретные знакомые предметы (цилиндр = стакан, конус = крышка и т.д.). В восприятии сюжетной картинки обнаруживается тенденция к истолкованию, интерпретации сюжета, хотя не исключено и простое перечисление изображенных предметов или их описание. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности.

Таким образом, при учитывании психофизиологических особенностей учащихся разных возрастных групп, можно говорить о том, как усваивается информация в учебном процессе при использовании различных средств обучения.


 


Заключение

Рассмотрев  виды информации и средств обучения, а также особенности восприятия информации, стало видно достоинства аудиовизуальных средств и особенности усвоения информации в разных возрастных группах.

ABC активизируют процесс ассоциативного мышления, воображение и фантазию человека, «приводят в действие» его интуицию и тем самым повышают его творческую активность, стимулируют рождение новых идей и технических решений.

Но при учитывании психофизиологических особенностей становится ясно, что в младшем школьном возрасте лучше воспринимается то, что ярко выделяется на фоне других предметов. Восприятие больше непроизвольно и главную суть они не выделяют, поэтому самые важные понятия необходимо детям как можно красочно, сопровождая речью или звуком. Но не в коем случае не перенагружать, так как быстро утомляются.

А в подростковом возрасте дети полностью овладевают техникой восприятия, они уже умеют смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс. Поэтому аудиовизуальная информация усваивается эффективно.



Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский; Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

2. Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании / С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун. - М.: Педагогика, 2002.

3. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров. – М.: Аcademia, 2001.

4. Комарова Н.И. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Программа для студентов гуманитарных факультетов педагогических ВУЗов / Н.И.Комарова. - М.: МГПУ, 2004.

5. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н.Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004

6. Черчес Т.Е. Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания. М.: Изд-во МГУ и Российской коммуникативной ассоциации, 2008. С.518-520.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: