Влияние выполнения физических упражнений на физическое развитие

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

(МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ)

 

КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.

Практика показывает, что в результате нарушения правил безопасного проведения занятий по физической культуре и спорту, могут возникнуть травмы, несчастные случаи, а также другие неблагоприятные для занятий физической культурой и спортом состояния организма занимающихся. Если обратиться к статистике последних лет, то мы увидим, что ежегодно в стране регистрируются сотни различных травм у детей школьного возраста. Эти травмы связаны в первую очередь с двигательной активностью, при этом половина травм приходится на уроки физической культуры и спортивные соревнования.

К факторам риска, которые напрямую или косвенно влияют на детский травматизм, можно отнести спортивные и тренажерные залы, физкультурное и спортивное оборудование (гимнастические лестницы, скамейки, маты, конь, козел, подкидные мостики, канаты и шесты для лазания, а также гимнастические городки, спортивные площадки, и т.п.) и инвентарь (скакалки, мячи, обручи и др.). Поэтому можно с уверенностью утверждать, что состояние здоровья учащихся во многом зависит от наличия у них знаний и соблюдения ими правил безопасного поведения на физкультурных занятиях и во время спортивных соревнований.

Следует помнить, что запрещается проведение уроков физической культуры и спортивных соревнований на неисправном спортивном оборудовании, с использованием спортивного инвентаря с дефектами, при отсутствии спортивной одежды и обуви у учащихся, а также в помещениях и на площадках, которые не имеют актов, разрешающих проводить физкультурные и спортивные занятия.

Учебные программы предусматривают обязательное изучение всеми учащимися правил безопасного поведения при занятиях физической культурой и спортом, которые включают в себя примерный перечень общих обязанностей для учащихся:

знать и строго соблюдать правила безопасности на физкультурных занятиях и спортивных соревнованиях;

соблюдать правила личной гигиены, заранее готовить для занятий спортивную форму и обувь, следить за их опрятностью и чистотой, регулярно стирать спортивную одежду и носки;

использовать спортивную обувь только для физкультурных занятий, а не для повседневной носки;

соблюдать чистоту в раздевалках, на спортивных площадках, в спортивных залах;

не опаздывать на уроки физкультуры и не пропускать их без уважительной причины;

своевременно и точно выполнять распоряжения и команды учителя;

не выполнять упражнения без разрешения учителя, особенно на спортивных снарядах и с использованием инвентаря;

беречь инвентарь и спортивное оборудование;

не отвлекать от выполнения заданий своих товарищей;

после занятий обязательно мыть руки с мылом.

Уроки физической культуры включают в себя различные виды двигательной деятельности учащихся, соответствующие определенным видам спорта. С учетом их специфики к учащимся предъявляются следующие требования.

На уроках с элементами гимнастики и акробатики учащиеся обязаны:

входить в спортивный зал только с разрешения учителя;

не устанавливать гимнастические снаряды без учителя;

заниматься на гимнастических снарядах и матах только в присутствии учителя;

не стоять и не проходить близко к снаряду во время выполнения упражнения другими учащимися;

соблюдать безопасные интервалы при выполнении упражнений;

выполнять прыжки и соскоки со снарядов только на гимнастические маты.

На уроках с элементами легкой атлетики учащиеся обязаны:

заниматься в местах (секторах) стадиона или спортивной площадки, указанных учителем;

бежать только по обозначенной беговой дорожке, не пересекая линии разметки;

во время бега соблюдать указанный учителем интервал;

не переходить и не перебегать беговые дорожки (сектора) во время выполнения упражнения другими учащимися;

после вскапывания и выравнивания песка не оставлять в прыжковой яме грабли и лопату;

прыгать в прыжковую яму только по команде учителя, когда яма разрыхлена и свободна;

после приземления выходить из прыжковой ямы вперед по ходу разбега;

не подавать друг другу предметы метания броском;

метать снаряд только по команде учителя;

перед метанием убедиться в отсутствии людей в направлении метания.

На уроках с элементами подвижных и спортивных игр учащиеся обязаны:

заниматься в спортивной обуви, имеющей плотное сцепление с поверхностью пола спортивного зала (покрытия спортивной площадки);

начинать игру, делать остановки во время игры и заканчивать ее только по команде учителя;

избегать падений и столкновений с игроками, ударов по различным частям тела других игроков;

уметь пользоваться игровым инвентарем и оборудованием;

при получении травмы прервать игру, поставить в известность учителя и, при необходимости, обратиться за медицинской помощью.

На уроках плавания (в бассейне) учащиеся обязаны:

строго выполнять правила поведения в бассейне;

входить или погружаться в воду только по разрешению учителя, тренера, инструктора по плаванию;

выполнять указания дежурного персонала, тренера, инструктора по плаванию, учителя;

не заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна, отведённого для купания;

до начала занятий обратиться к учителю или врачу при недомогании и повышенной температуре, а также при наличии кожных заболеваний или повреждении кожных покровов.

ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».

ТРЕБОВАНИЯ К СОБЛЮДЕНИЮ НОРМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

ВЛИЯНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Понятие «Здоровый образ жизни» подразумевает под собой образ жизни человека, который умеет рационально организовывать свою бытовую, трудовую, учебную деятельность и досуг в соответствии с физиологическими особенностями строения человеческого организма и нравственным развитием личности.

Понятие «Здоровый образ жизни» определяют:

отсутствие вредных привычек (табакокурение, прием алкоголя, употребление наркотиков и др.);

соблюдение правил личной и общественной гигиены;

соблюдение индивидуально оптимального (в том числе двигательного) режима дня;

полноценное регулярное питание.

В идеальном представлении «Здоровый образ жизни» - это нормальная естественная жизнедеятельность любого человека, не наносящая вред здоровью и окружающей среде.

Вместе с тем, на современного человека регулярно воздействуют последствия техногенных и экологических катастроф, он ежедневно испытывает влияние постоянно возникающих стрессовых ситуаций как в профессиональной деятельности, так и в семье. При этом возникают пагубные пристрастия, перерастающие во вредные привычки. Как следствие – образ жизни современного человека все больше характеризуется повышенной гиподинамией, нерациональным питанием, несоблюдением режима (в том числе и двигательного) дня.

Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. При этом единственным наиболее доступным и эффективным средством, способным стабилизировать жизнедеятельность человека в состояние, соответствующее здоровому образу жизни, является физическая культура.

Регулярные занятия физической культурой обеспечивают приобщение к здоровому образу жизни по разным направлениям. Во-первых, человек, испытывающий на себе влияние физической нагрузки, понимает ее несовместимость с вредными привычками, нерациональным питанием, неправильным режимом труда и отдыха. Во-вторых, регулярные занятия физической культурой формируют у человека такие качества, как дисциплинированность, организованность, выдержка, самообладание, настойчивость, решительность, целеустремленность, которые способствуют рациональной организации режима труда и отдыха, отказу от вредных привычек.

Для правильной и эффективной организации здорового образа жизни необходимо соблюдать следующие условия:

соблюдать рациональный режим труда и отдыха;

обеспечить оптимальную двигательную активность путем систематических занятий физическими упражнениями (по возможности круглый год на свежем воздухе);

придерживаться регулярного полноценного питания (не рекомендуется принимать пищу перед выполнением физических упражнений, а также сразу после них);

закаливать свой организм, используя для этого такие природные факторы, как солнце, воздух и воду (закаливание повышает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям);

соблюдать правила личной и общественной гигиены;

отказаться от вредных привычек.

Отсюда следует, что здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Движение является основной формой жизни. Все живые организмы в природе умеют двигаться, но человеку дано уникальное средство управления своей деятельностью посредством сознания. Это позволяет ему овладеть знаниями для приобретения жизненно необходимых умений и навыков.

Физическое здоровье достигается путем регулярных занятий физической культурой и спортом. Оно основано в первую очередь на адаптационных возможностях человека. Посредством систематического выполнения физических упражнений (например, гимнастика, бег, плавание и т.д.) можно приучить свой организм к нагрузкам, в результате чего в повседневной жизни нагрузки будут переноситься гораздо легче. Кроме этого, занятия физической культурой и спортом являются активным отдыхом для учащихся, студентов, работников умственного труда.

По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье обусловлено на 50%-55% образом жизни, на 25%-30% воздействием внешней среды, а остальное – факторы наследственности и усилия медицины. Именно поэтому в здоровом образе жизни основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, т.е. физкультурным занятиям.

Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором все его органы и системы работают эффективно и экономно, легко переносят неблагоприятные климатические условия, различные отрицательные экологические ситуации, а также высокие физические напряжения. Человек с крепким здоровьем обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после трудового дня. Он бодр и жизнерадостен.

Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье человека, оказывают благоприятное воздействие на жизнедеятельность его организма. Например, под влиянием регулярных занятий физической культурой возрастают функциональные возможности сердца. Оно оптимально увеличивается в объеме и работает с большей силой. Сердечная мышца легко проталкивает кровь по сосудам. Сердечно-сосудистая система обеспечивает полноценную циркуляцию крови в организме, своевременное и достаточное поступление питательных веществ различным мышечным тканям, и их активность постоянно поддерживается на высоком уровне.

Занятия физическими упражнениями повышают возможности дыхательной системы. Увеличивается емкость легких, и благодаря этому в организм поступает большее количество кислорода, который необходим для образования энергии. Увеличение же энергетических возможностей позволяет человеку больше и плодотворнее трудиться, вести физически активный образ жизни. При этом организм легче справляется с болезнями, эффективно противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.

Можно констатировать, что оздоровительный эффект от систематических занятий физическими упражнениями заключается главным образом в следующем:

Ø физическая активность задерживает развитие коронарного атеросклероза и тем самым предупреждает возникновение многих болезней сердца;

Ø увеличивается жизненная емкость легких, повышается эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивается дыхательная мускулатура и, как следствие всего этого, улучшается процесс газообмена в легких;

Ø под влиянием тренировок улучшается функция поджелудочной железы, вырабатывающей инсулин - гормон, расщепляющий глюкозу. Благодаря этому улучшаются условия накопления и рационального расходования энергии организма;

Ø улучшается работа печени - главной биохимической лаборатории организма. Активизируется выработка ферментов и других важных биологически активных веществ, ускоряется очистка организма от шлаков, образующихся в процессе жизнедеятельности;

Ø снижается содержание холестерина в крови. Под влиянием спортивных тренировок жиры не откладываются на стенках кровеносных сосудов или в подкожной клетчатке мертвым грузом, а расходуются организмом.

Люди, регулярно занимающиеся физической культурой, обладают большими резервными возможностями организма, высоким психофизическим потенциалом, хорошей устойчивостью к широкому спектру неблагоприятных воздействий среды. У таких людей в среднем функциональный биологический возраст на 10-15 лет меньше, заболеваемость в 2-2,5 раза ниже, профессиональная работоспособность на 20%-25% выше, а реальный производственный стаж на 5-10 лет больше, чем у тех, кто в своей жизни игнорирует занятия физической культурой и спортом.

Физическое развитие – это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма человека. В ходе развития можно выделить три фазы: повышение его уровня, относительная стабилизация и постепенное снижение физических возможностей человека. Наиболее бурное развитие приходится на дошкольный и младший школьный возраст, но продолжается в течение всего периода обучения. Физическое развитие подчинено закону единства развития организма и среды. Следует учитывать условия учебы, труда, самостоятельной работы, организации досуга. Все это сказывается на физическом развитии человека.

Характеристиками физического развития являются:

1) показатели телосложения: длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения;

2) показатели здоровья: функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, органов пищеварения и выделения, других органов;

3) показатели развития физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости.

Предпосылкой физического развития являются природные задатки ребенка, которые передаются ему по наследству. По этой причине высоких спортивных результатов может достигнуть не каждый учащийся. Но каждый занимающийся может физически себя развивать при условии добросовестных, систематических, целенаправленных занятий физическими упражнениями.

    Физическими упражнениями называют осознанные двигательные действия, специально подобранные и проводимые для решения задач физического воспитания. Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела и его частей во времени и пространстве. Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия. Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное действие (в этом случае говорят: «Я выучил новое физическое упражнение»), с другой – как процесс многократного повторения (говорят: «Физические упражнения развивают силу»).

Воздействие физических упражнений на организм человека зависит от условий, в которых они проводятся. Такими условиями являются:

- сами упражнения, так как они могут быть различными по своему воздействию на организм;

- место и время выполнения упражнений;

- дозировка, т.е. продолжительность и количество упражнений в зависимости от возраста, пола, степени подготовленности и т.д.

Следовательно, систематически выполняя физические упражнения, мы можем направленно влиять на показатели физического развития.

Так, выполнение упражнений «на осанку» и упражнений, регулирующих массу тела (уменьшая или увеличивая), улучшают показатели телосложения.

Общеразвивающие упражнения, подготовительные и дыхательные упражнения, а также упражнения на восстановление и расслабление будут оказывать влияние на улучшение показателей здоровья.

На показатели развития физических качеств будут оказывать влияние специальные упражнения:

1) силы – упражнения с отягощением, в сопротивлении (партнера), с внешним сопротивлением, противодействием других предметов и т.д.;

2)  быстроты – бег на короткие дистанции, челночный бег, эстафетный бег, плавание, езда на велосипеде (на короткие дистанции) и т.д.;

3) ловкости – упражнения в равновесии (на ограниченной опоре), упражнения на точность движений во времени и пространстве (метания, акробатические упражнения, старты из различных исходных положений, подвижные и спортивные игры;

4) гибкости – упражнения на растягивание (статические и динамические);

5) общей выносливости – упражнения умеренной интенсивности, выполняемые длительное время (кросс, бег на длинные дистанции и т.д.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: