Методические рекомендации

Задания для самостоятельного изучения на период

с «06» 04. 2020 г. по «11» 04. 2020 г.

 

Выполненные задания направить по электронной почте

До «_11__» 04.  2020 г.

 

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

 

Тема: Италия в 15-17 вв.

Изучив учебник по Истории средних веков, ч.2 под ред. Карпова, составить тезисы по следующим вопросам:

1. Реформация и контрреформация в Италии (с.234-235).

2. Культура Италии в конце 15-16 вв.: (с.235-246)

Ø Литература: какие направления, имена известных поэтов и писателей

Ø Гуманизм: направления, имена, произведения;

Ø Философия: направления, натурфилософия, имена

Ø Наука: главные идеи;

Ø Театр, музыка: жанры, имена

ИСКУССТВО ПОКА НЕ БРАТЬ

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности Реформации в Италии?

2. Почему идеи кальвинизма не нашли широкого распространения даже в Северной Италии?

3. Какие два направления в реформационных идеях итальянцев можно выделить?

4. Почему вальденсов относят к радикальному крылу реформации?

5. В чем особенности «философских гуманистических» ересей?

6. Что меняется в развитии гуманизма в 16 в.?

7. Почему развитие итальянской литературы в 16 в.называют «золотым веком»?

8. Какие новые идеи были внесены итальянцами в развитие науки и философии?

 

 

ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)

 

Тема № 2. СОЦИАЛЬНЫЕ УТОПИИ ХVI – ХVII вв. (8 час.)

1.          Социальная утопия – характерное явление переходного периода. Понятия «Утопия» - «Ренессанс»: совместимы или противоречат друг другу? Историография вопроса. (литература № 6)Прочитать и обдумать.

2.    П редпосылки для появления в ХVI– ХVII вв. утопических произведений: социально-экономические, политические, культурные, идеологические (рассматриваются на примере Англии - рубеж ХV- ХVI вв. и Италии – рубеж ХVI- ХVII вв.  ПО УЧЕБНИКУ КАРПОВА.

3.    Т. Мор и Т. Кампанелла – представители своего времени: (литература по биографиям Т.Мора и Т.Кампанеллы есть)

а) основные этапы их биографии и творчества;

б) причины написания утопических произведений.

К 11 АПРЕЛЯ ПРИГОТОВИТЬ ПЕРВЫЕ ТРИ ВОПРОСА. САМИ УТОПИИ ПОКА НЕ БРАТЬ.

4.    Анализ «Утопии» Т. Мора и «Города Солнца» Т. Кампанеллы:

а) экономическая организация утопических обществ;

б) социально-политическое устройство утопий;

в) религиозно-этическая концепция.

5. Отношение современников к утопическим произведениям. Историческое значение социальных утопий ХVI – ХVII вв.

Методические рекомендации:

Начните с изучения методических рекомендаций.

2. На протяжении изучения темы предлагается делать сравнительную таблицу по всем вопросам, ДЕЛАЯ ВЫВОДЫ ПО КАЖДОМУ БЛОКУ:

Ø Исторические особенности развития Англии и Италии;

Ø Биографии авторов утопий;

Ø Сравнительный анализ самих произведений:

· Экономическое устройство

· Социальное

· Политическое

· Семья и брак

· Воспитание и образование

· Роль науки в обществе

· Религиозные взгляды

3. Главная трудность, которая встретится на вашем пути при работе с литературой, будет состоять в том, что она написана с идеологических позиций, которые сегодня пересмотрены. Поэтому при чтении старайтесь освобождаться от устаревшей терминологии, применяя критический анализ. Поэтому главным документом для вас станут сами источники, которые предоставят вам богатый фактический материал для собственной исследовательской работы.

 

Источники:

1. Мор Т. Утопия.- М., 1953.

2. Кампанелла Т. Город Солнца.- М., 1954.

3. Утопический роман ХVI-ХVII вв.- М., 1971.

4. Утопический социализм. Хрестоматия («Утопия», «Город Солнца»).-М., 1972.

Литература:

  1. Баткин Л.М. Ренессанс и утопия / Итальянское Возрождение. Проблемы и люди.- М., 1995. - С. 363-385.

6. Баткин Л.М. Парадокс Кампанеллы / Итальянское Возрождение. Проблемы и люди.- М., 1995.- С. 385-400.

  1. Варшавский А.С. Опередивший время. Т.Мор.- М., 1967.
  2. Волгин В.П. Кампанелла «Город Солнца».- М., 1954.
  3. Горфункель А.Х. Кампанелла.- М., 1969.
  4. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия».- М., 1991.
  5. Культура Возрождения и Реформация.- Л., 1981.
  6. Мор Т. Сборник статей / Под ред. Рутенбурга.- М., 1981.
  7. Осиновский И.Н. Т.Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация.- М., 1978.
  8. Осиновский И.Н. Томас Мор.- М., 1985.
  9. Рутербург В.И. Т.Кампанелла.- М., 1956.
  10. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения.- М., 1976.
  11. Чиколини Л.С. Социальная утопия в Италии ХVI- нач.ХVII вв.- М.,1980.
  12. Штекли А.Э. Кампанелла Т.- М., 1959.
  13. Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука.- М., 1978.

20. Львов С. Л. Гражданин Города Солнца: Повесть о Томмазо Кампанелле. М.: Политиздат, 1979. Художественная литературА

ВЫДЕЛЕННАЯ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ ЛИТЕРАТУРА ЕСТЬ НА САЙТЕ КАБИНЕТА ИСТОРИИ в контакте И СКИНУТА СТАРОСТАМ

 

Дискуссионный клуб. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (5 баллов)

Насколько, на ваш взгляд, важна и полезна или вредна сегодня утопическая литература.

Напишите свой проект идеального государства человека первых десятилетий ХХI века?

Методические рекомендации

При изучении данной темы ставится следующая цель: выяснить причины появления в переходный период ХУ1-ХУП вв. раннеутопических произведений, проанализировать их («Утопию» Т.Мора и «Город Солнца» Т.Кампанеллы) с современных позиций и попытаться ответить на вопрос: «Утопия – это явление, сопутствующее Возрождению, или порождение постренессансной ситуации и отражение кризиса гуманистической идеологии»? Именно этот вопрос является центральным и выносится на обсуждение в дискуссионный клуб. Главная трудность, которая встретится на вашем пути при работе с литературой, будет состоять в том, что она написана с идеологических позиций, которые сегодня не выдерживают серьезной критики. Поэтому главным документом для вас станут сами источники, которые предоставят вам богатый фактический материал для собственной исследовательской работы.

В связи с этим начать работу над темой следует с выяснения «утопии» как исторического понятия. Нечеткость определения данного термина привела к появлению в исторической науке весьма далеких от истины толкований. Подумайте, есть ли общие точки соприкосновения между утопией и гуманизмом (это имеет принципиально важное значение) или они исключают друг друга? Посмотрите точку зрения Л.М.Баткина.

Раннеутопические произведения ХУ1-ХУП вв. на протяжении не одного столетия вызывали большой интерес у исследователей. Обратите внимание, с каких методологических позиций давались оценки, познакомьтесь с воззрениями известных русских историков Б.Н.Чичерина, Е.В.Тарле, советских – В.П.Волгина, И.Н.Осиновского, А.Э.Штекли. Почему возникли такие оценки утопических произведений как «христианский гуманизм», «утопический коммунизм»? Подводя итоги, отметьте достоинства и недостатки проделанной исследователями работы и постарайтесь в своем анализе их учесть.

Поскольку в центре изучения оказались два произведения и два автора, принадлежащих к разным временным периодам, то предлагается по ходу рассматриваемых вопросов заполнять сравнительную таблицу.

Вопрос о предпосылках и причинах появления утопических произведений является не простым. Подумайте над точкой зрения Л.М.Баткина, утверждающего, что ранние утопии возникли на основе разложения ренессансной культуры, а идея героизации человека исключала возникновение утопии. Книга Т.Мора, по его мнению, была создана не на ренессансной почве, и в стране Северной Европы, где одновременно совместились разные эпохи, идеи и представления, которые в Италии принадлежали к различным этапам развития. Опираясь на материалы лекционного курса, учебника, проанализируйте особенности социально-экономического, политического развития как Англии начала ХУ1 в., так и Италии начала ХУП в. Посмотрите, как в этих странах менялась духовная атмосфера: распространялись ли реформационные и гуманистические идеи. Завершающим этапом работы станет ответ на вопрос: какие благоприятные условия сложились в раннее новое время для появления утопических произведений?

Третий вопрос. Знакомясь с биографией таких ярких личностей, как Томас Мор и Томмазо Кампанелла, подумайте, какие факторы и истоки оказали влияние на формирование их мировоззрения, являлись ли они гуманистами, что привело их к идее написания таких сочинений?

Четвертый вопрос. Он полностью посвящен анализу самих утопических произведений. Рекомендуется продолжать работу со сравнительной таблицей.

Изучая политическое устройство утопий, обратите внимание, на каких принципах строятся утопические государства, какие формы правления существуют в них. Мнения среди историков высказывались различные: одни из них указывали на идею народовластия, другие видели аристократическую форму правления, третьи – смешанный тип правления. Вам предстоит самостоятельно разобраться в этом.

Подумайте, как авторы утопий представляли себе организацию хозяйства: разберите отношение утопийцев к труду, техническому прогрессу, к сельскому хозяйству, проанализируйте, каким путем решалась проблема изобилия материальных благ, почему предлагаемый путь был утопическим? Была ли в этих государствах социальная и имущественная дифференциация населения, кто и по каким качествам привлекался к государственной деятельности.

Важное место в утопических обществах отводилось этическим вопросам, главным из которых, по мнению И.Н.Осиновского, была «проблема счастья». Как понималось счастье в «Утопии» и «Городе Солнца»? Изучая принципы, на которых строилась семья, воспитание, образование, подумайте, нашли ли отражение в утопиях гуманистические идеалы и ценности? Какое место в этих обществах отводилось индивиду, коллективным ценностям, и что имело первостепенное значение.

Завершая разговор об утопических произведениях ХУ1-ХУП вв., необходимо определить с современных позиций их историческое значение как для современников, так и для последующих эпох и времен. Прокомментируйте приведенные высказывания современников. Эразм Роттердамский в письме к другу писал: «Если ты ещё не читал «Утопии», постарайся её достать, если хочешь увидеть те источники, откуда проистекает почти всё зло в государстве». Или другое мнение: «Счастливы были бы те государства, если бы правители ставили во главе их должностных лиц, подобных Мору. Мора можно смело назвать покровителем всех нуждающихся». Предлагается обсуждение дискуссионных вопросов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: