Главный храм Иволгинского дацана (Согчен Дуган)

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Возникновения Буддизма в Республике Бурятия

Бурятская республика находится на востоке России, в Забайкалье, и граничит с Монголией. Именно из Монголии родом были предки современных бурят, именно оттуда были заимствованы некоторые обычаи и традиции, а также пришло учение Будды. Сами буряты называют его «Буддын шажан».

Оно здесь в основном представлено школой тибетского буддизма гелуг. Представителей этого направления также часто называют «желтошапочниками» за характерные головные уборы желтого цвета.

Историческая справка

Находки истории указывают, что буддийская философия была близка предкам современных монголов и бурят – народностям кидани, сяньби, хунну – еще во II столетии до нашей эры. Так, к примеру, археологи обнаружили на современных бурятских землях древние четки верующих буддистов, которые предположительно относились к народности хунну.

Однако в том виде, в котором он нам знаком, буддизм получил распространение среди северных бурят в XVII столетии. Тогда его исповедовали по большей части народы, бежавшие из монгольского региона Халки – хатагины, сартулы, цонголы, которые были этнической группой бурятской народности и подчинялись хану Монголии.

К концу века буддизм стал известен по всем забайкальским землям. Он пришел прямиком из тибетской святыни Лабранг, где жили многие выдающиеся монахи.

Изначально местные храмы находились в передвижных юртах. Имеются свидетельства, что к 1701 году на этой территории их насчитывалось одиннадцать.

В конце 20-х годов XVIII века Российское государство и китайская империя Цин определили четкие границы, так что буряты, населявшие север монгольских территорий, перешли России. С тех пор местное население начало вести относительно оседлый образ жизни.

Вместе с тем постепенно стали появляться стационарные молельни, дуганы, открытые в каменных и деревянных зданиях. Первой такой святыней стал Цонгольский дацан, построенный на рубеже 30-40-х годов.

Российская императрица, дочь Петра Первого Елизавета всерьез была обеспокоена вопросами религии в разных регионах. В 1741 году она официально признала так называемое «ламайское» вероисповедание, одиннадцать дацанов и полторы сотни монахов, которые там служили.

С тех пор буддизм был признан в России на государственном уровне.

В это время перенимались традиции направления гелуг, калачакры и других школ махаяны и ваджраяны, монахами изучалась медицина Индии и Тибета, в монастырях открывались философские, астрологические факультеты, с китайских, монгольских, тибетских территорий привозились священные книги и писания.

Более того, в конце столетия стали массово открываться типографии, которых насчитывалось около трех десятков. Всего здесь было напечатано порядка двух тысяч разных изданий на тему религии, науки, литературные произведения, написанные по-монгольски и по-тибетски.

В дореволюционный период в одной только Бурятии существовало больше 45 дацанов. В них была сосредоточена вся культурная и духовная жизнь населения. Немаловажным событием начала XX века стало строительство дацана в Санкт-Петербурге, в котором важную роль сыграли бурятские буддисты.

Однако в 20 веке, с приходом советской власти, все изменилось. На следующий год после революции был издан закон, который отделил религиозные организации от государственных структур.

Вся политика, как известно, стала отрицать религию и притеснять духовных деятелей – и буддисты не стали исключением. Практически все святыни были разрушены. Около двух тысяч лам подверглись ссылке, каторге, тюремным заключениям или даже расстрелам.

«Потепление» в отношении церкви наступило с окончанием Великой Отечественной войны. Тогда вновь открыли Агинский и Иволгинский дацаны. Возрождение учения Будды продолжалось и позже: в 91-м году в составе Иволгинского дацана основали знаменитый институт Даши Чойнхорлин, а всего в регионе насчитывалось двенадцать открытых монастырей.

Особенности

Как мы уже знаем, в Бурятии религия представлена по большей части направлением гелуг. Оно является частью тибетского буддизма, отнесенного к северной ветви, где наиболее распространена Махаяна, или «Великая колесница», и Ваджраяна.

«Отцом» школы гелуг, ее основоположником был Дже Цонкапа, которого по-бурятски называют Зонхава или Зонхобо. Он жил и занимался духовной деятельностью во второй половине XIV – начале XV века.

Совершение гороо

Паломники и туристы начинают осмотр дацана с «гороо» — так называется обход священных мест в буддийской традиции. Совершается он нечетное количество раз по часовой стрелке, и для того, чтобы не знакомый с храмовым комплексом гость не заблудился, по всей его территории проложена специальная дорожка. Ламы с радостью проводят экскурсии для паломников, но при желании можно побродить по дацану самостоятельно.

Главный храм Иволгинского дацана (Согчен Дуган)

Прежде чем войти в него, необходимо выполнить обряд простирания — обряд очищения тела, речи и ума. Для этого перед храмом лежит специальная деревянная доска, на которой и совершается обряд. Для выполнения обряда нужно выполнить следующие действия:

· Настроиться только на добрые помыслы.

· Сложить ладони так, чтобы кончики больших пальцев смотрели внутрь.

· Поднести ладони к голове (коснуться запястьями макушки).

· Чуть опустить ладони ко лбу (очищение лба как символа тела).

· Поднести ладони к гортани (очищение рта как символа речи).

· Поднести ладони к сердцу (очищение груди как символа ума).

· Коснуться ладонями земли, затем опуститься на колени.

· Лечь на землю, касаясь поверхности земли лбом и вытянуть руки перед собой, затем поднять их над головой и встать.

После этого можно заходить в Согчен Дуган. Входить нужно через левую дверь и без головного убора, в храме так же нужно ходить по часовой стрелке и при этом не поворачиваться спиной к алтарю, на котором в окружении учеников и боттхисатв расположена статуя Будды. Зелёный пол в храме символизирует землю, голубой потолок — небо. С потолка спускаются красочные балдахины, а 16 колонн в храме раскрашены чудесными узорами и рисунками. Посреди храма расположены сидения для лам, здесь они совершают ежедневные молебны.

Внутри храма воздух колеблется от монотонного звучания голосов монахов, которые сливаются в один большой поток и этот поток разносится по всему храму, заставляя вибрировать всё вокруг на своей частоте. В храме народа не много, несколько лам, постоянно заходят верующие и туристы. Верующие молятся, проходят не задерживаясь, некоторые, правда, остаются посидеть внутри. Некоторые туристы смотрят по сторонам с любопытством, не соблюдают ритуалов и не сильно обращают внимание на других.

В центре храма расположена статуя Будды. Вознося Будде восхваления и молитвы, буддисты тем самым подавляют собственные недобрые помыслы, делая подношения — подавляют в себе жадность.

Выходя из храма, мы движемся спиной вперёд, поворачиваться спиной к статуе Будды нельзя. У выхода пьём аршан (намоленная вода) из чайника. Это делается следующим образом: вода наливается в левую руку и пьётся тремя глотками, тем самым очищается тело, речь и ум, а тем, что остаётся в руке, делаем омовение, касаясь рукой головы.

Молитвенные барабаны

На территории дацана каждая скульптура, каждый памятник и даже элемент декора наполнены глубоким смыслом. Поэтому во время гороо не стоит торопиться. Так, во время обхода будут встречаться не только дуганы, но и молитвенные барабаны (хурдэ). Их обязательно нужно покрутить (тоже по часовой стрелке). Внутри них находятся свитки с мантрами. В самом большом барабане Иволгинского дацана свиток, где, по словам лам, написано 100 000 мантр — один поворот словно 100 000 прочитанных молитв.

Причудливый камень

По преданию, на нём остался отпечаток ладони Зелёный Тары (богини, быстро приходящей на помощь). Считается, что если отойти от камня на несколько шагов, загадать желание (обязательно доброе), вытянуть руку вперёд и, закрыв глаза, подойти к камню и попытаться прикоснуться к нему, то задуманное непременно сбудется. Если собьёшься с пути и дотронешься до чего-то другого, а не до камня, желанию не суждено воплотиться в реальность.

Химморины

Химморин — это лоскут ткани с молитвой; цвет химморина зависит от года рождения молящегося.

Узнать, какой вам нужен химморин, освятить его, а также спросить, куда его лучше повесить, можно у лам. Лоскут нужно привязать к дереву или кусту, а каждый порыв ветра будет «читать» молитву за вас. Химморин символизирует психическую энергию человека. Поэтому этот обряд рекомендуется совершать, когда одолевает тоска, чтобы возродить внутреннюю энергию.

Химморины — каждый взмах ветра, как чтение молитвы.

 




double arrow
Сейчас читают про: