Контрольная работа по философии
Исполнитель: студент 511-ИРз группы Медведев М.В.
Руководитель: к. ф. н., доц. Максимова О.Л.
I. Мировоззрение.
Задание 1.
Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Типы мировоззренческих систем и их характерные особенности:
Мифологическое | Религиозное | Философское | Научное | ||
1) Опора на веру. | 1) Опора на веру. | 1) Опора на разум. | 1) Опора на разум. | ||
2) Образность, яркость мышления, описание мира в чувственно-наглядной форме. | 2) Стремление установить связь человеческого существования с абсолютным и бесконечным. | 2) Поиск универсальных объективных закономерностей. | 2) Требование экспериментального доказательства истины. | ||
3) Олицетворение природных и социальных явлений в образах богов. | 3) Наличие ценностного компонента. | 3) Поиск универсальных объективных закономерностей. | 3) Соотнесенность со строго определенным аспектом реальности, выделенным с помощью особых процедур и способов. | ||
4) Генетизм. | 4) Использование принципов творения и откровения. | 4) Использование предельно обобщенных категорий. | 4) Критичность (способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире) | ||
5) Синкретизм. | 5) Синкретизм. | 5) Наличие ценностного компонента | 5) Рефлексивность (стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой) | ||
6) Наличие ценностного компонента. | 6) Регуляция человеческой деятельности через систему культовых действий. | 6) Реализация бесконечной глубины всеобщего через многообразие школ, концепций, точек зрения. | 6) Теоретическая оформленность, выражение в логико-понятийной форме. | ||
7) Сохранение традиции в меняющихся условиях. | 7) Сохранение традиции в меняющихся условиях. | 7) Осмысление фундаментальных человеческих потребностей и выработка жизненных целей. | 7) Синкретизм. | ||
8) Регуляция человеческой деятельности через систему культовых действий. | 8) Генетизм. | 8) Рефлексивность (стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой) | 8) Генетизм. | ||
| 9) Критичность (способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире) | ||||
10) Теоретическая оформленность, выражение в логико-понятийной форме. | |||||
11) Синкретизм. | |||||
12) Генетизм. |
Задание 2.
|
|
Объяснение явлений с точки зрения различных мировоззренческих парадигм:
1) Наводнение - проявление гнева богов (мифологическое объяснение), наказание людям за их грехи (религиозное объяснение), затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием (научное объяснение).
2) Болезнь (эпидемия) - проявление гнева богов (мифологическое объяснение), наказание людям за их грехи (религиозное объяснение), состояние организма, характеризующееся повреждением органов и тканей в результате действия патогенных факторов, развертыванием защитных реакций, направленных на ликвидацию повреждений; обычно сопровождается ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и снижением или потерей трудоспособности (научное объяснение).
3) Происхождение вселенной - выделение элементов порядка из изначального хаоса (мифологическое объяснение), волевой акт - решение Бога творца (религиозное объяснение), теория Большого взрыва (научное объяснение).
4) Происхождение человека - изготовление божественными демиургами человека из земли, глины, дерева и т.п. (мифологическое объяснение), сотворение Богом человека по собственному образу и подобию (религиозное объяснение), эволюция - появление человека на Земле связано с видоизменением приматов (научное объяснение).
5) Гроза – орудие в руках божества (мифологическое объяснение), кара Господня (религиозное объяснение), атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, сопровождаемые громом (научное объяснение).
6) Война - прихоть бога войны, ценившего сам процесс взаимоуничтожения людей (мифологическое объяснение), необходимость защиты ценностей религии, святынь и людей её исповедующих (религиозное объяснение), конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т.д.), происходящий в виде столкновения между их вооружёнными силами (научное объяснение).
II. Основные этапы философской мысли.
Исторический период | Этапы | Представители | Основные проблемы | ||||||||||
1. Древнеиндийская философия | а) Ведический период (XV-VI вв. до н.э.): упанишады, бамхиты, араньяки, брахманы. |
| 1) Единство всех аспектов бытия, особенно духовной его стороны. 2) Космологическая тематика. 3) Поиск причинно-следственных связей и явлений. 4) Человек, его познание и нравственное совершенствование. | ||||||||||
б) Эпический период (VI-II вв. до н.э.): «Махабхарата», «Рамаяна». |
| 1) Проблемы морали и этики. 2) Свобода воли человека и воля судьбы. 3) Проблема нравственного выбора. 4) Развитие причинно-следственного закона – кармы. | |||||||||||
в) Эра сутр: 1) Ортодоксаль-ные даршаны: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.
|
| 1) Поиск духовной гармонии и идеала. 2) Исследование метафизических проблем при помощи логики. 3) Достижение гармонии тела и духа. 4) Гармоничное развитие личности. | |||||||||||
2)Неортодоксаль- ные даршаны: джайнизм, буддизм, чарвака-локаята. | Будда Шакьямуни | 1) Поиск пути к разрыву цикла перерождения(сансары). 2) Освобождение души от страданий. 3) Поиск просветления и нирваны. 4) Получение наслаждения как цель человеческого существования. | |||||||||||
2. Древнекитайская философия. | а) Этап зарождения философской мысли (VIII-VI вв. до н.э.) | 1) Даосизм:
Лао-цзы
Чжуань-цзы | 1) Самоуглубление. 2) Достижение духовного очищения. 3) Овладение телесностью. 4) Достижение покоя и смирения. | ||||||||||
| 2)Конфуцианство:
Конфуций
| 1) Выработка системы этических норм. 2) Вопросы политики. 3) Вопросы поведения личности. 4) Проблемы общественного управления. | |||||||||||
б) Этап расцвета философской мысли (VI-III вв. до н.э.) | 1) Моизм:
Мо-цзы | 1) Отсутствие предопределённости в судьбе. 2) Обоснование необходимости общественного труда и взаимопомощи. 3) Установление мира во всей Поднебесной. 4) Управлять должны лучшие, а не обязательно знатные. | |||||||||||
|
| 2) Легизм:
Шан Ян
Шэнь Бухай | 1) Равенство людей перед законом. 2) Теория деспотической власти. 3) Искоренение инакомыслия и оглупления. 4) Объединение Китая. | ||||||||||
3. Древнегреческая философия. | а) Натурфило-софский этап. (VII-V вв. до н.э.) | Анаксимандр
Пифагор
Фалес
Гераклит
Анаксимен | 1) Поиск первостихий мира. 2) Стихийная диалектика (вопросы противоречивости и изменчивости мира) 3) Постановка и решение проблемы бытия. 4) Сведение мира к числовым значениям. | ||||||||||
б) Антропологи-ческий этап (V-IV вв. до н.э.) | Сократ
Протагор
Антифонт | 1) Проблемы объективности познания. 2) Проблема человека. 3) Диалектика как искусство спора. 4) Противоречивость человеческого мышления. 5) Рационализм в этике. | |||||||||||
в) Классический (IV-III вв. до н.э.) | Платон
Аристотель | 1) Синтез философского знания. 2) Проблемы государственного управления. 3) Эстетика. 4) Формирование мистико-религиозных проблем. 5) Разработка геоцентрической системы в космогонии. 6) Проблемы этики. 7) Проблема первичности: идея или материя. | |||||||||||
г) Эллинистичес-кий (III-I вв. до н.э.) | 1) Эпикуреизм:
Эпикур
Лукреций Кар | 1) Разработка атомизма в онтологии. 2) Эвдемонизм. 3) Гедонизм. 4) Счастье – отсутствие страданий. | |||||||||||
2) Стоицизм:
Зенон
| 1) Телеологические проблемы. 2) Бог-Логос как вершитель судеб и событий. 3) Счастье – следование природе. | ||||||||||||
|
| 3) Скептицизм:
Пиррон | 1) Относительность всякого знания. 2) Непостижимость истины. 3) Мудрость – воздержание от любых определённых суждений. | ||||||||||
4) Кинизм:
Антисфен
Диоген | 1) Разработка идей аскесиса – самоотречения и предельноого ограничения потребностей. 2) Освобождение от догм религии и культуры. 3) Автаркизм – независимость и самостоятельность. | ||||||||||||
4. Римский период. (I-V вв.) |
| 1) Эклектизм: Цицерон | 1) Сочитание различных философских концепций. 2) Энциклопедизм – проблемы познания природы и общества. 3) Проблемы морали и этики. 4) Политические проблемы. | ||||||||||
2) Неоплатонизм: Плотин | 1) Развитие платоновской триады Единое – Ум – Душа. 2) Мистически-интуитивное познание высшего. 3) Проблема достижения чистой духовности. 4) Иерархическое устройство мира. | ||||||||||||
3)Неопифаго-реизм: Аполлоний Тианский
| 1) Разработка методов математического символизма. 2) Опора на пифагорейские категории. 3) Проблемы этики: идеи аскетизма и катартики. 4) Проблема первоначала (монада – диада). | ||||||||||||
4) Ранняя философия христианства: Св. Августин | 1) Развитие идей теоцентризма. 2) Провиденциализм. 3) Сглаживание противоречий между материализмом и идеализмом. 4) Разработка идей креационизма и ревеляционизма. | ||||||||||||
5. Средневековая философия | а) Этап патристики (V-VII вв.). | Григорий Великий
Максим Исповедник
Исаак Сирин | 1) Сущность бога и его тройственность (тринитарная проблема). 2) Свобода воли человека и возможность спасения его души. 3) История – осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. 4) Соотношение философии и теологии.
| ||||||||||
б) Этап схоластики (VII-XV вв.) | Боэций
Ансельм Кентерберийский
Фома Аквинский
Уильям Оккам | 1) Доказательство бытия Божьего. 2) Соотношение веры и разума. 3) Проблема универсалий. | |||||||||||
6. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) |
| Мишель Монтень
Никколо Макиавелли
Томас Мор
Джордано Бруно
| 1) Натуралистический пантеизм – отождествление природы и Бога. 2) Утверждение идеалов антропоцентризма и гуманизма. 3) Выработка концепции «двух истин» - религиозной и рациональной (научной). 4) Развитие натурфилософии – разрабатываются экспериментально-математические методы познания естественных законов. 5) Проблемы устройства государственного механизма (утопии). | ||||||||||
7.Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) |
| 1) Рационализм:
Рене Декарт
| 1) Выработка методов познания. 2) Проблема субстанции (монизм, дуализм, плюрализм). | ||||||||||
|
| Бенедикт Спиноза
Готфрид Лейбниц | 3) Устройство общества на разумных началах. 4) Выработка механистической научной картины мира. | ||||||||||
|
| 2) Эмпиризм:
Френсис Бэкон
Джон Локк
Томас Гоббс | 1) Разработка индуктивного метода познания и анализа как его основы. 2) Наука – способ покорения природы и усовершенствования человека. 3) Смешение науки и религии недопустимо. 4) Добывание знания опытным путём. | ||||||||||
| 3) Немецкая классическая Философия:
Иммануил Кант
Йоган Фихте
Георг Гегель
Людвиг Фейрбах | 1) Этические и эстетические проблемы. 2) Разработка системы познания. 3) Невозможность познания сущности предмета. 4) Противоречия чистого разума и «вещи-в-себе»(Кант). 5) Проблема знания (априорное, апостериорное). 6) Выработка законов диалектики (Гегель). 7) Противоборство религии, разработка концепции материалистического антропоцентризма(Фейербах). | |||||||||||
8) Современная философия. (XIX-XXI вв.) |
| 1) Марксизм:
Карл Маркс
Фридрих Энгельс
В.И. Ленин
Славой Жижек | 1) Классовая теория. 2) Производственные отношения как базис общественных взаимоотношениях. 3) Исторический материализм. 4) Построение социально-справедливого общества. 5) Плановая экономическая модель. | ||||||||||
2) Экзистенциона-лизм:
Альбер Камю
Н.А. Бердяев
Жан-Поль Сартр
Мартин Хайдеггер 3) Позитивизм:
Огюст Конт
Моритц Шлик
Карл Поппер | 1) Проблема бытия человека в мире. 2) Личность как уникальная творческая индивидуальность. 3) Экзистенция – непосредственная «открытая возможность». 4) Ответственность человека за совершённые им поступки.
1) Систематизация конкретно-научного аппарата. 2) Роль знаково-символических средств научного мышления. 3) Отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки. 4) Формализация знания. 5) Социокультурная детерминация научного знания. | ||||||||||||
| |||||||||||||
|
| 4) Герменевтика:
Ханс-Георг Гадамер
Поль Рикёр | 1) Интерпретация и понимание текстов. 2) Соотношение истины и индивидуальности понимания конкретного субъекта. 3) Переход от равнодушия к тексту к его пониманию. | ||||||||||
5)Психоанали-тика:
Зигмунд Фрейд
Карл-Густав Юнг
Эрих Фромм | 1) Исследование бессознательного элемента человеческой психики. 2) Концепция «Сверх-я»-«Я»-«Оно». 3) Возникновение стрессов и неврозов. 4) Сублимация. | ||||||||||||
6) Философия постмодерна:
Жиль Делёз
Мишель Фуко
Феликс Гваттари | 1) Антидогматизм. 2) Восстановление классической функции разума. 3) Необходимость деконструкции составных компонентов мировоззрения («Бог», «Я», «Цель», «смысл» и т.д.). 4) Разрушение системы «двоичного исчисления мира». | ||||||||||||