II. Основные этапы философской мысли

Контрольная работа по философии

 

Исполнитель: студент 511-ИРз группы Медведев М.В.

Руководитель: к. ф. н., доц. Максимова О.Л.

 

I. Мировоззрение.

Задание 1.

Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

  Типы мировоззренческих систем и их характерные особенности:

Мифологическое Религиозное Философское Научное
1) Опора на веру. 1) Опора на веру. 1) Опора на разум. 1) Опора на разум.
2) Образность, яркость мышления, описание мира в чувственно-наглядной форме. 2) Стремление установить связь человеческого существования с абсолютным и бесконечным. 2) Поиск универсальных объективных закономерностей. 2) Требование экспериментального доказательства истины.
3) Олицетворение природных и социальных явлений в образах богов. 3) Наличие ценностного компонента. 3) Поиск универсальных объективных закономерностей. 3) Соотнесенность со строго определенным аспектом реальности, выделенным с помощью особых процедур и способов.
4) Генетизм. 4) Использование принципов творения и откровения. 4) Использование предельно обобщенных категорий. 4) Критичность (способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире)
5) Синкретизм. 5) Синкретизм. 5) Наличие ценностного компонента 5) Рефлексивность (стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой)
6)  Наличие ценностного компонента. 6) Регуляция человеческой деятельности через систему культовых действий. 6) Реализация бесконечной глубины всеобщего через многообразие школ, концепций, точек зрения. 6) Теоретическая оформленность, выражение в логико-понятийной форме.
7) Сохранение традиции в меняющихся условиях. 7) Сохранение традиции в меняющихся условиях. 7) Осмысление фундаментальных человеческих потребностей и выработка жизненных целей. 7) Синкретизм.
8) Регуляция человеческой деятельности через систему культовых действий. 8) Генетизм. 8) Рефлексивность (стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой) 8) Генетизм.

 

9) Критичность (способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире)
10) Теоретическая оформленность, выражение в логико-понятийной форме.
11) Синкретизм.
12) Генетизм.

Задание 2.

Объяснение явлений с точки зрения различных мировоззренческих парадигм:

1) Наводнение - проявление гнева богов (мифологическое объяснение), наказание людям за их грехи (религиозное объяснение), затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием (научное объяснение).

2) Болезнь (эпидемия) - проявление гнева богов (мифологическое объяснение), наказание людям за их грехи (религиозное объяснение), состояние организма, характеризующееся повреждением органов и тканей в результате действия патогенных факторов, развертыванием защитных реакций, направленных на ликвидацию повреждений; обычно сопровождается ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и снижением или потерей трудоспособности (научное объяснение).

3) Происхождение вселенной - выделение элементов порядка из изначального хаоса (мифологическое объяснение), волевой акт - решение Бога творца (религиозное объяснение), теория Большого взрыва (научное объяснение).

4) Происхождение человека - изготовление божественными демиургами человека из земли, глины, дерева и т.п. (мифологическое объяснение), сотворение Богом человека по собственному образу и подобию (религиозное объяснение), эволюция - появление человека на Земле связано с видоизменением приматов (научное объяснение).

5) Гроза – орудие в руках божества (мифологическое объяснение), кара Господня (религиозное объяснение), атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, сопровождаемые громом (научное объяснение).

6) Война - прихоть бога войны, ценившего сам процесс взаимоуничтожения людей (мифологическое объяснение), необходимость защиты ценностей религии, святынь и людей её исповедующих (религиозное объяснение), конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т.д.), происходящий в виде столкновения между их вооружёнными силами (научное объяснение).

 

 

II. Основные этапы философской мысли.

 

Исторический

период

Этапы

Представители

Основные проблемы

 
 

1. Древнеиндийская философия

а) Ведический период (XV-VI вв. до н.э.):

упанишады, бамхиты,

араньяки,

брахманы.

 

1) Единство всех аспектов бытия, особенно духовной его стороны.

2) Космологическая тематика.

3) Поиск причинно-следственных связей и явлений.

4) Человек, его познание и нравственное совершенствование.

 

б) Эпический период (VI-II вв. до н.э.):

«Махабхарата»,

«Рамаяна».

 

1) Проблемы морали и этики.

2) Свобода воли человека и воля судьбы.

3) Проблема нравственного выбора.

4) Развитие причинно-следственного закона – кармы.

 

в) Эра сутр:

1) Ортодоксаль-ные даршаны: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.

 

 

1) Поиск духовной гармонии и идеала.

2) Исследование метафизических проблем при помощи логики.

3) Достижение гармонии тела и духа.

4) Гармоничное развитие личности.

 

2)Неортодоксаль- ные даршаны: джайнизм, буддизм, чарвака-локаята.

Будда

Шакьямуни

1) Поиск пути к разрыву цикла перерождения(сансары).

2) Освобождение души от страданий.

3) Поиск просветления и нирваны.

4) Получение наслаждения как цель человеческого существования.

 

2. Древнекитайская философия.

а) Этап зарождения философской мысли (VIII-VI вв. до н.э.)

1) Даосизм:

 

Лао-цзы

 

Чжуань-цзы

1) Самоуглубление.

2) Достижение духовного очищения.

3) Овладение телесностью.

4) Достижение покоя и смирения.

 

 

2)Конфуцианство:

 

Конфуций

 

1) Выработка системы этических норм.

2) Вопросы политики.

3) Вопросы поведения личности.

4) Проблемы общественного управления.

 

б) Этап расцвета философской мысли (VI-III вв. до н.э.)

1) Моизм:

 

Мо-цзы

1) Отсутствие предопределённости в судьбе. 2) Обоснование необходимости общественного труда и взаимопомощи. 3) Установление мира во всей Поднебесной. 4) Управлять должны лучшие, а не обязательно знатные.  

 

 

2) Легизм:

 

Шан Ян

 

Шэнь Бухай

1) Равенство людей перед законом. 2) Теория деспотической власти. 3) Искоренение инакомыслия и оглупления. 4) Объединение Китая.  

3. Древнегреческая философия.

а) Натурфило-софский этап. (VII-V вв. до н.э.)

Анаксимандр

 

Пифагор

 

Фалес

 

Гераклит

 

Анаксимен

1) Поиск первостихий мира.

2) Стихийная диалектика (вопросы противоречивости и изменчивости мира)

3) Постановка и решение проблемы бытия.

4) Сведение мира к числовым значениям.

б) Антропологи-ческий этап (V-IV вв. до н.э.)

Сократ

 

Протагор

 

Антифонт

1) Проблемы объективности познания.

2) Проблема человека.

3) Диалектика как искусство спора.

4) Противоречивость человеческого мышления.

5) Рационализм в этике.

в) Классический

(IV-III вв. до н.э.)

Платон

 

Аристотель

1) Синтез философского знания.

2) Проблемы государственного управления.

3) Эстетика.

4) Формирование мистико-религиозных проблем.

5) Разработка геоцентрической системы в космогонии.

6) Проблемы этики.

7) Проблема первичности: идея или материя.

г) Эллинистичес-кий (III-I вв. до н.э.)

1) Эпикуреизм:

 

Эпикур

 

Лукреций Кар

1) Разработка атомизма в онтологии.

2) Эвдемонизм.

3) Гедонизм.

4) Счастье – отсутствие страданий.

2) Стоицизм:

 

Зенон

 

1) Телеологические проблемы.

2) Бог-Логос как вершитель судеб и событий.

3) Счастье – следование природе.

 

 

3) Скептицизм:

 

Пиррон

1) Относительность всякого знания.

2) Непостижимость истины.

3) Мудрость – воздержание от любых определённых суждений.

4) Кинизм:

 

Антисфен

 

Диоген

1) Разработка идей аскесиса – самоотречения и предельноого ограничения потребностей.

2) Освобождение от догм религии и культуры.

3) Автаркизм – независимость и самостоятельность.

4. Римский период.

(I-V вв.)

 

1) Эклектизм:

Цицерон

1) Сочитание различных философских концепций.

2) Энциклопедизм – проблемы познания природы и общества.

3) Проблемы морали и этики.

4) Политические проблемы.

2) Неоплатонизм:

Плотин

1) Развитие платоновской триады Единое – Ум – Душа.

2) Мистически-интуитивное познание высшего.

3) Проблема достижения чистой духовности.

4) Иерархическое устройство мира.

3)Неопифаго-реизм:

Аполлоний

Тианский

 

1) Разработка методов математического символизма.

2) Опора на пифагорейские категории.

3) Проблемы этики: идеи аскетизма и катартики.

4) Проблема первоначала (монада – диада).

4) Ранняя философия христианства:

Св. Августин

1) Развитие идей теоцентризма.

2) Провиденциализм.

3) Сглаживание противоречий между материализмом и идеализмом.

4) Разработка идей креационизма и ревеляционизма.

5. Средневековая философия

а) Этап патристики

(V-VII вв.).

Григорий Великий

 

Максим

Исповедник

 

Исаак Сирин

1) Сущность бога и его тройственность (тринитарная проблема).

2) Свобода воли человека и возможность спасения его души.

3) История – осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

4) Соотношение философии и теологии.

 

б) Этап схоластики

(VII-XV вв.)

Боэций

 

Ансельм

Кентерберийский

 

Фома

Аквинский

 

Уильям Оккам

1) Доказательство бытия Божьего.

2) Соотношение веры и разума.

3) Проблема универсалий.

6. Философия эпохи

Возрождения

(XV-XVI вв.)

 

Мишель

Монтень

 

Никколо

Макиавелли

 

Томас Мор

 

Джордано

Бруно

 

1) Натуралистический пантеизм – отождествление природы и Бога.

2) Утверждение идеалов антропоцентризма и гуманизма.

3) Выработка концепции «двух истин» - религиозной и рациональной (научной).

4) Развитие натурфилософии – разрабатываются экспериментально-математические методы познания естественных законов.

5) Проблемы устройства государственного механизма (утопии).

7.Философия Нового времени

(XVII-XVIII вв.)

 

1) Рационализм:

 

Рене Декарт

 

1) Выработка методов познания.

2) Проблема субстанции (монизм, дуализм, плюрализм).

 

 

Бенедикт

Спиноза

 

Готфрид

Лейбниц

3) Устройство общества на разумных началах.

4) Выработка механистической научной картины мира.

 

 

2) Эмпиризм:

 

Френсис Бэкон

 

Джон Локк

 

Томас Гоббс

1) Разработка индуктивного метода познания и анализа как его основы.

2) Наука – способ покорения природы и усовершенствования человека.

3) Смешение науки и религии недопустимо.

4) Добывание знания опытным путём.

 

3) Немецкая классическая

Философия:

 

Иммануил Кант

 

Йоган Фихте

 

Георг Гегель

 

Людвиг Фейрбах

1) Этические и эстетические проблемы.

2) Разработка системы познания.

3) Невозможность познания сущности предмета.

4) Противоречия чистого разума и «вещи-в-себе»(Кант).

5) Проблема знания              (априорное, апостериорное).

6) Выработка законов диалектики (Гегель).

7) Противоборство религии, разработка концепции материалистического антропоцентризма(Фейербах).

8) Современная философия.

(XIX-XXI вв.)

 

1) Марксизм:

 

Карл Маркс

 

Фридрих

Энгельс

 

В.И. Ленин

 

Славой Жижек

1) Классовая теория.

2) Производственные отношения как базис общественных взаимоотношениях.

3) Исторический материализм.

4) Построение социально-справедливого общества.

5) Плановая экономическая модель.

2) Экзистенциона-лизм:

 

Альбер Камю

 

Н.А. Бердяев

 

Жан-Поль Сартр

 

Мартин

Хайдеггер

3) Позитивизм:

 

Огюст Конт

 

Моритц Шлик

 

Карл Поппер

1) Проблема бытия человека в мире.

2) Личность как уникальная творческая индивидуальность.

3) Экзистенция – непосредственная «открытая возможность».

4) Ответственность человека за совершённые им поступки.

 

 

1) Систематизация конкретно-научного аппарата.

2) Роль знаково-символических средств научного мышления.

3) Отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки.

4) Формализация знания.

5) Социокультурная детерминация научного знания.

 

 

 

4) Герменевтика:

 

Ханс-Георг

Гадамер

 

Поль Рикёр

1) Интерпретация и понимание текстов.

2) Соотношение истины и индивидуальности понимания конкретного субъекта.

3) Переход от равнодушия к тексту к его пониманию.

5)Психоанали-тика:

 

Зигмунд Фрейд

 

Карл-Густав

Юнг

 

Эрих Фромм

1) Исследование бессознательного элемента человеческой психики.

2) Концепция «Сверх-я»-«Я»-«Оно».

3) Возникновение стрессов и неврозов.

4) Сублимация.

6) Философия постмодерна:

 

Жиль Делёз

 

Мишель Фуко

 

Феликс Гваттари

1) Антидогматизм.

2) Восстановление классической функции разума.

3) Необходимость деконструкции составных компонентов мировоззрения («Бог», «Я», «Цель», «смысл» и т.д.).

4) Разрушение системы «двоичного исчисления мира».

                           

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: