Изобразительному искусству в школе»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Теория и методика обучения

изобразительному искусству в школе»

 

Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки: Изобразительное искусство и Технология

Форма обучения: заочная

 

 

Выполнила студентка

2 курса ЗБ-ИЗОТ-21 гр

Лобанова Анна Сергеевна

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры ХЭВ

Бреусова Татьяна Александровна

_________________________

 оценка подпись

«___»____________ 2020 г

 

Оренбург, 2020 г.

Задание 1. Ознакомиться с выдержками из ФГОС начального общего образования и заполнить таблицу. Все стандарты ищем на этом сайте: https://fgos.ru/

 

1. Основная задача предметной области «Искусство» Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально- ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
2. Группы планируемых результатов, обозначенных в стандарте 1. Личностные результаты - включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. 2. Метапредметные результаты - включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. 3. Предметные результаты - включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
3. Предметные результаты по дисциплине «Изобразительное искусство» 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

 

Ознакомиться с выдержками из ФГОС основного общего образования и заполнить таблицу.

 

1. Основная задача предметной области «Искусство» Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
2. Группы планируемых результатов, обозначенных в стандарте 1. Личностные результаты - включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. 2. Метапредметные результаты - включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. 3. Предметные результаты - включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
3. Предметные результаты по дисциплине «Изобразительное искусство» 1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); 4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); 6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Задание 2. Ознакомиться с текстом примерной программы по изобразительному искусству для основной школы. Заполнить таблицу. Файл с примерной программой высылаю вместе с заданием.

 

1. Цели курса Развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры
2. Количество часов на изучение курса в начальной школе: Количество часов в неделю: 1 класс – 33 ч 2 – 4 класс – 34 ч Количество часов в неделю: 1 ч Всего на курс — 135 ч
3. Предметные результаты по дисциплине «Изобразительное искусство» · характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; · раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; · создавать эскизы декоративного убранства русской избы; · создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; · определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; · создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; · создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; · умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровня); · выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; · владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; · распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; · характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; · различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; · различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; · находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; · различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; · называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; · классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; · объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; · композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; · создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; · простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; · навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); · изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; · создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; · строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; · характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; · передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; · творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; · выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; · рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; · применять перспективу в практической творческой работе; · навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; · навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; · видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; · навыкам создания пейзажных зарисовок; · различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; · пользоваться правилами работы на пленэре; · использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; · навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; · различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); · определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; · пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; · различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; · различать и характеризовать виды портрета; · понимать и характеризовать основы изображения головы человека; · пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; · видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; · видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; · использовать графические материалы в работе над портретом; · использовать образные возможности освещения в портрете; · пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; · называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; · навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; · навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; · навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; · рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; · приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; · характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; · объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; · изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; · узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; · перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; · характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; · узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; · характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; · рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; · называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; · творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; · творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему; · творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; · представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; · называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; · узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; · характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; · рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; · описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; · творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; · анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; · культуре зрительского восприятия; · характеризовать временные и пространственные искусства; · понимать разницу между реальностью и художественным образом; · представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; · опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; · собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); · представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; · опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; · систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; · распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; · понимать сочетание различных объемов в здании; · понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; · иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; · понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; · различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; · характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; · понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; · осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; · применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; · применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); · создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; · создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; · получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; · приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; · характеризовать основные школы садово-паркового искусства; · понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; · называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; · понимать основы краткой истории костюма; · характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; · применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; · использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; · отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; · использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; · узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; · различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; · различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; · узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; · характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; · раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; · работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; · различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; · создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; · работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; · сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; · рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; · ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; · использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; · выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; · характеризовать признаки и особенности московского барокко; · создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
4 Основные виды художественно-творческой деятельности - ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность; - изобразительная деятельность (основы художественного изображения); - декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства); - художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры); - художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
5 Наименование содержательных блоков - Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты - Виды изобразительного искусства и основы образного языка - Понимание смысла деятельности художника - Вечные темы и великие исторические события в искусстве - Конструктивное искусство: архитектура и дизайн - Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. - Искусство полиграфии - Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. - Взаимосвязь истории искусства и истории человечества - Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

 


Задание 3: проанализировать три основные авторские программы по изобразительному искусству и на каждую программу заполнить информационный лист. (для анализа предлагаются программы: «Изобразительное искусство» (школа В.С. Кузина), «Изобразительное искусство» (школа Б.М. Неменского), «Изобразительное искусство» под ред. Т.А. Копцевой). При поиске программ в интернете не путать с рабочими программами, которые выкладывают учителя.

 

1 Название программы  «Изобразительное искусство» для 1-4 классов (школа В.С. Кузина) «Изобразительное искусство» для 1-4 классов (школа Б.М. Неменского) «Изобразительное искусство» для 1-4 классов (под ред. Т.А. Копцевой)
2 Авторы программы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкина, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Н.С. Иванова, Н.М. Сокольникова Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, О. А. Коблова, Т. А. Мухина Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев
3 Цель обучения ИЗО по программе Развитие личности обучающихся средствами изобразительного искусства Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями Развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира
4 Планируемые предметные результаты: Предметные результаты Выпускник научится: • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; • узнавать, воспринимать, описывать и оценивать произведения изобразительного искусства, изделия русских народных промыслов; • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства (композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру), различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; • различать основные и составные, теплые и холодные, насыщенные, пастельные, светлые и темные цвета; • смешивать цвета на палитре и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; отражать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; • создавать выразительные образы в живописи, скульптуре, графике, декоративной работе и художественном конструировании; • создавать декоративные композиции по мотивам народных художественных промыслов России, использовать ритм и стилизацию форм для формирования орнамента, геометрические, растительные узоры для украшения предметов быта; • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним. Выпускник получит возможность научиться: • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях; • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования при выполнении задания; • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы; • создавать путем трансформации известного новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Предметные результаты  характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; - сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; - понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;  - овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);  - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; - понимание образной природы искусства; - эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;  - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; - способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; - умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; - освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; - овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; - умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; - изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; - способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Предметные результаты в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира; в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;  в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;  в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
5 Структура программы (способ построения, основные разделы). Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий, что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы. Первый блок«Виды художественной деятельности» раскрывает содержание учебного материала. Подразумевает «восприятие искусства» - отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. Второй блок «Азбука искусства» дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала. Третий блок «Значимые темы искусства» намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий. Четвертый блок «Опыт художественно-творческой деятельности» содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.   Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.  Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов. Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника. Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас».Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир. Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.  1 класс – «Художник и природа родного края». 2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».  3 класс – «Художник и природа разных стран мира». 4 класс – «Художник, природа и я».  Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках: «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.
6 Виды деятельности, предусмотренные программой Рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти и представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. Деятельностный подход к обучению позволяет реализовать целенаправленную работу над проектами по изобразительному искусству, осуществляемую на уроках в течение всего учебного года. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. Их задача — познакомить школьников с компьютером как средством создания изображения. Наряду с основной формой организации учебного процесса — уроком — возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архи Выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:   — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность.  Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства Урок изобразительного искусства поддерживается разными формами внеурочной художественно-творческой деятельности школьников: вне школы – посещение детских выставок и выставок профессиональных художников, экскурсии в музеи; в школе – студии-мастерские по освоению работы с разными художественными материалами, например с глиной, бумагой, песком, тканью и другими нетрадиционными или природными материалами, а также студии, интегрирующие разные виды искусства: живопись, графику, музыку, литературу и театр и др. Их работа создаёт благоприятную творческую среду, способствует расширению представлений младших школьников о выразительных средствах и формах изобразительного искусства, развитию познавательной активности учеников, их общению со сверстниками, учителями, родителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной художественно-творческой деятельности.
7 Межпредметные связи Межпредметная связь с технологией, музыкой, литературой, историей, математикой Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. В четвёртом разделе («Художник и мир искусств») осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино.
8 Изобразительные материалы, используемые на уроках ИЗО (по программе) Карандаш, перо, уголь, пастель, восковые мелки, акварель, гуашь, пластилин, глина   Краски акварельные, краски гуашевые, тушь, бумага А3, А4, бумага цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти беличьи №5, 10, 20, кисти щетина № 3, 10, 13 – живописными материалами и техниками: акварелью, гуашью, пастелью (сухой и масляной) и др.; – графическими материалами (простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки) и техниками (граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.); – скульптурными материалами (пластилин или глина); – конструктивными материалами (бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.)
9 Методическое обеспечение программы Учебно-методический комплект Ломов С. П., Долгоаршинных Н. В., Игнатьев С. Е. и др. Изобразительное искусство. 1—4 классы. Рабочая программа 1 класс Кузин В. С., Кубышкина Э. И., Богатырёв Я. М. Изобразительное искусство. Учебник Кузин В. С., Кубышкина Э. И., Богатырёв Я. М. Изобразительное искусство. Электронная форма учебника Богатырёва В. Я. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Рабочий альбом Долгоаршинных Н. В., под ред. С. П. Ломова. Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной, Я. М. Богатырёва «Изобразительное искусство» 1 класс   2 класс Кузин В. С., Кубышкина Э. И., Богатырёв Я. М. Изобразительное искусство. Учебник Кузин В. С., Кубышкина Э. И., Богатырёв Я. М. 40 Изобразительное искусство. Электронная форма учебника Богатырёва В. Я. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Рабочий альбом Долгоаршинных Н. В., под ред. С. П. Ломова. Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной, Я. М. Богатырёва «Изобразительное искусство» 2 класс   3 класс Кузин В. С., Кубышкина Э. И., Богатырёв Я. М. Изобразительное искусство. Учебник Кузин В. С., Кубышкина Э. И., Богатырёв Я. М. Изобразительное искусство. Электронная форма учебника Богатырёва В. Я. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Рабочий альбом Долгоаршинных Н. В., под ред. С. П. Ломова. Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной, Я. М. Богатырёва «Изобразительное искусство» 3 класс 4 класс Кузин В. С., Богатырёв Я. М. Изобразительное искусство. Учебник Кузин В. С., Богатырёв Я. М. Изобразительное искусство. Электронная форма учебника Богатырёва В. Я. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Рабочий альбом Долгоаршинных Н. В., под ред. С. П. Ломова. Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина, Я. М. Богатырёва «Изобразительное искусство» 4 класс Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для 1—4 классов общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.  УЧЕБНИКИ  Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс; Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс; Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс; Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс.  ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс; Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс; Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс; Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ  Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1—4 классы. Учебные пособия для учащихся 1. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2011 и послед. 2. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2011 и послед.  3. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед. 4. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед. 5. Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 1 класса. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед. 6. Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 2 класса. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2013.  7. Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 3 класса. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2013. 8. Копцева Т. А. Творческая папка для учащихся к учебнику для 4 класса. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2014. Учебно-методические пособия для учителя 1. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2011 и послед. 2. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед. IZO-2013.indd 163 ZO-2013.indd 163 09.04.2013 15:12:57 9.04.2013 15:12:57 164 Материальное обеспечение учебного процесса 3. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2013.  4. Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Cмоленск: Ассоциация XXI век. – 2014.

 


Задание 4. Проанализировать и систематизировать требования к современному уроку изобразительного искусства. Сформулировать методические рекомендации педагогу по проведению урока изобразительного искусства в рамках требований ФГОС (не более 1-2 страниц текста).

 

Современный урок направлен на:

· формирование и развитие УУД,

· на достижение личностных результатов;

· Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

· Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

· Проектировать пути их реализации;

· Контролировать и оценивать свои достижения.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым. При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: