Информационный материал 3

Основание для извлечения информации - критерий, с помощью которого информация определяется как необходимая или избыточная для решения поставленной задачи. Отбор и обработка информации об одном и том же объекте в зависимости от поставленной задачи информационного поиска может идти по разным основаниям, т.е. с опорой на разные существенные признаки объекта, которые важны в той или иной ситуации.

Работая с одним источником, вы можете одновременно извлекать информацию по одному или нескольким основаниям. В последнем случае необходимо заранее:

- понять, связаны ли эти основания, может ли быть одна и та же информация ценна для ответа на несколько вопросов;

- обдумать способ, которым вы будете отделять в своих рабочих заметках одну информацию от другой.

В зависимости от поставленной задачи информационного поиска основания могут быть ранжированы, т.е. распределены по их значению для решения информационной задачи.

Пример 1.

Вам нужно подобрать несколько упражнений для выправления осанки, не требующих особого оборудования. Из источника, содержащего описание физических упражнений, вы будете извлекать по двум основаниям инструкции по выполнению упражнений:

основание 1: нацеленные на выправление осанки,

 основание 2: не требующие оборудования.

Основания используются именно в таком порядке: сначала надо определить назначение упражнения и лишь потом читать инструкцию по его выполнению и отслеживать, не упоминается ли в ней какое-то оборудование. Изучать инструкции по выполнению упражнений, например для наращивания трицепсов, на предмет требуемого для них оборудования будет излишним.

Ранжировать в процессе извлечения можно и собственно получаемую информацию. Такое ранжирование может вестись по разным критериям.

Поточности соответствия информационному запросу:

1. информация непосредственно и исчерпывающе отвечает на заданный вопрос;

2. информация снимает неопределенность по части поставленного вопроса;

3. информация дает косвенный ответ на заданный вопрос, т.е. требует обработки - детализации или конкретизации (приведены данные о классе объектов, к которому относится интересующий вас объект, или приведены данные о единичном случае, тогда как вас интересует общее правило или закономерность, приведена информация о схожем объекте и т.п.).

Информация, не соответствующая вашему запросу, оказывается избыточной, ее следует игнорировать.

Пример 2.

Вам нужно понять, что делать с отцветающими тюльпанами, чтобы они расцвели на следующий год.

Приведена информация

1. об уборке, хранении и высаживании луковиц тюльпанов,

2. о хранении луковиц тюльпанов, или о сроках уборки и высадки луковиц тюльпанов, или о признаках болезни растения, определяемых по луковице тюльпана, или о выращивании луковичных растений на дачном участке, или об опыте жительницы N-ской области в разведении тюльпанов. Информацию о новых сортах тюльпанов или использовании тюльпанов в ландшафтном дизайне в соответствии со сформулированным информационным запросом следует игнорировать, какой бы интересной она ни была.

По достоверности (фактологическая информация):

1. информация, представляющая собой изложение факта или закрепленной нормы (ссылка на нормативно-правовой акт, техническую документацию, описание, снабженное указанием на персоналии, контактной информацией, датами и т.п.);

2. информация, представляющая собой общее место (содержится в источниках разного вида, повторяется без цитирования почти дословно);

3. информация, подтвержденная аргументацией, опирающейся на общие позиции, принятые аксиомы, факты, ранее обоснованные сведения, первичную информацию;

4. информация, подтвержденная единичным достоверным опытом (человека, организации).

По правдоподобности:

1. информация, не противоречащая достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных;

2. информация, противоречащая некоторым достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных;

3. информация, противоречащая достоверным данным о других признаках и проявлениях объекта, общим закономерностям, массиву первичных данных.

Задание 12 (уровень I)

12.1.

Внимательно изучите описание типов профессий, представленных в тексте. Запишите, к каким типам профессий относятся профессии садовода, кассира, скульптора, экскурсовода.

Садовод

_____________________________________________________________________________________

Кассир

_____________________________________________________________________________________Скульптор

_____________________________________________________________________________________Экскурсовод

_____________________________________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: