Христианские основы архитектуры

•     311 г. - император Галерий разрешил проповедовать христианство на территории Римской империи

•     330 г. – заложен Константинополь, Император Константин и его жена приняли христианство и перебрались в Константинополь – новую столицу христианского мира. Для обращения в христианство строились цилиндрические постройки – крещальни, или баптистерии

•     324 г. – построена базилика св.Петра в Риме – первый христианский храм базиликального типа (просуществовала до 1506 года)

•     Купол Пантеона - новая трактовка:круг – один из символов христианства, идеальная, совершенная божественная форма, символ небесной гармонии

•     532-537 гг. - Первая удачная попытка соединения базилики и купола – Храм св. Софии в Константинополе

Новые типы сооружений:

•     Пфальц – это новый тип укрепленной королевской резиденции, соединяющий в себе жилые, парадные,и культовые постройки (тип замка)

•     Монастыри – в Уставе Бенедиктинского монашеского ордена (первого в Европе) был создан идеальный план образцового монастыря, в основе которого лежал регулярный принцип организации и регламентировалось местоположение различных построек на территории монастыря

•     Собор – культовое сооружение - храмы базиликального типа

•     768-855 гг. - на территории Европы построены 417 монастырей, 27 городских соборов, более 100 пфальцев, а также больницы, школы, мосты, крепости

Архитектурные формы: арки, купола, цилиндрические своды, крестовые своды      

- Обзор в виде слайд-шоу протороманской архитектуры Равенны.

 

4. Шедевры дороманской архитектуры

 

Капелла в Аахене (790-798гг.)

 

Первоначально это было родовое поместье Карла Великого в германском городке Аахене. В свое время она считалась одним из прекраснейших зданий Европы. Строителем капеллы называют зодчего Одо из Меца. Однако, вполне очевидно, что зодчим руководил мастер Эйнхард - блестящий знаток античного искусства. Здание представляет собой шестнадцатигранник, в который вписан восьмиугольный в плане внутренний зал. Капелла отличается массивными сводами, ее потолок украшают многочисленные мозаики. Винтовые лестницы, проложенные в толще стен капеллы, ведут на галерею второго яруса, где во время богослужений находились император и его приближенные. При Карле Великом в Аахенскую капеллу были перевезены из Равенны мраморные колонны и облицовочные материалы из разрушенного дворца готского короля Теодориха. В Аахенской капелле впервые в европейском зодчестве выражена идея государственности, суровой власти, силы.

 

Ворота в Лорше (774-800гг.)

Здание входило в комплекс монастыря (774 - до IX в.). Композиция «ворот» - двухъярусное членение, три арочных проема, полуколонны и пилястры с античными капителями -напоминает триумфальные арки императорского Рима. Несмотря на античные реминисценции, надвратный зал является произведением средневекового искусства. Определяющей для зодчих (не исключено, что они были выходцами из Южной Галлии, где были живы античные традиции) оказалась плоскость стены, они обильно украсили ее инкрустационным орнаментом, характер которого -треугольные щипцы — свидетельствует о влиянии деревянной архитектуры. В начале XX в. в интерьере под более поздними средневековыми фресками был обнаружен первоначальный декор, который имеет прототипы в архитектурных росписях римских домов.          

Пфальц в Ингельхейме (ок.800г.)

Самый большой дворцовый комплекс Карла Великого

 

Аббатство Сен-Галлен (ок. 820г.)

 План аббатства является проектом идеального бенедиктинского монастыря, который был представлен аббату Гоцберту в 820г. Находящаяся в центре монастырская церковь была представлена в виде храма с двумя апсидами, но при постройке была сооружена только одна апсида. Это трехнефная базилика, внутреннее пространство которой разделено на отдельные капеллы, по четыре в каждом из трех нефов. При церкви находился зал капитула, ризница, библиотека, скрипторий, приемная. К ней примыкал квадратный клуатр, вокруг размещались дортуар, трапезная, гардеробная, кухни, бани. С другой стороны храма: дом аббата, школа для мирян, дом для высоких гостей. На территории аббатства находилась меньшая церковь, к которой с двух сторон примыкали два квадратных клуатра, рядом с одним больница. С другой стороны второго клуатра - кладбище, огород. На территории аббатства располагались птичьи дворы, конюшни, коровники, свинарники, пивоварни, дома для прислуги, мастерские.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: