1) Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?
2) Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие
естественного отбора?
3) В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
|
|
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.
Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.
Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.
|
|
Контрольная работа по биологии 9 класс на тему «ЭВОЛЮЦИЯ»
Вариант 2
1.Эволюционное учение объясняет:
а) возникновение приспособленности организмов б) механизмы изменчивости организмов
в) особенности строения белков г) механизмы влияния инфекций на организмы
2.Первую научную классификацию организмов создал:
а) Ч.Дарвин б) Ж-Б.Ламарк в) К.Линней г) Ш.Бонне
3.Появление двух и более новых форм из одной исходной называется:
а) адаптация б) конвергенция в) эволюция г) дивергенция
4.Результаты эволюции:
а) наследственность б) повышение уровня организации существ в) внутривидовая борьба
г)появление адаптаций д) межвидовая борьба за существование е) естественный отбор
5.Структурными единицами, составляющими вид, являются:
а) особи б) породы в) сорта г) популяции
6.Географический критерий вида отражает:
а) наличие определенного ареала б) генетическую изоляцию от других видов
в) особенности химического состава организмов г) особенности процессов жизнедеятельности организмов
7.Результат микроэволюции:
а) появление новых особей б) репродуктивная изоляция популяции в) естественный отбор г) появление мутаций
8.Макроэволюция отличается особенностями:
а) приводит к формированию новых видов б) приводит к образованию крупных систематических единиц
в) не имеет собственных механизмов г) протекает в течение миллионов лет
д) доступна непосредственному наблюдению исследователей е) протекает под действием естественного отбора
9.Какие из примеров характеризуют движущую форму естественного отбора?
а) возрастание численности тёмных бабочек в промышленных районах по сравнению со светлыми
б) появление устойчивости у животных к ядохимикатам
в) постоянство размеров и формы цветка у насекомоопыляемых растений
г) уменьшение размеров крабов, обитающих в мутной воде
д) уплощённое в спинно-брюшном направлении тело камбалы
е) сохранение до настоящего времени кистепёрой рыбы латимерии